e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
М.Дворецкий. ШКОЛА БУДУЩИХ ЧЕМПИОНОВ
М.Дворецкий. ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ (окончание)
М.Дворецкий. ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ (Начало)
М.Дворецкий. Великий Ласкер
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ (третья часть)
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ (вторая часть)
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ (первая часть)
М.Дворецкий. СИМАГИНСКИЕ ЖЕРТВЫ КАЧЕСТВА
М.Дворецкий. Первые тренерские шаги
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Первая часть)
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Вторая часть)
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Четвертая часть)
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Третья часть)
М.Дворецкий. Этюды в картотеку
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Фехтование и шахматы
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Звучные "тихие" ходы
М.Дворецкий. Два эндшпиля Анатолия Карпова
М.Дворецкий. Переброска ладьи на другой фланг
М.Дворецкий. ГРОССМЕЙСТЕРСКИЙ УРОВЕНЬ
М.Дворецкий. РАЗМЕН ФЕРЗЕЙ. Часть 3.
М.Дворецкий. РАЗМЕН ФЕРЗЕЙ. Часть 2.
М.Дворецкий. РАЗМЕН ФЕРЗЕЙ. Часть 1.
М.Дворецкий. Фланговая атака при незапертом центре
М.Дворецкий. КОМБИНАЦИОННЫЕ НАХОДКИ
М.Дворецкий. ПРОВЕРКА НА ОБЪЕКТИВНОСТЬ
М.Дворецкий. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
М.Дворецкий. БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
М.Дворецкий. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
М.Дворецкий. Уроки одной партии
М.Дворецкий.ЭФФЕКТЫ ПРИ РАЗЫГРЫВАНИИ.
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (окончание)
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (ПУБЛИКАЦИЯ 3-Я)
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (ПУБЛИКАЦИЯ 4-Я)
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ.
М.Дворецкий. ПРИНЦИП НАИХУДШЕЙ ФИГУРЫ
М.Дворецкий. БАРЦА НА КОНЕ.
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (НАЧАЛО)
М.Дворецкий. НОВАЯ ТЕОРИЯ ЛАДЕЙНОГО ЭНДШПИЛЯ.
М.Дворецкий. ПОГРУЖЕНИЕ В АНАЛИЗ.
М. Дворецкий. ПРОДВИЖЕНИЕ ЛАДЕЙНЫХ ПЕШЕК.
М. Дворецкий. ПРИНЦИП ДВУХ СЛАБОСТЕЙ.
М.Дворецкий. ПЛОХОЙ КОНЬ.

04.05.2006 М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Третья часть)

Когда плод созревает, его надо сорвать – иначе он перезреет и станет несъедобным. То же самое и с реализацией перевеса. Важно не упустить подходящий момент для выгодной трансформации преимущества, приводящей к немедленной победе или к ситуации, которую можно будет разыгрывать почти автоматически. Если промедлить, то в дальнейшем столь удобного случая может и не представиться.

Увы, даже очень сильные шахматисты в подавляющих позициях порой наслаждаются жизнью, перестают действовать конкретно, не хотят напрягаться и считать мало-мальски сложные варианты, ожидая, что плод сам упадет с дерева. К каким последствиям это приводит, очень хорошо показывает следующий пример.

Ананд – Камский
Сангинагар 1994, 5-я партия матча претендентов

1.?

Позиция белых стратегически выиграна, благодаря подавляющему превосходству могучего коня над "плохим" черным слоном.

Важно также отметить, что в данный момент фигуры белых активны, а у партнера – разъединены. Если дать ему время, он немного улучшит расположение своих фигур (например, Ґd8, ўg7, Јb7, ¦b8), что, конечно, не изменит оценку ситуации, но повысит защитительные ресурсы. А значит, именно сейчас, пока этого не произошло, стоит поискать конкретный способ использования выгод позиции белых.

Любомир Фтачник рассмотрел план образования проходной пешки на ферзевом фланге: 35.¦b1!? Јd8 36.b4 ab 37.Ј:b4 ¦a5 – по его мнению, у белых лишь минимальное преимущество. На мой взгляд, перевес тут очень большой – можно, например, сыграть 38.g3!?  с последующим 39.h4, практически лишая слона надежд принять участие в обороне ферзевого фланга.

Но еще более убедительный путь указал после партии сам Вишванатан Ананд: 35.¤c7! ¦a7 36.¤b5. К потере пешки приводит 36...¦d7 37.Јc6, а если 36...¦a6, то 37.Јd5 Ґe7 38.¦c1 – противник практически лишен полезных ходов.

Отмечу, что в подобных ситуациях конь на d5 стоит красиво, но и только – он и сам не атакует слабую пешку d6, и прикрывает ее от давления по линии "d". Поэтому типичным планом является перевод коня на c4 или b5.

Ананд не стал менять рисунка позиции и продолжил неторопливое маневрирование.

35.¦d1-d3?          Јb8-b7

Совсем плохо 35...Јc8? 36.¤b6 Ј:c4 37.¤:c4 Ґe7 38.¦d5 (Фтачник). Ход в партии Ананд в "Информаторе" награждает восклицательным знаком и значком І (небольшое преимущество белых). Это, конечно, слишком пессимистичная оценка, несомненно, навеянная результатом партии.

36.¦d3-c3          ¦a8-b8
37.Јc4-d3          ўg8-g7

Ответ 37...Ґd8!? Ананд считает неудачным ввиду 38.¦c4  с последующим 39.b4 (нет 38...Ј:b3? из-за 39.Ј:b3 ¦:b3 40.¦c8). Но я не уверен, гарантирован ли белым выигрыш после 38...ўg7 39.b4 ab 40.¦:b4 Јa7 41.¦:b8 Ј:b8±. Похожую ситуацию мы видели в варианте Фтачника (35.¦b1), но там слону не удавалось вернуться на ферзевый фланг.

Следующий момент представляется мне исключительно важным и поучительным.

1.?

38.g2-g3?

Согласно принципу "не спешить", белые постепенно усиливают положение. Увы, сделанный ими полезный ход – на самом деле, серьезная ошибка, ставящее выигрыш под сомнение.

В чем же дело? Как можно это объяснить, и, что гораздо более важно, понять во время турнирной партии?

Дело в том, что, помимо долгосрочных выгод позиции, у белых сейчас имеется и один временный плюс: возможность захвата ладьей 7-й горизонтали (немедленное 38.¦c7 не проходит из-за 38...Ј:b3, но можно сначала пожертвовать пешку: 38.b4). В сочетании с последующим нападением ферзя на пункт f7, идея выглядит заманчивой и потому должна быть тщательно проверена. Ведь если чуть промедлить, черные прикроют пункт c7 ходом 38...Ґd8, и такой возможности в дальнейшем уже не будет. Все прочие преимущества, конечно, останутся, но кто знает, хватит ли их для победы?

Итак, 38.b4! ab 39.¦c7 Јa8. В "Информаторе" Ананд указывает лишь 40.Јf3?! ¦f8 (после 41.Јb3 Ґd8 у белых нет ничего особенного). Логичнее немедленное 40.Јb3!, блокируя проходную пешку противника и прицеливаясь к пункту f7. Единственный разумный ответ: 40...Јa5! – ферзь приковывает коня к защите ладьи.

1.?

Ничего не дает 41.¤b6 ¦f8 42.¦c6 h5!?, и 43.¤c4? Јa8 44.¦:d6 даже проигрывает: 44...Ј:e4 45.¦d1 ¦d8. Правильную схему атаки предложил Игорь Зайцев: 41.g3! с идеей 42.h4. Черный слон оказывается на распутье: отступление по любой диагонали будет связано с серьезными уступками.

В случае 41...Ґd2? решает мгновенная матовая атака: 42.Јf3 ¦f8 43.Јf6+ ўh6 44.¤e7!. На 41...Ґd8 следует 42.¦d7, и нет удовлетворительной защиты от отскока коня: ведь путь ладье на f8 перекрыт собственным слоном.

Если сразу сыграть 41...¦f8!?, то после 42.¦b7 белые забирают пешку b4 и достигают решающего превосходства на ферзевом фланге – неприятельская ладья не в силах помочь, поскольку прикована к пункту f7. Бесполезно 42...Ґd2 43.Јf3 Ґg5  [43...Јd8 44.a5ќ]  44.h4 Ґd8 45.Јb3, и т.д.

Возможно, лучшим практическим шансом является жертва слона: 41...¦a8!? 42.h4 Ґd8 43.¦d7 Ј:a4 44.Ј:a4 ¦:a4 45.¦:d8 b3 46.¦b8 ¦:e4 47.¦:b3.

1...

За коня у черных две пешки, что при более благоприятных обстоятельствах могло бы сулить неплохие шансы на спасение. Однако здесь, благодаря сохранившейся блокаде в центре, белые, как мне кажется, должны реализовать свое материальное преимущество.

Замечу, что в распоряжении белых имеется еще один, более острый способ атаки: вместо 40.Јb3 они могут испытать 40.Јc4!?.

1...

Теперь в случае 40...Јa5 ладья защищена, и конь вправе отскочить на почти любое поле. Зато под боем пешка a4, проходной пешке черных открыт путь в ферзи. Рассмотрим варианты.

Совсем плохо 40...Ј:a4? 41.¦:f7+! ўh6  [41...ў:f7 42.¤b6+]  42.¦:h7+! ў:h7 43.Јc7+ ўh6 44.Ј:b8.

На 40...Ґd8 следует 41.¦d7, и если 41...b3, то 42.¤b4 ўh6  [42...d5 43.Ј:b3 – черные связаны по рукам и ногам]  43.Ј:f7 Ј:e4 44.Ј:h7+ ўg5 45.¦:d6  с угрозой 46.h4+ – атака белых неотразима. А в случае 41...Ј:a4 можно выбирать между 42.¦:f7+!? ўh8 43.¦f8+ ўg7 44.¦g8+ ўh6 45.¤e3!ќи 42.¤f6!? Јd1+ 43.ўh2 ў:f6  [43...d5 44.¦:d5ќ]  44.Ј:f7+ ўg5 45.Јf8!ќ  [или 45.f4+! ef 46.h4+ ўg4 47.Ј:h7ќ].

Относительно лучшие шансы на защиту дает 40...Јa5!? 41.¤f4  [41.¤:b4? d5! 42.¤:d5 Јe1+]  41...d5, однако после 42.¤:d5 b3  [или 42...¦f8 43.Јb3!±]  43.¤c3 ¦f8 44.¦b7  белые остаются со здоровой лишней пешкой.

Увлекательные осложнения возникают в варианте 40...b3!? 41.¤b6 d5! 42.¦:f7+! ў:f7 43.Јc7+ Ґe7 44.¤:a8 ¦b4!.

1.?

Белые стоят перед выбором: заблокировать пешку ферзем, или, не обращая на нее внимания, сыграть на атаку.

А)  45.Јc1 b2 46.Јb1 Ґc5! (грозит 47...Ґd4 и 48...¦c4) 47.a5! Ґd4 48.¤b6 de!  [позиция, возникающая при 48...¦b5 49.¤a4 ¦:a5 50.¤:b2 ¦b5, скорее всего, проиграна]  49.ўf1 Ґ:b6!? 50.ab ¦:b6, и неясно, как белым достичь прогресса – ладья и пешка b2, по-видимому, нейтрализуют ферзя.

Б)  45.¤b6! b2 46.¤c8 b1Ј+ 47.ўh2 ¦b7 (вряд ли у черных имеется что-либо лучшее – слишком уж опасные угрозы королю способен создать тандем ферзь + конь) 48.¤d6+ ўf6  [48...ўe6 49.ed+ ў:d5 50.¤:b7]  49.Ј:b7 Јc1!?  [49...Ј:b7 50.¤:b7 d4 51.ўg3 ўe6 52.ўf3 ведет к безнадежному легкофигурному эндшпилю]

1.?

Грозит 50...Јf4+  с вечным шахом. В случае 50.Јb6 d4! вновь надо защищаться от той же угрозы – как это ни странно, не видно достаточно мощного вскрытого шаха. Однако находится 50.Јc7! Ј:c7  [не лучше 50...Јf4+ 51.ўg1 de 52.Јc6!ќ]  51.¤e8+ ўf7 52.¤:c7, и белые должны выиграть, например: 52...de 53.a5 Ґc5 54.¤b5 Ґ:f2 55.g3!ќ.

Итак, 38.b4! ab 39.¦c7 Јa8 40.Јb3! или 40.Јc4!? сулило белым огромные шансы на победу. А теперь посмотрим, как развивалась партия.

38.  . . .          Ґg5-d8!

Черные, конечно, прикрывают поле c7.

39.Јd3-f3          Јb7-d7

Не уверен, что белым удалось бы реализовать свое преимущество и после 39...¦c8 40.¦:c8 Ј:c8. Гата Камский предпочитает пока сохранить ладьи, надеясь сковать белые фигуры давлением на пешку b3.

40.ўg1-g2

На 40.Јg4 есть хороший ответ 40...Јe6!; к тому же надо считаться и с 40...f5!? 41.ef Ј:f5.

40.  . . .          h7-h5!?

Полезно отнять поле g4, а при случае пешка может пойти и на h4.

41.¦c3-c4          Јd7-b7

1.

42.¦c4-c3

Выясняется, что образовать проходную пешку на ферзевом фланге не так-то просто. Ананд отказался от 42.b4 ab 43.¦:b4 из-за 43...Ј:b4!  [возможно и 43...Јa8 44.¦:b8 Ј:b8, например, 45.Јc3 Јb1 46.Јb4 Јd3 47.a5 f5 (Фтачник) 48.h4 f4 49.gf Јe2]  44.¤:b4 ¦:b4. На 45.Јd1 следует 45...¦d4 46.Јc2  [46.Јb3 ¦:e4]  46...h4!? или 46...Ґb6!?, и черные не должны проиграть.

Имел смысл ход 42.h4!?. Черные могут выжидать, но, на мой взгляд, вправе также взять пешку, хоть это и рискованно. После 42...Ј:b3 43.Ј:b3 ¦:b3 44.¦c8 Ґf6 Иосиф Дорфман награждает восклицательным знаком 45.¦c6, но едва ли обоснованно. Черные только не должны отвечать 45...¦d3 (в надежде на 46.¦:d6? Ґe7!, и слон вырывается на свободу) ввиду 46.¦a6 ¦d4 47.f3, и 47...¦:a4 48.¦:d6 приводит к потере слона. Правильно 45...¦b8 46.¦:d6 Ґd8  с дальнейшим ўf8-e8, и преимущество белых не слишком велико. Естественнее выглядит 45.¦a8 g5! 46.hg Ґ:g5 47.¦:a5 ¦a3  [47...¦d3]  48.¦a6 Ґd2±, но и здесь черные могут бороться.

42.  . . .          Јb7-d7
43.Јf3-e2          Ґd8-b6
44.Јe2-d2

1...?

44.  . . .          Ґb6-d8!

Однажды Давида Бронштейна спросили, как ему удалось спасти партию, где он долгое время стоял плохо.

– Очень просто, – ответил гроссмейстер, – я лишь старался не ухудшать позицию, и, что еще более важно, не пытался ее улучшить.

Вот и здесь: черные должны набраться терпения и ждать – любые их активные действия лишь облегчат задачу противнику. Например, в случае 44...f5? 45.ef Ј:f5 белые организуют решающую атаку посредством 46.¤:b6 ¦:b6 47.¦c7+ ўf6 48.Јd5 Јe6 49.Јf3+ Јf5 50.Јa8. Неудачна и попытка активизировать слона ходом 44...Ґc5?! – из-за 45.Јg5! Јd8?  [лучше 45...Јe6, и если 46.¦f3, то 46...Ґb6 47.¦f6 Јd7]  46.¤e7! ўf8 47.¤:g6+ fg 48.Ј:g6  с выигрышем (Ананд).

45.Јd2-c2          Јd7-b7
46.Јd2-d3          Ґd8-b6
47.Јd3-f3          Ґb6-d8

1.

Как белым достичь прогресса? Было бы хорошо обменять пешку h5 на пешку "g", проведя g3-g4 и взяв на g4 фигурой, а затем таранить укрепления неприятельского короля посредством h3-h4-h5. Однако не видно легких путей для проведения этого плана в жизнь. К тому же, постоянно надо считаться с подрывом центра f7-f5 (так, видимо, можно сыграть в ответ на 48.h4).

48.g3-g4?!          h5:g4
49.h3:g4

Желательно было бы взять ферзем, но на 49.Ј:g4 есть сильный ответ 49...f5!, ведущий к неясной игре.

49.  . . .          ¦b8-c8!

После того, как противник ослабил укрытие своего короля, Камский охотно меняет ладьи. Он ликвидирует потенциальную угрозу перевода белой ладьи на вертикаль "h", а вот противнику теперь придется следить за попытками черного ферзя прорваться на королевский фланг, и это обстоятельство свяжет ему руки, не позволит свободно развивать активность на ферзевом фланге.

Впрочем, возможно было и 49...Јd7 50.Јg3 Ґg5 51.¦c7 Јe6, или 50.¦c1 Јb7 51.b4 ab 52.Јh3 Ґg5!.

50.Јf3-e3          ¦c8:c3
51.Јe3:c3          Јa7-a6
52.Јc3-c2

Ферзь прикрывает поле e2. К ничьей вело 52.b4 ab 53.Ј:b4 Јe2 54.ўg3 Ґh4+ 55.ў:h4 Ј:f2+ 56.ўh3 Јf3+ (Фтачник).

52.  . . .          Јa6-a7

А сейчас черный ферзь грозит вторгнуться на d4.

53.Јc2-d2          Јa7-b7

По мнению Ясера Сейравана, белые все еще сохраняли шансы на успех, сыграв 54.b4!? ab 55.Ј:b4. Не думаю – 55...Јc8! обеспечивает достаточную контригру.

54.Јd2-d3

Ничья.

Четыре года спустя сходная позиция вновь возникла в партии Ананда, но на этот раз он представлял слабейшую сторону.

Полгар – Ананд
Вейк-ан-Зее 1998

1.

Главное различие с предыдущим примером – в пешечной структуре ферзевого фланга. Там белая ладья могла оперировать по вертикали "c", одним из перспективных планов было образование проходной пешки "a". Здесь ферзевый фланг почти закрыт и потому придется создавать игру на противоположном участке доски. Впрочем, в запертости ферзевого фланга есть для белых и плюсы: им не нужно заботиться об отсталой пешке b3, противник не сможет разменять ладьи, как в подходящий момент это сделал Камский.

Для начала Юдит Полгар применяет известный технический прием: правильно располагает свои тяжелые фигуры на полуоткрытой линии "d" – ладью впереди ферзя.

32.¦d1-d3          Ґe7-d8
33.Јe3-d2          ¦c5-c6
34.Јd2-d1          ўg7-g8
35.h2-h4!

1...?

Юдит понимает, что, оперируя лишь на одном участке доски – по центральной линии, добиться успеха едва ли удастся. Поэтому она хочет открыть "второй фронт" на королевском фланге – в полном соответствии с общеизвестным методом реализации преимущества: "принципом двух слабостей".

Черные были обязаны воспрепятствовать дальнейшему продвижению пешки "h", сыграв 35...h5!. Полгар собиралась настаивать на своем – продолжать 36.f3 ўg7 37.Јe2  с дальнейшим ¦d1-h1 и g3-g4. Но такой план непросто осуществить – ведь ослаблялось укрытие белого короля, приходилось считаться с маневром Ґb6-d4 и с ходом f7-f5.

35.  . . .          ўg8-g7?
36.h4-h5          Ґd8-g5
37.Јd1-f3          ¦c6-c8
38.¦d3-d1

Белые готовят переброску тяжелых фигур на вертикаль "h", чтобы создать угрозы неприятельскому королю.

38.  . . .          ¦c8-c6
39.Јf3-e2          ¦c6-c8
40.¦d1-h1          ўg7-g8
41.f2-f3!

Превосходно сыграно. Освобождается не только 2-я горизонталь (для маневра ўf1 и Јh2), но также поле f2, с которого ферзь создаст угрозу вторжения по диагонали g1-a7. Еще одно проявление "принципа двух слабостей": чтобы максимально затруднить противнику защиту, нужно создавать ему проблемы по всей доске.

41.  . . .          ¦c8-b8
42.Јe2-f2          ¦b8-b7

1.

Черные защитились от вторжения ферзя по диагонали, но дорогой ценой – у белых появилась новая возможность c4-c5!.

Прежде чем так сыграть, Полгар разменялась пешками на g6. Разумное решение, его не потребовалось бы комментировать, если бы не вариант 43.c5?! dc 44.Ј:c5 Јa6, указанный гроссмейстером в качестве обоснования сделанного ей хода.

1.?

Уже нет времени для 45.hg? ввиду 45...Јe2+ 46.ўh3 Ј:f3. Однако находится эффектный удар 45.¤f6+!!. Нельзя 45...Ґ:f6? из-за мата: 46.Јc8+ ўg7 47.h6#; в случае 45...Ј:f6 46.Јc8+ Јd8 47.Ј:b7 Јd2+ 48.ўh3 черные не получают достаточной компенсации за потерянное качество.

Остается 45...ўg7 46.¤e8+ ўg8, но после 47.Ј:e5 положение черных тяжелое. Вот примерный вариант: 47...ўf8  [47...f6 48.Јd5+ ўf8 49.hgќ]  48.Ј:g5 Јe2+  [48...ў:e8 49.Јe5+ ўf8 50.hgќ]  49.ўh3 ¦b5 50.Јf6! ¦:h5+ 51.ўg4 ¦:h1  [51...ў:e8 52.¦c1ќ]  52.¤d6 ¦h4+ 53.ў:h4 Јh2+ 54.ўg4 Јh5+ 55.ўf4, и шахи скоро закончатся.

43.h5:g6          f7:g6

Теперь укрытие короля черных значительно ослабляется (правда, взамен они рассчитывают использовать вскрывшуюся вертикаль "f" для контратаки – но до этого дело не доходит).

Ананд отказался от 43...hg из-за 44.Јg1!?  с атакой по линии "h". Может быть, ему стоило рискнуть. После 44...f5 45.Јh2 Ґf6 вести наступление не так-то просто. В случае 46.Јh6 Ґg7 47.Јg5  [47.Јh7+ ўf7 48.¦a1 ¦a7  с угрозой ¦a8-h8]  47...¦f7 мата не видно, а перебросить ферзя на другой фланг не удается из-за встречных угроз королю: 48.Јd8+ Ґf8 49.Ј:a5? fe 50.fe? Јg4, и выигрывают уже черные.

Артур Юсупов нашел правильную идею: 46.Јh3!  с дальнейшим подключением пешки "g" к штурму укреплений неприятельского короля. Например: 46...¦f7 47.g4! fe [бесперспективно 47...f4 48.Јh6ќ]  48.fe ¦b7 49.ўg3 ¦f7 50.Јh6 Ґg7 51.Јh7+ ўf8 52.g5 (черные в цугцванге!) 52...¦a7  [52...¦d7 53.¦a1]  53.¤f6 Јf7 54.¦f1 Ґ:f6 55.Јh6+ Јg7 56.¦:f6+ ¦f7 57.¦:g6 или 57.¦:d6  с легко выигранным ладейным окончанием.

Впрочем, Полгар могла сыграть и как в партии: 44.c5!?. Неясно, какой из двух планов она бы выбрала.

Обычно имеет смысл поставить соперника перед подобным выбором. За доской очень трудно определить, какое продолжение объективно сильнее, или хотя бы более обещающе с практической точки зрения. После 43...fg задача белых проще – колебаться им уже не приходится.

44.c4-c5!          d6:c5
45.Јf2:c5          Ґg5-d8
46.¦h1-c1!

1...

На линии "h" ладье уже нечего делать, и белые перебрасывают ее на вскрывшуюся вертикаль "с". Полгар хочет осуществить ту же перегруппировку тяжелых фигур, что и в позиции, с которой мы начали: расположить ферзя в тылу у своей ладьи (¦c4, Јe3-c1), а затем вторгнуться ладьей на с8.

46.  . . .          ўg8-f7?!

Потеря темпа. Точнее было 46...ўg7.

47.Јc5-e3          ўf7-g7

Иначе приходилось считаться с выпадом 48.Јh6.

48.¦c1-c4          ¦b7-d7
49.Јe3-c1          h7-h5
50.¦c4-c6          ¦d7-d6

Не лучше 50...Јf7 51.Јc5.

51.¦c6-c8          Јe6-d7
52.Јc1-c5          ўg7-h6

1.

53.¦c8-b8

Пожалуй, белым не было смысла отказываться от естественного хода 53.¦a8!? (с идеей 54.¦a7), поскольку на 53...Ґb6 сильно 54.Јc1+ ўg7 55.Јg5 (Полгар). Впрочем, эта возможность от них никуда не уйдет.

53.  . . .          Ґd8-f6

Сомнительна попытка контратаки 53...g5?! ввиду ослабления поля f5. Белые отвечали 54.¦a8! Јe6  [54...g4 55.fg hg 56.Јf2! ўg6 57.Јf8]  55.¤e3 ¦d2+ 56.ўf1ќ [но, конечно, не 56.ўg1?? Ґb6].

По мнению Тибора Кароли, написавшего интересную книгу о творчестве Юдит Полгар, упорнее было 53...ўg7. У белых тогда имелся выбор между упрощением позиции: 54.¦b7 Ј:b7 55.Ј:d6 и более энергичным 54.¦a8!?, и далее – по аналогии с рассмотренным выше вариантом Полгар: 54...Ґb6 55.Јc1 Ґd8 56.Јe3 Ґb6 57.Јg5ќ.

54.Јc5-e3+          Ґf6-g5?

Ход в партии позволяет венгерской шахматистке эффектно завершить борьбу. Сразу проигрывало и 54...g5? 55.¤:f6 ¦:f6 56.¦h8+.

Необходимо было 54...ўg7. Полгар указывает такой вариант: 55.¦a8 Јb5 56.¦a7+  [хуже 56.¤c7 ¦d3 57.Јc1 Јd7 58.¤d5 Ґd8 59.Јc2 ¦d4 – Кароли]  56...¦d7  [56...ўg8 57.¤:f6+ ¦:f6 58.Јh6 Јe2+ 59.ўh3 Јf1+ 60.ўh4ќ]  57.¦:d7+ Ј:d7 58.Јb6.

1...

Положение черных тяжелое: 58...Ґd8  [58...Ґe7 59.Ј:a5;  58...Јd8 59.Јc6]  59.Јb8 (под ударом пешка e5) 59...Јe8? 60.¤c7 и 61.Ј:d8!.

1.?

Следует финальная комбинация.

55.f3-f4!          e5:f4
56.¦b8-h8+!

Черные сдались, не дав сопернице продемонстрировать красивую концовку: 56...ўg7 57.Јd4+ Ґf6 58.Ј:f6+!! ¦:f6 59.¦h7+! ў:h7 60.¤:f6+.

Сравнивая две партии, можно отметить, что Полгар действовала белыми более целеустремленно и последовательно по сравнению с Анандом. Впрочем, она встретила со стороны индийского гроссмейстера значительно менее упорное сопротивление, нежели оказанное Камским в первом примере.

Что ж, у всех шахматистов бывают "черные" дни. Правомерно и другое объяснение: никто не совершенен, даже у выдающихся гроссмейстеров есть ситуации (у каждого – свои), в которых они чувствуют себя менее уверенно. А значит, есть и простор для дальнейшего творческого роста.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки