20.11.2003
Александр Кентлер. ТИТУЛЫ БЫСТРОГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Когда на заседании президиума Санкт-Петербургской шахматной федерации обсуждались условия проведения цикла соревнований на первенство города 2003 года, докладчик — председатель тренерского совета гроссмейстер С.Иванов выразил озабоченность по поводу того, что на участие в финале появились диковинные претенденты с высоким рейтингом и званиями, полученными в сомнительных соревнованиях.
Еще не высохла краска после выхода в свет последнего в прошлом году номера нашего журнала с анонсированной статьей, а кое-какого эффекта редакция уже достигла. Возможные фигуранты зашевелились, словно тараканы.
Один новоиспеченный международный мастер с застенчивой улыбкой поклялся, что его карьера игрока с получением титула навсегда завершилась. Другой, уже ожидающий присвоения и гроссмейстерского звания вслед купленному мастерскому, не преминул предъявить впечатляющие красные корочки с перечислением постов и званий, вполне доброжелательно подчеркнув, что появление его фамилии в материале исключено. Третий запальчиво объяснил, что все нынче воруют, а честные — на кладбище. А четвертый пригрозил, что они этого так не оставят.
75 лет назад П.А.Романовский в статье "О некоторых наших "болезнях" ("Шахматный листок" № 12 от 25.06.1928) писал:
"Дело не только в том, что некий "Х" или "Y" совершил подлог. Семья, как говорится, не без урода.
Важно, чтобы наша общественность, отражением которой в значительной степени является наша пресса, с места в карьер отмежевалась от этих уродцев, указав им надлежащее место".
Разоблачить всех жуликов — благородная, но малореальная цель. Как собрать доказательства при сговоре группы людей? Как провести экспертизу реальной силы игры шахматиста, если он после покупки звания сошлется на внезапно постигшее его слабоумие? Как распознать липовых соискателей званий еще на подступах к их обретению в длинных списках публикуемых фамилий? Как не пропустить новые, доселе не встречавшиеся способы фальсификации турниров? Как, наконец, бороться с явлением, если в липовых званиях заинтересованы на местах (не только имитация деятельности для отчетов, но и возможность повышения зарплаты), в РШФ и ФИДЕ (легальный способ зарабатывания денег)?
В последнее время со статьями на данную тему выступали на страницах "64" И.Ягупов ("Мьянма тульского разлива", № 7-2001) и А.Волжин ("Откуда у них растут рейтинги", № 10-2002). Кое-каких результатов авторы своими публикациями добились, правда, вовсе не тех, на которые рассчитывали. Те, о ком они писали, получили по заслугам.
Туляку П.Тишину на Конгрессе ФИДЕ в Бледе присвоено звание гроссмейстера, а рейтинг местного функционера В.Афромеева вырос до 2542! "Досталось" и Н.Пушкову. Его продвигают и по судейской линии (был арбитром на чемпионате мира), и на ответственные посты в РШФ.
Надеяться на то, что РШФ поведет решительную борьбу с "липой", пока не приходится.
Посмотрите таблицу нашумевшего турнира в Струмице (Македония) в 1995 году, опубликованную ранее в "NewinChess" № 5-1996.
З.Азмайпарашвили |
|
½ 1 1 1 ½ 1 |
1 0 1 1 1 1 |
1 1 1 1 1 1 |
16 |
I |
Р.Кутиров |
½ 0 0 0 ½ 0 |
|
½ 1 1 1 ½ 1 |
1 1 1 1 1 ½ |
11 |
II |
Б.Кураица |
0 1 0 0 0 0 |
½ 0 0 0 ½ 0 |
|
½ ½ ½ 0 ½ ½ |
4½ |
III |
Н.Рашковский |
0 0 0 0 0 0 |
0 0 0 0 0 ½ |
½ ½ ½ 1 ½ ½ |
|
4 |
IV |
Мог ли гроссмейстер Н.Рашковский "взаправду" так сыграть? Конечно, нет. Имеет ли право шахматист после подобных выступлений быть наставником сильнейших шахматистов России? Хороший вопрос. И хороший ответ — конечно, имеет, если он земляк президента РШФ.
Квалификационная комиссия РШФ существует только на бумаге — с момента избрания ее ни разу не собирали. Председатель комиссии А.Королев — прекрасный человек, имеющий, пожалуй, лишь один, простительный в России, недостаток. Поэтому некоторые документы бесследно исчезают.
Помогающий А.Королеву В.Неклюдов (международный мастер) не пьет, но всем рассказывает о своем тяжелом материальном положении.
В результате, отыскать в Москве следы петербургского турнира "Звезда-2001", попавшего в черный список, не представляется возможным — его нет в РШФ ни в печатном, ни в компьютерном виде.
А теперь — по сути.
То, что Россия — крупнейшая шахматная держава, подтверждают цифры. В рейтинг-лист ФИДЕ входят фамилии 158 российских гроссмейстеров (126 мужчин и 32 женщин) и 409 международных мастеров (345 мужчин и 64 женщин). В этом немыслимом количестве — только 82 неактивных шахматиста, остальные 485 считаются действующими. Сколько всего среди них липовых носителей званий, сказать трудно. Но многих можно обнаружить даже невооруженным глазом. Среди десятка "гроссмейстеров" выделим Н.Шальнева, набравшего ближе к 60-летию невероятную силу. Недавний украинский кмс ныне — российский гроссмейстер с рейтингом 2550. При этом последняя сыгранная им партия датируется в базе ChessAssistant 1997 годом, зато почетное звание присвоено недавно — в 2001-м! Хочется получить автограф И.Конюшкова, запомнившегося еще на первом Мемориале А.Д.Петрова 1994 г., где он благополучно разделил последние 100-102 места. Жаль только, что после присвоения гроссмейстерского звания в 1998 году он перестал радовать нас своими достижениями.
Замечу, что речь идет только о гроссмейстерах, никогда не игравших в силу мастера! Уже появляются международные мастера, не играющие в силу кандидатов. Процесс пошел.
Обратите внимание: среди покупающих звания немало лиц среднего и старшего возраста, показывавших свою истинную шахматную силу (а чаще несостоятельность) десятки лет назад. И вдруг, как по мановению волшебной палочки, их рейтинги, годами застывшие на уровне 2200 или чуть выше, гордо устремляются ввысь, расталкивая и опуская настоящих профессионалов, вынужденных с переменным успехом зарабатывать себе на хлеб.
Одним прохиндеям, достигшим материального благополучия, не хватает для полного счастья только славы. Другим приобретение звания представляется хорошим вложением средств — можно получить дивиденды при поездках на турниры, заманить более сильных учеников, повысить свой тренерский статус и реноме. Можно не сомневаться: такие люди подготовят себе на педагогическом поприще достойную смену!
До 1927 года шкала категорий в нашей стране определялась следующими взаимоотношениями: сильнейший шахматист давал слабейшему при разнице в одну категорию — пешку и ход, при разнице в две категории — пешку и два хода, в три категории — легкую фигуру, в четыре — ладью. Интересно представить, какую фору мог бы дать настоящий шахматист липовому, если бы им довелось играть в гандикап-турнире, где фора определялась бы реальным соотношением сил, а не одинаковым званием. Предлагаю пофантазировать и составить пары на свой вкус.
Справедливости ради надо отметить, что среди купивших звания находятся и такие, которые спустя какое-то время пообтесавшись в сильных турнирах и позанимавшись шахматами, доходят до пристойного уровня игры. Что, впрочем, не прибавляет им чести.
Что же надо предпринять, чтобы избавиться от жуликов? Конечно, идеально — подготовить новую систему классификации и аннулировать старую. Но это вряд ли очистит шахматы от скверны — всем известно, что с появлением новых законов появляются и новые способы их преодоления. При этом преступное сообщество сплачивается куда быстрее, чем порядочные люди.
Мои предложения сводятся к следующему.
Первое. Поскольку число гроссмейстеров и мастеров уже стремится к бесконечности, предлагаю обратиться в ФИДЕ с просьбой установить высокую денежную плату за приобретение званий без всяких таблиц, документов и другой ерунды. Например, платите 5000 долларов, и вы — мастер, 10000 — уже гроссмейстер, за 15000 — перепрыгнули через звание. Можно создать шкалу выплат с учетом приобретаемого рейтинга. Полученные деньги в обязательном порядке направлены на пенсии пожилым и стипендии молодым профессиональным шахматистам страны соискателя звания. Причем пособия могут быть именными, подчеркивающими вклад покупателя титула в шахматное искусство. Каждому приобретающему звание должна выдаваться "охранная грамота", подтверждающая легитимность покупки. Это, кстати, развяжет руки ФИДЕ, уже давно мечтающей присваивать звания и за быструю игру, и за молниеносную. Если плата за звания, полученные в этих турнирах, будет столь же высокой, липовых турниров не станет на порядок больше. Да и смысловые границы в присвоении звания без игры и по игре в блиц не так уж широки.
Сразу же отмечу, что мое первое предложение новаторским не назовешь. Среди академиков Академии шахматного и шашечного искусства, созданной в нашем городе, встречаются даже директора рынков. Ну, и что плохого?!
Второе. На перевыборном съезде РШФ, который пройдет в апреле в Дагомысе, надо выбрать новый состав высшей квалификационной комиссии (ВКК), ввести в нее таких как А.Волжин и И.Ягупов — человек 6-8, и наделить ее конкретными полномочиями: в течение определенного срока проанализировать списки шахматистов России за последние 3-5 лет. После того как все действительно играющие (причем в свою силу!) шахматисты выявятся (а перечень турниров, соответствующих определенному уровню мастерства, невелик), останется список предположительно из двух-трех сотен фамилий. Вот с ним и придется поработать скрупулезно: выявить соревнования, в которых они играли (или нет), посмотреть их партии в базах данных (натолкнуться на отсутствие), внимательно изучить таблицы турниров, вызывающих сомнение по составу участников и судьям, проверить внезапное появление и исчезновение высококвалифицированных шахматистов. В каждом регионе в получении достоверной информации комиссии смогут помочь местные шахматисты.
Обнаружив липовых обладателей званий и рейтингов, ВКК РШФ предложит каждому из них проплатить суммы, указанные выше, по тем же тарифам. Тех, кто откажется это сделать, придется дисквалифицировать в пределах российских соревнований с обязательной публикацией их фамилий и должностей в СМИ и передать их дела в ФИДЕ для официального лишения званий и рейтинга.
Кстати, не забудем о судьях и организаторах выявленных липовых состязаний. Их надо дисквалифицировать если не пожизненно, то хотя бы на длительные сроки. Кроме того, надо запретить шахматистам, замеченным в подобных махинациях, заниматься судейской и организаторской работой.
Если опыт ВКК окажется успешным, его можно будет распространить и в мировых масштабах. Уж не знаю, как в других странах, но на всем постсоветском пространстве картина с приобретаемыми званиями и рейтингами ничем не лучше, а кое-где и похуже, чем в России.
Третье. Каждая региональная федерация, представляющая и подписывающая результаты турниров, должна нести ответственность за их достоверность, а в случаях выявления "липы" — платить определенные суммы в качестве штрафных санкций. Только в этом случае руководители на местах будут досконально проверять документацию.
В свою очередь, ВКК РШФ может квалифицировать турнир только по официальному представлению с мест. Если это требование не выполнено, материальная ответственность за недостоверные данные должна распространяться на официальных работников, принявших документы.
В статье, как можно заметить, не названы фамилии петербургских игроков, купивших или находящихся в стадии приобретения высоких международных званий. Это и понятно: если мои предложения будут приняты, многие из них станут (вернее, останутся) уважаемыми людьми, совершающими благие поступки ради любимых шахмат.
Если же этого не случится, то каждому из них (к счастью, их не много) можно будет посвятить отдельную статью. Да и названия к ним уже готовы: "Книги — источник званий", "На Новой Ладоге опять всплывают баллы" и т.д.
Конечно, из предложенного мной, кому-то может показаться фарсом легализация нечестно приобретенных званий и рейтингов. Не судите строго — ведь постоянно слышатся призывы амнистировать жуликов в обмен на возвращение в страну награбленных капиталов, признать проституцию профессией. В конце концов, шахматы — тоже древняя игра.
Уверен: отыскать маниакально жаждущих славы, в общем-то, нездоровых людей — не так уж и сложно. Другое дело — шахматные "жучки", продающие и покупающие партии, да и целые турниры. Но это уже другая тема.
А чтобы меньше было поводов ее обсуждать, господа, играйте в шахматы честно!