27.02.2006
Поединок Топалов - Аронян - лучший в январе
Второй год подряд убеждаюсь в том, что провести конкурс январских партий – задача не из легких. Февраль – это месяц, когда многие завсегдатаи комиссии экспертов участвуют в «Аэрофлот-опене», потом отправляются в Каппелль-ля-Гран и т.п. Не хотелось также тревожить по нашим милым пустякам участниц предстоящего чемпионата мира среди женщин. Но в конце концов на призыв откликнулись Евгений Глейзеров, Александр Мотылев, Эмиль Сутовский, Михаил Кобалия, Евгений Наер, Сергей Соловьев, Илья Одесский и Владимир Барский. Легитимность результатов голосования такого жюри несомненна.
Как и ожидалось, в списках доминировали поединки, сыгранные в первом супертурнире года. Не знаю, сумеет ли Международная федерация шахмат использовать итоги голосования в президентской кампании, но безоговорочным лауреатом января стала партия, сыгранная в Вейк-ан-Зее чемпионом мира и обладателем Кубка мира ФИДЕ. На первое место поединок Топалов – Аронян поставили Кобалия, Сутовский, Одесский и Мотылев, еще в одном списке он на второй позиции.
Для пояснений я буду цитировать в основном Евгения Глейзерова: «Чемпион мира применил интереснейшую новинку, на вид рискованно пожертвовав качество. Изобретательная, хотя и безуспешная защита черных еще более увеличивает эстетическую ценность этой партии».
Яркое впечатление произвели не только победы Веселина. Украшенная тихими ходами мощная атака в партии Адамс – Топалов получила 1 первое (Барский), 2 вторых и 2 третьих места, что в сумме дало твердое второе.
Вдохновенные действия Топалова в партии с ван Вели заслужили 2 первых (Соловьев, Наер) и 2 третьих места. Другие оценки чуть ниже, поэтому – итоговое третье место.
У Эмиля Сутовского такое мнение: «Партия яркая, но уж очень много ошибок. Мне кажется, что многие эксперты поставят ее высоко, чуть ли не на первое место. Однако я комментировал этот поединок в прямом эфире и “не могу молчать!”»
Неоднократный победитель и призер конкурсов шахматной красоты, кстати, счел нужным сказать следующее (что называется, на словах просил передать): «Январский список получился очень достойным. Правда, у меня создалось ощущение, что ведущему рубрики мои партии изрядно надоели, поэтому сыгранные на Гибралтаре поединки Сутовский – Дьимеши и Сутовский – МакНаб в шорт-лист не вошли. Впрочем, они в любом случае не претендовали бы на общую победу…»
Глейзеров лаконично характеризует партию ван Вели – Топалов: «Жертва качества за инициативу с последующим прорывом в самом укрепленном месте» А в своем вступительном слове отмечает: «C огромным удивлением обнаружил, что 8 из 10 выбранных мной партий представляют только две темы - позиционную жертву качества и преимущество двух слонов. Я не нарочно, так оно само получилось :-) Но первое место (и, по, моему, вне конкуренции) берет партия с совершенно другими мотивами…»
На турнире в Гибралтаре отличился Виорел Бологан. Его партия с Виктором Львовичем Корчным сумела вклиниться среди шедевров Вейка и, получив одну высшую оценку и 2 вторых места, заняла очень почетное в данных обстоятельствах четвертое.
Евгений Глейзеров объясняет свое решение: «Виорелу удался настоящий шедевр. При ферзях жертва коня на f6 пришла бы в голову многим, но сотворить такое в эндшпиле! Самое поразительное, что, отдав фигуру всего за пешку, белые отнюдь не избегали дальнейших упрощений. А потом пошла игра по классическим эндшпильным канонам – активизация короля, вторжение по открытой линии и т. д. Вполне банально - если бы не один ма-аленький нюанс: все это Бологан проделывал без коня… Браво, браво и еще раз браво!»
Дальше следует хорошо подготовленная жертва двух фигур Карякин – Ананд (1 второе место).
«Юный украинский гений “попал под поезд” – его позиция стала безнадежной уже после двух “своих” ходов. Возможно, продукт домашней подготовки черных – что никак не умаляет красоту их игры» (Глейзеров).
Затем снова Ананд с позиционной жертвой качества в челябинском варианте (пострадавший – ван Вели) – 1 третье место в списках.
«Опять позиционная жертва качества и прекрасная последующая игра белых. Однако – идея уже не нова…» (Глейзеров)
Седьмое место у партии Аронян – Соколов, также получившей 1 третье место.
«Очередная жертва качества. Изюминку партии придает забавное приставание белого ферзя к своему черному визави с предложением поменяться». (Глейзеров)
А на восьмом – вновь Ананд. Победа над Гельфандом отмечена во всех списках, правда, в тройку вошла лишь в одном.
«Несложная, но очень красивая комбинация белых стала лишь прелюдией к интереснейшей борьбе в эндшпиле. Виши удалось тонко переиграть опять же упорно сопротивлявшегося соперника» (Глейзеров)
Девятое место занимает поединок, не имеющий отношения к элитным турнирам. Партия Арутюнян – Бабулян из командного первенства Армении понравилась Сутовскому и Наеру, поставившим ее на 2-е и 3-е места соответственно. Эмиль пояснил: «Как и в прошлый раз (Славина – Радзиевич), второе место отдаю отнюдь не самым звездным шахматистам в списке. На самом деле всё очень красиво и вдохновенно. Опять-таки, не уверен в абсолютной корректности замысла белых, но смотрится очень здорово!»
Замыкает десятку содержательная ничья Топалов – Мамедьяров. Чемпион мира, выражаясь словами недавнего «Перекрестка», здорово наследил в январских анкетах!
Здесь можно было бы и закончить, но 11-12 места вместе с партией гибралтарского триумфатора Георгиева (победа над Волковым) делит поединок Иванчук – Карякин, о котором у меня есть что сказать. Точнее говоря, у меня есть те, кому есть что сказать.
Глейзеров: «Три учебных примера на тему: “реализация преимущества двух слонов в эндшпиле” мне понравились примерно одинаково. Так что партии ван Вели – Леко, Иванчук – Карякин и М. Гуревич – Сандипан получают 4-6 места на равных».
Сутовский: «Просто учебная партия, помню, Вася и меня обыграл в каком-то таком стиле, частенько называемом капабланковским. (Хотя мне кажется, что Капа так бы не сумел. Может, Рубинштейн, в хороший день…)».
Надеюсь, не все из упомянутых здесь партий хорошо знакомы читателям, что-то свежее останется на мою комментаторскую и вашу читательскую долю. Принимаюсь за обзор, до скорого свидания.
P.S.
Уже отправив отчет, я получил список от Александра Рустемова. Его мнение только упрочило лидирующее положение поединка Топалов - Аронян. Александр поставил его на первое место и вообще угадал всю первую пятерку, только "перепутал местами" партии Карякин - Ананд и Адамс - Топалов. На окончательной расстановке это не сказалось, в первой десятке лишь пара не самых существенных изменений: теперь партии Аронян - Соколов и Ананд - Гельфанд делят 7-8 места, а поединок Иванчук - Карякин потеснил с десятого места ничейную битву Топалов - Мамедьяров.