01.12.2004
Репортаж из пресс-центра (9-й тур)
Из пресс-центра суперфинала 57-го чемпионата России по шахматам передает наш корреспондент Илья Одесский
В плохих ресторанах – а чаще всего не в ресторанах даже, а просто в маленьких дешевых кафе (в которых прошла добрая половина жизни вашего корреспондента) бывает так: не успел ты влить в себя последнюю ложку супчика – а тебе несут уже горячее второе. Совершенно излишняя торопливость! Мыслями своими, чувствами, ощущениями ты еще весь в супчике; он еще булькает на дне твоего благодарного желудка, еще рецепторы твои ощущают супчиковое послевкусие – а тебя подгоняют кушать дальше. «Tempo, tempo!» Проглотишь второе, компот, оботрешься салфеточкой – и свободен.
...Аллегория, что и говорить, пролетарская; классические натуры оперируют такими понятиями, как турнирный дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Пусть эндшпиль – принимаю классическую терминологию; но только турнирный миттельшпиль я своими шахматными рецепторами согласился бы посмаковать еще тура два-три. Уж больно смачно; по мне, так и 14 туров для тонкого дорогого меню маловато, я бы выбрал как минимум 16. Турнирный дебют – нервотрепка, и эндшпиль – нервотрепка, и только миттельшпиль смотришь, любуясь непосредственно игрой и не особо сверяясь с турнирной таблицей. «Любя, не торопись в наслаждении», – как говорил дружище Публий Овидий Назон.
Но миттельшпильное блюдо быстренько убрали со стола; как ни вздыхай, начались последние три тура. Теперь каждая партия – не сама по себе, а... Помните, как герой фильма «Москва слезам не верит», держа в руках рюмку с божественным напитком, провозглашает: «Друзья мои! Сегодня мы выпиваем не просто так! Сегодня мы выпиваем по поводу...» Вот и каждая партия из трех заключительных туров – не просто так, а по поводу, за каждой тянется миттельшпильный шлейф успехов или неудач.
Взять хотя бы нынешний, 9-й тур. Каспаров выиграл четвертую подряд – продлил серию. Цешковский перебил поражения ничьей – прервал серию. Мотылев выиграл, а всего в пяти турах четыре очка без поражений – серия. Морозевич выиграл первую партию на турнире – опять-таки, прервал серию. И так далее.
Да, Моро все-таки выиграл. Вживую его победе могли аплодировать совсем уж немногие – партия закончилась последней; о том, чтобы показывать ее в пресс-центре, и речи быть не могло. А показать, судя по всему, было что. Александр ставил проблемы – Алексей защищался; Александр, как говорят шахматисты, «выпускал» – Алексей снова давал своему маститому противнику шансы на победу. И так плыла-качалась лодочка, пока у черных не кончились силы:
А. Морозевич – А. Коротылев
Не пугайтесь, ход черных. Объективно, у Александра Сергеевича есть шансы (пешка b6 падает в любом случае) – но не стопроцентные. В партии же последовало:
62...Јc5? 63.Ј:c5 b:c5 64.ўd5, и черные сдались. Как выяснилось сразу по окончании партии, Алексей просто забыл о существовании хода 64.ўd5. Бывает; но объяснить победу белых исключительно везением было бы оскорблением по отношению к обоим соперникам. Мне бы Алексей ферзя ни за что не подставил бы, и вам, я полагаю тоже. Потому что даже коллективный разум читателей www.e3e5.com не смог бы за предыдущие 60 ходов измотать Коротылева до полной невменяемости, как это удалось Морозевичу.
Но оторвем взгляд от доски; сегодня у меня прекрасный собеседник. Академик Леонид Абалкин не только квалифицированный шахматный болельщик – он еще и бывший (в 80-е годы прошлого века) председатель Российской шахматной федерации. А если отодвинуть (чтобы не заслоняли) в сторону его звания и регалии – просто очень порядочный и всеми уважаемый человек. Которых, к слову, в современном шахматном мире наблюдается явная нехватка. Итак:
ЛЕОНИД АБАЛКИН: РАНЬШЕ БЫЛО ЖИВЕЕ...
Леонид Иванович, не могли бы вы сравнить чемпионаты СССР с нынешним?
У любого человека с возрастом проявляется ностальгия – прошлое рисуется в более ярких красках, чем оно, возможно, было на самом деле. Вот и у меня – впечатления от союзных первенств остались просто колоссальные! Вспоминаю зал ЦДКЖ, битком набитый людьми... Молодой Таль... Огромный ажиотаж, билеты дешевые; на тур набивалось по 700-800 человек! Пробиваешься в зал, весь дрожишь от нетерпения, входишь – на сцене твои кумиры... Огромные демонстрационные доски – анахронизм по сравнению с современными мониторами; но, честное, слово, наблюдать, как демонстратор тянется, стараясь палочкой подцепить фигуру, тянется (и время вместе с ним тянется нестерпимо долго) и наконец делает ход, который ты, сидя в партере зрительного зала, угадал мгновение назад – ни с чем не сравнимое удовольствие! Ход сделан – и ты выбегаешь в фойе, в курилку, делишься впечатлениями с такими же, как и ты, болельщиками, споришь... В общем, у меня впечатление о тех чемпионатах значительно более высокое, чем сейчас.
Если же говорить о нынешнем чемпионате, то мне по-человечески жаль, что не состоялся действительно супертурнир. Жалко, что отказался Крамник. Наверное, на самом деле по состоянию здоровья – у меня нет оснований ему не верить. Но совершенно непонятно, почему Карпов отказался в последний момент; этим поступком он многое потерял...
Чемпионат закрытый – вход только по пропускам, а это всегда ограниченный круг людей. Почему не привести школьников? Когда у них еще будет возможность «вживую» посмотреть на сильнейших шахматистов своей страны? Так что впечатления смазаны. Раньше было... (пауза, затем с энергией) было живее!
Возвращаясь к «молодому Талю»... Можно ли сравнить нынешнюю молодую элиту – Грищука, Морозевича – с корифеями прошлых лет, когда тем было «чуть-чуть за 20»?
Я бы воздержался от таких сравнений. Развитие теории, компьютерное оснащение современных шахматистов делают неоправданными любые подобные сравнения. Сравнивать Морозевича с Талем так же бессмысленно, как сравнивать Морозевича, скажем, с Морфи... Были попытки посчитать рейтинг Эло для всех великих игроков, начиная с середины XIX века. Ничего дельного из этой попытки, насколько я знаю, не вышло. Отсчет современной шахматной истории следует вести с Фишера. За ним – Карпов, потом Каспаров, и, наконец, наше время. Сравнения правомочны только внутри этого круга.
Я помню всех чемпионов мира, начиная с Ботвинника, со многими был знаком. И могу сказать, что «шахматная культура» – термин, кстати, почти не встречающийся в последние годы – у Ботвинника и его поколения была совершенно другая, чем у Фишера. Так, как играл Фишер, до него не играл никто. С него и начинаются современные шахматы. Вот я смотрю партии этого чемпионата и... Раньше, наблюдая за поединками на союзных чемпионатах, я мог угадать до 70% ходов! Сейчас – 25% максимум. Конечно, я был тогда намного моложе, но все-таки главная причина в том, что раньше ТАК не играли. Мышление шахматиста стало совсем другим.
Фишер, Карпов, Каспаров. Вровень с этими тремя гениями я бы не поставил никого из нынешних чемпионов. Даже Крамника. Ну, выиграл, да. Стал чемпионом. Но по классу он еще не встал в один ряд с теми тремя. Но это мое мнение, я его не навязываю.
Кто из современных гроссмейстеров вызывает у вас личную симпатию? За кого вы, может быть, переживаете сильнее, нежели за остальных?
Мои личные пристрастия продиктованы даже не столько шахматными, а просто человеческими отношениями. Я всегда болел за Михаила Моисеевича Ботвинника – это был мой кумир, на его партиях я учился. Потом мне очень близок стал Анатолий Евгеньевич Карпов. Тут много всего... Прежде всего, он профессиональный экономист, закончил ЛГУ. У него был научным руководителем профессор Колесов, а я писал отзыв на дипломную работу Анатолия Евгеньевича. Любопытно – он писал диплом о рациональном использовании свободного времени, а я высказал ему упрек: почему он ни слова не написал о шахматах? Наверное, для него, как для шахматного профессионала, шахматы плохо сочетались с хобби, а для меня это был именно вид отдыха.
Постепенно мы с ним очень сблизились. Наше тесное знакомство продолжается лет тридцать. И сейчас возглавляем совместно один проект, связанный с детскими шахматами – ездим по стране, открываем шахматные школы. Когда он бывает в Москве, часто звонит мне – мы куда-то едем, в какие-то кабинеты... Его знают как шахматиста, меня – тоже знают... Всегда легче вдвоем вопросы решать.
А за кого болеете на этом турнире?
Если бы играл Карпов – болел бы за него! А так я болею только за красоту игры. Близкие мне люди на этом турнире не играют.
Сейчас модно быть пессимистом в отношении будущего шахмат...
(обрывая) ...А я – оптимист! В отношении шахмат я оптимист. Вот по экономике, по каким-то другим профессиональным вопросам я скорее пессимист...
У шахмат безусловно есть будущее, компьютер убить их не сможет. Помню, спорил на эту тему с Ботвинником. Приводил в пример его же собственную партию из матч-турнира на звание абсолютного чемпиона СССР:
М. Ботвинник – И. Болеславский (Москва 1941)
Ботвинник играет 10.Ґe3! Кажется, что после 10...Ґ:e3 11.Ґ:c6+ b:c6 12.f:e3 у белых образуется слабость – изолированная пешка е3. Но другие факторы – слабость черных пешек ферзевого фланга, превосходство блокадного коня над белопольным слоном перевешивают. Белые победили! Партия была проанализирована, и аналитики доказали, что замысел Ботвинника безупречен. И я говорил Михаилу Моисеевичу: вот когда машина станет обращать внимание на такие ходы, как 10.Ґe3!, вот тогда она превзойдет человека в интеллекте. Насколько я знаю, еще ни один компьютер эту задачу не решил.
Нужно только разумно подойти к регламенту соревнований между человеком и машиной. Следует принять во внимание, что человек во время партии подвержен усталости, другим тормозящим его мозговую деятельность факторам. Человек не должен соревноваться с машиной в скорости! Поэтому если машине, условно говоря, дается полчаса на партию, то шахматисту надо дать два часа. При соотношении времени на обдумывание примерно один к четырем шансы человека и машины уравниваются.
Мой вопрос был не о противостоянии человека и машины, а о противостоянии «человеков» между собой. Не проиграют ли шахматисты сами себе?
Я думаю, договорятся. Один матч (Крамник – Леко) закончен, скоро начнется другой, а затем – объединительный.
Я предлагал другой вариант выхода из тупика. Собрать 8 сильнейших шахматистов, и в два круга разыграть звание чемпиона мира. ФИДЕ выбрало свой вариант, и, думаю, справится с задачей. Будет единый чемпион, будут и единые правила определения сильнейшего. Оптимальный цикл – матч на первенство мира раз в два года, из 18 партий, без откладывания (чтобы исключить помощь компьютера при анализе отложенных партий).
Спасибо вам, Леонид Иванович. Позвольте пожелать вам крепкого здоровья – и красивых шахматных партий, за которыми вы с удовольствием могли бы наблюдать!
Спасибо вам.
А пока я, честно скажу, наслаждался беседой с Абалкиным (не каждый день встретишь человека прежней – в хорошем смысле этого слова – формации), на сцене произошли события невероятные. Спокойную позицию с устойчивым перевесом проиграл (белыми!) Петр Свидлер. Соперник – Саша Мотылев – даже отказывался поначалу идти в пресс-центр отмечать свою победу. «Чего рассказывать – выиграл ведь совершенно не по делу». Но постепенно удалось убедить Александра, что скромность – последнее, что может пригодиться спортсмену. И потихоньку разговор завязался.
С80 П. Свидлер – А. Мотылев
А. Мотылев: «Думал: что бы такое придумать? И решил удивить Петю – первый раз в жизни сыграл открытый вариант Испанской партии. Итог дебюта – час потраченного времени и худшая позиция».
1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґb5 a6 4.Ґa4 ¤f6 5.0-0
Тут Саша замешкался – очевидно, подзабыл, с какого хода начинается открытый вариант «испанки». В зале раздался смех.
Д. Яковенко: «Сразу видно, что в первый раз!..»
5...¤:e4 6.d4 b5 7.Ґb3 d5 8.d:e5 Ґe6 9.¤bd2 ¤c5 10.c3 Ґe7 11.Ґc2 d4 12.¤b3
А. Мотылев: «Другое направление – 12.c:d4, как Петя играл в этом году с Крамником. Получил получше, но – ничья».
Вот эта партия: 12.c:d4 ¤:d4 13.¤:d4 Ј:d4 14.¤f3 Ј:d1 15.¦:d1 0-0 16.Ґg5 Ґ:g5 17.¤:g5 h6 18.Ґh7+ ўh8 19.¤:e6 ¤:e6 20.Ґe4 ¦ad8 21.g3 ¦fe8 22.Ґc6 ¦e7 23.a4 ¤d4 24.a:b5 a:b5 25.Ґ:b5 ¤f3+ 26.ўg2 ¦b8 27.Ґe2. Ничья (Свидлер – Крамник, Дортмунд 2004).
12...d3
13.Ґb1
А. Мотылев: «Уже этот ход выпал из моего поля зрения при подготовке к партии. Чаще играют 13.¤:c5 d:c2 14.Ј:d8+ ¦:d8 15.¤:e6 f:e6. Эндшпиль поприятнее для белых. А позиция после 13.Ґb1 была популярна лет пятнадцать назад. И я начал вспоминать...»
А. Рошаль (мгновенно): «Вспоминать что? Что было пятнадцать лет назад?» (общий смех)
13...¤:b3 14.a:b3 Ґf5 15.Ґe3 0-0 16.¦e1 Јd5 17.Ґd4 ¦fd8 18.¦e3 ¤:d4 19.c:d4 c5 20.Ґ:d3 c:d4 21.¦e2 Јe6 22.h3 ¦ac8
А. Мотылев: «Пете понравился этот ход».
Немудрено, что понравился – сам того не ведая, Мотылев применил новинку! В партии Топалов – Пикет (Антверпен 1997) было сыграно 22...¦d5, и белые постепенно переиграли своего соперника: 23.¤e1 a5 24.Ґ:f5 Ј:f5 25.¤d3 h5 26.¦c2 f6 27.e:f6 Ґ:f6 28.Јe2 ¦a7 29.¦ac1 ¦e7 30.Јd1 ўh7 31.¦c5 g6 32.¦:d5 Ј:d5 33.¦c5 Јb7 34.Јc2 Ґg7 35.¦:h5+!
23.¤e1 ¦c6
А. Мотылев: «Такие позиции трудно оценивать, слишком малозаметные детали определяют ее суть. Может быть, сильнее 23...Ґg5!?, пытаясь побороться за линию «с». Заодно черные препятствуют проведению f2-f4. Но я решил не препятствовать...»
24.Јb1 Ґ:d3
А. Мотылев: "Такие идеи, как 24...Ґ:h3!? 25.g:h3 Ј:h3, я даже не рассматривал. А теперь вижу – есть реальная контригра, например, 26.Ґf5 Јh5 27.Јe4 ¦h6 и т.д.»
25.Ј:d3 h6 26.f4?!
А. Мотылев: «Я думал, что Петя постарается обойтись без этого хода. Ведь в его распоряжении была простая расстановка: 26.¤f3, затем ¦d1 и ¦e4. Я вынужден был бы перевести слона в район поля b6. У белых небольшое, но стойкое преимущество».
И. Одесский: «Трудно представить себе, что белые в такой позиции могут потерять контроль над пунктом d3».
А. Мотылев: «На самом деле, до зевка остался ровно один ход».
26...Јc8
27.¤f3? (27.¦c2; 27.¤c2) 27...¦c1+ 28.¦e1 (28.¦:c1 Ј:c1+ 29.ўh2 Ј:f4+)28...Јc2! 29.Ј:c2
А. Мотылев: «Тут уже все плохо. К примеру, 29.Јf1 ¦:a1 30.¦:a1 d3, и пешка проходит очень далеко».
29...¦:c2 30.e6 f:e6 31.¦:e6 Ґc5 32.ўh2 d3 33.¦d1 d2 34.ўg3 ¦d3!
Д. Яковенко: «Играя 34.ўg3, белые, видимо, надеялись на 34...Ґb4?! 35.ўf2! ¦c1 36.ўe2, и все в порядке».
35.ўg4 Ґb4 36.¦e8+ ўh7
А. Мотылев: «Ошибкой было бы 36...ўf7?! 37.¤e5+ ў:e8 38.¤:d3».
37.f5 ¦c1 38.¤e5
А. Мотылев: «В надежде на 38...¦:d1? 39.¤g6. Но сплести матовую сеть белые не успевают».
38...¦e3! Белые сдались.
Мне показалось, что столь неожиданная развязка лежит не в шахматной, а целиком в психологической плоскости. Эту тему я попытался развить в коротком диалоге с победителем партии:
Александр, после этой победы вы вышли в «плюс» и включились в борьбу за третье место. Скажите откровенно: после неудачного старта (пол-очка из трех – И.О.) вы продолжали верить в себя?
Да, старт сложился непросто. Как вспомню – «минус два» из трех и назавтра играть партию с Каспаровым – бр-р!
Так, может, тяжелая, но успешная оборона в поединке к Каспаровым и стала катализатором произошедшей с вами счастливой перемены?
Наверное, хотя... Давайте воздержимся от окончательных оценок. Впереди еще два тура, неизвестно, как все сложится.
Вы с Морозевичем стартовали одинаково, однако вам удалось вернуть к себе расположение фортуны, а вашему тезке – нет. Поделитесь секретом?
Повезло больше – вот и весь секрет. У всех бывают неудачные турниры, даже у самых великих.
Вы хотите сказать, что никакого секрета у вас нет?
Ну... А какой следующий вопрос?
Следующий вопрос такой. Мне показалось, что в первых партиях – с Грищуком и Бареевым вы принимали очень резкие в шахматном плане решения, неоправданно сбрасывали материал. Такое ощущение, что вы чувствовали себя не в своей тарелке.
(Напомню читателям, о чем идет речь:
А. Мотылев – А. Грищук (I тур)
25.¦h8?! e5 26.c3 e:d4 27.c:d4
Е. Бареев – А. Мотылев (II тур)
21...¤b4?! 22.¤:b4 c:b4 23.¤a2 e5 24.d:e6 ¦:e6 25.Ґ:f6 ¦:a2!? 26.Ј:a2 Ґ:f6)
В первых турах мне действительно была присуща некая агрессивность, которая не подкреплялась качеством игры.
И чем вы это объясните?
Просто был не готов к турниру. Незадолго до его начала пришлось съездить на Корсику, сыграть в быстрые шахматы. Соревнования там жесткие, по нокаут-системе; приходилось все время отбираться в следующий круг. Сыграл неплохо, но по отношению к чемпионату России не успел ничего – ни восстановиться, ни подготовиться.
Какие-то задачи на оставшиеся две партии ставите перед собой?
Боже упаси. Как сложится, так и сложится, а забивать себе голову этим не буду.
Репортаж из пресс - центра (10 тур)