30.05.2015
А.Кентлер. ПО СЕРДЦУ ИДЕТ ПАРОХОД (4-я часть)
А.Кентлер. ПО СЕРДЦУ ИДЕТ ПАРОХОД
4. Эндшпиль
«Полнер Серг. Иван. – сильный русский шахматист, современник Чигорина», – сообщал «Словарь шахматиста», вышедший в 1929 году. Позже это имя кануло в Лету. Разве что педагоги шахмат неизбежно продемонстрируют своим подопечным ставший хрестоматийным слоновый эндшпиль из партии Полнер – Чигорин, выигранной Михаилом Ивановичем в Петербурге в 1881 году.
Полнер – Чигорин
1...b5!! 2.axb5 axb5 3.cxb5 Kd7 4.Bd3 Kc7 5.Bf1 Kb6 6.Kg2 Ka5 7.Kf3 Kb4 8.b6 c4 9.b7 c3 10.Bd3 Kb3 11.Kg2 c2, и черные выиграли.
В базах данных нет ни одной партии Полнера. Первый раз он упоминается, когда занял второе место в Гандикап-турнире (1884/85 гг.), опередив Чигорина, но отстав от П.В.Отто. Затем его имя промелькнет в матчах по телеграфу Петербург – Лондон (1886 – 1887 гг.), выигранном петербуржцами (состав: М.И.Чигорин, Э.С.Шифферс, М.С.Бескровный, С.И.Полнер, П.А.Сабуров) 1,5:0,5, и с Красноярском (1886 – 1888 гг.), проигранном с тем же счетом. Там компанию Полнеру составили Шифферс, Бескровный и В.Г.Лизель. Кроме того, известна консультационная партия, в которой осенью 1888 года С.З.Алапин вместе с А.Н.Хардиным побеждают пару Чигорин – Полнер.
М.И.Чигорин
«С.И.Полнер сыграл два матча против маэстро Чигорина, в которых он получал известное число очков вперед, а именно: в обоих матчах г.Полнеру надо было выигрывать всего по 2 очка, Чигорину же – в первом матче 5 очков, во втором матче даже 10 очков; ничьи при этом считались. Такие дачи вперед оказались не только непосильными, но г.Полнер и фактически выиграл оба матча с результатами +2 -1 и +2 -0 (!)… В шахматном активе г.Полнера еще то, что он выиграл «полусерьезную» партию у нынешнего чемпиона мира Ласкера (в 1889 году в сеансе одновременной игры – А.К.), когда последний был еще совсем молодым маэстро». (П.П.Сабуров «Шахматный вестник № 19 за 1 октября 1913 г.)
Дальше пути Чигорина и Полнера расходятся. После создания Михаилом Ивановичем Санкт-Петербургского шахматного общества в 1891 году, куда не допускались лица нехристианского вероисповедания, в знак протеста из клуба Чигорина вышли, помимо шахматистов, изгнанных по национальному признаку, просто порядочные люди, в их числе Шифферс и Полнер. Вскоре в Собрании экономистов возник кружок, просуществовавший до 1895 года.
«Начавшийся 1 апреля в клубе экономистов матч между сильнейшими игроками Шифферсом и Полнером, обладающих большими теоретическими познаниями в шахматном искусстве, находится в следующем положении: сыграно 5 партий, из которых 1 выиграл Шифферс, 1 Полнер, 2 были ничьих и 1 не окончена. Матч играется до первых 7-ми выигранных партий...
Матч между Шифферсом и Полнером временно приостановлен и отложен до осени по просьбе г.Полнера для поправления его здоровья. Шахматный отдел «Живописного обозрения» перешел от г.Полнера к какому-то неизвестному шахматисту (речь идет о В.Н.Юревиче – А.К.)». («Шахматный журнал» № 4-5, 6, 1891 г.)
«В клубе экономистов окончился турнир на звание шахматного короля этого клуба и получение именной кружки для питья. Первый приз получили С.З.Алапин и С.И.Полнер (из 22 партий первый выиграл 7 1/2 и второй 11). Полнер заменил Алапина и заканчивал за него турнир. Второй приз получил Гельбак (выиграл 14 ½ партий при 15 ¾ очках); 3-й – Шифферс (15 партий), 4-й – Лизель (14 ½ партий), 5-й – Зейбот (12 ¾ очков) и 6-й – Михельсон (11 ½ очков).
Кого следует признать призером и чье имя писать на кружке? Вопрос этот решал Шифферс в «Новостях» от 5-го января, признавая Полнера шахматным королем. Он пишет: «Итак, можно поздравить нового соперника нашему несравненному М.И.Чигорину. Желаем ему с успехом поддержать свою шахматную репутацию в предстоящем матче.
Сергей Иванович, хотя еще очень молод, но уже давно считается одним из лучших русских игроков. Осторожность и правильность игры, не лишенная подчас остроумия (!), составляют отличительные свойства его стиля; при большей трате времени на изучение теории игры, С.И.Полнер несомненно усилится еще более и может сделаться достойным соперником первейших шахматных светил всех стран. В то самое время, когда на родине вырастает новый соперник неоспоримому до сих пор «champion`у» России, М.И.Чигорину, последнему приходится вторично бороться за океаном в далекой Гаване, с В.Стейницем». («Шахматный журнал» № 1, 1892 г.)
«Ялта. Летом здесь побывал наш петербургский игрок С.И.Полнер, с большим успехом игравший 3 – 4 одновременных партии не глядя на доску с местными любителями. К сожалению, партии не записывались. Хотя, как нам сообщают, некоторые были очень интересны. С.И.Полнер принадлежит к игрокам 1-й категории. В последнее время он почти совсем забросил шахматную игру в Петербурге, так что нельзя не порадоваться возвращению его к этому занятию». («Шахматный журнал» № 6-7, 1893 г.)
Возвращения к любимому занятию – игре в шахматы – фактически не произошло. Позже, в ХХ веке С.И.Полнер лишь раз удостоен серьезного внимания: его пригласили в комиссию по присуждению призов за красоту на Конгресс в память М.И.Чигорина в 1909 года, но он отказался в связи с большой загруженностью в преподавательской деятельности.
Познакомимся с биографией Сергея Ивановича.
Сергей Полнер родился в Ораниенбауме 17 июля (29.07 по новому стилю) 1861 года в семье юрисконсульта при Оберпрокуроре Святейшего Правительственного Синода статского советника Ивана Ивановича Полнера и его жены Наталии Ивановны (урожденной Поповой).
Позже отец стал сенатором, дослужился до тайного советника, входил во множество комитетов и комиссий, был награжден всеми возможными орденами, служил до последнего дня и умер в 72 года. Семья Полнеров была многодетна: дочь Екатерина (1846) от первого брака отца; сыновья Сергей, Тихон и дочери Анна (1857), Татьяна (1859) и Ольга (1882) от второго.
Т.И.Полнер
Брат – Тихон Иванович Полнер (1864 – 1935) учился в Петербурге в немецкой школе, затем во 2-й и 3-й гимназиях, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но окончил юридический в 1892 году. Земский деятель, журналист, критик, издатель, биограф Л.Н.Толстого. Во время Первой мировой войны – глава Земского комитета Юго-Западного фронта. С 1919 года в эмиграции во Франции. Вместе с А.Н.Толстым, И.А.Буниным и А.И.Куприным основал книгоиздательство «Русская земля», соредактор «Голоса минувшего на чужой стороне», член редколлегии журнала «Борьба за Россию», член правления Русского народного университета в Париже и Комитета помощи русским ученым и писателям во Франции. Умер в Париже.
Сергей Иванович Полнер тоже учился в третьей гимназии Петербурга, по окончании которой в 1880 году получил аттестат зрелости. Кстати, среди выпускников гимназии – Д.И.Писарев, Д.С.Мережковский, В.Д.Набоков, П.В.Струве, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, С.Я.Маршак (список можно продолжить).
В том же году Полнер поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который успешно закончил, защитив диссертацию и получив ученую степень Кандидата.
"Диплом
Сергей Иванович Полнер, 25 лет от роду, Православного вероисповедания, поступил в число студентов сего университета 31 августа 1880 г., выслушал полный курс наук по Математическому разряду Физико-Математического факультета и оказал на испытаниях следующие познания: в математике, механике, неорганической химии - отличные, в физике, астрономии и геодезии, физической географии, немецком языке - хорошие, в богословии - достаточные, за которые Физико-Математическим факультетом по представлении диссертации, признан достойным ученой степени Кандидата и, на основании 4 пункта & 42 Общего Устава Российских университетов 1863 г., утвержден в этой степени Советом Императорского С-Петербургского Университета 19 января 1887 года. Дан сей диплом 12 февраля 1887 г."
С ноября 1887 по ноябрь 1893 года работал в Департаменте Неокладных сборов Управления Министерства финансов, пройдя путь в чинах от коллежского секретаря до коллежского асессора.
В ноябре 1893 года Сергей Иванович увольняется «по домашним обстоятельствам». Скорее всего, это было связано с болезнью («малокровием, сердцебиением и общей слабостью», ранее помешавшей держать своевременно экзамен в университете), но, возможно, он все это время учился в Военно-Медицинской Академии. Лекарский диплом, как сообщается в Российском медицинском списке, был им получен в 1900 году. Так или иначе, С.И.Полнер возобновляет трудовую деятельность в 1901 году, став преподавателем арифметики в Тенишевском училище, сначала по найму, а с 1904 года – штатным преподавателем. С 1908 года – надворный советник, с 1912 – коллежский советник.
В училище Сергей Иванович преподавал математику Осипу Мандельштаму, Владимиру Набокову, многим в будущем выдающимся ученым (академикам В.М.Жирмунскому, Д.М.Наливкину, Д.В.Скобельцыну, Е.М.Крепсу…), детям К.И.Чуковского – Николаю и Лидии. После революции Полнер продолжил преподавание в 31-й Советской школе 1 и 2 ступени 1-го городского района – так стало называться бывшее Тенишевское училище – и работал в ней до ареста.
Одновременно Сергей Иванович учительствовал в женской гимназии М.Н.Стоюниной (10-й Советской школе) и, на беду свою, в гимназии Л.С.Таганцевой – родной тети В.Н.Таганцева, расстрелянного 29 августа 1921 года «за организацию заговора против большевистского режима» (вместе с ним были расстреляны 96 человек, включая поэта Н.С.Гумилева). Известно, что репрессиям подверглись многие, кто получил от Таганцева какие-то средства. А он, так же как и отец, помогал частной гимназии Любови Степановны.
Теперь настало время вернуться к записке зампреда ГПУ И.Уншлихта, приведенной в начале первой части статьи:
«28. Польнер Сергей Иванович. Рыночная, д.10, кв.24. Учитель Технического училища. Получал материальную поддержку от Таганцева. Главпрофобр за высылку».
В этих строчках неверно указана и фамилия, и место службы, зато становится абсолютно понятной причина, по которой С.И.Полнера приговорили к высылке.
С.И.Полнер
Протокол допроса С.И.Полнера от 18 августа 1922 г.
Отдел(ение) 1 спец Гор. Петроград «18» августа 1922 г.
ПРОТОКОЛ № (1)
допроса,
произведенного в Петроградской Губернской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с
контр-революцией, саботажем и спекуляцией
П(омощником) уполн(омоченного) Мудров(ым) по делу № (1619)
Я, нижеподписавшийся, допрошен _____ в качестве обвин_____ показываю
1. Фамилия Полнер
2. Имя, отчество Сергей Иванович
3. Возраст 61
4. Происхождение сын личного дворянина, урожен(ец) гор. Петрограда
5. Местожительство Рыночная ул. (ныне Гангутская – А.К.), д.№ 10 кв. 24
6. Род занятий (последнее место службы и должность) преподаватель математики в
Техническом уч(илище), Гимназия Стоюниной (10 сов(етской) школы), Институт
Педагогический (Герцена), Внешкольный инст(итут)
7. Семейное положение холост
8. Имущественное положение библиотека и кабинет
9. Партийность беспартийный
10. Политические убеждения определенных политических убеждений нет
11. Образование Общее: гимназия
Специальное: Математический ф(акульте)т, Военно-Медицинскую Академию
12. Чем занимался и где служил:
а) до войны 1914 г.
Преподаватель математики
б) до феральской революции -«-
в) до октябрьской революции (19)17
г. -«-
г) с октябрьской революции (19)17
г. До ареста -«-
13. Сведения о прежней судимости не судим
ПОКАЗАНИЯ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
Никогда ни в какой партии не состоял. О политических своих убеждениях ничего сказать не могу, кроме лишь того, что я от всякой политической заинтересованности отстал с самого начала Революции.
Никакой оценки структуры Сов(етской) Власти не производил, но вполне ей подчиняюсь. Задача интеллигенции – стремление к улучшению духовной и материальной жизни народа и обуславливаются эти задачи эпохой. Вообще я прекратил забастовки педагогич(еского) персонала, но в некоторых случаях, мне кажется, что она допустима.
О сменовеховцах и савинковцах никакого представления не имею, но когда-то имелось желание прочесть произведение Конь Белый, кажется Савинкова.
О процессе над П.С.Р. ничего не знаю и лишь боялся, что приговор – смертная казнь, увеличит смертные казни. С новыми Реформами Высшей Школы не знаком. К реформе Сов(етской) Власти в отношении средней школы, как показала практика, я отношусь отрицательно, к теперешнему замечающемуся в течение прошлого уч(ебного) года изменению я отношусь сочувственно.
Положение зарубежной эмиграции, по-моему, очень печально, выразить моральную оценку поступка эмигрировавшихся (из) России, могу лишь в индивидуальных случаях.
Побывать за границей я хотел бы временно, с правом вернуться, но, к сожалению, на это я не имею средств.
С.Полнер
«Постановление ПГО ГПУ в отношении С.И.Полнера от 17 августа 1922 г.
Я, Пом. Уполномоченного Спец. Отд. СОЧ ПГО ГПУ, рассмотрев дело на гр. Полнер Сергей Иванов(ич) ПОСТАНОВИЛ:
Привлечь его в качестве обвиняемого и предъявить ему обвинение в том, что он с момента октябрьского переворота и по настоящее время не только не смирился с существующей в России Рабоче-Крестьянской Властью, но ни на один момент не прекращал своей анти-советской деятельности, причем в момент внешних затруднений для РСФСР свою контр-революционную деятельность усиливая, т.е. в преступлении, предусмотренном ст. 57-й Уголовного Кодекса РСФСР. Как меру пресечения уклонения суда и следствия гражданина Полнер Сергей Ив(анович) избрать содержание под стражей.
Пом(ощник) Уполномоченного 1-го Специального Отд(еления) Озолина
Уполном(оченный) 1-го Спец(иального) Отд(еления) Козловский
Согласен: Нач(альник) 1-го Спец(иального) Отд(еления) подпись
Утверждаю Нач(альник) СОЧ ПГО ГПУ (подпись)
Настоящее постановление мне объявлено С.Полнер
«17» августа 192_ г.
Заявление С.И.Полнера в ПГО ГПУ (без даты, не ранее 29 августа)
ЗАЯВЛЕНИЕ С.И.ПОЛНЕР
Мне неизвестен и не был указан ни один документ, ни один факт, подтверждающий или хотя бы дающий возможность подозревать меня в преступлениях, предусмотренных 57-ю статьей. Это ошибка или недоразумение.
К Советской власти всегда относился лояльно, подчинялся всем ее распоряжениям и исполнял все ее требования, уверенный, что в противном случае я способствовал бы анархии.
Я никогда не занимался политикой, не выступал, и даже не бывал (по недостатку времени и сил) ни на каких собраниях, ничего не печатал. Преподавание такого предмета, как математика, исключало возможности применить пропаганду к лекциям. С лекций я возвращался домой, чтобы отдохнуть и подготовиться к новым. Нигде не бывал, и никто почти не бывал у меня.
Я не знаю вины за собой, но если таковая известна ГПУ, то прошу другого наказания, но не высылки из Петрограда: высылка оказалась бы в результате наказанием наиболее суровым.
В Петрограде учреждения, где я работал более 22 лет; здесь мои последние друзья и знакомые, без помощи которых существование для меня почти невозможно.
Для поездки за границу у меня нет средств, тем более средств жить там; нет никаких связей и никаких знакомств; нет знания практического разговорного языка; нет возможности найти там заработок. Не могу я прожить один и в провинции.
Прошу применить ко мне (но вина мне неизвестна) другую меру взыскания, но не высылку из Петрограда.
Могу дать и без труда выполнить самые серьезные обязательства и ручательства относительно дальнейшего моего пребывания здесь.
С.Полнер
Заявление С.И.Полнера в ПГО ГПУ от 29 августа 1922 г.
5-е отделение, ком(ната) 106.
Следователю Козловскому (от) С.И.Полнера
ЗАЯВЛЕНИЕ
В дополнение к анкете о выезде за границу сообщаю, что местом выезда выбираю Финляндию, Выборгскую губ(ернию), приход Рауту (ныне - Сосново - А.К.).
С.И.Полнер
29 августа 1922 года
Подписка С.И.Полнера, данная ПГО ГПУ, о выезде за границу от 23 октября 1922 г.
ПОДПИСКА
Даю настоящую ПГО ГПУ в том, что я Полнер Сергей Иванович со дня дачи настоящей подписки, обязуюсь в 2-недельный срок выехать за границу.
С.Полнер
23/Х – (19)22 г.
РАСПИСКА
Дана мною ПГО ГПУ в том, что мною получены следующие документы: заграничный паспорт за № 11628 и 3 немецкие анкеты.
Получил: С. Полнер
23/Х (19)22 г.
Заключение ПГОГПУ в отношении С.И.Полнера от 10 ноября 1922 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По следственному делу № 1619
гр-на Полнер Сергея Ивановича
1922 г. «10» ноября Я, уполномоченный 1 Спецотделения СОЧ ПГО ГПУ КОЗЛОВСКИЙ, рассмотрев дело на гр-на Полнер Сергея Ивановича, нашел следующее:
С момента октябрьского переворота и до настоящего времени он не только не примирился с существующей в России в течение 5 лет Раб(оче)-Кр(естьянской) властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, при чем в моменты внешних затруднений для РСФСР, он свою контр-революционную деятельность усиливал.
Все это подтверждается имеющимися в деле агентурными материалами, а посему, на основании п.2 лит(еры) Е пол(ожения) о ГПУ от 6/II-с.г.
ПОЛАГАЮ:
В целях пресечения разрушительной антисоветской деятельности гр-на Полнер Сергея Ивановича, выслать из пределов РСФСР заграницу, дело же следствием прекратить и сдать в архив.
СПРАВКА
Полнер Сергей Иванович освобожден из-под стражи 21/Х – (19)22 под подписку о невыезде, каковую снять с него «10» ноября с/г ввиду отъезда заграницу 15/ХI – (19)22
Уполномоченный 1-го Спецотделения СОЧ ПГО ГПУ Козловский
Согласен: Н(ачальни)к 1-го Отделения СОЧ ПГО (подпись)
Утверждаю: НачСОЧ ПГО ГПУ (подпись)
ВЫПИСКА из протокола № 28 заседания СЕКРЕТАРИАТА ПРЕЗИДИУМА Всероссийского Центральн(ого) Исполнительн(ого) Комит(ета) Советов от 10 сентября 1923 г.
СЛУШАЛИ
4. О передаче в Социалистическую Академию конфискованных библиотек высланных за границу профессоров (Вн.Соц.Академией)
ПОСТАНОВИЛИ
Поручить Комиссии из представителей: Социалистической Академии, Румянцевского Музея, Библиотечного Отдела Наркомпроса и ГПУ представить в Президиум ВЦИК свои соображения о наиболее рациональном использовании библиотек граждан: Кудрявцева В.М., Трубецкого С.Е., Розенберг В.А., Полнер С.И., Пешехонова А.В., Мякотина В.А., опечатанных ГПУ в месячный срок.
Созыв Комиссии за представителями ГПУ.
Выписка верна: За Секретаря ВЦИК А.Енукидзе
11 сентября 1923 г.
После того как Сергей Иванович был выслан на «философском пароходе» и оказался в Германии, он стал профессором математики в Русской гимназии в Берлине, возглавлял финансовую часть в издательстве «Ватага», затем переехал в Париж, где умер 13 июля 1929 года, похоронен на кладбище Вильжюиф. В изгнании далекий от политики С.И.Полнер прожил менее семи лет.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
«Философский пароход» стал символом невосполнимости потерь, лишения России ярких представителей интеллигенции – деятелей науки и культуры. «Черно-белый след», связанный с его историей, прямой (как в случае с С.И.Полнером) и косвенный (с близкими родственниками М.С.Когана, Д.Ю.Гессена и М.Н.Волковыского) стал поводом вернуть из забытья нескольких крупных представителей шахматного искусства. Все герои данных публикаций, несомненно, заслуживают этого.
В заключение, хочу поблагодарить В.З.Файбисовича, Л.Б.Полетаева, В.В.Нехотина, О.Р.Демидову, В.Ю.Гессена и Г.Г.Волкову за помощь, оказанную при подготовке материалов.
Примечание: Фотография С.И.Полнера и документы из следственного дела – из книги "Высылка вместо расстрела", М.,"Русский путь", 2005.
Обсудить статью в форуме