28.08.2006
Лучшая партия июля: Пеллетье - Волокитин
Как и в предыдущем месяце, у экспертов возникли разночтения. Не нашлось партии, которая была бы упомянута во всех списках, а поединок, получивший три первых места, по сумме баллов уступил тому, который высших отличий не удостоился. Пора представить несогласных – Екатерина Ковалевская, Михаил Кобалия, Эмиль Сутовский, Камиль Митонь, Андрей Зонтах, Андрей Девяткин, Сергей Соловьев, Владимир Барский и Сергей Иванов.
Пояснениями Сергея Иванова я воспользуюсь и здесь, и в обзоре. Вот что он говорит, например, о партии Пеллетье – Волокитин, поставленной им на второе место:
«Блестящая тактическая победа Пеллетье (Андрей, увы, в этом месяце оказался исключительно в роли пострадавшего). Черные сами посеяли бурю ходом 17...¤e5, но разве можно было в тот момент предвидеть все последствия! Серией тонких маневров, из которых стоит выделить 22.¦ed1! (на немедленное 22.Јh6 у черных находится контрудар 22...¦g2!) белые подготовили почву для решающей атаки. И хотя все их последующие ходы по сути единственные, но от этого они не становятся менее красивыми. Особенно мне понравился вариант 27.Ґd5!!, и в случае 27...Јd5 - 28.f7 Јe5 29.f8ЈX! (правда, есть и прозаическая дуаль - 28.Јe8 Јg8 29.f7 с выигрышем)».
На втором месте эта партия также у Барского и Кобалия, еще три четвертых, и только в одном списке она отсутствует. В итоге 65 баллов.
А вот мнение по поводу поединка Морозевич – Волокитин: «"Трудовая" победа Морозевича. В известной позиции, которая уже встречалась на практике, он решил продолжить игру - 26.¤f5!? (в партии Леко-Карякин, Вейк-ан-Зее, 2006 после 26.ba4 Јa4 27.¦hd1 ¦f7 вскоре последовало соглашение на ничью), и не без оснований: оставшиеся на доске ладья и конь белых, отлично взаимодействуя и атакуя пешки соперника, выглядели посильнее черного ферзя. Продвинуть свои пешки в ферзи, тем не менее, оказалось делом непростым, и тут на помощь белым пришли этюдные идеи Каспаряна на тему доминации: на 78-м ходу Морозевич неожиданно оставил свою пешку a7 без защиты, но в случае ее взятия черный ферзь оказывался в ловушке: 78...Јa7 79.¦a5! Все еще раз повторилось на следующем ходу: после 79.¤d6! черные не могут играть 79...Јe7 80.ўc6 Јa7 ввиду 81.¤b5, и ферзь теряется. В итоге белые совместными усилиями довели пешку "a" до поля превращения, а копилка практических окончаний пополнилась интересным примером на тему "борьба ферзя против ладьи и коня", где ферзь оказывается не сильнейшей стороной, а слабейшей». Победу Морозевича поставили на верхнюю строчку списка Девяткин, Барский и Зонтах, но у троих экспертов она просто не попала в десятку – очевидно, ввиду «излишней» глубины дебютной разработки и наличия погрешностей при реализации, указанных в анализах Алексея Коротылева. Так что даже с учетом еще одного третьего места – в сумме 59 баллов, и лауреатом июля становится Янник Пеллетье.
Общее третье место – у второй дуэли Волокитин – Морозевич. Ковалевская и Иванов поставили ее на первую строчку. «Волокитин, очевидно, жаждал отыграться за поражение в первом круге, и наверняка собирался усилить свою партию с Касымжановым из Дагомыса-2006 (в ней было 13...c5 14.d5 c4). Но Морозевич свернул в сторону раньше: он предварительно разменялся на d4 и лишь затем сыграл c5: 13...ed4 14.cd4 c5. Волокитин не захотел запирать своего белопольного слона путем 15.d5 и нанес удар - 15.b4!?, но получил встречный контрудар - 16...¤c4! Теперь после 17.¤c4 bc4 18.Ґc4 d5 черные перехватывали инициативу. Белые предварительно разменялись на b5, в надежде после 18...bc4 19.Ґc4 ¦a1 20.¤f7 хотя бы объявить вечный шах. Но Морозевич уже был в своей стихии: он нанес еще один контрудар - 18...¦a2!, получив за качество сильные и продвинутые проходные пешки. Даже когда одну из пешек белым удалось съесть, ей на смену вскоре пришла другая. Поддержанные дальнобойными слонами, пешки устремились вперед, и, пожертвовав одного ферзя, черные сразу же получили другого. Реализацию перевеса в окончании "ферзь и слон против двух ладей" Морозевич провел безупречно, и одержал великолепную победу. Как все переплетено в современных шахматах: в этой встрече была разыграна испанская партия, а идеи Ботвинника "о движении черной пешечной массы на ферзевом фланге" (см. вариант Ботвинника в славянской защите) живут и побеждают!»
Отношение к этой партии еще противоречивее, чем к первому поединку тех же партнеров. Кроме двух первых – одно второе и два третьих места и полное молчание в четырех списках! (55 баллов) Не надо было Александру распыляться, вот что я думаю. Выиграл бы у Андрея 1 (одну) хорошую партию, и у судей не возникло бы терзаний, которая из двух более достойна.
Обобщающее мнение Иванова: «Примерно год-полтора назад самым "творческим", если так можно выразиться, шахматистом, постоянно попадающим на верхние строчки партии месяца, был Эмиль Сутовский. Сейчас Эмиль где-то затерялся, а пальму первенства у него перехватил (опять же, на мой субъективный взгляд) Александр Морозевич».
Далее с заметным отставанием плотной группой идут (краткие характеристики мои):
4-5 места – Джобава – Ван Хао (1 второе, 1 третье; тонко проведенный Баадуром эндшпиль, украшенный жертвами пешки, качества и слона; белые пешки в этой партии поработали на славу) и Новиков – Войташек (1 второе, 1 третье; временная жертва коня на выходе из дебюта и очень изящное использование слабости черных полей, образовавшейся в результате тактической перестрелки).
6 место – Беркеш – Чжан Пэнсян (2 вторых; совершенно немыслимый блестящий перевод коня с f6 на а8 в середине игры и красивая матовая атака в финале).
7 место – Морозевич – Брусон (1 второе; оригинальная трактовка чигоринского варианта, целеустремленное налаживание взаимодействия фигур и четко проведенное заключительное наступление).
8 место – Харикришна – Алмаши (1 третье; энергичная игра против берлинской стены и очень техничная реализация лишней пешки в разноцвете при ладьях).
9 место – Навара – Новиков (первое место у Соловьева и еще одно третье; Эло-фаворит турнира был сметен с доски мощным староиндийским ураганом).
10 место – Йенни – Форстер (первое место у Сутовского; см. обзор).
За пределами десятки оказалась партия Епишин – Де ла Пас, понравившаяся Иванову и особенно Митоню, поставившему ее на первое место. Мысли Сергея я процитирую в обзоре. Там же вы найдете партию Деграв – Мейерс, которую поставил на первое место Кобалия.
По одному третьему месту в списках удостоились яркие ничейные поединки Брусон – Волокитин и Перельштейн – Ибрагимов.
Завершу отчет похвалой Сергея в адрес Лилит Мкртчян, чья победа над Стефановой упомянута в пяти списках.
«Великолепное атакующее полотно, нарисованное Лилит Мкртчян (отмечать творческие успехи женщин для меня уже входит в традицию). Казалось бы, скучный дебют Рети не предвещал ничего интересного, но только не в руках шахматных амазонок: на 16-м ходу последовал комбинационный взрыв, и в течение следующих 23-х ходов черные вдохновенно вели атаку, не позволяя сопернице (как-никак, экс-чемпионке мира!) ни секунды передышки. Черные пешки "e" и "f", дойдя до третьей горизонтали, просто смели белые фигуры с доски. Браво, Лилит, горный воздух Севана подействовал на тебя вдохновляюще! (перед турниром в Краснотурьинске мы проводили сборы на берегу этого высокогорного озера).