25.05.2007
Лучшая партия апреля - Наер - Неверов
Апрельская двадцатка почти целиком состояла из партий дрезденского чемпионата Европы. В прениях приняли участие Сергей Загребельный, Константин Ланда, Игорь Лысый, Владимир Барский, Андрей Зонтах, Евгений Глейзеров, Михаил Красенков и Эмиль Сутовский.
Явного лидера на этот раз не было, но в конце голосования две партии ушли в отрыв. Не знаю, насколько серьезным будет обвинение в банальности, если я сообщу, что одна из них заняла в итоге первое место, а другая – второе, но это чистая правда. Замечу еще, что Иван Смыковский, Михаил Голубев и Владимир Белов (на е3е5, ChessPro и сайте РШФ соответственно) провели большую работу с творческими достижениями европейского первенства, по некоторым опусам аналитический каток прошелся чуть ли не трижды. Так что при желании читатели могут получить исчерпывающую информацию о большинстве поименованных ниже партий. А поединок, получивший апрельскую пальмовую ветвь, прокомментировал на ChessPro сам лауреат – Евгений Наер.
Его победу над Неверовым поставили на первую строчку Барский и Загребельный, а также Сутовский, который, запутавшись в своих симпатиях, вымолил у ведущего рубрики разрешение поделить первое место между четырьмя соискателями. С учетом многочисленных заслуг просителя (как в создании, так и в экспертной оценке произведений шахматного искусства) таковое разрешение было ему даровано. У Наера есть еще второе место, общая сумма – 63 балла.
На 6 баллов меньше – у Артема Ильина, чья партия с Непомнящим получила высшую оценку у Лысого, 1 второе и 2 третьих места. Не сомневаюсь, восторг был бы полным и всеобщим, если бы самостоятельная игра началась чуть раньше. Но Раджабов и Ананд порядочно натоптали, свернуть было тяжело. Если всерьез, то интересно, как дальше будет развиваться теория этого варианта. Условно говоря – встречаясь с Ильиным, Ананд пойдет на позицию после 17.Bf3 или свернет раньше?
Третью позицию занимает поединок Ярач – Нильсен (первое место у Зонтаха, четверть первого места у Сутовского, 1 второе, но «игнор» со стороны половины экспертного состава, в сумме 39). Этой партии, кажется, еще не коснулась рука человека, так что пойдет в обзор.
4-5 места с небольшим отставанием (по 37) делят Орлов – Асрян и Найдич – Густафссон. В первой (еще один фаворит Сутовского, 1 второе и 1 третье) белые провели элегантную эндшпильную комбинацию, во второй (1 второе, 1 третье) ничего элегантного нет, только хруст тяжелых фигур. К ней в еще большей степени применимы соображения о партии Ильин – Непомнящий. Если бы Маршалл в первоисточнике выиграл у Капабланки в таком стиле, то впечатлительный кубинец (как известно, все кубинцы впечатлительные и эмоциональные) мог бы и не стать чемпионом мира. От Яна Густафссона же потребовалось сделать всего 6 самостоятельных ходов, причем понятно, что он их знал заранее. Тем не менее жертва двух ладей оставляет глубокое эстетическое впечатление.
6-7 места. Снова дележ. Единственное в итоговой десятке инородное тело – эпическая партия последнего тура Бундеслиги Лазничка – МакШейн (первая строчка у Глейзерова) и история с продолжением (вернее, продолжение истории) Моисеенко – Павасович (первое место у Красенкова, два третьих). Если бы Душко Павасович попросил меня суммировать баллы, полученные за эту победу над Моисеенко и за одержанную двумя турами ранее над ван Вели (поединки развивались идентично до 27-го хода!), я бы не смог ему отказать, и с такой арифметикой он оказался бы на третьем месте. Люк схлопотал мат, выйдя королем в чисто поле, Александр дожил до ферзевого эндшпиля и даже перешел в пешечный, в котором, однако, произошло изящное и поучительное отталкивание плечом. В сокровищнице шахматной красоты эти партии будут храниться в одной ячейке.
8-9 места. Шомоев – Поткин и Орлов – Халкиас (1 третье). Замыкает десятку приглянувшаяся Сутовскому (и некоторым другим экспертам, но в значительно меньшей степени) партия Аврух – Неверов.
Необходимо упомянуть, что Ланда поставил на первую строчку партию Верле – Найдич, но единомышленников почти не нашел.
По-моему, последние два поединка из Top 10 до настоящего времени избегли нацеленного света комментаторских юпитеров. Исправлением этого недоразумения как раз и займусь в обзоре. До встречи!
Обсудить статью в форуме