02.02.2019
А.Кентлер. НЕИЗВЕСТНЫЙ П.А.РОМАНОВСКИЙ
Александр Кентлер. НЕИЗВЕСТНЫЙ П. А. РОМАНОВСКИЙ
Петр Арсеньевич Романовский (29.07.1892 – 1.03.1964) в долгом представлении не нуждается. Он, дважды чемпион (1923, 1927) и дважды второй призер (1920, 1924) чемпионатов СССР, был среди первых советских спортсменов, которым 5 июня 1934 года присвоили звание заслуженного мастера спорта, а в 1957 году стал одним из первых среди шахматистов заслуженным тренером СССР, международный мастер и международный арбитр с момента учреждения званий. Педагог по призванию, он вырастил целую плеяду игроков, среди которых Владимир Алаторцев, Георгий Лисицын, Григорий Равинский, Николай Копылов, Леонид Савицкий, Павел Островский, Виталий Чеховер. У него занимались шахматистки Людмила Руденко, Кира Зворыкина и Валентина Борисенко (Белова), будущий тренер Владимир Зак, международный арбитр Михаил Волковыский. Романовский готов был без устали возиться с учениками, не считаясь со временем. При этом его меньше всего интересовало материальное вознаграждение за труд. Более того, Петр Арсеньевич нередко покупал книги за свои деньги, чтобы отправить их любителям шахмат на любом краю страны.
Перу Романовского принадлежат замечательные книги: двухтомник «Миттельшпиль», «Матч Алехин – Капабланка на первенство мира», «Пути шахматного творчества», «Избранные партии», «Романтизм в шахматном искусстве», несколько методических пособий, большое число статей по всему спектру шахматной деятельности. Петр Арсеньевич был беззаветным рыцарем шахматного искусства, пропагандистом шахматного творчества.
Романовскому посвящена книга И. З. Романова в малой черной серии (ФиС, 1984) и ряд воспоминаний известных шахматных деятелей.
Меня всегда поражало то, что описание биографии Петра Арсеньевича начиналось с его игры на балалайке и других народных инструментах, склонности к музыке, литературе и шахматам. Сам Романовский в автобиографии в «Избранных партиях» также быстро сворачивает на тему шахматной игры.
Теперь, зная некоторые подробности биографии Петра Арсеньевича, отдаю должное историку Исааку Залмановичу Романову (1920 – 1993), который избежал сообщения о том, что Романовский родился в Петербурге, а также дал некоторые намеки на истинное место, где прошло детство (по крайней мере, летние месяцы) героя книги – хранящаяся «тверская трехрядка», «Мстинское озеро»...
«Свидетельство
По указу Его Императорского Величества дано сие свидетельство из
Тверской Духовной Консистории с приложением казенной печати, в том, что в 1-й
части метрической книги Богородицерождественской, что на Исаевце, церкви города
Твери за тысяча восемьсот девяносто второй год под № 17 значится следующая
запись:
Июля 17 родился, Августа 25 крещен Петр; родители его: служащий в
собственной Его Императорского Величества Канцелярии по учреждениям Императрицы
Марии младший контролер Надворный Советник Арсений Яковлев Романовский и
законная жена его Мария Александрова; оба православные; восприемниками были:
воспитанник Тверской Классической Гимназии Павел Александров Казанский и жена
священника села Рыбацкого Петербургской губернии и уезда Елена Васильева Славницкая;
таинство крещения совершил Священник Арсений Соколов с диаконом Иннокентием
Вяхиревым. Гербовый сбор уплачен Мая 28 дня 1903 года.
Член Консистории Протоиерей Образцов
Секретарь: (подпись неразборчива)
Столоначальник П. Спаский»
Церковь, в которой крестили Петра Романовского, была построена в 1777 году и уничтожена в 1930-м. Вот ее снимок:
Отец Петра Арсеньевича Арсений Яковлевич Романовский уходил на пенсию будучи статским советником, старшим контролером контрольного ведомства учреждений императрицы Марии, кавалером четырех орденов и двух медалей, получавшим жалование 3500 рублей в год.
До этого Арсений Яковлевич окончил в 1879 году Санкт-Петербургский университет по разряду юридических наук, а спустя год, 5 мая 1880 года, защитил кандидатскую диссертацию.
То, что папа Петра Арсеньевича был в генеральском чине и звании, полбеды.
Арсений Яковлевич после окончания Духовного училища, в 1867 году поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в июне 1873 года. Позже был священником в селе Старый Погост Тверского уезда. В его метрическом свидетельстве указано, что он родился 20 октября (старый стиль) 1852 года, там же на следующий день крещен, а родители его – священник села Старый Погост Яков Федорович Романовский и его жена Марфа (Мария) Егоровна.
Яков Федорович Романовский, 1823 года рождения, после окончания Тверской Духовной семинарии служил священником в родном селе с 1848 по 1866 год, а сам он был сыном диакона. Наконец, дядя Петра Арсеньевича Федор Яковлевич Романовский также служил священником.
Таким образом, три поколения – прадед, дед, отец и дядя Петра Романовского – были священнослужителями, которых ох как любила советская власть!
Несколько слов о родине
Романовских. Село Старый Погост основано при Иване Грозном. В селе было более
трехсот домов, церковь, дом священника и кладбище. Жили богато, через село
проходила дорога на Тверь. «Имели три
ветряные мельницы, магазин, трактир. Жители славились умением делать телеги,
дровни. Село находилось на проезжем тракте, и изделия пользовались большим
спросом». Расстояние до Твери –
Церковь Николая Чудотворца, в которой служили Романовские, была разрушена в советское время. «Каменная. Освящена в 1798 году, утварию довольна… Земли при ней по межеванию 36 десятин отмежевано, но тоиею священноицерковнослужители владения не имеют, а довольствуются по шести десятин во всех трех полях, сенокосу же имеют на 250 копен волоковых», – записано в Клировой ведомости Тверского уезда в 1801 году.
Скорее всего, Петр Арсеньевич родился в Старом Погосте, а крещение на сороковой день состоялось в Твери. Также возможно, что Арсений Яковлевич, уже служивший в Петербурге, отправил жену рожать к родным пенатам.
В Петербурге Петр окончил частное Реальное училище Копылова. В 1911 году поступил в Политехнический институт на кораблестроительное отделение, в июне 1913 года перевелся на электротехническое отделение. При поступлении в Политех Романовский писал, что родился в Твери, и почему-то у него обозначен адрес: станция «Академическая» Николаевской железной дороги, село Новое Почвино Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Не исключено, что это место рождения умершей к тому времени матери – Марии Александровны.
«Студента Электротехнического отделения Петроградского Политехнического
Института имени Императора Петра Великого приема 1913/14 Петра Арсеньевича
Романовского, живущего в Петрограде на Петроградской стороне Геслеровский
проспект, 27
ПРОШЕНИЕ
Я, студент П. Романовский, отчисленный от Института в осеннем полугодии
текущего учебного года, честь имею покорнейше просить Ваше Превосходительство,
зачислить меня вновь в студенты вверенного вам Высшего Учебного Заведения, в
виду того, что отчислен я был за неявку к началу учебного года, а таковая была
вызвана нахождением в плену.
Петр Арсеньевич Романовский
1 апреля
Заслушано Правлением 2 апр. 1915
Постановлено: Восстановить в списке студентов по взносе платы за осень
Добавлю, что будущий чемпион мира Александр Алехин 8 декабря 1914 года дал сеанс в Политехническом институте в фонд помощи Петру Романовскому, находившемуся в плену в Германии. Результат сеанса +22 – 6 = 6.
Петр Романовский не окончил учебу в институте до революции, а восстанавливаться после нее могло быть чревато пристальным вниманием новой власти к его анкетным данным.
Когда в графе «место рождения» у героя нашего повествования появился Петербург, установить не удалось. Во всяком случае, в «Календаре шахматиста на 1926 год» (составитель С. О. Вайнштейн, редактор Г. Я. Левенфиш) указано: «родился в Ленинграде».
Арсений Яковлевич Романовский фигурирует в адресных справочных книгах «Весь Петербург» с 1892 по 1917 год. С 1917 по 1921 годы адресные книги не выходили, далее в них появляется на том же Геслеровском (ныне – Чкаловском) проспекте Петр Арсеньевич, имя-отчество отца больше не встречается.
У Арсения Яковлевича и его жены
Марии Александровны было восемь детей – все сыновья. Известны судьбы двух
братьев Петра Арсеньевича: Александра (1880 – 1942), жившего после революции в
Иваново, и Евгения (1884 – 1942). До 1914 года в адресных книгах «Весь
Петербург» мелькало имя Николая Арсеньевича Романовского, 1882 года рождения,
именовавшего себя то потомственным дворянином, то страховым агентом, а также Павла Арсеньевича (1884 или
Сам Петр Арсеньевич в своих воспоминаниях упоминает только двух братьев – Александра и Евгения.
Рамки статьи не позволяют описать выступления Романовского в шахматных соревнованиях в Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Невероятно, но одновременно с игрой в турнирах и постоянными занятиями с многочисленными учениками, он оставался любителем шахмат, служившим консультантом в различных банках города. Работа на износ привела Петра Арсеньевича к инфаркту в 1939 году.
Перед вами почтовая открытка, посланная 20 апреля 1941 года Петром Арсеньевичем Романовским другу – Абраму Яковлевичу Моделю и полученная адресатом в тот же день.
«Дорогой Абраша,
Сообщаю тебе адрес Наума. Списываю с его подлинного письма:
Ковно ЛССР Кестучио ул. 30 кв. 4
а также выдержку из письма: «Привет Левенфишу, И.Рабиновичу, Муле
Вайнштейну и особенно Абр. Моделю. Сообщи последнему мой адрес. Пусть
обязательно напишет».
Комментарии, мне кажется, излишни, а потому ...
Привет – Петя».
Наверное, речь идет о Науме Копельмане, игравшем в студенческих соревнованиях в Петербурге и хорошо знавшем элиту шахмат нашего города. Судя по всему, после революции он жил за границей в Литве и внезапно вновь оказался гражданином СССР после заключения пакта Молотов – Риббентроп в августе 1939 года.
До начала войны оставалось ровно два месяца.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября, а в октябре большинство евреев Каунаса (Ковно), к которым относился Наум, уже было уничтожено фашистами.
8 октября 1941 года в газете «Смена» опубликована заметка «Шахматные сеансы и лекции» следующего содержания:
«Ленинградский дом физкультуры систематически проводит в госпиталях для
выздоравливающих бойцов и командиров сеансы одновременной игры в шахматы и
шашки, лекции и беседы на шахматные темы. Заслуженный мастер спорта П. Романовский,
чемпион Ленинграда И. Рабинович, мастер Г. Равинский и другие уже дали в
госпиталях свыше 30 сеансов и лекций. Во многих госпиталях оборудованы
специальные шахматные уголки».
Блокада – самый трагический период в истории Ленинграда, каждого жителя города. Она нанесла душераздирающий удар по семье Петра Арсеньевича.
«В течение двадцати дней суровая действительность уничтожила всю мою
семью. 6 января
Зачем мне жить, и почему судьба пощадила меня, и надолго ли? Единственная возможность продолжать жить – это работать. Итак, пока смерть не схватила меня за горло, я начинаю новую работу «Избранные партии». Избраны они будут под углом зрения исторических процессов», – пишет 31 января в своей тетради П. А. Романовский (публикация сына – В. Романовского «Он был ленинградцем», «Шахматы в СССР», № 3 1988). Тела умерших лежали на веранде до тех пор, пока Петра Арсеньевича не отправили в эвакуацию…
В списках жертв блокады Ленинграда значатся шесть погибших из семьи Романовского, проживавших по адресу Эсперов переулок 7, кв.3.
Ася – Гармсен Агнесса Васильевна
(по паспорту
Агнесса Васильевна и четыре дочери П. А. Романовского похоронены на Серафимовском кладбище.
Брат – Евгений Арсеньевич, живший в той же квартире, умер в мае 1942 года и похоронен на Пискаревском мемориальном кладбище.
В марте 1942 года Петра Арсеньевича высадили из эшелона, направлявшегося из Ленинграда в Нальчик, и положили в больницу города Александрова. После выписки из больницы он приехал к брату Александру в Иваново, где вскоре сыграл в первенстве города, а в следующем, 1943 году Романовский перебрался в Москву…
«Дорогой Володя, недавно получил твое обстоятельное письмо. Я очень
занят, плохо себя чувствую, но все же решил не задерживать ответ. Груды
корреспонденции лежат на столе и в ящиках его не отвеченными. Очевидно, к
исходу шестого десятка лет темпы деятельности все более и более замедляются.
Как несется время! Январь 1952 отмечает 5 десятилетней давности дат
6/I, 10/I,14/I, 22/I, 26/I
Информацию, касающуюся личной жизни П. А. Романовского, ограничу тем, что в первый брак с Евдокией Петровной Фомичевой он вступил 24 сентября 1912 года, а в четвертый – в конце войны с Елизаветой Сергеевной, подарившей Петру Арсеньевичу 1 февраля 1945 года сына Виктора, а спустя год – дочь Веру.
В советское время Романовский ни разу не играл за пределами СССР. Он имел приглашение на выдающийся по составу турнир в Баден-Бадене 1925 года, но в последний момент его заменил Илья Рабинович.
Последний визит в Ленинград Петр Арсеньевич нанес в январе – феврале 1960 года: он был главным судьей ХХVII чемпионата СССР среди мужчин.
Большой удачей для развития шахмат в нашей стране стало то, что Романовский не только не попал в
жернова репрессий, но и олицетворял собой достижения государства в
развитии спорта.
«Жизнь и шахматное искусство гармонично в моем миросозерцании слились воедино», – писал Петр Арсеньевич. Он, свято любя шахматы, верно служил им до последнего дня своей жизни.
Фотографии М.Волковыского и из ЦГИА.
Обсудить статью в форуме