12.09.2012
Александр Кентлер. "2014"
А.Кентлер. 2014
(Рассказ-утопия)
«…Я вспомнил, как однажды жестоко обошелся с осой. Она ела джем с блюдечка, а я ножом разрубил ее пополам. Не обратив на это внимания, она продолжала пировать, и сладкая струйка сочилась из ее рассеченного брюшка. Но вот она собралась взлететь, и только тут ей стал понятен весь ужас ее положения. То же самое происходит с современным человеком. Ему оторвали душу, а он долго – пожалуй, лет двадцать этого просто не замечал».
Дж.Оруэлл «Мысли в пути», 1940 г.
Наконец-то это произошло! В первый день весны электронный монстр дал сеанс одновременной игры десяти лучшим шахматистам планеты и всех их обыграл.
На самом деле, ничего удивительного в этом нет: в январском рейтинг-листе нынешнего 2014 года в ведущей сотне преобладают машины, играющие в шахматы на уровне, отмеченном математической величиной 3000. Поэтому ни один человек не попал даже в верхнюю половину списка.
Теперь в мировом первенстве, которое будет проведено, как обычно, по нокаут-системе, роль людей будет сведена к выполнению исключительно технических функций: от комментирования великолепных ходов компьютеров до уборки помещений. И, как ни грустно об этом писать, наверное, это справедливо: никто из белковых шахматистов не будет качать права, требовать особых условий, оспаривать законность достигнутых результатов, устраивать чемпионат по одной из собственных версий и, после победы в нем, возвышаться в своих глазах настолько, будто она одержана не за доской, а как минимум над всем разумным и вечным.
Ровно семнадцать лет назад сильнейший шахматист впервые проиграл компьютеру. Это вызвало шок! Человек никак не мог понять, как такое случилось, и обвинил фирму IBM, выпустившую машину в том, что эксперимент не носил чистого характера: наверняка электронному устройству в моменты принятия наиважнейших решений помогали люди. Но о какой чистоте могла идти речь, если сами игроки вовсю использовали компьютеры при подготовке к соревнованиям не только как базу данных, но и проверяли на них буквально каждый возможный ход до глубокого эндшпиля! И даже восхищавшие любителей красивые идеи сильнейших гроссмейстеров, якобы найденные за доской, зачастую оказывались плагиатом…
А помните характерные для второй половины ХХ века рассказы: машины никогда не смогут обыграть человека из-за отсутствия у них способностей принимать интуитивные решения?! Сегодня каждому школьнику известно, что интуиция проявляется только тогда, когда оканчиваются знания, теряется логика, точность расчета. И уж, во всяком случае, в наше время интуиция демонстрируется машинами куда ярче и талантливее, нежели людьми.
Так или иначе, споры о том, что послужило причиной неожиданного поражения шахматного чемпиона в 1997 году, как-то быстро прекратились в силу последующих событий, нараставших как снежный ком. Спустя пару лет появилось новое поколение компьютеров, быстро снявшее все сомнения, кто сильнее играет. И отдельные удачи людей в поединках с машинами с каждым днем становились все более редкими.
Наконец, полный крах ожидал шахматистов после того, как под натиском углубленной работы с техникой рухнула навязанная человечеством так называемая теория дебютов. Как только программисты осознали истинные возможности новых машин, они отказались от механического переноса в память электронного мозга дебютных вариантов, разработанных человеком, предоставляя компьютерам возможность начинать борьбу в каждой партии с первых ходов. И выяснилось, что многие варианты, разыгрываемые людьми на протяжении столетий, носят абсолютно случайный характер, и что машины сами оказались в состоянии предложить десятки куда более логичных способов расстановки боевых сил.
Сегодня, когда проводятся шахматные соревнования, независимый компьютер сам выдает начальный порядок ходов для всех пар играющих.
Прошло уже десять лет с тех пор, как прошла стихийно организованная демонстрация «За шахматы с человеческим лицом», мало что давшая в результате. Но до сих пор остались в памяти скорбные фигуры взявшихся за руки прославленных чемпионов, недавних непримиримых соперников за доской и в жизни, отбросивших все взаимные обиды перед лицом произошедшей катастрофы – потери приоритета в шахматах.
Однако к чести крупнейших производителей машин, они не забыли великих гроссмейстеров прошлого и предоставили им пожизненные пенсии, при этом обязав бывших чемпионов периодически сражаться с новыми моделями компьютеров, и демонстрировать населению постоянно растущее отставание возможностей человеческого мозга от электронного.
Удивительно, но люди достаточно легко пережили свое поражение от компьютеров в шахматной игре. Неприятная для самолюбия ситуация стала не столь острой, когда шахматы были включены в международную программу начального образования в качестве одной из игровых форм компьютерной подготовки. Это позволило шахматистам средней руки, потерявшим было надежду на будущее, найти себя на поприще преподавания. А школьникам, в рамках новой системы обучения, была определена достаточно скромная задача: овладеть к двенадцати годам игровыми навыками международного мастера по шахматам конца прошлого века. Тем, кто не справлялся со специально разработанной программой, педагоги и психологи в дальнейшем рекомендовали не заниматься деятельностью, связанной с проявлением счетных способностей.
Как всегда, не остались без дела околошахматные деятели. Одни учреждали себе звания заслуженных тренеров по работе с машинами, другие умудрились организовывать соревнования на Кубок дружбы с компьютером по переписке с размеренностью игры один ход в месяц, что зачастую приводило к безоговорочной капитуляции электроники, устаревавшей как физически, так и морально. Люди стали выпускать учебники для машин, исторические исследования, из которых создатели компьютеров узнали о себе и своих детищах много нового и интересного. Расширила свои функции ассоциация шахматных арбитров, не только не позволяющая проводить какие-либо соревнования машин без своего участия, но и постоянно разрабатывающая для них новые правила.
Все же человеческие шахматы не умерли. Во всех точках земного шара люди играют в них на скамейках садов и парков. Кроме того, шахматы используются как средство реабилитации.
Наконец, свидетельством непоколебимости человеческого духа служит намеченное на десятое сентября открытие очередного матча между двумя великими «К». Ровно тридцать лет назад началось их первое единоборство. Теперь в их непрекращающемся соперничестве счет идет не на количество выигранных и ничейных поединков, а на прожитые годы.
«Впечатление такое, словно за какой-то десяток лет, мы откатились ко временам каменного века. Вдруг ожили человеческие типы, казалось бы, вымершие давным-давно…
Видимо, нельзя жить, полагаясь исключительно на могущество машин…
Ампутация души – это, надо полагать, не просто хирургическая операция, вроде удаления аппендикса. Такие раны имеют свойство гноиться».
Дж.Оруэлл «Мысли в пути», 1940 г.
«Шахматный Петербург» № 3-4 1997
Обсудить статью в форуме