e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА
ИНТЕРВЬЮ СЕКУНДАНТОВ В.КРАМНИКА - С.РУБЛЕВСКОГО И А.МОТЫЛЕВА
ИТОГО
«Я ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЮ...»
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
СУДЬБЫ, КОИМ МЫ НЕ СУДЬИ
ЧЕРЕПКИ ОТ НЕРАЗБИТОГО КУВШИНА
КТО КОГО ОКОЛПАЧИТ?
ПРИБАВЛЕНИЯ В СЕМЕЙСТВАХ
«2.Кb1-a3 – ход на сложную борьбу»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
ОХОТА ПОБЕЖДАТЬ
ТУР ВЕСЕЛЫХ ФИГУР
УДАРИМ ГЛУШИЛКАМИ ПО БЕЗДОРОЖЬЮ И РАЗГИЛЬДЯЙСТВУ!
БРАМС, БРАМС, БРАМС
А МОЖЕТ БЫТЬ, И НЕ РЕКА
И.Одесский. Антисоветский характер
Эксклюзивное интервью Е.Ковалевской.
C. Долматов: "Это не трагедия!"
И.Одесский. Жара, жарою, о жаре...
И.Одесский. ПРЯМАЯ РЕЧЬ.
И.Одесский. Катя + Надя + Лена +...
Эксклюзивное интервью гроссмейстера С.Мовсесяна
Репортаж из пресс-центра (6-й тур)
Репортаж из пресс-центра : ИТОГОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Репортаж из пресс - центра (11 тур)
Репортаж из пресс-центра (9-й тур)
Репортаж из пресс-центра (8-й тур)
Репортаж из пресс-центра (7-й тур)
Репортаж из пресс-центра (5-й тур)
Репортаж из пресс-центра (4-й тур)
Репортаж из пресс-центра (3-й тур)
Репортаж из пресс-центра (2-й тур)
Репортаж из пресс-центра (1-й тур)
Нам отвечает Г.Каспаров
Репортаж из пресс - центра (10 тур)
ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК.
И.Одесский. ПРОФИЛАКТИКА – ГИМНАСТИКА УМА
И.Одесский. ТЕКТОНИЧЕСКИЙ СДВИГ
И.Одесский.АНГЛИЙСКАЯ МУТЬ НА РУССКИЙ ЛАД
И.Одесский. КОГДА НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ.
И.Одесский. КРУГ ВТОРОЙ. СКРИПКА И НЕМНОЖКО НЕРВНО.
И.Одесский. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. "РЕДЕЕТ КРУГ ДРУЗЕЙ..."
И.Одесский. ФИНАЛ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ЖЕНЩИНУ МЫ ЛЮБИМ...
И.Одесский. И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ).
И.Одесский. ЖАРЕНОЕ СОЛНЦЕ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ.
И.Одесский. ...И ОПЫТ, СЫН ОШИБОК ТРУДНЫХ (не очень серьезная лекция в двух частях).
И.Одесский. ИГРА СЛОВ
И.Одесский. ЧЕТВЕРТЬФИНАЛЫ. "КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ..."
И.Одесский. ПОЛУФИНАЛ. ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ.
И.Одесский. КРУГ ПЕРВЫЙ. ПРОГРЕВОЧНЫЙ.
И.Одесский. ЛИФТ ВНИЗ НЕ ПОДНИМАЕТ
И.Одесский. ШУМ ЛЕДОКОЛА (Английская муть на русский лад – 2).

30.12.2005 ТУР ВЕСЕЛЫХ ФИГУР

...Первый – если не считать ничьих – результат принесла партия Томашевский – Звягинцев. Сказать, что результат «неожиданный» – все равно что сказать, к примеру, что часы на Спасской башне в полдень н е о ж и д а н н о пробили не двенадцать, а сто двенадцать раз подряд. И каждый следующий бой курантов, начиная с тринадцатого и до последнего включительно, был для слушателей н е о ж и д а н н ы м.

В принципе, от молодого человека ждали какого-то широкого жеста. Все-таки «минус 4», последний белый цвет на турнире, последняя возможность широко хлопнуть дверью... Типа королевского гамбита. Но когда на мониторе высветился в очередной раз ход 1.с4, пресс-центр многоруко развел руками: «Хороший ты человек, Женя, но не орел!»

Оказалось – орел. Вернее, дико хитрый орленок.

 

Е. ТОМАШЕВСКИЙ:

«Я сделал вид, что не испугался».

Е. ТОМАШЕВСКИЙ – В. ЗВЯГИНЦЕВ А36

1.c4.

Е.Т. Начал я с хода 1.c4. На этом турнире я начинал партии только ходами 1.c4 и 1.¤f3. Конечно, такие дебюты недостаточны для супертурнира. Но что делать? Опыта нет. Опыт – дело наживное.

1...c5 2.¤c3 g6 3.g3 Ґg7 4.Ґg2 ¤c6 5.¦b1.

Е.Т. Расчет во многом строился на том, что моему сопернику по турнирной ситуации нужно было выигрывать. Плюс к тому последние партии я провел не блестяще. Поэтому мне хотелось спровоцировать соперника, вызвать его на какие-то неадекватные решения.

Поэтому-то я и сыграл 5.¦b1. Создаю игровые проблемы, их надо решать.

5...b6.

Е.Т. Соперник решил нивелировать идею 5.¦b1. Насколько я понимаю, на 6.a3 Ґb7 7.b4 последует просто 7...Ґ:c3 8.d:c3 d6. Позиция у черных симпатичная.

6.¤f3 Ґb7 7.0-0.

Е.Т. В принципе, равенства черные могли добиться, пойдя 7...¤d4. Может, у белых и есть какой-то «микроплюс», но он не считается за что-то серьезное.

Но черные, как я и надеялся при подготовке к партии, решили сыграть «творчески»:

7...h5!?

Е.Т. Нет, на самом деле интересный ход. Но я рассудил, что старые принципы еще никто не отменял: на фланговую атаку надо готовить контрудар в центре. И я решил занимать центр.

В общем, сделал вид, что не испугался.

8.e3 ¤h6.

Е.Т. Я занимаю центр, а соперник решил поставить коня на h6... С другой стороны, если играть h7-h5, коня вроде надо туда ставить.

9.d4

Е.Т. Играть 9...c:d4 совсем не хочется: после 10.e:d4 ¤f5 я даже не обязан d4-d5 играть, могу сделать полезный ход 11.Ґg5! На d4 не висит (11...¤c:d4? 12.¤:d4 Ґ:g2 13.¤:f5), в принципе, вообще непонятно, куда черные будут ходить. Проблем у них хватает.

Поэтому черные решили: на d4 не меняться, а продолжить играть творчески:

9...¤a5!?

10.b3 Ґ:f3!? 11.Ј:f3 ¤c6.

Е.Т. Давайте подумаем, на что могут надеяться черные. Очевидно, они хотят как-то закрепиться на черных полях в центре, и значит, они хотят, чтобы я пошел d4-d5. Тогда у них все получится.

Но весь смысл в том, что я не обязан ходить 12.d5. А раз так, то у черных трудности с выбором плана.

12.Ґb2!

Е.Т. На 12...c:d4 я, если есть желание, могу пойти просто 13.¤e2. То есть эта тонкость в позиции окончательно проясняется: ход d4-d5 – в пользу черных, размен на d4 – в пользу белых. И остается лишь выяснить: могут ли белые усилить положение своих фигур, если пешечное противостояние в центре (d4\c5) сохранится.

Оказалось, что могут – причем самыми простыми ходами.

12...h413.¦fd1 ¦c8 14.¤e2 h:g3 15.h:g3 ¤f5.

Е.Т. По виду, позиция у черных хотя и похуже, но все-таки не с такими уж большими проблемами. Но уже после следующего хода проблемы начинают на глазах увеличиваться.

16.¦d2!

Е.Т. Игра «по Нимцовичу»: избыточная защита ключевого поля d4. Далее, после того, как сдвою ладьи, хочу выйти конем на f4, слоном на h3. А что делать черным? Непонятно.

Видимо, их позиция хуже, и серьезно.

16...d6 17.¦bd1 ўf8.

Е.Т. Нормальный ход. Убирает короля из центра, лишний раз защищает слона g7 от тактических мотивов.

18.¤f4 ўg8.

Е.Т. В этой позиции времени на обдумывание было уже не так много. Почти все простые, логичные ходы я уже сделал, и мне предстояло решить: сделать ли самый последний простой ход (19.Ґh3) или придумать что-либо почуднее.

Много чего хотелось сделать в этой позиции. К примеру, был интересный ход 19.Јg4!? – ферзь перестает загораживать большую диагональ слону, и тот готов выпрыгнуть на е4. Но мне не понравилось 19...¤h6...

Время уходило, можно было попасть в цейтнот, и я решил вернуться к первоначально намеченному 19.Ґh3. Мне всё казалось, что у черных найдется какая-нибудь простая защита, и поэтому я медлил делать этот ход.

Но в итоге я так и не нашел за соперника защиту в ответ на 19.Ґh3. И, как показало дальнейшее течение партии, соперник ее тоже не нашел.

19.Ґh3 Јd7.

Е.Т. Фактически жертва фигуры, причем очевидно, что жертва спорная. Но что черным делать вместо этого – неясно. Потому что если играть 19...е6 – пункт d6 начинает трещать, и вся позиция черных разваливается.

20.Јg2!

Е.Т. Как мне кажется, это сильный ход. Во-первых, еще раз защитил слона h3 от всяких там жертв качества, а, во-вторых, топорно и бесповоротно грозит е3-е4.

20...c:d4 21.e4! ўf8 22.e:f5 g:f5.

Е.Т. Лучший практический шанс в условиях обоюдного цейтнота. Черные, как говорится, хотят «половить рыбку в мутной воде».

23.Јf1.

Е.Т. Конструкция на королевском фланге (Јg2+Ґh3) выполнила свое предназначение: фигура съедена. Теперь надо с этой конструкцией что-то делать... Демонтировать!

В принципе, тут у меня оставалось меньше минуты на ход. Слоны пока не работают, лишняя фигура тоже пока не очень ощущается. Я бы с удовольствием вернул часть материала; к примеру, дождался, пока черные пойдут е6-е5-е4, и ударил бы пару раз на d4! Но ясно, что такого удовольствия соперник мне не доставит.

В общем, технические трудности с реализацией остаются. Но как-то все срослось, удалось нормально разобраться в позиции.

23...e5 24.¤d5 Јe6 25.Ґg2.

Е.Т. Ферзя на h2 мне опасаться совсем не следует. Я рассчитал такой вариант: 25...Јh6 26.Јe2 ¦e8. Теперь 27.¤c7 ходить не хочется, потому что 27...¦e7 28.Ґ:c6 e4! – тут такое начнется, как раз белые «наиграли» на атаку противника.

Поэтому я собирался ходить 27.Јf3 Јh2+ 28.ўf1 ¦h5 29.¤f4! e:f4 30.Ј:c6, и даже нельзя взять на g3: 30...f:g3 31.Ј:d6+ ўg8 32.Ј:g3, ферзь возвращается домой.

Черные, вероятно, тоже считали что-то подобное, и, видимо, наши выводы совпали. Как бы то ни было, они отказались от идеи немедленной контратаки, предпочтя чисто позиционную компенсацию.

25...ўe8 26.Јe2 ўd7.

Е.Т. Дай черным сделать еще несколько ходов – они начнут сдваивать тяжелые фигуры по вертикали «h», а, может, даже страивать... Трудно сказать, насколько это все реально, но, во всяком случае, план у черных есть, план логичный, да плюс еще в условиях цейтнота он мог бы и пройти.

Лишнюю фигуру надо использовать в атаке! Моя цель – король на d7: в центре его положение ненадежно.

27.b4! ¦h6 28.c5!

Е.Т. Сложно это назвать «жертвой пешки». Скорее уж – технический прием. Король черных раскрывается, и шансов не остается.

28...d:c5 29.b:c5 b:c5 30.Јb5 Ґf8.

Е.Т. Черные мечтают перейти в эндшпиль, пусть даже ценой пешки с5. Но одной только пешкой с5 они тут уже не отделаются.

31.Ґa3 ¦b8 32.Јc4 Јd6.

Е.Т. Был такой трюк: 32...¤b4, с идеей на 33.Ґ:b4 пойти 33...¦:b4. И борьба продолжается. На самом деле, выигрывает любой ход ладьей на линию «b», например, 33.¦b2.

Вообще же эту позицию всерьез комментировать уже нет смысла. Черные просто ждут контрольный, 40-й ход – либо я уроню флаг, либо они остановят часы.

33.¦c2 e4 34.¤e3!

Е.Т. Последний точный ход в партии. Висит на f5, f7, c5... Позиция рассыпается.

34...Јe6 35.Ґ:c5 ўe8 36.Ґ:d4 ¤b4 37.¦cd2 ¤c6 38.¦c2 ¤b4.

Е.Т. Как видите, я даже повторил позицию – ввиду недостатка времени. Забавное решение... А, впрочем, почему забавное? По-игроцки оно оправдано. Хотя если бы нарвался на «троекратное» – вот было бы чудо!

39.¦e2 Ґe7 40.Ґ:a7.

Е.Т. Это и был контрольный ход. Время я не просрочил, и черные сдались (аплодисменты в зале).

 

Самым заинтересованным зрителем этой партии был, конечно, Сергей Рублевский. На его глазах тонул ближайший конкурент, и Сергей, парень, в общем-то, не кровожадный и не злой, энергичными репликами подталкивал Звягинцева не затягивать с концовкой.

«Ну что Вадим сегодня творил – это просто песня! Три темпа подарил; h7-h5-h4 – а зачем? Ну какой смысл вскрывать вертикаль «h», если ты сам только что отдал белопольного слона? А потом что он делал? Ведь Томашевский играл в своей излюбленной манере – на трех первых рядах ходил, уплотнялся... Собирал, что Вадик ему дарил. А теперь тот еще и не сдается без фигуры. Цирк!»

Но когда разведка сообщила, что у Томашевского осталось 15 минут на 17 ходов, Рублевский посерьезнел. А когда Женя вдруг стал повторять ходы (37.¦cd2 ¤c6 38.¦c2 ¤b4), лидер как-то так изменился в лице, махнул рукой – и выскочил из пресс-центра.

Ничего, обошлось. Еще два хода – и парусник Вадима Звягинцева пошел ко дну. И тут же – словно по заказу – под окнами особняка на Гоголевском зашипел и взорвался вонючими китайскими огоньками праздничный фейерверк.

«Серега феерит», – предположил кто-то.

Все посмотрели на монитор. Там, без двух пешек в длинном эндшпиле, догорала партия Бареева. Второго – и последнего конкурента будущего победителя 58-го финала первенства России по шахматам.

А тем временем в пресс-центр зашел Морозевич. Он – на пару со Свидлером – сыграл такую бесшабашную партию!.. Как в романах Дюма: когда дуэлянты уже выкинули из головы, где они, и с кем, и по какому случаю дуэль, и что за черт занес их в это место, и с каждым следующим шагом они все больше удаляются – от друзей в романе и от читателей в книге. Атака – и контратака, ты – и противник: «Укол! – парирую! Укол! – парирую! Укол!» – и уже за поворотом, когда не видно ни лиц, ни самого поединка, но все еще доносится: «Шах! Съел! Напал! Парирую!»

 

А. МОРОЗЕВИЧ:

«Когда соперник все видит, зачем тебе что-то видеть?»

П. СВИДЛЕР – А. МОРОЗЕВИЧ С11

1.e4 e6.

А.М. Вроде Французская – мой основной дебют, но каждый раз соперники говорят, что мой выбор был для них полной неожиданностью. Для Пети, по его словам, это тоже явилось большой неожиданностью. Я разыграл свой основной дебют, а в нем – свой основной вариант, и все равно это явилось для него большим сюрпризом.

Интересно, к чему же все они в таком случае готовятся?

2.d4 d5 3.¤c3 ¤f6 4.e5 ¤fd7 5.f4 c5 6.¤f3 ¤c6 7.Ґe3 c:d4.

А.М. В принципе, странный ход, но... Ну, ладно.

8.¤:d4 Ґc5 9.Јd2 0-0.

А.М. По идее, этот ход должен привести черных к тяжелой позиции. Единственный шанс для них – бить все на d4 (9...¤:d4 10.Ґ:d4 Ґ:d4 11.Ј:d4) и ходить 11...Јb6. Но это не в моем стиле.

10.0-0-0 a6.

11.¤ce2.

А.М. У белых такой избыток ходов, что они почему-то вместо нормальных ходов делают... Ананд 11.¤b3 играл, Петя – 11.¤ce2.

Простая ясная игра приносит белым перевес во всех вариантах. Но просто жить никто не хочет, все ищут какие-то способы... Ход 11.¤ce2, честно говоря, я с трудом понял. Ну, видимо, он не хочет давать бить на d4 и затем b7-b5. Профилактика против этого плана.

Раз уж было упомянуто имя Ананда и его ход, приведем всю партию целиком. Благо, небольшая: 11.¤b3 Ґb4 12.Ґd3 b5 13.¦hf1 ¤b6 14.a3 Ґe7 15.¤d4 Јc7 16.¤:c6 Ј:c6 17.Ґd4 ¤c4 18.Јe2 ¦b8 19.Ґ:h7+ ў:h7 20.Јh5+ ўg8 21.¦d3 f5 22.¦h3 Ґc5 23.¦ff3 Ґ:d4 24.¦fg3 ¦b7 25.Јh7+ ўf7 26.Ј:g7+ ўe8 27.Ј:f8+. Ничья (Ананд – Морозевич, Сан-Луис 2005).

11...Јe7 12.¤b3 Ґ:e3 13.Ј:e3 f6 14.e:f6 ¤:f6.

А.М. Эта позиция уже более-менее терпима для черных. На 15.¤ed4 есть 15...¤g4 16.Јe2 e5, на15.g3 – 15...e5, и слон выскакивает на g4. Поэтому:

15.h3.

А.М. Игра на ограничение. И конь на g4 не выходит, и слон тоже.

(Вопрос из зала) Эта позиция стояла у вас дома при подготовке?

А.М. У меня уже после 11.¤ce2 ничего не стояло. Я же говорю: там есть ходы, которые намного сильнее, и проблем намного больше. А здесь – видно же, что проблемы будут, только если создашь их сам.

15...a5.

А.М. Логичный вроде ход; конь на b3 под темп встает, хочется это использовать. Если теперь 16.¤bd4, то я просто не буду его брать, он стоит и только мешает своим фигурам; сыграю 16...¤e4. Угрожаю пойти е6-е5. Белым лучше на d4 пойти другим конем, а другим – 16.¤ed4 – 16...a4 неприятно. Наконец, если 16.g4, то 16...a4 17.¤bd4 a3, ослабляются поля.

Таким вот методом и родился ход 16.a3.

16.a3 b5.

А.М. Петр сказал, что этот ход он «не видел». Ну, мне сложно это как-то комментировать.

17.g4.

А.М. Петя пошел на какую-то очень веселую игру, мне казалось, что 17.¤bd4 надежнее. Например, 17...¤:d4 18.¤:d4 b4 19.a4. Теперь можно 19...Ґd7 сыграть и радостно завести коня на с3: 20.b3 ¤e4 21.Ґd3 ¤c3. Но после 22.¦de1 ходить черным просто нечем. Какая-то очередная партия в учебник.

Поэтому вместо 19...Ґd7 я хотел ходить 19...Ґb7 20.Ґd3 ¤e4. Мне казалось, что у черных чуть хуже, а с другой стороны, впрямую не видно... Сбить коня е4 – слон встанет на d5, не сбить – а что тогда белым делать?

Во всяком случае, я ждал чего-то в таком... стиле.

17...a4.

А.М. 17...b4 18.a4, видимо, на руку белым, потому что конь еще может где-то на с5 прыгнуть. Слон выйдет на g2, ладья – на е1...

Я решил, что уже пора идти вперед.

18.¤bd4 ¤a5.

А.М. Этого хода, как признался Петя, он тоже не видел.

Французская – это единственный дебют, где можно столько не видеть и все равно иметь хорошую позицию. Другого такого дебюта я просто не знаю. В Сицилианской если бы Петя не видел столько, сколько он не видел сегодня, мы уже давно были бы дома.

Выясняется: человек не видел 16...b5; 17...a4 и 18...¤a5 он тоже не видел. А позиция все равно отличная.

Александр Рошаль, «64-ШО». Бареев – наоборот: когда показывал свою вчерашнюю партию со Свидлером, рассказывал, что он ничего не видел, а Петя видел всё. Но проиграл!

А.М. Такое тоже случается. Когда соперник все видит, зачем тебе что-то видеть? Просто следуешь за ним, и всё.

19.¤:b5 ¤c4 20.Јd4.

А.М. Когда я ходил b7-b5 и а5-а4, то досчитал до этой позиции. И решил, что «компенсация наверняка будет». Подошли ближе – слово «наверняка» у меня исчезло точно.

20...Ґd7 21.¤ec3.

А.М. До этого – все логично было, а тут проблема: какой ход сделать? Если брать – 21...Ґ:b5 22.¤:b5 – и ходить 22...¦fc8, тогда 23.Ґ:c4 ¦:c4 24.Јe5. Очень важная клетка для этой фигуры! Ничего путного я здесь не нашел; к примеру, 24...¦e4 25.Јc7 или 24...¤e4 25.¤d4. Не видно, за что мы уже отдали пешку и вот-вот отдадим вторую, на е6.

А ходить 21...¦fc8 плохо из-за 22.g5 ¤h5 23.Ґ:c4 ¦:c4 24.¤:d5, и висит на а8. Вот чтобы на а8 не висело, приходится делать тот ход, который я и сделал.

21...¦ac8 22.f5.

А.М. Этот ход правильный, более того – единственный. Другого хода у белых в принципе быть не может.

22...Ґ:b5.

А.Р. 22...¦c5 тут нету?

А.М. Так ведь белые всегда могут 23.Ґ:c4 пойти. Выиграли темп...

23.¤:b5 ¤e4.

А.М. Вот принципиальный момент. Потому что был ход 23...e5. И я считал только 24.Јa7 Ј:a7 25.¤:a7 ¦c5 26.g5 ¤e3 27.g:f6 ¦:c2+ 28.ўb1 ¦b8 – тут эндшпиль у черных никак не хуже, а, может, даже и лучше. Но на 25...¦c5 сильнее 26.Ґ:c4 d:c4 27.¦d6. Я тут что-то пытался понять: ловлю я коня, не ловлю – пришел к выводу, что коня я не ловлю, пешки у меня нет и вообще позиция плохая.

Но за всеми этими рассуждениями я совершенно упустил из виду, что на 24.Јa7 могу сыграть 24...Јd8. Этот ход поинтереснее, конечно. Он, конечно, странный на вид, но надо принять во внимание, что белым тоже надо как-то ходить. Если 25.¤c3, то 25...d4, если 25.g5, то 25...¤e4, и с шахом висит на g5. Самый естественный ответ – 25.Ґ:c4 ¦:c4 26.¦he1, но тогда 26...Јc8, затем Јc6, ¦а8... Какая-то игра у черных здесь есть.

Ясности в варианте 23...e5 мы с Петей после партии не нашли, а, следовательно, это была весьма разумная альтернатива тому, что я сделал.

24.Ґ:c4 ¦:c4 25.Јe5 ¤f2 26.Ј:e6+ Ј:e6 27.f:e6 ¤:d1 28.e7.

А.М. На 28.¦:d1 последует 28...¦f2. Вообще весь вариант форсированный.

28...¦b8.

А.М. Мне посчастливилось найти этот ход. Хотя по тому, как я потом играл, лучше бы мне этот ход не находить, а играть грубо 28...¦e8.

После 28...¦e8 все сводится к худшему для черных коневому окончанию: 29.¤d6 ¦:e7 30.¤:c4 ¤f2 31.¦f1 (31.¦h2 ¦e2) 31...¦f7. Теперь если 32.¤d2, то ничья. Ну, может, не ничья, но более-менее нормально: 32...¤:h3 33.b4 ¤f2.

Но сильнее 32.¤e3, и на 32...d4 – 33.¤f5! Только так белые не теряют ладью f1 и получают приличные шансы на победу. А на 32...¤:h3 33.¦:f7 (еще 33.¦d1 есть ход) 33...ў:f7 может найтись 34.b3, и пешка а еще причинит черным немало хлопот.

29.¦:d1.

А.М. Петя издалека почему-то считал, что он здесь выигрывает ходом 29.¦e1. Ему не пришло в голову, что после 29...¦e4 30.¦:e4 d:e4 31.¤d6 есть такой ход как 31...¤:b2. И уже спасаться должны белые – если только они могут тут спастись.

Почему-то Петя смотрел только в одну сторону: направо. А то, что конь может уйти налево и забрать пешку – этот момент был из виду упущен.

29...¦e4 30.¤c3.

А.М. В принципе, логично – то, что белые зашли за пешкой а, а не d (30.¦:d5).

30...¦:e7 31.¤:a4 ¦e3 32.¦:d5 ¦:h3 33.c4 ¦h4 34.c5.

А.М. План белых прост: ¤а4-b6 и двигать чего-то там. В своем следующем ходе я сильно сомневаюсь.

34...¦:g4.

А.М. Я-то ход 34...h5! хотел сделать, я понимал, что это, по идее, самый сильный ход. Далее: 35.¦:h5 ¦:g4, на 36.¤b6 – 36...g5. Если 37.¦h6 ўg7 38.¦d6, то 38...¦e4, и пешка g идет очень быстро. А белые пешки медленно идут – потому что все время попадают под удары двух ладей.

34...h5! – безусловно правильный ход. И черные тут ничем не рискуют, во всяком случае. Отказался я от этого пути по непонятным причинам.

35.¤b6 ўf7.

А.М. Тут до меня дошло, что хотя пешек у меня не одна, как в предыдущем варианте, а две, но идут они гораздо медленнее. И, значит, у белых лучше – то есть они могут пробовать какие-то другие ходы, кроме 36.a4. Возможно, 36.b4 – не знаю, тут надо очень глубоко смотреть.

После 36.a4, как нам обоим казалось, получается форсированная ничья.

36.a4 ¦:b6 37.c:b6 ¦:a4 38.b7 ¦b4 39.¦d7+ ўe6 40.¦:g7 h5 41.ўc2 ўd6 42.ўc3 ¦b5 43.¦h7. Ничья.

 

И вновь, как и вчера, до самого конца тура досидели лишь пара игроков на сцене – и господин Диктофон за кулисами. Я ждал Сашу Мотылева – он не без погрешностей, но все же вел партию с Евгением Бареевым к своей победе.

Саша, как я уже не раз говорил, – находка для журналистов; в интервью никогда не откажет – и сегодня не отказал. Да уж больно партия получилась невероятная какая-то по своей сложности! И хотя помогали нам еще два гроссмейстера (Сашины секунданты Вова Поткин и Миша Кобалия) все втроем наговорили они такое количество запутанных вариантов, что не сумел я за одну ночь все распутать. К итоговому материалу (он выйдет 3 января) поспею как раз.

А на сегодня всё.

Ваш

господин Диктофон.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки