e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
ИНТЕРВЬЮ СЕКУНДАНТОВ В.КРАМНИКА - С.РУБЛЕВСКОГО И А.МОТЫЛЕВА
ИТОГО
«Я ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮ...»
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
СУДЬБЫ, КОИМ МЫ НЕ СУДЬИ
ПРИБАВЛЕНИЯ В СЕМЕЙСТВАХ
«2.Кb1-a3 – ход на сложную борьбу»
КТО КОГО ОКОЛПАЧИТ?
ТУР ВЕСЕЛЫХ ФИГУР
УДАРИМ ГЛУШИЛКАМИ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ И РАЗГИЛЬДЯЙСТВУ!
ОХОТА ПОБЕЖДАТЬ
БРАМС, БРАМС, БРАМС
А МОЖЕТ БЫТЬ, И НЕ РЕКА
ЧЕРЕПКИ ОТ НЕРАЗБИТОГО КУВШИНА
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Эксклюзивное интервью гроссмейстера С.Мовсесяна
И.Одесский. Катя + Надя + Лена +...
И.Одесский. Антисоветский характер
И.Одесский. ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
Эксклюзивное интервью Е.Ковалевской.
C. Долматов: "Это не трагедия!"
И.Одесский. Жара, жарою, о жаре...
Репортаж из пресс-центра (6-й тур)
Репортаж из пресс-центра : ИТОГОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Репортаж из пресс - центра (11 тур)
Репортаж из пресс-центра (9-й тур)
Репортаж из пресс-центра (8-й тур)
Репортаж из пресс-центра (7-й тур)
Репортаж из пресс-центра (5-й тур)
Репортаж из пресс-центра (4-й тур)
Репортаж из пресс-центра (3-й тур)
Репортаж из пресс-центра (2-й тур)
Репортаж из пресс-центра (1-й тур)
Репортаж из пресс - центра (10 тур)
ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК.
Нам отвечает Г.Каспаров
И.Одесский. ПРОФИЛАКТИКА – ГИМНАСТИКА УМА
И.Одесский. ТЕКТОНИЧЕСКИЙ СДВИГ
И.Одесский.АНГЛИЙСКАЯ МУТЬ НА РУССКИЙ ЛАД
И.Одесский. КОГДА НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ.
И.Одесский. КРУГ ВТОРОЙ. СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО.
И.Одесский. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. "РЕДЕЕТ КРУГ ДРУЗЕЙ..."
И.Одесский. ФИНАЛ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЖЕНЩИНУ МЫ ЛЮБИМ...
И.Одесский. И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ).
И.Одесский. ЖАРЕНОЕ СОЛНЦЕ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ.
И.Одесский. ...И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ (не очень серьезная лекция в двух частях).
И.Одесский. ИГРА СЛОВ
И.Одесский. ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЫ. "КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ..."
И.Одесский. ПОЛУФИНАЛ. ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ.
И.Одесский. ЛИФТ ВНИЗ НЕ ПОДНИМАЕТ
И.Одесский. КРУГ ПЕРВЫЙ. ПРОГРЕВОЧНЫЙ.
И.Одесский. ШУМ ЛЕДОКОЛА (Английская муть на русский лад – 2).

01.12.2004 Репортаж из пресс-центра (9-й тур)

Из пресс-центра суперфинала 57-го чемпионата России по шахматам передает наш корреспондент Илья Одесский

 

В плохих ресторанах – а чаще всего не в ресторанах даже, а просто в маленьких дешевых кафе (в которых прошла добрая половина жизни вашего корреспондента) бывает так: не успел ты влить в себя последнюю ложку супчика – а тебе несут уже горячее второе. Совершенно излишняя торопливость! Мыслями своими, чувствами, ощущениями ты еще весь в супчике; он еще булькает на дне твоего благодарного желудка, еще рецепторы твои ощущают супчиковое послевкусие – а тебя подгоняют кушать дальше. «Tempo, tempo!» Проглотишь второе, компот, оботрешься салфеточкой – и свободен.

...Аллегория, что и говорить, пролетарская; классические натуры оперируют такими понятиями, как турнирный дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Пусть эндшпиль – принимаю классическую терминологию; но только турнирный миттельшпиль я своими шахматными рецепторами согласился бы посмаковать еще тура два-три. Уж больно смачно; по мне, так и 14 туров для тонкого дорогого меню маловато, я бы выбрал как минимум 16. Турнирный дебют – нервотрепка, и эндшпиль – нервотрепка, и только миттельшпиль смотришь, любуясь непосредственно игрой и не особо сверяясь с турнирной таблицей. «Любя, не торопись в наслаждении», – как говорил дружище Публий Овидий Назон.

Но миттельшпильное блюдо быстренько убрали со стола; как ни вздыхай, начались последние три тура. Теперь каждая партия – не сама по себе, а... Помните, как герой фильма «Москва слезам не верит», держа в руках рюмку с божественным напитком, провозглашает: «Друзья мои! Сегодня мы выпиваем не просто так! Сегодня мы выпиваем по поводу...» Вот и каждая партия из трех заключительных туров – не просто так, а по поводу, за каждой тянется миттельшпильный шлейф успехов или неудач.

Взять хотя бы нынешний, 9-й тур. Каспаров выиграл четвертую подряд – продлил серию. Цешковский перебил поражения ничьей – прервал серию. Мотылев выиграл, а всего в пяти турах четыре очка без поражений – серия. Морозевич выиграл первую партию на турнире – опять-таки, прервал серию. И так далее.

Да, Моро все-таки выиграл. Вживую его победе могли аплодировать совсем уж немногие – партия закончилась последней; о том, чтобы показывать ее в пресс-центре, и речи быть не могло. А показать, судя по всему, было что. Александр ставил проблемы – Алексей защищался; Александр, как говорят шахматисты, «выпускал» – Алексей снова давал своему маститому противнику шансы на победу. И так плыла-качалась лодочка, пока у черных не кончились силы:

 

А. Морозевич – А. Коротылев

Не пугайтесь, ход черных. Объективно, у Александра Сергеевича есть шансы (пешка b6 падает в любом случае) – но не стопроцентные. В партии же последовало:

62...Јc5? 63.Ј:c5 b:c5 64.ўd5, и черные сдались. Как выяснилось сразу по окончании партии, Алексей просто забыл о существовании хода 64.ўd5. Бывает; но объяснить победу белых исключительно везением было бы оскорблением по отношению к обоим соперникам. Мне бы Алексей ферзя ни за что не подставил бы, и вам, я полагаю тоже. Потому что даже коллективный разум читателей www.e3e5.com не смог бы за предыдущие 60 ходов измотать Коротылева до полной невменяемости, как это удалось Морозевичу.

 

Но оторвем взгляд от доски; сегодня у меня прекрасный собеседник. Академик Леонид Абалкин не только квалифицированный шахматный болельщик – он еще и бывший (в 80-е годы прошлого века) председатель Российской шахматной федерации. А если отодвинуть (чтобы не заслоняли) в сторону его звания и регалии – просто очень порядочный и всеми уважаемый человек. Которых, к слову, в современном шахматном мире наблюдается явная нехватка. Итак:

ЛЕОНИД АБАЛКИН: РАНЬШЕ БЫЛО ЖИВЕЕ...

 

Леонид Иванович, не могли бы вы сравнить чемпионаты СССР с нынешним?

У любого человека с возрастом проявляется ностальгия – прошлое рисуется в более ярких красках, чем оно, возможно, было на самом деле. Вот и у меня – впечатления от союзных первенств остались просто колоссальные! Вспоминаю зал ЦДКЖ, битком набитый людьми... Молодой Таль... Огромный ажиотаж, билеты дешевые; на тур набивалось по 700-800 человек! Пробиваешься в зал, весь дрожишь от нетерпения, входишь – на сцене твои кумиры... Огромные демонстрационные доски – анахронизм по сравнению с современными мониторами; но, честное, слово, наблюдать, как демонстратор тянется, стараясь палочкой подцепить фигуру, тянется (и время вместе с ним тянется нестерпимо долго) и наконец делает ход, который ты, сидя в партере зрительного зала, угадал мгновение назад – ни с чем не сравнимое удовольствие! Ход сделан – и ты выбегаешь в фойе, в курилку, делишься впечатлениями с такими же, как и ты, болельщиками, споришь... В общем, у меня впечатление о тех чемпионатах значительно более высокое, чем сейчас.

Если же говорить о нынешнем чемпионате, то мне по-человечески жаль, что не состоялся действительно супертурнир. Жалко, что отказался Крамник. Наверное, на самом деле по состоянию здоровья – у меня нет оснований ему не верить. Но совершенно непонятно, почему Карпов отказался в последний момент; этим поступком он многое потерял...

Чемпионат закрытый – вход только по пропускам, а это всегда ограниченный круг людей. Почему не привести школьников? Когда у них еще будет возможность «вживую» посмотреть на сильнейших шахматистов своей страны? Так что впечатления смазаны. Раньше было... (пауза, затем с энергией) было живее!

Возвращаясь к «молодому Талю»... Можно ли сравнить нынешнюю молодую элиту – Грищука, Морозевича – с корифеями прошлых лет, когда тем было «чуть-чуть за 20»?

Я бы воздержался от таких сравнений. Развитие теории, компьютерное оснащение современных шахматистов делают неоправданными любые подобные сравнения. Сравнивать Морозевича с Талем так же бессмысленно, как сравнивать Морозевича, скажем, с Морфи... Были попытки посчитать рейтинг Эло для всех великих игроков, начиная с середины XIX века. Ничего дельного из этой попытки, насколько я знаю, не вышло. Отсчет современной шахматной истории следует вести с Фишера. За ним – Карпов, потом Каспаров, и, наконец, наше время. Сравнения правомочны только внутри этого круга.

Я помню всех чемпионов мира, начиная с Ботвинника, со многими был знаком. И могу сказать, что «шахматная культура» – термин, кстати, почти не встречающийся в последние годы – у Ботвинника и его поколения была совершенно другая, чем у Фишера. Так, как играл Фишер, до него не играл никто. С него и начинаются современные шахматы. Вот я смотрю партии этого чемпионата и... Раньше, наблюдая за поединками на союзных чемпионатах, я мог угадать до 70% ходов! Сейчас – 25% максимум. Конечно, я был тогда намного моложе, но все-таки главная причина в том, что раньше ТАК не играли. Мышление шахматиста стало совсем другим.

Фишер, Карпов, Каспаров. Вровень с этими тремя гениями я бы не поставил никого из нынешних чемпионов. Даже Крамника. Ну, выиграл, да. Стал чемпионом. Но по классу он еще не встал в один ряд с теми тремя. Но это мое мнение, я его не навязываю.

Кто из современных гроссмейстеров вызывает у вас личную симпатию? За кого вы, может быть, переживаете сильнее, нежели за остальных?

Мои личные пристрастия продиктованы даже не столько шахматными, а просто человеческими отношениями. Я всегда болел за Михаила Моисеевича Ботвинника – это был мой кумир, на его партиях я учился. Потом мне очень близок стал Анатолий Евгеньевич Карпов. Тут много всего... Прежде всего, он профессиональный экономист, закончил ЛГУ. У него был научным руководителем профессор Колесов, а я писал отзыв на дипломную работу Анатолия Евгеньевича. Любопытно – он писал диплом о рациональном использовании свободного времени, а я высказал ему упрек: почему он ни слова не написал о шахматах? Наверное, для него, как для шахматного профессионала, шахматы плохо сочетались с хобби, а для меня это был именно вид отдыха.

Постепенно мы с ним очень сблизились. Наше тесное знакомство продолжается лет тридцать. И сейчас возглавляем совместно один проект, связанный с детскими шахматами – ездим по стране, открываем шахматные школы. Когда он бывает в Москве, часто звонит мне – мы куда-то едем, в какие-то кабинеты... Его знают как шахматиста, меня – тоже знают... Всегда легче вдвоем вопросы решать.

А за кого болеете на этом турнире?

Если бы играл Карпов – болел бы за него! А так я болею только за красоту игры. Близкие мне люди на этом турнире не играют.

Сейчас модно быть пессимистом в отношении будущего шахмат...

(обрывая) ...А я – оптимист! В отношении шахмат я оптимист. Вот по экономике, по каким-то другим профессиональным вопросам я скорее пессимист...

У шахмат безусловно есть будущее, компьютер убить их не сможет. Помню, спорил на эту тему с Ботвинником. Приводил в пример его же собственную партию из матч-турнира на звание абсолютного чемпиона СССР:

М. Ботвинник – И. Болеславский (Москва 1941)

Ботвинник играет 10.Ґe3! Кажется, что после 10...Ґ:e3 11.Ґ:c6+ b:c6 12.f:e3 у белых образуется слабость – изолированная пешка е3. Но другие факторы – слабость черных пешек ферзевого фланга, превосходство блокадного коня над белопольным слоном перевешивают. Белые победили! Партия была проанализирована, и аналитики доказали, что замысел Ботвинника безупречен. И я говорил Михаилу Моисеевичу: вот когда машина станет обращать внимание на такие ходы, как 10.Ґe3!, вот тогда она превзойдет человека в интеллекте. Насколько я знаю, еще ни один компьютер эту задачу не решил.

Нужно только разумно подойти к регламенту соревнований между человеком и машиной. Следует принять во внимание, что человек во время партии подвержен усталости, другим тормозящим его мозговую деятельность факторам. Человек не должен соревноваться с машиной в скорости! Поэтому если машине, условно говоря, дается полчаса на партию, то шахматисту надо дать два часа. При соотношении времени на обдумывание примерно один к четырем шансы человека и машины уравниваются.

Мой вопрос был не о противостоянии человека и машины, а о противостоянии «человеков» между собой. Не проиграют ли шахматисты сами себе?

Я думаю, договорятся. Один матч (Крамник – Леко) закончен, скоро начнется другой, а затем – объединительный.

Я предлагал другой вариант выхода из тупика. Собрать 8 сильнейших шахматистов, и в два круга разыграть звание чемпиона мира. ФИДЕ выбрало свой вариант, и, думаю, справится с задачей. Будет единый чемпион, будут и единые правила определения сильнейшего. Оптимальный цикл – матч на первенство мира раз в два года, из 18 партий, без откладывания (чтобы исключить помощь компьютера при анализе отложенных партий).

Спасибо вам, Леонид Иванович. Позвольте пожелать вам крепкого здоровья – и красивых шахматных партий, за которыми вы с удовольствием могли бы наблюдать!

Спасибо вам.

 

А пока я, честно скажу, наслаждался беседой с Абалкиным (не каждый день встретишь человека прежней – в хорошем смысле этого слова – формации), на сцене произошли события невероятные. Спокойную позицию с устойчивым перевесом проиграл (белыми!) Петр Свидлер. Соперник – Саша Мотылев – даже отказывался поначалу идти в пресс-центр отмечать свою победу. «Чего рассказывать – выиграл ведь совершенно не по делу». Но постепенно удалось убедить Александра, что скромность – последнее, что может пригодиться спортсмену. И потихоньку разговор завязался.

 

С80 П. Свидлер – А. Мотылев

А. Мотылев: «Думал: что бы такое придумать? И решил удивить Петю – первый раз в жизни сыграл открытый вариант Испанской партии. Итог дебюта – час потраченного времени и худшая позиция».

1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґb5 a6 4.Ґa4 ¤f6 5.0-0

Тут Саша замешкался – очевидно, подзабыл, с какого хода начинается открытый вариант «испанки». В зале раздался смех.

Д. Яковенко: «Сразу видно, что в первый раз!..»

5...¤:e4 6.d4 b5 7.Ґb3 d5 8.d:e5 Ґe6 9.¤bd2 ¤c5 10.c3 Ґe7 11.Ґc2 d4 12.¤b3

А. Мотылев: «Другое направление – 12.c:d4, как Петя играл в этом году с Крамником. Получил получше, но – ничья».

Вот эта партия: 12.c:d4 ¤:d4 13.¤:d4 Ј:d4 14.¤f3 Ј:d1 15.¦:d1 0-0 16.Ґg5 Ґ:g5 17.¤:g5 h6 18.Ґh7+ ўh8 19.¤:e6 ¤:e6 20.Ґe4 ¦ad8 21.g3 ¦fe8 22.Ґc6 ¦e7 23.a4 ¤d4 24.a:b5 a:b5 25.Ґ:b5 ¤f3+ 26.ўg2 ¦b8 27.Ґe2. Ничья (Свидлер – Крамник, Дортмунд 2004).

12...d3

13.Ґb1

А. Мотылев: «Уже этот ход выпал из моего поля зрения при подготовке к партии. Чаще играют 13.¤:c5 d:c2 14.Ј:d8+ ¦:d8 15.¤:e6 f:e6. Эндшпиль поприятнее для белых. А позиция после 13.Ґb1 была популярна лет пятнадцать назад. И я начал вспоминать...»

А. Рошаль (мгновенно): «Вспоминать что? Что было пятнадцать лет назад?» (общий смех)

13...¤:b3 14.a:b3 Ґf5 15.Ґe3 0-0 16.¦e1 Јd5 17.Ґd4 ¦fd8 18.¦e3 ¤:d4 19.c:d4 c5 20.Ґ:d3 c:d4 21.¦e2 Јe6 22.h3 ¦ac8

А. Мотылев: «Пете понравился этот ход».

Немудрено, что понравился – сам того не ведая, Мотылев применил новинку! В партии Топалов – Пикет (Антверпен 1997) было сыграно 22...¦d5, и белые постепенно переиграли своего соперника: 23.¤e1 a5 24.Ґ:f5 Ј:f5 25.¤d3 h5 26.¦c2 f6 27.e:f6 Ґ:f6 28.Јe2 ¦a7 29.¦ac1 ¦e7 30.Јd1 ўh7 31.¦c5 g6 32.¦:d5 Ј:d5 33.¦c5 Јb7 34.Јc2 Ґg7 35.¦:h5+!

23.¤e1 ¦c6

А. Мотылев: «Такие позиции трудно оценивать, слишком малозаметные детали определяют ее суть. Может быть, сильнее 23...Ґg5!?, пытаясь побороться за линию «с». Заодно черные препятствуют проведению f2-f4. Но я решил не препятствовать...»

24.Јb1 Ґ:d3

А. Мотылев: "Такие идеи, как 24...Ґ:h3!? 25.g:h3 Ј:h3, я даже не рассматривал. А теперь вижу – есть реальная контригра, например, 26.Ґf5 Јh5 27.Јe4 ¦h6 и т.д.»

25.Ј:d3 h6 26.f4?!

А. Мотылев: «Я думал, что Петя постарается обойтись без этого хода. Ведь в его распоряжении была простая расстановка: 26.¤f3, затем ¦d1 и ¦e4. Я вынужден был бы перевести слона в район поля b6. У белых небольшое, но стойкое преимущество».

И. Одесский: «Трудно представить себе, что белые в такой позиции могут потерять контроль над пунктом d3».

А. Мотылев: «На самом деле, до зевка остался ровно один ход».

26...Јc8

27.¤f3? (27.¦c2; 27.¤c2) 27...¦c1+ 28.¦e1 (28.¦:c1 Ј:c1+ 29.ўh2 Ј:f4+)28...Јc2! 29.Ј:c2

А. Мотылев: «Тут уже все плохо. К примеру, 29.Јf1 ¦:a1 30.¦:a1 d3, и пешка проходит очень далеко».

29...¦:c2 30.e6 f:e6 31.¦:e6 Ґc5 32.ўh2 d3 33.¦d1 d2 34.ўg3 ¦d3!

Д. Яковенко: «Играя 34.ўg3, белые, видимо, надеялись на 34...Ґb4?! 35.ўf2! ¦c1 36.ўe2, и все в порядке».

35.ўg4 Ґb4 36.¦e8+ ўh7

А. Мотылев: «Ошибкой было бы 36...ўf7?! 37.¤e5+ ў:e8 38.¤:d3».

37.f5 ¦c1 38.¤e5

А. Мотылев: «В надежде на 38...¦:d1? 39.¤g6. Но сплести матовую сеть белые не успевают».

38...¦e3! Белые сдались.

Мне показалось, что столь неожиданная развязка лежит не в шахматной, а целиком в психологической плоскости. Эту тему я попытался развить в коротком диалоге с победителем партии:

Александр, после этой победы вы вышли в «плюс» и включились в борьбу за третье место. Скажите откровенно: после неудачного старта (пол-очка из трех – И.О.) вы продолжали верить в себя?

Да, старт сложился непросто. Как вспомню – «минус два» из трех и назавтра играть партию с Каспаровым – бр-р!

Так, может, тяжелая, но успешная оборона в поединке к Каспаровым и стала катализатором произошедшей с вами счастливой перемены?

Наверное, хотя... Давайте воздержимся от окончательных оценок. Впереди еще два тура, неизвестно, как все сложится.

Вы с Морозевичем стартовали одинаково, однако вам удалось вернуть к себе расположение фортуны, а вашему тезке – нет. Поделитесь секретом?

Повезло больше – вот и весь секрет. У всех бывают неудачные турниры, даже у самых великих.

Вы хотите сказать, что никакого секрета у вас нет?

Ну... А какой следующий вопрос?

Следующий вопрос такой. Мне показалось, что в первых партиях – с Грищуком и Бареевым вы принимали очень резкие в шахматном плане решения, неоправданно сбрасывали материал. Такое ощущение, что вы чувствовали себя не в своей тарелке.

(Напомню читателям, о чем идет речь:

А. Мотылев – А. Грищук (I тур)

25.¦h8?! e5 26.c3 e:d4 27.c:d4

 

Е. Бареев – А. Мотылев (II тур)

21...¤b4?! 22.¤:b4 c:b4 23.¤a2 e5 24.d:e6 ¦:e6 25.Ґ:f6 ¦:a2!? 26.Ј:a2 Ґ:f6)

В первых турах мне действительно была присуща некая агрессивность, которая не подкреплялась качеством игры.

И чем вы это объясните?

Просто был не готов к турниру. Незадолго до его начала пришлось съездить на Корсику, сыграть в быстрые шахматы. Соревнования там жесткие, по нокаут-системе; приходилось все время отбираться в следующий круг. Сыграл неплохо, но по отношению к чемпионату России не успел ничего – ни восстановиться, ни подготовиться.

Какие-то задачи на оставшиеся две партии ставите перед собой?

Боже упаси. Как сложится, так и сложится, а забивать себе голову этим не буду.

 

Репортаж из пресс - центра (10 тур)



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки