e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
М.Дворецкий. ШКОЛА БУДУЩИХ ЧЕМПИОНОВ
М.Дворецкий. ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ (окончание)
М.Дворецкий. ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ (Начало)
М.Дворецкий. Великий Ласкер
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ (третья часть)
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ (вторая часть)
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ (первая часть)
М.Дворецкий. СИМАГИНСКИЕ ЖЕРТВЫ КАЧЕСТВА
М.Дворецкий. Первые тренерские шаги
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Первая часть)
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Вторая часть)
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Четвертая часть)
М.Дворецкий. Гроссмейстерская техника (Третья часть)
М.Дворецкий. Этюды в картотеку
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Фехтование и шахматы
М.Дворецкий. Критический подход к комбинации
М.Дворецкий. Звучные "тихие" ходы
М.Дворецкий. Два эндшпиля Анатолия Карпова
М.Дворецкий. Переброска ладьи на другой фланг
М.Дворецкий. ГРОССМЕЙСТЕРСКИЙ УРОВЕНЬ
М.Дворецкий. РАЗМЕН ФЕРЗЕЙ. Часть 3.
М.Дворецкий. РАЗМЕН ФЕРЗЕЙ. Часть 2.
М.Дворецкий. РАЗМЕН ФЕРЗЕЙ. Часть 1.
М.Дворецкий. Фланговая атака при незапертом центре
М.Дворецкий. КОМБИНАЦИОННЫЕ НАХОДКИ
М.Дворецкий. ПРОВЕРКА НА ОБЪЕКТИВНОСТЬ
М.Дворецкий. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
М.Дворецкий. БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
М.Дворецкий. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
М.Дворецкий. Уроки одной партии
М.Дворецкий.ЭФФЕКТЫ ПРИ РАЗЫГРЫВАНИИ.
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (окончание)
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (ПУБЛИКАЦИЯ 3-Я)
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (ПУБЛИКАЦИЯ 4-Я)
М.Дворецкий. С ОТКРЫТЫМ ЗАБРАЛОМ.
М.Дворецкий. ПРИНЦИП НАИХУДШЕЙ ФИГУРЫ
М.Дворецкий. БАРЦА НА КОНЕ.
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
М.Дворецкий. ПОЗИЦИОННАЯ ЖЕРТВА ФЕРЗЯ (НАЧАЛО)
М.Дворецкий. НОВАЯ ТЕОРИЯ ЛАДЕЙНОГО ЭНДШПИЛЯ.
М.Дворецкий. ПОГРУЖЕНИЕ В АНАЛИЗ.
М. Дворецкий. ПРОДВИЖЕНИЕ ЛАДЕЙНЫХ ПЕШЕК.
М. Дворецкий. ПРИНЦИП ДВУХ СЛАБОСТЕЙ.
М.Дворецкий. ПЛОХОЙ КОНЬ.

27.08.2004 М.Дворецкий. БАРЦА НА КОНЕ.

Все мы изучали партии чемпионов мира и их ближайших соперников, а вот с творчеством гроссмейстеров чуть меньшего ранга мы почти не знакомы, особенно если речь идет не о наших современниках. А между тем любой сильный шахматист имеет в своем активе превосходные партии, у каждого есть свой "конек" – тип позиций, в которых он особенно искусен.

Я знал, что венгр Гедеон Барца (1911 – 1986) – хороший гроссмейстер позиционного стиля, но практически не был знаком с его творчеством. Пару лет назад я листал книжку американского (а в прошлом – тоже венгерского) гроссмейстера Пала Бенко, состоящую из статей по эндшпилю, которые он в течение многих лет публикует в журнале "ChessLife". Меня заинтересовала эпизоды, демонстрирующие техническое мастерство гроссмейстера Барца. Бенко обращает внимание читателей на один из штрихов творческого почерка Барца: искусную игру конями. Примеры мне понравились, и я хочу их показать. В основном я буду опираться на комментарии Бенко (курсив), но в ряде мест они будут уточнены и дополнены.

Барца – Шоош
Олимпиада, Варна 1962

1.¤g1-f3        ¤g8-f6
2.g2-g3        g7-g6
3.b2-b3        ¥f8-g7
4.¥c1-b2        c7-c5
5.c2-c4        ¤b8-c6
6.¥f1-g2        0-0
7.0-0        d7-d6
8.¤b1-c3        ¦a8-b8

Белые приготовились сыграть 9.d4. Имело смысл затруднить это продвижение посредством 8...e5!? или 8...¤e4!?.

9.d2-d4        a7-a6?!

Эта фланговая операция здесь неуместна, так как центр еще открыт (белые не сыграли d4-d5). Поле b6 ослабляется и может быть использовано белыми конями. Барца незамедлительно переводит игру в эндшпиль, потому что именно здесь он чувствует себя как дома.

Партия Чом – ван дер Стеррен, Тер-Апель 1990, развивалась так: 9...cd 10.¤:d4 Ґd7 11.¤d5 ¤:d5 12.cd ¤e5 13.h3 Јb6 14.Јd2 ¦fc8 15.ўh2, и белые добились лучшей игры. Больше шансов на уравнение сулило 12...¤:d4 (вместо 12...¤e5?!) – если противник обладает преимуществом в пространстве, следует стремиться к разменам.

10.d4:c5!          d6:c5
11.Јd1:d8

Размен ферзей совершенно логичен, так как снимает защиту черных с поля b6. О быстрой ничьей белые и не помышляют.

11. . . .          ¦f8:d8
12.¤c3-a4

Этот ход был бы безобидным, не будь ослаблено поле b6.

12. . . .          ¤f6-d7
13.¥b2:g7          ¢g8:g7

14.¦a1-c1!

Профилактика против b7-b5.

Этот ход иллюстрирует любимую теорию Барца о распространении слабостей – в данном случае с b6 на с5.

После 14.¦fd1 b5 ничего не дает 15.cb [15.¤b2 Ґb7] 15...ab 16.¤:c5 ¤:c5 17.¦dc1 ¤:b3 18.ab Ґb7=.

14. . . .          b7-b6
15.¦f1-d1          ¤d7-f8
16.¦d1:d8          ¤c6:d8
17.¤f3-e5          f7-f6

Трудная позиция у черных при 17...Ґb7 18.¦d1 Ґ:g2 19.ў:g2.

18.¦c1-d1!          ¥c8-f5
19.¤e5-d3

19. . . .          Ґf5-d7?!

Уже пора было уничтожить одного из коней Барца путем 19...Ґ:d3. В этой позиции белые кони, атакующие пешки b6 и с5, полезнее черного слона, который не может непосредственно поддержать эти слабые пешки.

После 19....Ґ:d3 20.¦:d3 ¤de6 или 20...¤f7 у белых лишь небольшое преимущество. Что, впрочем, вовсе не означает неизбежности ничейного исхода – переиграть соперника можно и в такой ситуации, искусные "технари" демонстрировали это много раз.

20.¤a4-c3          ¤d8-c6?

После хода в тексте у черных нет удовлетворительной защиты. Упорное сопротивление было возможно только путем активного 20...Ґc6, хотя и в этом случае у белых лучше после 21.¤f4 Ґ:g2 22.ў:g2 ¤c6 23.¤a4 с угрозой 24.¤d5.

21.¤d3-f4!          ¤c6-d4

У черных нет 21...e6? из-за 22.¦:d7+ ¤:d7 23.Ґ:c6.

22.e2-e3          ¤d4-f5

В случае 22...¤de6? белые могли выиграть две фигуры за ладью после 23.¦:d7. Теперь, однако, они начинают странный маневр конем.

23.¤f4-d5!          e7-e6

Упорнее 23...ўf7 24.¤c7 a5 25.¦a6 ¦c8, поскольку 26.Ґb7 ¦e8 27.¤d5?, вопреки мнению Барца, не приводит к материальным завоеваниям: черные отвечают либо 27...Ґc8 28.Ґ:c8 ¦:c8 (29.¤:b6? ¦c6), либо 27...¤d6 28.¤:b6 ¤:b7 29.¤:d7 ¦d8.

24.¤d5-c7          a6-a5

25.¤c7-a6!

Редкое расположение коня, но в данном случае решающее.

25. . . .          ¦b8-e8

Если 25...¦c8, то 26.Ґb7, и черная ладья все равно вынуждена отступить на e8 в еще менее благоприятных обстоятельствах.

26.¤c3-e4!

Черные не смогут предотвратить проникновение этого коня на d6.

26. . . .          ¥d7-c8
27.¤a6-c7          ¦e8-e7
28.¤c7-a8!!

Не каждый день встречается идея загнать коня в дальний угол; она показывает недогматический подход Барца.

28. . . .          ¦e7-d7
29.¦d1:d7+          ¤f8:d7

30.¤e4-c3!?

По мнению Бенко, после 30.g4 Ґb7 31.gf Ґ:a8 32.fe ¤e5 33.¤d6 Ґ:g2 34.ў:g2 ўf8 35.¤c8 ¤d3 36.¤:b6 ўe7! выигрыш белых остается под вопросом (можно продолжить вариант: 37.¤a4 ў:e6 38.ўf1 ўd6 39.¤c3 f5±). Однако вместо взятия пешки b6 гораздо сильнее немедленное включение в игру белого короля: 36.ўf3! ¤c1 37.¢e4 ¤:a2 38.¢d5ќ.

30. . . .          ¤f5-d6
31.¤c3-a4!

Ничего не дает 31.Ґc6 ¤e5 32.Ґa4 [32.Ґg2 ¤d7] 32...Ґb7 33.¤:b6 ¤f3+. Зато сейчас черным приходится решающим образом ослабить свои пешки ферзевого фланга.

31. . . .          b6-b5
32.c4:b5          ¤d6:b5
33.¥g2-c6

Теперь уже кристально ясно, почему черным следовало разменять слонов путем 20...Ґc6 вместо 20...¤с6. Их белопольный слон не может прийти на помощь слабым пешкам а5 и с5.

33. . . .          ¤b5-d6
34.¥c6:d7          ¥c8:d7
35.¤a4:c5          ¥d7-c6

Столь же безнадежно 35...Ґc8 36.¤b6 ¤b7 [36...ўf7 37.¤:c8 ¤:c8 38.¤b7] 37.¤e4 f5 38.¤d2! ¤d6 39.¤:c8 ¤:c8 40.¤c4 (Бенко).

36.¤c5:e6+          ¢g7-g8

36...¢f7 37.¤d8+

37.¤a8-b6          ¤d6-e4

Теперь можно выиграть многими способами, и белые выбирают лучший и наиболее тематический.

38.¤e6-d4          ¥c6-e8
39.¤b6-c4          a5-a4
40.b3:a4          ¥e8:a4
41.¤c4-b6          ¥a4-d1
42.a2-a4          ¤e4-c5
43.a4-a5          ¢g8-f7
44.f2-f3

Чтобы не дать слону убежать на g4 (доминация!).

44. . . .          ўf7-e8
45.¤b6-d5          f6-f5
46.¤d5-c3          ¥d1-a4
47.a5-a6!

Черные сдались.

Кони в этой партии действительно доминировали. Из 47 ходов белых 23 приходятся на их долю.

Не удивительно, что такие достижения Барца влияли на выбор стиля игры его соперниками. Например, на венецианском международном турнире 1952 г. его партнер, международный мастер Эудженио Сабадош разменял обоих коней почти сразу же после начала партии. Когда он прохаживался по турнирному залу, кто-то из игроков заметил: "Вы теперь стоите хуже".

"По крайней мере", – ответил Сабадош, – "я избавился от его страшных коней!"

И эта стратегия сработала – партия завершилась вничью.

 

Барца – Санчес
Олимпиада, Мюнхен 1958

Очень интересное для теории окончание. Отдаленная проходная белых давала бы им очевидное преимущество в коневом или пешечном эндшпиле. При ладьях на доске перевес белых не так выражен, так что логичный план –  размен ладей. Но на очевидное 42.¦d3?! есть эффективный ответ 42...¦b2!, и белые ничего не добиваются.

42.¦f3-e3!          ¢g8-f8
43.¦e3-e2!          ¦d2:e2

Более или менее вынуждено, так как белые угрожали 44.¦b2 в соответствии с правилом Тарраша, что ладью лучше всего ставить сзади проходной пешки. Один из возможных вариантов: 43...¦d4 44.¦b2 ¤c6 45.¤e2! ¦b4 46.¤c1! ¤d4 47.¦d2 ўe7 48.¦d3 ўd6 49.¤a2, и белые выигрывают.

44.¤f4:e2          ¤e7-c6

У белых небольшое преимущество благодаря отдаленной проходной. Если бы на доске не было коней, выигрыш достигался бы элементарно. Но при наличии коней никто бы не удивился, если бы белые здесь согласились на ничью. Но только не Барца. Он как раз часто выигрывал похожие окончания даже у сильных соперников, наращивая маленькие преимущества.

45.¤e2-c3!

Единственное правильное продолжение; плохо, например, 45.¤f4 из-за 45...¤b4, и у белых ничего нет (46.ўf3 ¤c2!).

45. . . .          ¤c6-b4

Если 45...d4, то 46.¤a2 ўe7 47.ўf3 с перевесом у белых.

46.¢g2-f3          ¢f8-e7
47.¤c3-b5!          ¢e7-d7
48.¢f3-e3          ¢d7-c6
49.¤b5-d4+          ¢c6-c5

50.h2-h4!

Принцип двух слабостей!

Пешка "b" сковывает силы черных, и белые обращают внимание на другой фланг. Если теперь 30...h5, то белые продолжают 51.f3 и затем 52.g4, либо ослабляя пешечную структуру черных, либо образуя проходную "h", наиболее опасную в коневых окончаниях.

50. . . .          ¢c5-d6
51.g3-g4!          ¢d6-c5

Черные мечутся туда и сюда, полагая, что любое продвижение пешки испортит их позицию.

52.f2-f4

Пожалуй, точнее было 52.h5, намереваясь, продвинув пешку до h6, зафиксировать и затем атаковать пешку h7.

52. . . .          ¢c5-d6
53.¤d4-f3!

Угроза 54.¤g5 теперь вынуждает черных создать слабость на королевском фланге.

53. . . .          f7-f6

На 53...h6 могло последовать 54.¤e5 ўe7 55.ўd4, и черные долго не продержались бы.

54.¤f3-d4

Цугцванг! Любой ход черных будет связан с какой-либо уступкой.

54. . . .          ¤b4-a6

Конечно, 54...ўc5 55.¤e6+ с последующим 56.¤f8 решает.

55.¤d4-c2!

Воспользовавшись удобным случаем, белые готовят продвижение проходной пешки на ферзевом фланге.

55. . . .          ¢d6-c5
56.¢e3-d3!          ¤a6-c7
57.b3-b4+          ¢c5-b5
58.¢d3-c3          ¢b5-c6

Если 58...¤e6, то 59.¤d4+, и белые легко выигрывают пешечный эндшпиль.

59.¤c2-d4+                ўc6-d6
60.¢c3-d3!

Осторожность! Ошибкой было бы 60.ўb3, так как после 60...g5! 61.hgfg 62.fg ўe5 черные спасали партию.

60. . . .          ¤c7-e8

61.f4-f5!

Угрожает образование отдаленной проходной пешки: 62.fghg 63.h5.

61. . . .          g6:f5

На 61...¤g7 Бенко указывает 62.fg hg 63.¤e2! ¢e5 [63...f5 64.g5 ¤e6 65.¤d4 ¤f4+ 66.¢e3! ¤g2+ 67.ўf3 ¤e1+ 68.ўg3 ¤d3 69.h5 f4+ 70.ўh4 gh 71.g6 ўe7 72.b5ќ Дворецкий] 64.b5 ўd6 65.¤f4! g5 66.h5! gf 67.h6 с выигрышем (как уже было отмечено, коню обычно трудно бороться против ладейной пешки).

62.¤d4:f5+          ¢d6-e5
63.b4-b5          ¤e8-c7
64.b5-b6          ¤c7-a6
65.¢d3-e3          ¤a6-c5

На попытку 65...h5 есть ответ 66.ўf3.

66.h4-h5          ¤c5-b7
67.¤f5-d4          ¢e5-d6

68.¤d4-b3?!

Сильнее прямолинейное 68.ўf4 ¤c5 [или 68...ўc5 69.¤e6+ ў:b6 70.¤f8 h6 71.¤d7+] 69.ўf5, сохраняя большое преимущество. Ход в партии мог поставить выигрыш под сомнение.

68. . . .          ¢d6-c6
69.¢e3-d4!          ¢c6-d6?

Теперь положение черных становится безнадежным. А вот после 69...h6! белые попадали в цугцванг – любой ход ухудшал их положение. Например: 70.ўe3 ў:b6 71.¤d4 ¤d6 или 70.¤d2 ¤d8 71.¤f1 ¤e6+ 72.ўd3 ў:b6 [неплохо также 72...¤f4+!? 73.ўe3 ¤e6=] 73.¤e3 ўc5 74.¤f5, и партия, скорее всего, закончилась бы вничью. Ошибки, допущенные на этой стадии обоими партнерами, не были, к сожалению, выявлены Бенко.

70.¤b3-c1!          ¤b7-d8
71.¤c1-d3          ¤d8-c6+

На 71...¤e6+ могло последовать 72.ўe3 ўc6 73.¤b4+ ўd6 74.¤:d5!, и белые выигрывают.

72.ўd4-e3          ¤c6-e7
73.¤d3-b4          h7-h6
74.ўe3-d4          f6-f5
75.g4-g5!          f5-f4

В варианте 75...hg 76.b7 ўc7 77.¤:d5+ ¤:d5 78.ў:d5 g4 у белых приятный выбор между торможением неприятельских пешек путем 79.ўd4 и немедленным продвижением в ферзи пешки "h".

76.g5:h6          ¤e7-f5+
77.¢d4-d3          ¤f5:h6
78.¤b4:d5!

Черные сдались.

Оба примера очень поучительны, особенно для тех, кто, как Барца, испытывает родственные чувства к своей кавалерии.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки