07.12.2010
А.Кентлер. ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ!
Год назад чемпионаты Санкт-Петербурга по блицу на призы газеты «Вечерний Петербург» не задались: в финалах приняли участие лишь 13 мужчин (из 20 ожидавшихся) и 7 женщин. И хотя причины провала были хорошо известны (сроки проведения соревнования менялись четыре раза, да и место встречи – Балтийское информационное агентство – было вовсе не «шахматным»), можно было ожидать, что прошлогодние ошибки не повторятся. Они и не повторились: им на смену пришла новая, я бы даже сказал, революционная концепция проведения чемпионатов, предложенная его организатором и директором г-ном Соцким.
Как вы думаете, в ком заключено главное зло, мешающее нормальному проведению чемпионатов? На этот вопрос директор соревнования в ходе его подготовки отвечал многократно: в гроссмейстерах! «Многие гроссмейстеры, – объяснял он, – играют пятиминутки хуже мастеров и перворазрядников. Не понимаю, почему очень сильные блицоры-мастера волею формулы турнира оставались за бортом финала, а все «сливки» снимали гроссмейстеры, которые в большинстве своем в блиц не играют». «Система допуска гроссмейстеров без отбора развращает». «Блицоры с низким рейтингом запросто «вынесут» из-за доски многих гроссмейстеров…».
Думаю, цитат достаточно. От слов организатор перешел к делу. Им было составлено Положение, согласно которому, наконец-то, «восстановлена справедливость»: никаких отборов в финал проводить не надо, а все играющие в одном турнире (от гроссмейстера до перворазрядника), платят одинаковые турнирные взносы. Торжество демократии налицо! Кстати, я задал вопрос руководству Санкт-Петербургской шахматной федерации, была ли необходимость собирать взносы с участников, и получил ответ: не было, но так было составлено Положение. В результате, из 27 проживающих в Питере мужчин-гроссмейстеров в соревновании участвовало пятеро. Трое из них, назло директору, без особых усилий и заняли первые три места. Более того, возможно, это «утка», но поступила информация, что игроки, разыгравшие первое-второе место, не платили взносы!
Откуда у А.Соцкого такая нелюбовь к гроссмейстерам? Наверное, это связано с тем, что он в свое время ограничился лишь приобретением звания международного мастера.
Последним чемпионом нашего города по молниеносной игре – не гроссмейстером был Генрих Чепукайтис (в 2002 году), памяти которого был посвящен нынешний турнир. После него побеждали В.Попов (2003 – 2005, 2007), Е.Алексеев (2006), Н.Витюгов (2008), М.Матлаков (2009, 2010). Финальные турниры (как правило, круговые при 20 участниках) всегда вызывали большой интерес и собирали публику. Конечно, даже теоретически 27 гроссмейстеров в круговой турнир не запустишь. Так что же мешает допускать в финал только тех гроссмейстеров, которые играли в последние годы (3-5 лет) в чемпионатах России (Суперфинал и высшая лига) и Санкт-Петербурга, или тех, кто имеет рейтинг, не ниже 2600 (либо 2550) – тут вариантов можно предложить с десяток. Наконец, вполне возможна финальная швейцарка, в которой бы играли все вышедшие из отбора «мастера и перворазрядники, играющие сильнее гроссмейстеров» против носителей высшего звания. Но отбор среди перворазрядников, кандидатов и мастеров должен проводиться непременно! Как и обособленный женский чемпионат. Если женщины будут играть вместе с мужчинами, им за «-надцатые» места рассчитывать получить телевизор или ноутбук от газеты вскоре не придется. Да и что это за чемпионка Санкт-Петербурга, которая может ею стать, не сыграв в турнире ни с одной из соперниц-женщин!
В проваленном прошлогоднем блице на всех этапах, кроме районного, участвовало 133 игрока – на семь больше, чем в нынешнем соревновании. На малое число мест в шахматном клубе имени М.И.Чигорина жаловаться не стоит, хотя бы потому, что 4 декабря около двадцати шахматных столов оказались не востребованными.
Хочу обратить внимание на еще один момент. Представьте, что музыкальный театр или филармония нанимают на работу специалиста, который должен пропагандировать и развивать музыкальное искусство. А тот, приступив к работе, начинает на всех углах сообщать, что лучшие музыканты – дармоеды и какую-то музыку играют скверно. Наверное, такому «специалисту» сразу же покажут на дверь. В шахматах, почему-то, иначе.
Несомненно, существует разница между обычными шахматами и блицем. Некоторые выдающиеся шахматисты блиц не жалуют, и, наоборот, игроки среднего уровня, «набив руку», достигают в нем неплохих результатов. Но будем откровенны: для любого любителя победа над гроссмейстером, хотя бы в блице, может стать событием в жизни. А те гроссмейстеры, которые блиц играют плохо, в «Вечерке», как правило, не выступают, чтобы (по Соцкому) не получить «отрицательные эмоции».
И последнее. Конечно, Генрих Чепукайтис был уникальной фигурой и достоин того, чтобы в память о нем проводить блицтурниры. Но давайте взглянем вокруг: 1 декабря исполнилось 90 лет со дня рождения Семена Фурмана – ноль внимания (ни турнира, ни вечера памяти). Вскоре юбилеи будут отмечать наши здравствующие выдающиеся шахматисты Марк Тайманов, Виктор Корчной, Лариса Вольперт, а в августе – столетие со дня рождения Михаила Ботвинника.
Неужели необходимо было поиграть на ставку с прохожими, чтобы о тебе вспомнили?!
Обсудить статью в форуме