e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
А.Кентлер. ОТБОР В ПРЕТЕНДЕНТЫ
А.Кентлер. ЧИГОРИНА ОЛИ
А.Кентлер. АБСУРДЫ ОТБОРА
Александр Кентлер. СИСТЕМА ДЛЯ ТАЙ-БРЕЙКА
А.Кентлер. ЗАЩИТА АЛЕХИНА
А.Кентлер. РАЗНЫЕ СУДЬБЫ
А.Кентлер. ВОЗВРАЩЕННОЕ ИМЯ: ЭММАНУИЛ ЛЕСМАН
А.Кентлер. КОЛЛЕКЦИОНЕР
А.Кентлер. СУДЬЯ БЛОКАДНОГО ЧЕМПИОНАТА
А.Кентлер. ИСТОРИК ШАХМАТ
А.Кентлер. ДВА МИРА ШАПИРО
А.Кентлер. ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МОДЕЛЬ
А.Кентлер. ДОКТОР СКЛЯРОВ
А.Кентлер. БЕДНЫЙ РАУЗЕР
А.Кентлер. ТРИ ВОЙНЫ ВЕНИАМИНА СОЗИНА
А.Кентлер. ЧУДЕСНЫЙ МИР А.М.БАТУЕВА
А.Кентлер. ПОЛПРЕД РОССИЙСКИХ ШАХМАТ
А.Кентлер. СИМВОЛЫ БЛОКАДЫ
А.Кентлер. ПОДВИГ ЛЮДМИЛЫ РУДЕНКО
А.Кентлер ПОЛНЫЙ "АРМАГЕДДОН"
А.Кентлер. НЕИЗВЕСТНЫЙ П.А.РОМАНОВСКИЙ
А.Кентлер. ВОЗВРАЩЕННОЕ ИМЯ: ЭММАНУИЛ ЛЕСМАН
А.Кентлер. ЧУДЕСНЫЙ МИР А. М. БАТУЕВА
Александр Кентлер. ПРОСТОЕ РЕШЕНИЕ
А.Кентлер. СТАТИСТИКА СУПЕРФИНАЛОВ
КАЛЕНДАРЬ ЮБИЛЕЙНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ ШАХМАТИСТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В 2017 ГОДУ
А.Кентлер. ПРАВИЛА ИГРЫ (НАВСТРЕЧУ СУПЕРФИНАЛАМ)
А.Кентлер. ПО СЕРДЦУ ИДЕТ ПАРОХОД (4-я часть)
А.Кентлер. ПО СЕРДЦУ ИДЕТ ПАРОХОД (3-я часть)
А.Кентлер. ПО СЕРДЦУ ИДЕТ ПАРОХОД (2-я часть)
А.Кентлер. ПО СЕРДЦУ ИДЕТ ПАРОХОД (1-я часть)
А.Кентлер. КЛУБ ИМЕНИ Б.В.СПАССКОГО
А.Кентлер. КАК СТАТЬ ГРОССМЕЙСТЕРОМ?
А.Кентлер. СЮРПРИЗЫ ПУШКИНСКОГО ДОМА. Часть 2.
А.Кентлер. СЮРПРИЗЫ ПУШКИНСКОГО ДОМА. Часть 1.
А.Кентлер, Д.Нудельман. ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ
А.Кентлер. Памяти Виктора Топорова
А.Кентлер. ФИГУРЫ В РУССКОМ МУЗЕЕ
А.Кентлер. ПРИКОСНОВЕНИЕ
А.Кентлер. ГРАФИНЯ (Третья часть)
Александр Кентлер. "2014"
Александр Кентлер. ГРАФИНЯ (Вторая часть)
Александр Кентлер. ГРАФИНЯ (Памяти Нины Подгоричани)
А.Кентлер. ОТ ЮБИЛЕЯ К ЮБИЛЕЮ
А.Кентлер. О ФОРМАТЕ КУБКОВ ЕВРОПЕЙСКИХ КЛУБОВ
А.Кентлер. ПОКЛОН БОТВИННИКУ
Александр Кентлер. СЫН СТАРОГО ЗАКА
А.Кентлер. ДЕЛО ТАБАК (судьба М.Н.Бостанжогло)
А.Кентлер. Тот самый Левенфиш
А.Кентлер. ЛОМАТЬ - НЕ СТРОИТЬ!
Александр Кентлер. ВНУК ЧИГОРИНА
А.Кентлер. ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИЯХ
А.Кентлер. РАЗВЕНЧАНИЕ РЕВИЗИЕЙ
А.Кентлер. КАДРЫ РЕШАЮТ. ВСЁ?
А.Кентлер. ДЕТСКАЯ ШАХМАТНАЯ ШКОЛА УНИВЕРСИТЕТА
А.Кентлер. ШТРИХИ К БИОГРАФИИ М.И.ЧИГОРИНА
А.Кентлер. РОССИЙСКАЯ ШАХМАТНАЯ ШУЛЕ
ПЕТР СВИДЛЕР О ШАНСАХ ПРЕТЕНДЕНТОВ
ЮБИЛЕЙНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ШАХМАТИСТОВ ПЕТЕРБУРГА 2007
ИНТЕРВЬЮ С ЖАННОЙ, ТАК ПОХОЖЕЙ НА ОТЦА - МИХАИЛА ТАЛЯ
ИНТЕРВЬЮ В.КОРЧНОГО: "ГЕНИИ И ВУНДЕРКИНДЫ"
А.Кентлер. ШАХМАТЫ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ
ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ. ПЕТР СВИДЛЕР: «СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ»
ЗНАКОМЬТЕСЬ: НИКИТА ВИТЮГОВ
А.Модель:"Ничуть не спешу повидать Капабланку!"
Интервью президента АШП Ж.Лотье
А.Кентлер. ПЕЧАЛЬНЫЙ ЮБИЛЕЙ ШИФФЕРСА
А.Кентлер. НЕ СТРЕЛЯЙТЕ В ШАХМАТИСТА!
Александр Кентлер. ТИТУЛЫ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ
А.Кентлер. ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ
А.Кентлер. ОКНО В ПАРИЖ.
А.Кентлер. ГАРРИ – ГАРРИ! ЯСНО?
А.Кентлер. Заграница в «России»
А.Кентлер. ЗОРИ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ.

07.02.2008 А.Кентлер. ДЕТСКАЯ ШАХМАТНАЯ ШКОЛА УНИВЕРСИТЕТА

Приступая к рассказу, почему-то вспомнил диалог из горьковской пьесы «На дне». Там Барон горевал по старым временам – по богатству, лошадям  и поварам, а злобная Настя на все неизменно повторяла: «Не было этого!»

Наверняка разным  людям одни и те же события врезаются в память по-своему. Например, самый яркий современный шахматный журналист как-то вспоминал на ChessPro.ru в «Паре хорошо начищенных ботинок» юношеский чемпионат России 1998 года в Петербурге как серый (это слово повторено много раз) турнир. Один из самых запоминающихся образов – участники в вылинявших «трениках». А у меня на всех чемпионатах, которые организовывал, включая этот, перед глазами – на туре, открытии, закрытии, всегда – известный московский тренер в подобном одеянии а-ля исподнее. Дети же больше запомнились прекрасными лицами. А вот серость погоды (был конец февраля – начало марта) и серость освещения (играли в Чигоринском клубе и специально перед турниром проверили, нет ли перегоревших ламп в люстрах) – увольте, не помню. Ну, а если вспоминать  то первенство, все перечисленные выше глупости отступают перед смертью после третьего тура главного судьи – замечательного  человека Александра Абрамовича Неймарка.

Разменяв седьмой десяток, самое время приниматься за мемуары. Чтобы не дожить до мучений народной артистки Александры Яблочкиной, принявшейся за них после 90-летия и донимавшей более молодых, но тоже ничего не помнивших подруг  вопросами, вроде такого: «Ты не помнишь, я с Южиным жила?». А тут как раз и повод «для вспоминок», как обозначил однажды обращение в прошлое Б.В.Спасский, появился.

Председатель СК ЛГУ В.Л.Гуляко награждает ребят из ДЮСШ-2

На этих днях случился юбилей в отсутствие юбиляра: прошло четверть века со дня открытия детской шахматной школы Ленинградского государственного университета. В дальнейшем поменялось и название города, и название школы. Санкт-Петербургская Специализированная детско-юношеская шахматная  школа олимпийского резерва при спортивном клубе СПбГУ (позже, простите, – СДЮШОР НУДО МОО ФСО профсоюзов «Россия») «завершила свой жизненный путь» в год совершеннолетия – в 2001-м. Конечно, проще всего, пожалев усопшую, поставить на этом крест или жирную точку. Но в этой школе было то, что отличало ее от всех остальных детских шахматных организаций, да и успехов она добилась немалых. Приведу только три результата: на Всемирной шахматной Олимпиаде 1994 года в Москве за Россию выступали и были удостоены медалей трое учащихся нашей школы; команда СДЮШОР – единственная, становившаяся чемпионом СССР  среди детских команд; пять учащихся в пору занятий получили звание «международный гроссмейстер». Впрочем, обо всем по порядку.

Когда в конце семидесятых годов прошлого века во дворе филфака университета был построен плавательный бассейн, появилась идея открыть на его базе детскую школу. В начале 80-х была образована комплексная ДЮСШ, куда вошли плавание, фехтование и их объединяющее – современное пятиборье. Надо сказать, что заведующие кафедрой физического воспитания ЛГУ  в 70-90 годы были пятиборцами, сначала М.М.Бобров, потом  Р.Н.Когтев.

Университетская шахматная жизнь шла своей чередой. За двадцать два года, начиная с 1975-го, университет проигрывал ежегодное первенство вузов города то ли три, то ли четыре раза, да и вторая команда несколько раз попадала в число призеров. Сборную ЛГУ на  Кубках вузов СССР опережали, как правило, только команды шахматных специализаций физкультурных вузов –  из Москвы и Львова (один раз МГУ). Проводились матчи с Будапештским университетом, с МГУ, сильнейшие игроки ездили на сборы в Гумисту под Сухуми, в Янтарное под Калининградом, в Пярну в Эстонию...

По просьбе активных родителей – сотрудников Петродворцового Комплекса университета, я с 1981 года стал завсегдатаем электричек – регулярно ездил проводить занятия  с их детьми. В этой группе занимались с десяток ребят. Впоследствии Олег Виноградов стал чемпионом Ленинграда среди старших юношей, а Антон Губанов, кроме того, что дважды выигрывал чемпионаты кадетов, повзрослев, стал капитаном команды, дважды побеждавшей в чемпионатах  мира по игре «Что? Где? Когда?».

Так или иначе, в сентябре 1982 года был поставлен вопрос об открытии отделения шахмат в КДЮСШ спортклуба ЛГУ, к концу года было получено разрешение (большую роль в открытии школы сыграл председатель СК университета В.Л.Гуляко),  а в первых числах февраля 1983 года на работу был принят первый сотрудник – мастер спорта Михаил Пукшанский, 23-го – второй – Светлана Медникова,  в марте – третий – Игорь Болотинский.

Каждому из них я подробно объяснял, что хотел бы воплотить в жизнь (работать с детьми начал с 1971 года). Идея была проста: почему (задавал я себе и им вопросы), если принимают «в шахматы» всех, кто пришел, другими  словами, «неизвестно кого», с ними работают «неизвестно кто» (подходит этому ребенку тренер – или нет, «умирает» он на работе – или плюет на нее), из самых способных все равно получается толк (уровень мастера спорта) через 10-12 лет?! А что, если найти работающие психологические тесты и по ним отбирать в группу самых способных детей, чтобы они подгоняли друг друга (как это происходило в школах Ботвинника, Смыслова), начиная с нулевого цикла?! А если взять не умеющих играть и «поставить им руки» по одному методу – это позволит двигаться вперед вопреки основному принципу советской школы: довести до среднего уровня всех – и тех, кто был его выше, и тех, кто был ниже. А если учитывать особенности детей, может быть, не стоит всех учить одинаково, проходя шаблонный поэтапный путь?! И т.д., и т.п. Еще считал очень важным, что любой человек, идущий на тренерскую работу, должен быть заранее готов к предательству со стороны учеников – только тогда есть возможность это пережить с меньшими потерями для здоровья. Предупреждал, что в школе не нужно держаться за своих учеников, не имея представления, что с ними надо делать дальше – был уверен, что одни  могут блестяще готовить новичков, другие – заниматься с третьим-вторым разрядом, третьи (тренеры, знающие, как готовить кандидатов и мастеров) не должны тратить время на то, в чем они дилетанты. С этим, понятно, позднее возникли проблемы...

Выбор сотрудников производился нетривиально –  были приняты трое, ранее тренерской работой с детьми не занимавшиеся, все – служащие на инженерных должностях. Первых двух я хорошо знал: Михаил Борисович жил на улице Жуковского, напротив моего дома. Светлана Васильевна приехала из Житомира перворазрядницей, поступила и окончила университетский факультет ПМ-ПУ, занимаясь у меня, стала двукратной чемпионкой города, мастером спорта. Взять Игоря Леонидовича, с которым я играл в мастерском финале ленинградского студенческого общества в 1968 году, попросил Е.С.Столяр, главный тренер в «Буревестнике». Мы тогда именно этим обществом финансировались, да и помещения у нас своего не было, так что прием в школу, начиная с марта, производился в шахматном клубе «Буревестник» на улице С.Перовской (ныне – Малая Конюшенная). Причем при приеме использовались тесты – их, по моей просьбе, подготовила замечательный детский психолог Галина Владимировна Шарова, позже вошедшая в штат школы.

Первые годы занятий

А как только появились первые ученики, наступило лето, и группа шахматистов поехала в летний лагерь в Ильичевск. Сейчас этот лагерь вспоминается с содроганием – жуткая антисанитария, «зато» – Черное море, солнце и все прелести юга. Больше всего запомнились И.Болотинский, каждый вечер рассказывавший детям «Приключения капитана Блада» Рафаэля Сабатини и новобранец Алеша Дацюк, мальчик из хоровой Капеллы, без всяких просьб блестяще певший Гимн Советского Союза со всеми (!) словами по дороге на пляж и обратно. О правильном выборе мелодии я вспомнил спустя много лет, когда ко мне в квартиру на Васильевском острове пришли доверенные лица кандидата в депутаты местного совета от КПРФ нашего товарища Дацюка! В дальнейшем ежегодные детские лагеря проводились нашей школой в Эстонии (Вильянди и Тяэкси), в Литве (Кедайняе), Латвии (Тукумсе),  на Украине (Делятино, недалеко от Яремчи), в Польше (Гданьск)...

Белыми играет Алеша Дацюк, за ним – Марик Шифрин

В декабре 1986 года в школу из Дворца пионеров перешел работать заслуженный тренер СССР  Владимир Григорьевич Зак и занимался с детьми в течение шести лет, до развития неизлечимой болезни. В конце 80-х к нам присоединился заслуженный тренер России Вячеслав Вульфович Оснос, с начала девяностых – Андрей Михайлович Лукин. Сразу же отмечу, что и Пукшанский, и Лукин получили звания заслуженных тренеров России за успехи учащихся нашей школы.

В разные годы в СДЮШОР работали разные тренеры (всего – чуть больше двадцати человек). Чтобы никого не обидеть, не буду приводить всего списка. Отмечу лишь тех, кто, по моему мнению, были лучшими в работе с маленькими детьми: Алексей Романов, Владимир Каверин, Людмила Выговская, Владислав Бачуров, Евгений Подвойский.

Первое время (с осени 1983 года) школа располагалась в правом крыле Дворца культуры имени Кирова – нам предоставили одну, но большую (метров 80) комнату. Затем, то ли в декабре 1984-го, то ли в январе 1985-го, нам удалось получить помещение под свой шахматный клуб на Морской 15, в соседнем доме от гостиницы «Прибалтийская». Тут уж мы развернулись по-настоящему. Организовали ежегодные соревнования с участием команд московского Дворца пионеров, таллиннской, рижской, ташкентской, воронежской школ, естественно, приглашая и питерские команды. Нас тоже стали приглашать на различные детские турниры. Организовали и стали проводить первенства города среди 12-летних.

До нас детские шахматы в городе были построены вокруг Дворца пионеров. Тренерский совет Дворца решал, кто поедет  на первенство СССР и другие важные соревнования. Когда организовалась университетская школа, на передовые позиции в городе вышла ДЮСШ-2, но их голоса никто старался не слушать. Нам удалось выстроить систему детских шахмат таким образом, чтобы места куда-либо завоевывались только в ходе спортивных состязаний во всех возрастных категориях с возможностью, в случае успеха в младшем возрасте, сыграть в более старшем.

Наши девочки – Ида Желтова и Наташа Рок

Работу своей школы мы построили на том, что тренеры шли в школы района и либо проводили там занятия в первых классах с дальнейшим отбором детей в СДЮШОР (таких школ обычно было 4-5), либо проводили первенства школ и рекомендовали отличившимся поступить в группу начальной подготовки. (Спустя годы, перешли в детские сады – требование времени!)

Особо выделю гимназию N30. Она курировалась университетом, и там могли учиться только очень способные к математике дети. Так, будущий гроссмейстер В.Емелин ее благополучно закончил, а будущего гроссмейстера А.Лугового из нее вежливо попросили. Мы вели там уроки шахмат многие годы, директор  (Э.В.Иовлева) благосклонно относилась к ним, и это дало свои плоды. Школа становилась победителем Всесоюзной и Всероссийской «Белой ладьи», неоднократно занимала в ней призовые места.

Важным подспорьем в работе стала возможность проведения совместных турниров с кандидатской нормой со студентами и сотрудниками университета. К ребятам на праздничные вечера приходили известные шахматисты и давали им сеансы одновременной игры. Мы приглашали их также для чтения лекций.

Конец 80-х – начало 90-х было сумасшедшим временем: нахлынувшая свобода в передвижении позволила нашим ребятам группами выезжать на соревнования в Англию, Испанию, Венгрию, Польшу, Болгарию, Чехию и Словакию...

Тренер – Алексей Романов

Огромным подспорьем для школы было и то, что с 1990 по 1998 год мы становились организаторами чемпионатов СССР и России, отборочных турниров на первенство мира среди юношей и девушек. К нам «в гости» приезжали многие будущие выдающиеся шахматисты – А.Морозевич, Д.Яковенко, А.Грищук – список можно продолжать до бесконечности. Во время соревнований лекции для всех желающих читали такие корифеи как В.Г.Зак, М.И.Дворецкий. Мы приучили к тому, чтобы на детских соревнованиях выдавались распечатки партий, атрибутика соревнования, достойные подарки. Несколько лет назад стал считать, сколько из приезжавших к нам мальчиков и девочек стали гроссмейстерами, и сбился со счета после цифры семьдесят. В 1991 году, помимо детских чемпионатов, мы провели матч СССР – Югославия, единственное соревнование в Питере, в котором играл В.Крамник.

Вспоминаю эпизод на отборочных соревнованиях юных шахматистов профсоюзов перед командным первенством в Самтредиа в 1987 году. Играли в Баку, поселились в гостинице «Апшерон», которая ежедневно принимала экскурсантов ровно на сутки. Поэтому каждый день питание было одно и то же – неизменные сосиски, видимо завезенные за пару лет до этого. В турнире выделялся крупный мальчик с весьма зрелой игрой. Папа мальчика – тоже крепкого телосложения – «тусовался» среди множества южных родителей, расхваливавших своих чад, и лишь изредка вступал в разговор, убеждая соседей, что единственный талант – это его сын. «Видали мы таких», – подумал я тогда, и зря: это был папа Крамника. Владимир разделил победу с неизвестным ныне эстонцем Раагом, а В.Емелин занял в Баку четвертое место.

Команда гимназии N30 – победитель Всесоюзной "Белой ладьи" 1989 года: тренер М.Б.Пукшанский, А.Луговой, И.Голод, Т.Парулава, В.Емелин и Ю.Водянова

Теперь несколько слов о достижениях воспитанников университетской школы.

В ноябре 1991 года в Краматорске состоялся Первый (так он назывался) чемпионат СССР среди детских шахматных команд. Набрав 38 очков из 54 и опередив на пять очков второго призера – московский Дворец пионеров (третьей была СДЮШОР N10 Казани), победила команда СДЮШОР при СК СПбГУ в составе Василий Емелин, Алексей Луговой, Антон Губанов, Темур Парулава, Илья Голод и Дарья Сафронова. Замечу, что родители Васи, Антона и Даши были преподавателями и сотрудниками университета. Титул чемпиона СССР оказался навечно закреплен за нашей школой – Первый чемпионат стал Последним по независящим от нас причинам.

Школа выигрывала командное Всесоюзное первенство школ профсоюзов, турниры в Эстонии, Латвии, Литве, Подмосковье и за границей. Многие ребята (по-моему, порядка двадцати фамилий) становились чемпионами города в различных возрастных группах, побеждали в первенствах детских коллективов и октябрят, становились чемпионами и призерами чемпионатов СССР и России (из ныне неизвестных шахматисток отмечу Татьяну Кибрик, ставшую вторым призером чемпионата СССР среди девушек в 1988 году). Наши воспитанники выигрывали и становились призерами взрослых и юношеских чемпионатов Европы и мира в личном и командном зачетах.

В школе стали гроссмейстерами: в 1986 году Валерий Салов (тренер М.Пукшанский), в 1993 – Константин Сакаев (А.Лукин), в 1994 – Петр Свидлер (А.Лукин) и Василий Емелин (сначала М.Пукшанский, затем В.Оснос), в 1998 – Алексей Луговой (М.Пукшанский).

Первые трое пришли в нашу школу зрелыми шахматистами с целью работать с определенными тренерами. Василия «нашла» в летнем городском пионерском лагере С.Медникова и в семилетнем возрасте привела к нам в школу. Алексей поступил в школу в восемь лет после года занятий в ДПШ Василеостровского района.

Кроме них, университетскую школу прошла Ирина Судакова, пришедшая к нам в 1996 году к В.Осносу и ставшая, занимаясь с ним, гроссмейстером уже после закрытия школы.

На Всемирной шахматной Олимпиаде в 1994 году в Москве за первую команду России выступал Петр Свидлер (завоевал золотую медаль), а за вторую – Константин Сакаев и Василий Емелин (завоевали бронзовые медали).

На турнире в Польше. За первым столом слева– Олег Виноградов, стоит Айказ Макаровский.

За те 18 лет, которые существовала школа, сделано было немало. Когда штаты стали расти (а к 1997 году одновременно работало 11 тренеров), многие «выстраданные» годами работы установки оказались бессмысленными: одни тренеры уехали в другие страны, другие стали находить возможность заработать вне школы, а зачастую и вне шахмат, третьи стали бороться за «своих» учеников, готовые «добить» их, но не отдавать никому, все труднее стало находить желающих на свободные вакансии. Наконец, профсоюзные школы стали вымирать как мамонты, что, в конце концов, и привело к тому, что из СДЮШОР организация стала районным шахматным клубом. Но это произошло уже без меня: в сентябре 1998 года я ушел с поста директора СДЮШОР в журнал «Шахматный Петербург».

В следующем выпуске рубрики "Фото на память" будут опубликованы фотографии ребят – ныне известных гроссмейстеров, участвовавших в детских чемпионатах, проведенных в 90-е годы прошлого века в Петербурге.




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки