28.12.2005
БРАМС, БРАМС, БРАМС
(три короткие пьесы на спортивные темы)
1. Арт-джаз
У рояля Вадим Звягинцев.
Соло на контрабасе – Петр СВИДЛЕР.
П. СВИДЛЕР – В. ЗВЯГИНЦЕВ B51
П.С. Я думал, что выигрываю... а, на самом деле, там, где я думал, что я выигрываю, я не выигрываю. Поэтому так сильно, как я думал, что буду расстроен, я не расстроен.
1.e4 c5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґb5 d6 4.Ґ:c6+ b:c6 5.0-0 e5 6.c3 ¤e7.
П.С. Если черные так реагируют... я думаю, выстроится длинная очередь желающих играть 4.Ґ:c6+.
7.d4 ¤g6.
Похоже, новинка. Прежде 8...¤g6 играли только после размена на d4: 7...c:d4 8.c:d4. Далее в партии Юдасин – Бонин (Нью-Йорк 2001) последовало 9.d:e5 d:e5 10.Јc2 Јc7 11.Ґe3 Ґd6 12.¦c1 Ґd7 13.¤c3 0-0 14.Јd3 ¦fd8. В этой позиции белые сперва выиграли ферзя: 15.¤b5 c:b5 16.¦:c7 Ґ:c7 17.¦c1, а несколько позднее – и партию.
8.¤a3.
П.С. Может быть, не самое принципиальное. Вадик указал после партии 8.d:c5 d:c5 9.Ј:d8+ ў:d8 10.c4!?; потом один конь идет на а4, второй – на b3. Но я очень не хотел играть с3-с4 в принципе, поэтому этот вариант мне в голову не пришел.
8...Ґe7 9.d:c5 d:c5 10.Ґe3.
10...Ј:d1.
П.С. Очень странное решение. Нормальный ход – рокировка; у меня не особенно лучше, потому что после 10...0-0 11.Јa4 Јb6 12.¤c4 черные как раз успевают 12...Јa6 пойти – у меня ладья до сих пор на f1. Пешка не выигрывается, все мои фигуры очень трудно удержать на правильных полях.
Я ждал рокировки и не мог понять, над чем Вадик думает столько времени. А он думал-думал... и стукнул на d1.
11.¦f:d1 Ґa6.
П.С. Тут было ощущение, что у меня здорово лучше.
12.¤e1 ¦d8 13.¦:d8+ ў:d8 14.¤d3.
П.С. 14.¤d3 – это мелкая тактическая идея. Я, честно говоря, думал, что Вадик ударит на d3. Позиция после 14...Ґ:d3 15.¦d1 у черных, конечно, очень тяжелая, но выиграть ее нелегко.
14...c4.
15.¤b4.
П.С. И 15.¤c5 очень заманчиво, и 15.¤b4 очень заманчиво. Выбор сделать трудно.
Если 15.¤c5, то у черных все ходы строго единственные: после 15...Ґ:c5 16.Ґ:c5 они должны ходить 16...¤f4, и на 17.Ґ:a7 должны ходить 17...ўc7. Теперь проблема в том, что мне бы надо пойти 18.b4, а я не могу этого сделать из-за 18...¤e2+.
Я должен дополнительный ход тратить на то, чтобы подгонять коня – на правильные, причем, места: 18.Ґe3 ¤d3 19.b4 ¤b2. (далее – элегическим тоном) У меня здоровая лишняя пешка, но линию «d» я, скорее всего, должен буду отдать... плюс к тому у меня дырка на d3, конь с а4 не сбивается... Вместо 19.b4 точнее, быть может, 19.b3 – но на 19.b3 черные реагировать тоже не обязаны... Могут пойти, к примеру, 19...¦a8 20.¤:c4 Ґ:c4 21.b:c4 ¤b2. У меня масса слабых пешек, и какие-то из них, очевидно, упадут...
(снова бодро) В-общем, не мог я понять, насколько у меня здесь хорошо, и пошел вместо этого 15.¤b4.
15...Ґ:b4 16.c:b4 ўc7 17.¦d1.
П.С. Я себя очень корил за этот сделанный ход – после партии. Но выяснилось, что напрасно. Я просто забыл, из-за чего же я так пошел.
Я думал, что выигрываю ходом 17.g3. Но черные успевают таким вот финтом ушами – 17...¦b8 18.Ґc5 ¦d8 – войти куда-то в район поля d2. И хотя конь на g6 не играет и не будет играть еще долго, у черных все равно хорошие шансы на ничью – потому что не очень понятно, что мне делать с этой конструкцией (показывает на пятачок полей у белых на ферзевом фланге).
Поэтому я рассудил, что сперва надо забрать линию и пошел 17.¦d1. Но тогда у черных конь входит в игру.
17...¤f4.
П.С. Единственное. Потому что если я успею здесь пойти g2-g3, то борьба сразу закончится.
18.Ґ:f4 e:f4 19.¤b1 ¦d8!
П.С. Заманчиво 19...¦b8, но тогда 20.a3 c5 21.¤c3! c:b4 22.a:b4. Выглядит для белых очень опасно, а на самом деле пешку съесть нельзя: 22...¦:b4 23.¤d5+. На нее как следует и напасть-то невозможно! А слабостей у черных полно, слон чудовищный и координации никакой. Так что Вадим всё тут сделал правильно.
20.¦:d8 ў:d8.
П.С. Тут я первым же ходом допустил ошибку, после которой... (пауза) у меня нет даже намека на перевес; более того, я пытался понять, как же мне ничью зафиксировать правильно.
Очень важно, как выяснилось, не определяться с этим конем. Надо было ходить 21.f3, чего я делать совершенно не хотел, поскольку... ну как, белым ведь невыгодно еще одну пешку ставить на белое поле. Рано или поздно она будет слабостью. Поэтому я хотел до последнего экономить на ходе f2-f3, но в партии ничего хорошего из этого не вышло.
А после партии мы немножко посмотрели эту позицию с Вадиком и Сашей Морозевичем и пришли к выводу, что черным вообще следует немедленно пойти 21...h5! 22.ўf2 h4!, с тем, чтобы, дождавшись моего короля вблизи поля d2 (23.ўe1 ўe7 24.ўd2), пойти 24...c3+! 25.¤:c3 Ґf1. Тут черные держатся.
Но если черные делают то же самое, что и в партии – условно говоря, 21...ўe7 22.ўf2 ўd6 23.ўe1 ўe5 24.ўd2, то очень важно, что у меня нет коня на с3. В партии я потом терял темпы, только для того, чтобы его оттуда убрать. Здесь тоже возможно 24...c3+ 25.¤:c3 Ґf1, но у меня появляется ход 26.g3. Ситуация, конечно, для меня не идеальная – 26...f:g3 27.h:g3 g5!, потом h7-h5. Зато у меня король на е3 встанет. Шансы!
Так что, в ответ на 21.f3! Вадику, во-первых, предстояло 21...h5! поднимать, а, во-вторых, в любом случае я играю на победу. А после моего 21-го хода... я так присмотрелся: елки-палки! ничего же совсем от перевеса не осталось.
21.¤c3 ўe722.ўf1 ўd6 23.ўe2 ўe5 24.ўd2 Ґc8!
П.С. Я почему-то считал, что черные должны абстрактно как-то ходить: g7-g5, h7-h5. На это у меня были, что называется, планы...
А после 24...Ґc8! я понял, что человек сейчас пойдет f7-f5!, поставит слона на d3 – и мне всю оставшуюся жизнь придется думать о том, как не потерять пешку g2.
25.b5.
П.С. Вадик мне после партии сказал: «Ты как-то резко пытался на победу играть». А я не пытался на победу играть, я пытался ничью отфиксировать. Потому что после 25.f3 f5!, честно говоря, мне казалось, что только у меня может быть хуже.
25...c:b5 26.¤:b5 Ґd7.
П.С. Наверно, правильный ход. Незачем черным 26...a6 ходить.
27.¤a3 ўd4 28.f3 f5.
П.С. Ну, например, одна ничья была здесь у черных – они могли 28...Ґa4 пойти и на 29.¤b1 – обратно, 29...Ґd7. Честное слово, ничего умнее, чем 30.¤a3, у меня нет, потому что опять-таки после 30.¤c3 f5 только у моего противника может быть лучше (потому что пешку а7 я забрать не могу, там ловится конь: 31.¤b5+ ўc5 32.¤:a7 ўb6).
29.e5.
П.С. Мне казалось, что этот ход дает хотя бы призрачные шансы на победу. Призрачные – потому что даже в случае 29...g5 30.¤c2+ ў:e5 31.ўc3 g4 32.¤a3 Ґc6 33.¤:c4+ ўe6 34.¤d2 я стою хотя и безопасно, но... Поверить, что на ферзевом фланге белые добьются какого-то прогресса с такой слабостью в тылу на f3, крайне сложно.
А при том продолжении, которое избрал Вадик, моральное преимущество вообще у черных.
29...c3+!30.b:c3+ ў:e5 31.ўd3.
П.С. Мне тут все время одного темпа не хватает. Но это и неудивительно.
Мне нужно, как ни странно, поставить коня на b2. Но если делать это немедленно – я не успею поставить короля на d3. А если пойти 31.ўd3 – я не успею коня поставить на b2.
31...ўd5 32.c4+. Согласились на ничью.
П.С. Могло последовать 32...ўc5 33.¤b1 Ґe6 34.¤d2. И Вадик не собирался ходить тут 34...ўb4. А если 34...a5 35.ўc3 a4, то я ставлю 36.a3 и дальше уже хожу королем без конца.
Если же 34...ўb4, то 35.ўd4 a5 36.¤b1, и нельзя бить 36...Ґ:c4 – слон теряется: 37.a3+ ўb5 38.¤c3+. Ну, нельзя и нельзя; я считал, что объективно должен в этой позиции спасаться. Вадик мог еще продолжать, если кто и рискует, то я – Вадик не рискует здесь совершенно. Но он говорит, что 34...ўb4 ходить не хотел, потому что «начинаются гонки». А если 34...ўb4 не ходить, то мы может сделать еще 250 ходов – прогресса не будет ни у той, ни у другой стороны.
Поэтому ничья.
Илья Одесский, сайт е3е5.com Петр, как сами объясняете себе то, что с вами происходит на Суперфинале? Блестящий старт: выигрыш у Крамника, без особых проблем победа над Томашевским – и вдруг одна за другой пять ничьих подряд!
П.С. Турнир ровный очень по составу – и я не считаю, что со мной что-то происходит. Если захотеть пожаловаться, то «пожаловаться» я могу только на то, что со мной здесь не очень агрессивно играют на победу.
С другой стороны, разница в классе не столь велика, как о том якобы свидетельствует разница в рейтинге. Многих игроков здесь я знаю уже 20 лет, честно говоря, никогда не считал, что они от меня чем-то принципиально отличаются.
Где-то не складывается, но в целом я не вижу повода для посыпания головы пеплом.
Марина Макарычева, «НТВ+» Как следует из показанных вами вариантов, в конце партии уже вы играли на ничью. Где же было упущено преимущество в этой, поначалу так удачно складывающейся партии?
П.С. Наверное, 15.¤b4 – неточность; после 15.¤c5 белые ничем не рискуют и уж точно будут поддавливать. Но, пойди я 15.¤c5, изменился бы результат или нет, мне трудно сказать – может быть, и нет. Эта позиция, как вам сказать... она оптически кажется много лучше для белых, но, похоже, что это как раз оптическое явление. Сдвоенные пешки, временная инициатива... а если черные раскручиваются и пешек не теряют, то у белых ничего и нет. Более того, если бы черные сыграли 10...0-0 вместо 10...Ј:d1, у них и этих временных трудностей бы не было. Я, по крайней мере, не понимал, как могу претендовать на перевес.
М.М. С кем играете завтра?
П.С. С Женей Бареевым.
М.М. Настроены в завтрашней партии продолжить борьбу за первое место?
П.С. Опять же это не только от меня зависит. Естественно, я борюсь за первое место – но когда играешь черными с Женей Бареевым, согласитесь, многое будет зависеть от того, что он по этому поводу думает... Посмотрим.
(вопрос из зала) Ботвинник в свое время говорил: чтобы победить, я должен смотреть на своего противника как на врага. Вы не пробовали применить тот же психологический прием?
П.С. Не пробовал. Более того: у меня ничего не вышло, если бы даже и попробовал (аплодисменты в зале).
2. Глэм-рок.
Бэк-вокал Сергей Волков
Соло-гитара – Александр МОТЫЛЕВ
А. МОТЫЛЕВ – С. ВОЛКОВ С11
А.М. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих друзей: Вову Поткина и Мишу Кобалия. Вне зависимости от того, как я выступал на этом турнире, они неизменно поддерживали меня, и я им за это очень благодарен.
1.e4 e6 2.d4 d5 3.¤c3 ¤f6 4.e5 ¤fd7 5.f4 c5 6.¤f3 ¤c6 7.Ґe3 a6 8.Јd2 b5 9.a3.
9...g5!?
А.М. Редкий ход, но, возможно, сильный.
Хотя и редкий, этот ход не должен был стать неожиданностью для Саши «и его команды». Ибо в этом году Волков уже «засвечивал» 9...g5!? В его партии с Д. Фрольяновым (белые) из командного чемпионата страны в Дагомысе далее было: 10.d:c5 g:f4 11.Ґ:f4 Ґ:c5 12.a4 Јa5 13.Ґd3 Ґb7 14.¤e2 Ј:d2+ 15.ў:d2 b:a4 16.¦:a4 ¤b6 17.¦aa1 ¤c4+ 18.ўc1 h5 19.h4 ¤e3 20.ўd2 ¤g4 с богатой контригрой у черных.
10.f:g5c:d4 11.¤:d4.
А.М. Первоисточник всего варианта с 9...g5 – партия Ананд – Морозевич (Монако 2005).
В которой соперники предались безудержным осложнениям после 11.Ґ:d4 Ґg7 12.0-0-0 0-0 13.¤a2 ¤:d4 14.¤:d4 ¤:e5 15.h4 ¤c4 16.Ґ:c4 b:c4 17.ўb1 ¦b8 18.c3 Јb6 19.g4 ¦d8 20.ўa1 e5 и т.д.
11...¤c:e5.
12.Ґd3!
А.М. При подготовке мы немного смотрели эту позицию. Обычно в ней белые развивали слона на е2.
Как, например, в партии Чжан Чжон – Ройз (Беер-Шева 2005): 12.Ґe2 Ґb7 13.Ґh5 Јe7 14.0-0 Ґg7 15.¤ce2 0-0 16.b3 ¦ac8...
А.М. 12.Ґd3 – новый и, надеюсь, интересный ход. Белые хотят освободить поле е2 для других фигур. В частности, для коня.
12...Ґb7.
А.М. Сергей не торопится с развитием своих фигур королевского фланга. Точнее было... нет, это я погорячился. Скажем так: возможно было 12...Ґg7 с последующей рокировкой.
13.0-0 Јc7 14.ўh1 Ґg7 15.¦ae1 0-0.
А.М. В центре черные довольно крепко стоят, конь на е5 все держит, все прикрывает. Ударов типа 16.¦:f7 или 16.¤:e6 черные не боятся. С этой стороны логично было бы повременить с рокировкой.
С другой стороны, 15...0-0-0 проигрывает немедленно: 16.¤c:b5! a:b5 17.¤:b5. Вот если бы черные дождались, пока белые уведут коня на е2, и тогда сделали длинную рокировку! Но дожидаться они не стали...
16.¤ce2.
А.М. Здесь в принципе, я был доволен своей позицией. Конь идет на h5, высвободиться 16...f6 черные не успевают ввиду слабости пешки e6.
16...¤c4.
А.М. На 16...¤g4 хотя бы17.Ґf4 e5 18.Ґg3. Был простой ход 16...¦ae8 с идеей f7-f6. Но после 17.¤g3 у белых перевес.
17.Ґ:c4.
А.М. Здесь я думал над ходом 17.Јc1: чернопольного слона я готов отдать, а белопольного все ж таки жалко. Но потом отказался; главным образом, ввиду 17...¤c5. Черные так хотят сразу обоих моих слонов поменять!
А позиция после 17.Ґ:c4 в целом меня устраивала.
17...d:c4 18.¤g3 c3!?
А.М. Сергей правильно пытается наладить контригру, другое дело, что из-за особенностей позиции это не получается.
Альтернатива – 18...¤c5. Я отвечаю 19.¤h5 ¤e4 20.Јe2. (пожимая плечами и как бы призывая зрителей в свидетели) Бесспорный перевес у белых.
19.b:c3 ¦ac8 20.¤h5 Ј:c3.
А.М. Здесь поначалу я не видел хода, который затем исполнил в партии. На миг мне показалось даже, что черные остроумно защитились.
Так, на 21.Јf2 находится смелое 21...Ґ:d4!? 22.Ґ:d4 Ј:c2. Играть на мат – 23.¤f6+ ¤:f6 24.Ј:f6 – нельзя, так как черные успеют поставить его первыми: 24...Ј:g2Х. После 23.¦e2 Јg6 24.¤f4 Јf5 также не видно ничего решающего, несмотря на открытую диагональ. А пешку-то черные успели забрать...
Но потом я успокоился и обнаружил, что белые располагают простой тактической возможностью.
[20...¤c5]
21.Ј:c3¦:c3 22.¤:g7.
Станислав Железный, «Красная звезда» Это зевок с его стороны?
А.М. Думаю, да. Просмотр. (в частной беседе Сергей Волков признался, что действительно просмотрел несложную тактику – И.О.)
Однако возникший эндшпиль не такой простой, как кажется. Вроде чистое лишнее качество, а проблемы с реализацией большие. Хотя нет, эндшпиль технический, это я играл (смотрит в сторону своих секундантов, виновато улыбаясь) не так удачно.
22...¦:e3 (22...ў:g7 23.¤:e6+! f:e6 24.Ґd4+) 23.¦:e3 ў:g7 24.¦c3.
А.М. Первый ход в этом эндшпиле, может быть, и нормальный с моей стороны. Черные хотят укрепиться: Ґd5, ¤b6-с4. Так что я должен торопиться с тем, чтобы пропустить ладью на седьмую вертикаль.
24...Ґd5 25.¦c7 ¤b6 26.¦f6 ўg8 (26...¤c4 27.¤:e6+) 27.¦a7.
А.М. Здесь, возможно, мне следовало сделать ход, который я намечал издалека: 27.¤c6! Я отказался так сыграть из-за 27...Ґe4. Грозит вилка, висит на с2, но сейчас я смотрю и не понимаю: ведь можно же уйти 28.¦f2 и все защитить! На 28...¤c4 сильно смотрится 29.a4!, главное же – что конструкция ¦c7+¤c6 отнимает у черной ладьи все поля по 8-й вертикали, и та не сможет, как в партии, остро войти в игру.
27...¤c4 28.¦:a6 ¦d8!
А.М. Соперник пользуется моей оплошностью и делает сильный ход. У черных реальная контригра.
29.ўg1 Ґe4 30.c3 e5 31.¤f3.
А.М. Ну вот, у меня уже проблемы с конем. Как-то я развел обе ладьи не так хорошо... Я планировал 31.¤f5, опять отказался... Почему? Из-за 31...¦d2 (слабее 31...¦d1+ 32.ўf2 ¦d2+ 33.ўe1, и черные не успевают наладить механизм вечного шаха). Издалека я думал, что смогу 32.¤h6+ пойти, но тогда именно 32...ўh8! 33.¤:f7+ ўg7. И здесь у черных уже все готово для запуска механизма вечного шаха: 34...¦:g2+ 35.ўf1 ¤e3+ 36.ўe1 ¤c2+ 37.ўd1 ¤e3+ 38.ўc1 ¦c2+ 39.ўb1 ¦d2+, и надо идти на повторение (40.ўc1 ¦c2+), потому что если упрямиться, то можно и мат получить: 40.ўa1 ¤c2+ 41.ўb2 ¤d4+ 42.ўc1 (или 42.ўa1) 42...¤b3Х!
А теперь я смотрю на позицию после 31.¤f5 ¦d2 и не могу понять, чего я так себя накручивал. Ведь есть же спокойное 32.¤h4! Допустим, на 32..¤e3 33.h3 ¤:g2 можно пойти 34.¤f3... Выглядит абсолютно безопасно; наверное, так и надо было играть.
Я же захотел улучшить еще позицию и пошел 31.¤f3. И получил довольно неприятный ответ.
31...¦d1+ 32.ўf2 Ґd5 33.a4 e4.
А.М. Вот интересно: сразу надо было двигать пешку е или сперва разменяться на а4? Мне казалось, что промежуточный размен на а4 был на руку черным: 33...b:a4 34.¦:a4 e4 35.¤d4 e3+ 36.ўg3 ¦d2, и ничего не дает игра на мат 37.¦b4 ¦:g2+ 38.ўh3 ввиду простого 38...¦:g5.
Но Сергей не думая пошел вперед пешкой е.
34.a:b5.
А.М. Здесь если 34.¤d4, то ферзь проходит: 34...e3+. Хотя... что это я такое говорю? Пешка в ферзи не проходит, так ведь. Тогда какой вариант меня смущал? Кажется, 35.ўg3 ¦d2 – или нет, не 35...¦d2, а 35...¤d2!? 36.¦fb6 ¤e4+ 37.ўf4 ¦:d4 38.c:d4 e2, и пешка все-таки прошла!
Такая позиция... сложно о ней сказать что-либо определенное. Надо включать компьютер – и тогда белые защитятся совершенно точно!
Я же решил сыграть «с запасом». Возвращаю коня, но столько пешек взамен, что проиграть не рискую.
34...e:f3 35.g:f3 ¦b1 36.b6 ¦b2+ 37.ўg3.
37...ўg7.
А.М. Потеря темпа в острейшей позиции. Похоже, ничью давало 37...Ґe6! Принципиальный ответ – 38.¦f4, но тогда, сочинив этюд, черные спасаются: 38...¤e3 39.¦b4 ¦g2+ 40.ўf4 ¤d5+ 41.ўe4 ¤:b4 42.c:b4, и теперь не 42...¦:g5 из-за 43.¦a5...
С.Ж. 43.b7!, 43.b7!, 43.b7!!! (нет, цифрами эта фраза выглядит не так экспрессивно. Попробую то, что сказал ветеран, передать звуками, вернее, скороговоркой: «бэсемь-бэсемь-бэсемь!!!» – И.О.)
А.М. На 43.b7 даю шах: 43...Ґd5+ – и забираю эту пешку.
С.Ж. А я отхожу-то с темпом, нападаю на ладью: 44.ўf4!
А.М. Так ведь и я нападаю на ладью: 43...Ґ:b7! Получается ладейный эндшпиль (45.¦b6), тяжело его будет выиграть. Нет, идея в другом: после 37...Ґe6! 38.¦f4 ¤e3 39.¦b4 ¦g2+ 40.ўf4 ¤d5+ 41.ўe4 ¤:b4 42.c:b4 черных выручает 42...¦b2! 43.¦a4 Ґd7!
Почему же черные сыграли 37...ўg7? Сергей объяснил, что хотел воспрепятствовать переводу ладьи с а6 на b8: 38.¦a8+ ўg7 39.¦b8, и потому убрал короля с последнего ряда.
38.¦f4 Ґe6.
А.М. Черные возвращаются к правильной идее – но потеря темпа фатальна.
Сергей Рублевский (он уже закончил свою партию и теперь покорно «стоял в очереди», чтобы вслед за Мотылевым рассказать о ней собравшимся журналистам – И.О.) Хоть бы он взял на b6, что ли (38...¦:b6 39.¦:b6 ¤:b6), всё какие-то практические шансы оставались.
39.b7 ¤e340.¦b4 ¦g2+ 41.ўf4 ¤d5+ 42.ўe4 ¤:b4 43.c:b4.
А.М. В примечаниях к 37...ўg7 (37...Ґe6!) мы доходили до этой позиции, но... с пешкой на b6. В этой же редакции черные не успевают остановить пешку, и она проходит в ферзи.
43...Ґc4 44.¦a8. Черные сдались.
3. Бравурный марш
Духовая секция – Дмитрий Яковенко
Ударник – Сергей РУБЛЕВСКИЙ
С. РУБЛЕВСКИЙ – Д. ЯКОВЕНКО С42
1.e4 e5 2.¤f3 ¤f6.
С.Р. Этот ход я сегодня не готовил. От Русской партии я вообще... устал, честно говоря.
Вроде мой противник раньше 2...¤f6 не играл. Но, видимо, уже на этом турнире столько было партий сыграно на Русскую партию, что уже по ним прямо можно изучать дебют, ни во что особо... не вникая.
3.¤:e5 d6 4.¤f3 ¤:e4 5.d3.
С.Р. Я решил удивить его. Не знаю, получилось – нет? Вообще, конечно, на перевес так трудно рассчитывать.
5...¤f6 6.d4 Ґe7.
С.Р. Думал, если он 6...d5 пойдет, то получится – один к одному – разменный вариант Французской защиты: 1.е4 e6 2.d4 d5 3.e:d5 e:d5 4.¤f3 ¤f6. Я его играл лет 15 назад, там есть кое-какие идеи, не такая простая ничья там, как кажется.
Но в принципе, здесь это, наверное, не надо черным – идти туда. Можно повременить.
7.Ґd3.
С.Р. Я уж не знаю, как комментировать (смеется), как бы со мной еще кто-нибудь 2...¤f6 ни пошел! А то я так прошлые партии подробно комментировал, что, видите, против меня это сыграло. Ну, ладно.
Читатель! Комментарий Сергея Рублевского о том, как черным следует играть вместо 7...Ґg4, я – по его убедительной просьбе, оставил «за кадром» – И.О.
7...Ґg4.
С.Р. Что-то... не нравится мне этот ход, до рокировки-то. Я отогнал:
8.h3 Ґh5 9.¤c3.
С.Р. Теперь что? Теперь если 9...0-0, то 10.g4 Ґg6 11.Ґ:g6 h:g6, где-то буду 0-0-0 готовить. Очень быстро пройду h2-h4-h5, структура у черных страшная. Поэтому он и не хочет раньше времени определяться с королем своим.
Может, сразу 9...d5 ? Но тогда 10.g4 Ґg6 11.¤e5 неприятно.
9...c610.g4 Ґg6.
С.Р. Тут мне сложно какой-то ход полезный сделать. Вроде бы пора:
11.g5 ¤fd7.
С.Р. Пока не бью. Если бы начал со 11.Ґ:g6 h:g6 12.g5, то мне не нравился конь на h5. Поэтому начал с 11.g5, теперь если 11...¤h5, то 12.Ґe2 h6 13.h4. Грозит ¤f3-g1, и не видно, как коня h5 спасать.
12.Ґ:g6 h:g6.
С.Р. Противник сказал, что думал над 12...f:g6. Не знаю... По-моему, ход совсем никакой; играю 13.d5, потом 14.¤d4 даже.
13.Јe2.
С.Р. В принципе, игра простая у меня. Ну, надо на инициативу, на преимущество в развитии постараться сыграть, иначе при такой структуре у меня ничего не будет.
13...d5 14.Ґd2 ¤f8.
15.0-0-0Јd6 16.¦de1.
С.Р. Вроде все форсированно. Где-то я во время партии так и рассчитывал... что так все будет.
Но, знаете, во время мне показалось, что рокировка, как ни странно, ход шаблонный. Интереснее 15.ўf1! Јd6 16.¦e1. Потому что при короле на с1 черных часто выручает то шах на f4, то шах на g5. Но, честно говоря, догадаться до такого... непросто было.
16...¤bd7 17.h4 ¤e6 18.h5!
С.Р. Это главная идея. Потому что если закрепятся черные – у них лучше будет; слишком много полей им отдано.
Я что хочу? Если 18...¦:h5 19.¦:h5 g:h5, то я хочу 20.g6, сбивая коня с е6. Но, честно говоря, мне не все тут казалось ясно: 20...Ґf6 вполне позволяло держаться.
Но он, как мне показалось, возлагал все свои надежды на 19-й ход.
18...0-0-019.h:g6 ¤f4.
С.Р. О! как раз шах с f4 последует.
20.Ґ:f4.
С.Р. Вынужден. 20.Ј:e7 Ј:e7 21.¦:h8 – ничего не получается из-за 21...¤e6 просто.
20...Ј:f4+ 21.Јe3.
С.Р. Ну, если 21.ўb1, то просто 21...¦:h1 22.¦:h1 f:g6 23.Ј:e7 Ј:f3 – ничего у белых нету.
21...Ј:e3+ 22.f:e3 ¦:h1.
С.Р. Этот ход я не понял, честно говоря. Зачем он мне линию отдал? (окидывает взглядом аудиторию, как бы ища того, кто объяснит ему, зачем Яковенко отдал линию. Никого не найдя, продолжает – И.О.) На 22...f:g6 я все равно намечал 23.¤e2, но там возможны какие-то дополнительные идеи у черных.
А он зачем-то отдал линию. Она особой роли не играет, конечно, зато у меня появляется поле h4 для ладьи.
23.¦:h1 f:g6.
24.¤e2!
С.Р. Очень важный ход. Хочу перевести его на f4, приковав черного коня к защите этих пешек, затем ¦h4. Да так и было.
24...¦f8 25.¤f4 Ґd6 26.¦h4.
С.Р. Здесь у меня уже... здесь я уже такой... Здесь у меня такой – стабильный уже перевес. Равенства нигде нет, и размен на f4 (26...Ґ:f4 27.e:f4) равенства не дает. Постепенно подойду королем, потом ¤h4 – загоню коня на f8, ладьей буду заходить. Где-то ладью обратно... Как-то четко тут уравнять уже не удается ему.
26...¦f7.
С.Р. Я просто королем подхожу, так?
27.ўd2 ¤f8 28.ўe2 ўd7 29.b3.
С.Р. Здесь я думал: 29.¤d3, другие какие-то ходы. Потом понял: нет, здесь мне... ничего не надо, просто следующий ход черным сделать сложно.
Надо просто расширить игру. Пошел 29.b3. Хочу с2-с4, на d5 защищать будет тяжело. Вот если 29...b5, тогда уже 30.¤d3. Конь как на е5 встанет, там черные к обеим пешкам – с6 и g6 – будут прикованы. Не защитить уже.
29...¦f5.
Ход преследует цель, что если 30.с4, то размен, и на а5 ладья переходит, успевает меня зацепить.
30.¦g4 Ґe7.
С.Р. Что мне тут делать? А очень просто: надо временно отойти конями – как я и сделал. Как выгоню ладью, обоих коней тут же верну обратно. Так и было.
31.¤h3! Ґd6 32.¤h4! ¦f7 33.c4.
С.Р. Ну и что? Я и с2-с4 свое провел, и ладья черная никуда не пришла.
33...b6.
С.Р. Наверное, грозило с4-с5 – зажать этого слона совершенно. Он пошел b7-b6 – правильно.
34.¤f2.
С.Р. С ходами у черных опять проблемы. Он к пешке g6 привязан... Но должен, должен был как-то стоять. Может, ему 34...a5 надо было пойти? Он потому что сделал ход совсем!.. (пауза) какой-то непонятный.
34...d:c435.b:c4 b5.
С.Р. Ну, можно было пробить – 36.c:b5 c:b5 – и 37.e4. Но зачем? Тут конкретно я ему слона так сейчас упакую, да и всё...
36.c5Ґc7 37.¤d3.
С.Р. (с некоторым даже изумлением) Вообще все, что угодно, могу делать!
37...a5.
С.Р. Ну, что-то хоть: какая-то проходная в какой-то непонятной отдаленной перспективе.
38.¤f3.
С.Р. Со слоном проблемы, пространства нет (звучит как диагноз, и крайне неблагоприятный притом).
38...¦e7 39.¦h4 ¤e6 40.¦h8.
С.Р. Ну, можно было уже здесь пешку забрать: 40.¤fe5+ Ґ:e5 41.¤:e5+ ўc7 42.¤:g6. Но тут еще какое-то дерганье. Я же хотел ладьей на восьмую влезть и забрать этого слона... ну, целиком.
40...¤f4+41.ўd2 ¤:d3 42.ў:d3 ¦f7 43.¤h4.
С.Р. Тут он мог попытаться заскочить: 43...¦f2. Но я видел 44.¦g8 ¦:a2 45.¦:g7+ ўc8 46.¤:g6 b4 47.d5! c:d5 48.¤e7+ ўb8 49.¤:d5 Ґg3 50.c6, и мат по восьмой.
Сергей Григорьянц, Александр Рязанцев. Не надо забирать пешку на а2, это потеря темпа.
С.Р. А какая разница? Допустим, вы начали с 43...b4. Теперь на 44.¤:g6 любопытный вариант был, если играть 44...¦f5: 45.¦g8 ¦:g5 46.¦:g7+. Шах – некуда идти, всюду король ваш под коневые вскрытые удары попадает. Например, 46...ўd8 47.¦g8+ ўd7 48.¤f8+. Вот.
Ну, можно попробовать 43...b4 44.¤:g6 ¦f2 45.¦g8 a4 46.¦:g7+ ўc8 47.d5, и теперь не брать на а2. Только чем это лучше-то? Какую пешку вы в ферзи собираетесь вести?
А.Р. 47...b3! 48.a:b3 a:b3!
С.Г. 47...b3! 48.a:b3 a3!
С.Р. Если 47...b3 48.a:b3 a:b3, то играю просто 49.¤e7+ ўb7 50.d:c6+ ўa6 51.¤d5. А если 47...b3 48.a:b3 a3, то просто 49.¤e7+ ўb7 50.d:c6+ ўa6 51.¤d5 Ґe5 52.¦b7.
43...Ґg3 44.¤:g6.
С.Р. Ну, взял.
44...¦f5.
С.Р. Выясняется, что смысл в ходе 43...Ґg3 все же какой-то есть. Косвенный. Теперь если белые проводят идею, которую я уже показывал: 45.¦g8 ¦:g5 46.¦:g7+, то король от вскрытого коневого удара уйти сможет, потому что слон освободил ему поле с7: 46...ўd8 47.¦g8+ ўc7.
45.¦a8ўe6 46.¦a7 ¦f7.
С.Р. Тут я давно уже заметил, как белые выигрывают. Можно было и по-другому найти, но что двадцать раз-то выдумывать?
47.d5+! c:d5 48.¤f4+!
С.Р. С шахами всегда выиграть приятнее. Вдруг чего-нибудь зеваешь? – а с шахами ничего не зевнешь!
48...Ґ:f4 49.¦:f7 Ґ:e3 (пешечный конец безнадежен – прорыв!) 50.c6. Черные сдались.
Вот и все на сегодня.
Ваш
господин Диктофон