29.09.2005
ПЕРЛ ДНЯ №1: ЛОВИМ НЕВОДОМ ЖЕМЧУГ
Затем солдат пересел к Швейку и рассказал, что в Сегедине они всыпали венграм по первое число... При этом он признал, что венгры умеют драться...
Я.Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка».
Руководство сайта, бережно заботясь о том, чтобы моя карьера не стала еще одним доказательством справедливости принципа Питера, на время чемпионата мира поручила мне хорошо знакомую работу. Если считается, что компетентности работника хватает на то, чтобы из нескольких сотен партий выбрать два десятка образцовых, то пусть он действует в том же ключе и выделяет одну из четырех. И подобно тому, как участников турнира в Сан-Луисе просили прояснить, почему любители шахмат не должны остаться равнодушными к их состязанию, передо мной поставили задачу растолковать читателям, по каким причинам они обязаны восхищаться и рукоплескать при виде лучшей партии дня.
Возможные трудности очевидны и в наглядной форме изложены Виктором Львовичем Корчным в примечаниях к последней партии сборника «Мои 55 побед черными»: «Эта книга должна была стать просто переводом англо-немецкого издания 2001 года на русский язык, но российский издатель господин М.Аманназаров потребовал от меня сделать ее более современной, т.е. добавить десяток партий, сыгранных за последние два-три года. Я возразил, что партий, достойных попасть в книгу, может и не оказаться, я ведь их не выдумываю, а играю, но издатель был непреклонен».
Применительно к нашему случаю: а ну как все партии тура протекут в том же ключе, что и добрая половина поединков из матча Крамник – Леко, т.е. быстро и бесконфликтно? Мама, что мы будем делать? Отвечая на вопрос, надо прежде всего напомнить себе и окружающим, что наши поставщики жемчуга – лучшие в мире, не может быть, чтобы они обманули наши ожидания. Восьмерка собравшихся в Аргентине выдающихся гроссмейстеров наверняка произведет желаемого материала с избытком. И если в середине турнира вдруг случится неурожай (или выходной день – уж от него точно никуда не деться), мы сможем более пристально взглянуть на какую-то из ранее сыгранных партий и тоже признать ее подходящей к нашему ожерелью. Но рассмотрим и пессимистический вариант, тем более что первый игровой день практически заставляет это сделать. Золотого запаса пока нет, а из сыгранных поединков ни один, я уверен, не войдет в число претендентов на звание лучшей партии месяца. Однако нас это не должно смутить, ведь во всех видах спорта комментаторы научились заполнять паузы, и грех нам, с нашим-то 64-клеточным интеллектом, чего-нибудь не придумать.
Давайте перейдем к делу и взглянем на партии первого тура глазами злобного болельщика. Чары ночного он-лайна с его азартом и лихорадочным обменом мнениями рассеялись, с недосыпу он похмельным взором обводит тексты партий и видит, что Свидлер и Адамс сделали семь с половиной самостоятельных ходов и согласились на ничью в такой позиции, что Сильвио Данаилов уже сделал пометку в своем черном списке – этих в Софию на будущий год не звать, шибко целомудренные, вида голых королей не выносят и заранее себя от такого зрелища избавляют; Морозевич и Касымжанов играли долго и скучно, и только победа одной из сторон могла бы придать этой партии какой-то исторический вес – но перед контролем грубо ошиблись оба, и стрелка барометра, пару раз нервно дернувшись, вновь застыла на отметке «Великая сушь»; Топалов безобразно (назовем вещи своими именами) разыграл дебют против Леко, но тот, вместо того чтобы решить партию жизнерадостной талевско-каспаровской атакой, умудрился перейти в эндшпиль, где его грозные лошади мигом превратились в никчемных кляч. Наконец, Юдит, в отличие от соотечественника, как будто вознамерилась нацелить на резиденцию вражьего короля свои тяжелые орудия, но обращалась с ними на удивление беспомощно, и сидевший напротив не обязан был быть Анандом, чтобы отразить полупризрачные угрозы и легко создать сокрушительную контратаку.
Однако не будем впадать в депрессию. Людьми придуманы разные техники для приобретения позитивного настроя. Много лет назад друзья поведали мне об одном представителе неформальной молодежи, который неожиданно для себя приобщился к, скажем так, мейнстримовской культуре. В его собственном пересказе это звучало так: «Я тут как-то сидел, косячок выкурил и вдруг решил сходить в театр. Считай, что никогда в театре не был, и вот подумал, что это неправильно. Пошел, перед самым началом билет купил, зашел в зал, сел, смотрю первое действие – и какой-то полный облом, вабще ничего не понимаю. Но потом, уже после антракта, протащило, я даже плакал». В ходе дальнейших расспросов удалось выяснить, что это был детский спектакль «Снежная королева»…
Нам такое не подходит: после введения ФИДЕ допинг-контроля ни один из известных мне комментаторов не применяет запрещенных препаратов для расширения сознания и получения психоделического представления о шахматных шедеврах. Но это и не нужно. Достаточно доброжелательного отношения, и многие кажущиеся неинтересными партии обнаружат любопытные подводные течения (во избежание недопонимания – это я на полном серьезе). И пусть поединки первого дня чемпионата мира объективно не могут заставить вас плакать (если, конечно, вы не венгр) – бессодержательными их назвать никак нельзя. Уверен, в примечаниях Сергея Шипова они заиграют яркими красками, несмотря на то, что строгий критический взор не упустит ошибок в линии и цвете.
Но нам-то простого напряжения мало, на этой странице мы взыскуем красоты и совершенства. И потому признаем первой жемчужиной победу Ананда. Да, к Юдит есть вопросы, но Виши был безупречен. Впрочем, с небольшими оговорками.
Ю.ПОЛГАР – В.АНАНД
1.e4 c6 2.d4 d5 3.¤c3 dxe4 4.¤xe4 ¤d7 5.Ґd3 ¤gf6 6.¤f3 ¤xe4 7.Ґxe4 ¤f6 8.Ґd3 Ґg4 9.Ґe3 e6 10.c3 Ґd6 11.h3 Ґh5 12.Јe2 Јa5 13.a4 0-0.
Дебютные тонкости мы обсудим в другой раз, когда оба соперника будут действительно разыгрывать дебют, а не беззубо развивать фигуры, как это делает Юдит. Сейчас ее настроение резко меняется, и она предлагает сопернику обострить игру. Понятно, что связка коня f3 ее раздражала, но короткая рокировка в создавшейся ситуации выглядит более уместной, а уж если готовить длинную, то лучше избегать таких ходов, как а2-а4.
14.Јc2 Ґxf3 15.gxf3 Јh5. Позвольте немного уточнить оценку происходящего. Я не собираюсь внушать ту мысль, что Юдит в этой партии смог бы обыграть игрок средней руки, но ходы Ананда вполне понятны и доступны для любого опытного «каро-каннщика». Коня надо установить на d5, а для этого сперва защитить пешку h7. К тому же оставлять королевский фланг совсем без защитников при открытой линии «g» было бы неразумно.
16.0-0-0. Очень сомнительно, что бесшабашной игрой вроде 16.¦g1 ¤d5 17.¦g5 Јxh3 (17...Јh4!?) 18.0-0-0 можно получить реальные шансы на создание атаки, а без пешек белые точно останутся.
16...¤d5 17.ўb1 b5! 18.¦dg1 f6.
К черному ферзю трудно подступиться, а на ферзевом фланге лед вот-вот тронется.
19.axb5. Вряд ли сильнее 19.a5 – при такой пешечной структуре линии все равно рано или поздно будут вскрыты.
19...cxb5 20.Ґc1. Вскоре Юдит по тактическим причинам вернет слона на е3. Мне кажется, что осуществляемый ею на следующих ходах маневр ферзя лучше было подготовить путем 20.Ґe2.
20...¦ab8 21.Јe2 ¦fe8 22.Јe4 ўh8. Фриц предлагает 22...b4, давая черным перевес после примерного 23.c4 f5 24.Јe2 ¤f4 25.Ґxf4 Ґxf4 26.c5, однако Ананд спокойно делает оборонительные и профилактические ходы, любуясь возвышающимся на d5 конем.
23.h4. Думаю, это был последний момент, когда белые могли еще что-то изменить. В случае 23.Јg4 (этот ход, кроме всего прочего, смотрится наиболее логичным в свете предшествующих перемещений) 23...Јf7 24.¦g2 черным пришлось бы уделить какое-то внимание королевскому флангу, в то время как после неудачного хода пешкой для защиты всего хозяйства фактически хватает одной ладьи на g8.
23...f5! 24.Јe2 Јf7 25.¦g2 Ґf4. Можно было сразу переключиться на ферзевый фланг путем 25...Јd7 26.¦hg1 b4! На 27.c4 или 27.¦xg7 выпад 27...Јa4 дает решающую атаку. При 27.Ґb5 Јxb5 (здесь уже отдача пешки g7 – 27...¦xb5 28.¦xg7 ведет к обоюдоострой игре) 28.Јxb5 ¦xb5 29.c4 ¦b7 30.cxd5 exd5 у черных технически выигранное окончание с лишней пешкой. Можно понять Виши: к чему в хорошей позиции рассматривать варианты, в которых по соседству с твоим королем оказывается неприятельская ладья. И поскольку в дальнейшем у Полгар, похоже, не было шанса обострить игру, то порицать Ананда за некоторую медлительность не приходится.
26.¦hg1 ¦g8 27.Ґe3 Јd7.
28.Јd2. Фриц поначалу вдохновляется ходом 28.h5 (с идеей вскрыть большую черную диагональ), однако, ответив 28...b4, легко убедиться, что как при 29.c4 ¤c3+ 30.bxc3 bxc3+ 31.ўa1 ¦b4 32.Ґxf4 ¦a4+ 33.ўb1 Јb7+, так и в случае 29.h6 ¤xc3+! 30.bxc3 bxc3+ 31.ўa1 (31.ўc1 Јa4) 31...Ґxh6! 32.Ґxh6 (32.Ґc2 Јd6) 32...c2! белые ничего не успевают, а их король попадает под шквальный огонь и гибнет.
28...Ґd6 29.Ґc2 Јb7 (с 29...b4 можно было уже не тянуть) 30.Ґg5 b4 31.c4 b3! Черный конь двинется с места только в тот момент, когда это даст немедленный выигрыш. Сейчас гораздо слабее было бы 31...¤c3+ 32.ўc1 Јxf3 в надежде на 33.bxc3 bxc3 34.Јe3 Ґa3#. Белые отвечали 33.Ґd3, и игра существенно затягивалась.
32.Ґd3. После 32.cxd5 bxc2+ 33.Јxc2 ¦gc8 34.Јe2 Јxd5 положение белых ладей смехотворно.
32...Ґb4 33.Јe2 Јa6 34.Ґh6. Процитирую еще раз сочинение, эпиграф из которого украшает начало этого опуса: «Плохо, брат, ты мадьяров знаешь, сколько раз я тебе говорил! С ними мы должны ухо держать востро». Однако королева шахмат явно запоздала с созданием угроз.
34...¤c3+! 35.bxc3 Ґxc3 36.ўc1 Јa3+?! Маленькое послабление в цейтноте соперницы. К мату вело 36...b2+ 37.ўb1 Јa1+ 38.ўc2 Јa2 39.ўd1 Јa4+. Но здесь победа достигается уже многими способами.
37.ўd1 Јa1+ 38.Ґc1 b2 39.Јe3 Ґxd4 40.Јd2 bxc1Ј+ 41.Јxc1 Јa2. Белые сдались.
Начало нашей коллекции положено, резервов совершенствования хоть отбавляй. Ждем второго тура.
P.S. Как нам только что сообщили из Будапешта, с 29-го сентября введен запрет на длинную рокировку для всех граждан страны.