23.01.2006
Вне конкуреции в декабре: Мотылев-Бареев
В подведении последних итогов ушедшего месяца творческого года (я что-то напутал в прилагательных и существительных, расставьте сами в правильном порядке, не пойму, как надо) приняли участие Александра Костенюк, Евгений Глейзеров, Михаил Кобалия, Эмиль Сутовский, Сергей Соловьев, Илья Одесский, а также Сергей Иванов и Сергей Климов, чье красноречие освободит меня от обязанности самостоятельно представлять поединки-лауреаты.
Сергею Иванову сразу же предоставлю вступительное слово.
«Хороший в целом шахматный год получил в декабре ударное завершение: одно за другим прошли два крупнейших турнира - Кубок мира в Ханты-Мансийске и Суперфинал Росии в Москве. Другие соревнования (и, соответственно, партии, в них сыгранные) на этом фоне смотрелись бледно - правда, за одним удивительно приятным исключением, о котором - ниже. Итак, Ханты-Мансийск и Москва - вне всякой конкуренции, об этом свидетельствует и количество партий, предложенных ведущим на суд жюри - 8 из первого турнира и 7 из второго. А вот дальше – начинаются нюансы, вкусы и пристрастия. И в том и в другом состязании было сыграно немало интереснейших партий, многие из которых, наверное, могли бы претендовать на звание «партии месяца». Выбор - это всегда дело субъективное, несущее в себе отпечаток эстетических, идейных, патриотических и каких еще угодно взглядов оценивающего».
Должен сказать, что в данном случае субъективность была посрамлена. Главный вывод, сделанный мною из присланных экспертами оценок, таков: у нас в государстве награды зря не дают. Мнение жюри сайта е3е5 совпало с заключением авторитетной комиссии суперфинала чемпионата России. Первое место в декабре безоговорочно занимает партия, признанная лучшей в турнире – Мотылев – Бареев. Она не то что включена во все десятки – ниже третьего места ни у кого не опустилась! А первую строчку в своих списках отвели ей Соловьев, Глейзеров, Иванов, Климов и Кобалия.
Иванов: «Эту потрясающую по своему накалу схватку в двух словах описать невозможно, потребуется отдельная статья. Начиная с 15-го хода белых Bf6! на доске творилось нечто невообразимое: на протяжении следующих тринадцати ходов удары следовали за ударом (вперемежку с контрударами), фигуры летали над доской как на крыльях, а соперники, словно два боксера, сошлись в клинче, казалось, еще чуть-чуть - и искры посыпятся из глаз... Когда дым рассеялся - на доске стоял прозаический "разноцвет" с двумя лишними пешками у белых. Потом, правда, последовала длительная, 40-ходовая реализация, но ни в один момент сомнений не возникало, что Александр Мотылев одержит самую выдающуюся победу в своей карьере. На мой взгляд, упомянутый 13-ходовый отрезок из этой встречи войдет ванналы шахматного искусства».
Климов: «Независимо от корректности жертвы - просто взял и поставил слона под бой пешки! Да и следующий ход Rad1! А как вам тонкость, что ладья на b8 стоит плохо, так как не контролирует поле a7?»
Добавлю, что в ближайшем номере «64» Александр Мотылев представит подробнейший анализ своего шедевра.
Насчет второго места больших сомнений также не возникает. Это победа Александра Грищука над Гатой Камским. Одесский поставил это поединок на первое место, еще в трех списках он на втором и в одном – на третьем месте.
Климов: «Полная доминация - и плохой испанский конь на d8 портит все. Кстати, Грищук тоже ставит коня на поле f6 под удар пешки g7».
Третье место заслужила техничная игра Руслана Пономарева в партии Кубка мира с Евгением Бареевым. Партию поставил на первое место Сутовский, есть еще третье место – и стопроцентное попадание в десятку.
Иванов: «Тончайшие маневры Пономарева в сочетании с филигранной эндшпильной техникой; один ход 11.Ra2!? чего стоит!»
Климов: «Классический французский эндшпиль против сильного шахматиста - дорогого стоит».
Как справедливо замечает Иванов, Евгений Ильгизович вэтом месяце оказался, увы, "красиво пострадавшим". На четвертом месте – еще одно поражение Бареева. Поединок Дреев – Бареев упомянут во всех списках при одном втором месте.
Иванов: «Убедительная победа Дреева,доказавшего превосходство централизованной гармонии фигур надаморфной, хотя и многочисленной пешечной массой».
Климов: «Впечатление, что ход слоном на g7 был не слишком удачен».
Пора отметить и нового чемпиона России. На пятом месте – партия Рублевский – Дреев. Она больше других понравилась чемпионке России – видимо, одноименное притягивается. Плюс одно третье место.
Климов: «Стиль Рублевского - все просто и естественно, принципы здоровой игры в шахматы торжествуют. Кажется, что его дебют так прост, что ничего не дает - даже Дреев играет несвойственную для него сицилианскую. И получает сомнительную позицию к 10-му ходу».
Другая победа Рублевского – над лауреатом декабря – также заслужила почетные отзывы. Но между этими двумя поединками вклинился Ван Вели с победой над Раджабовым (одно второе место).
Иванов: «Великолепная аналитическая работа Люка ван Вели. В хорошо известной теоретической позиции, котораяпостоянно играется на высоком уровне последние десять лет (а у Раджабова это просто основной дебют, который, по идее, он должензнать, как свои пять пальцев), ван Вели сделал самый естественный инапрашивающийся ход 13.Ne6!, который, как выяснилось, оказался очень сильным. Просто удивительно, что никто не догадался так сыграть раньше! Эффект от новинки был потрясающим: Раджабов делал вроде быправильные ходы, но его просто смели с доски! Впоследствии было установлено, что черные могли сыграть сильнее (немедленно 14...Nc6 вместо предварительного размена на e4, а также 17...Ng5 вместо17...Nf6), но первопроходцам, как известно, всегда тяжело».
Климов: «Наверняка у Гарри Кимовича в файле написано, как там нужно играть. В нечеловеческую силу новинки не очень верится».
На 7-м месте – еще одна партия с убойной, хотя и «одноразовой» новинкой Рублевский – Мотылев (одно третье место). Читайте комментарии победителя в «64».
Иванов: «Удавшаяся попытка "взламывания" русской партии, закончившаяся тончайшим ладейным эндшпилем (которые, как известно, не выигрываются)».
На 8-м месте – встреча «поколения next» и «поколения past» Карлсен – Камский, на 9-м – боевая ничья Харикришна – Тимман.
Отдельно о поединке, занявшем 10-е место. Женщины отмечаются у нас нечасто.
Слово опять же Сергею Иванову: «На третье место я поставил партию Славина - Радзиевич (так же поступил и Сутовский – М.Н), сыгранную в очередной, проходной "Первой Субботе" в Будапеште. И дело тут вовсе не в пристрастности или необъективности -что партия сыграна женщинами, и что с Иветой Радзиевич меня связываютнесколько лет плодотворного сотрудничества. Отнюдь. Я оценивал этупартию исключительно по творческим, эстетическим показателям. Когда видишь на доске такой ход, как 17...Qf3!! (зная при этом, что позиция уже встречалась в гроссмейстерской практике) вкупе с последующим маневром 21...Ne5! (в тот момент черные имеют за ферзя всего лишьслона) - хочется снять шляпу перед победителем (или победительницей). Браво, Иветка! Побольше бы нам таких "проходных" турниров!»
В заключение должен признаться, что допустил серьезную оплошность, не включив в двадцатку партию Свидлер – Морозевич из суперфинала чемпионата России. Без всякого злого умысла – по забывчивости. Обнаружил это, только когда начал получать ответы от экспертов и удивляться, что ее никто не называет в числе лучших. Что ж, человечество на этот случай заготовило много утешительных формулировок: «Тот, кто много делает – много ошибается», «Большому кораблю – большое кораблекрушение» и т.д. Думаю (можно сказать, надеюсь, а то иначе как-то неловко получается), что конкуренцию партии Мотылев – Бареев эта содержательная ничья все равно не составила бы.
В конце месяца вас ждет традиционный обзор, в котором обязательно будет представлена партия Славина – Радзиевич и что-то еще на мой выбор. А некоторое время спустя будут подведены творческие итоги за весь год. Это дело ответственное, но увлекательное. Желаю всем читателям в наступившем году оставаться восприимчивыми к красоте шахмат. Во как!