01.12.2004
Репортаж из пресс - центра (11 тур)
Из пресс-центра суперфинала 57-го чемпионата России по шахматам передает наш корреспондент Илья Одесский
Один мой старший товарищ (имею честь называть его своим другом), тоже журналист и тоже работающий в пресс-центре, после того, как я ему рассказал одну историю, ответил мне примерно следующим текстом: «Удивительно! Просто удивительно, Илья, как ты, ежедневно работая репортером, сочиняя даже какие-то заметки, до такой степени не понял суть этого чемпионата, не проникся его духом. Как можно быть таким недотепистым?» И возразить мне было совершенно нечего. Действительно: бегал, суетился, брал интервью, записывал комментарии... А самого важного не понял; самое главное, по-видимому, упустил.
Хотите знать, какую историю я ему рассказал? История простая. Перед началом последнего, одиннадцатого тура я заключил пари (не на щелбаны), что вскоре после пуска часов по меньшей мере две партии завершатся вничью. Причем я был настолько уверен в результате, что пари заключил на заведомо невыгодных для себя условиях. И в душе над оппонентом если и не посмеивался, то жалел его, бедняжку. Ну, в самом деле, какая интрига может быть в нашем пиковом случае? Каспаров – чемпион, больше половины турнира – «в минусе», банкет опять же... Прихожу на тур, смотрю – мама дорогая! Две кровавые сицилианки с разносторонними рокировками, староиндийская, сложнейший вариант защиты Нимцовича... Явно не на банкет пришли люди; только Епишин близок к ничьей (девятой за турнир), и то – еще непонятно. Мои денежки плакали, а тот, с кем спорил, в прибытке.
Чтобы не было так мучительно больно, поделился своею невзгодой со старшим товарищем, и... его отповедь вы уже прочли в предыдущем абзаце. Ладно, проехали; впредь буду умнее. Тут на днях мне предложили поспорить на счет ответного матча Россия – Португалия, я уж было совсем согласился, а теперь – буду крепко думать. До весны есть время.
А Епишин сделал-таки девятую ничью и сошел со сцены крепко расстроенный. Поговорить – согласился, но говорить – почти что и не мог.
ВЛАДИМИР ЕПИШИН: ВЫШЛО ТАК, КАК ВЫШЛО
Владимир, по двум параметрам вы на этом турнире выделяетесь из общего ряда. С одной стороны – практически непробиваемы; ни Каспарову, ни кому-либо еще из клуба «2700+» победить вас так и не удалось. С другой стороны, «достижение» со знаком минус: вы единственный, кто на турнире не одержал ни одной победы.
Что тут можно сказать? Боролся во всех партиях, силы не экономил, старался. А вышло – сами видите – так, как вышло.
То есть установки играть «покрепче» вы себе до начала турнира не давали?
Ни в коем случае. Просто стиль у меня такой, что его не переделаешь. К примеру, белыми почти во всех партиях получалась славянская защита. Дебют, в котором на высоком уровне трудно получить осязаемый перевес. И что делать? Перегибать палку – верный путь к поражению. Значит, ничья.
А черными играть на победу еще труднее. Все дело в уровне турнира. Турнир – плотный.
Вы – известный «швейцарец», выиграли немало турниров по этой системе. Есть такой стереотип, что все «швейцарцы» обладают как раз рваным, резким стилем игры – иначе, мол, много очков не наберешь.
Одно дело – играть в опене, и совсем другое – в супертурнире. Ну не буду я, извините, «под себя» играть!
Артем Тимофеев оказался куда более разговорчивым – и просто очень приятным, улыбчивым парнем. Все эти шаблоны, что «новое поколение» двух слов связать не может, что с утра до ночи ребята только и делают, что штурмуют свои базы и ноутбуки – полная чушь! Симпатичный парень, незакомплексованный, видно, что весьма и весьма неглупый. И – открытый.
АРТЕМ ТИМОФЕЕВ: МЫ – НОРМАЛЬНЫЕ ГРОССМЕЙСТЕРЫ
Артем, довольны ли вы итоговым результатом?
Мне кажется, каждый шахматист, когда он заканчивает турнир в минусе, результатом недоволен. И я в этом смысле не исключение.
Вокруг вашей персоны развернулась некоторая дискуссия. Вот интересно: вы, Артем, играете «за себя» или еще и за своих сверстников тоже? Как вы сами это ощущаете?
Поскольку я самый молодой участник, то, конечно, представляю молодое поколение российских шахмат. То самое поколение, о котором многие почему-то стали говорить, что оно, дескать, «потерянное».
Об этом и речь.
Мой возраст – это Инаркиев, Алексеев, Рязанцев. Нормальные гроссмейстеры (тут следует заметить, что эпитет «нормальный» применительно к чему-либо – высшая форма похвалы в устах нынешней молодежи– И.О.). Шансы закрепиться в элите у нас еще есть; ничего, я считаю, не потеряно. За нами идет следующие поколение: Хайруллин, Непомнящий. Тоже чемпионы мира в своем возрасте. Все, по-моему, не так трагично, как это представляется многим.
Но вы ощущаете себя «послом» своего поколения? Мол, играю и за себя, и за тех своих сверстников, которые пока не пробились на сцену супертурнира. Или такой великой ответственности все-таки нет?
Скорее, все-таки нет. Шахматы – индивидуальная игра, тут каждый сам за себя. Конечно, если кому-то из нас удастся добиться серьезного результата, это благотворно отразится и на отношении к остальным представителям молодого поколения.
Долматов призывает плотно опекать совсем юных талантов, а вы – сложившиеся уже шахматисты. Вопрос, на который не так-то просто найти ответ: вам, 18-20-летним гроссмейстерам, какая нужна помощь?
Честно? Жду каких-то сдвигов. Турниров, сборов – внимания, одним словом. Да, нам не 10-11 лет, но мы тоже нуждаемся в поддержке. Возьмите тот же Китай – сколько там молодых гроссмейстеров обкатывается, наигрывается под опекой национальной Федерации!
Нам нужен шанс – шанс проявить себя.
Собственно, я так и озаглавил один из своих репортажей: «Дайте Тимофееву шанс!» Но если акцентированно: а в чем конкретно этот шанс, помимо проведения учебно-тренировочных сборов, заключается? Собрать «под вас» круговой гроссмейстерский турнир?
Да нет, конечно. Специально «под меня», «под нас» ничего собирать не надо. Как говорится, чужого мне не надо. Если я или мои сверстники не будем показывать уровень игры, при котором нам нечего делать в супертурнирах, конечно, нас незачем туда пускать.
Но на серьезные централизованные сборы вы рассчитываете?
(со вздохом и даже убрав обычную улыбку) Скорее нет, чем да. Я уже не играю в юношеских чемпионатах с одной стороны и еще не попадаю во взрослую сборную страны – с другой. А пока в России сборы проводятся только для этих двух категорий игроков.
Кроме того, не нужно забывать, что я живу в Казани. А Казань – она вроде бы и близко от Москвы, но все-таки далеко. Так что на Центр особой надежды нет, больше – на местную поддержку: спорткомитет и республиканскую шахматную Федерацию.
Можете приоткрыть завесу: как помогает Татарстан своим молодым шахматным талантам?
Нам оплачивают поездки на турниры. Уже неплохо; насколько я знаю, многие гроссмейстеры вынуждены ехать на турниры «за свои». Кроме того, есть республиканские клубные команды, играя в которых, можно рассчитывать на приличный контракт.
У вас есть персональный тренер?
Нет. Если вы имеете в виду Харлова, то мне его выделили на этот конкретный турнир.
Но вы ему не платите, грубо говоря, из своего кармана?
Нет-нет.
Получаете стипендию?
Стипендию я получаю от РШФ, а денежные отношения с республиканской Федерацией исчерпываются клубным контрактом, о котором я вам уже говорил.
Вы ставите перед собой конкретную цель – попасть в главную сборную страны?
Такой конкретной цели у меня нет. Есть глобальная цель – достичь определенного рейтинга. И если я этой цели добьюсь, если буду играть нормально играть, не замечать меня и дальше станет просто невозможно.
К формированию сборной страны у меня никаких претензий нет и быть не может. Заметьте, кто играл на последней Олимпиаде – те, у кого рейтинг за 2700 или рядом с ним.
Суперфинал закончен – первый турнир подобного уровня в вашей карьере. Почувствовали, что между вами и элитой лежит пропасть?
Посмотрите внимательно на мой результат и вы увидите: с людьми, у которых 2700 и выше (даже с учетом поражения от Каспарова, у которого вообще 2800) я набрал «полтинник». Неудачно же я сыграл с теми людьми, у которых 2600 и ниже. Выводы напрашиваются.
Никакой пропасти нет. Что такое «2700»? Хорошо поставленный дебют за оба цвета – раз. Хорошая мобилизация на партию – два. И всё. Возьмем для примера последний «Аэрофлот-опен». Там играл Грищук. И что? Набрали «плюс один» – какая уж тут пропасть...
Позвольте пожелать вам успехов. И чтобы росли результаты – не только ваши, но и представителей вашего поколения.
Спасибо.
Выиграл Петр Свидлер, на мажорной ноте закончил чемпионат. Вопросов ему в пресс-центре не задавали – и потому, что все видели, в каком физическом состоянии он находится, и (может быть, не в меньшей степени) потому, что слушать Петю – удовольствие особое, и дробить его монолог совершенно не хочется.
Комментирует Петр СВИДЛЕР:
В61 П. Свидлер – А. Дреев
1.e4 c5
Хорошо, что Леша так сыграл. В Каро-Канне у меня вообще не было ни одной идеи.
2.¤f3 d6 3.d4 ¤f6 4.¤c3 c:d4 5.¤:d4 ¤c6 6.Ґg5 Ґd7 7.Јd2 ¦c8 8.¤:c6 Ґ:c6 9.f3 a6
Наверное, правильно, что черные начинают с этого хода. После 9...e6 10.0-0-0 Ґe7 весьма неприятно 11.¤b5!
10.0-0-0 e6
11.¤e2
Как это часто случалось со мной на этом турнире, ход «с зевком в задумке». Сильнее 11.Ґd3 с теми же идеями, что и в партии.
11...Ґe7 12.h4
Первоначально собирался здесь играть 12.¤d4. Дальше обе стороны забирают по две фигуры: 12...¤:e4 13.Ґ:e7 ¤:d2 14.Ґ:d8 ¤:f1 15.Ґg5 h6 16.Ґf4.
У жены моей в мобильном телефоне одна из двух игр – шахматы. А внутри игры задание: побить незащищенную фигуру. Тебе ставят позицию, и ты бьешь незащищенную фигуру.
Вот какими фигурами черные на следующем ходу могут побить слона f4? Ход 16...e5 я рассмотрел, а ход 16...g5! начал рассматривать, только когда соперник пошел 11...Ґe7. И пока Леша думал, я понял, что в этом варианте белые не уравняют, например: 17.Ґ:d6 ¤e3 18.¦d3 (18.¦d2 ¤c4) 18...¤:g2 19.¤:c6 ¦:c6 20.¦hd1 f6 21.Ґe7!? ўf7!, и бегут королем на g6. Конь идет на h4 и забирает весь фланг. По своему опыту скажу: у белых хуже, потому что конь с флангом справляется лучше, чем слон.
Но ход 11.¤e2 имел то преимущество, что Леша на расчет вариантов потратил полчаса. Что меня, честно сказать, порадовало.
Все, что у меня осталось к концу турнира, так это глубокая убежденность, что ходы надо делать руками, и что получится – то получится. Голову включать не надо! Потому что уже не работает.
12...Ґb5?!
С ходом 12.h4 проблема какая? Черные могли пойти 12...Ґa4!? 13.¤c3 Ґc6, и если 14.Ґd3, то 14...h6 15.Ґe3, и черные успевают провести стандартную сицилианскую акцию: 15...d5 16.e5 d4! Конечно, на 12...Ґa4!? 13.¤c3 Ґc6 можно пойти 14.¤e2, и, наконец, отдыхать. Потому что наступает заслуженный выходной: турнир закончился. Но я собирался проверить вместо 13.¤c3 – 13.b3 Ґc6 14.¤d4. Вообще-то ход b3 в таких построениях хорошим быть не может. Взятие на с6 и после ...b:c6 – на а6 не грозит; забирать такую пешку страшно. Все-таки опыт показывает, что Волжский гамбит лучше играть с королем на g1, а не b1. Но есть мечта: пойти ўb1, Јf2, Ґg5-c1-b2, и тогда можно хоть как-то оправдать мою обалденную расстановку.
13.¤d4 Ґ:f1 14.¦h:f1 h6 15.Ґe3 ¤d7 16.h5
Первой моей мыслью было сыграть 16.ўb1, но потом я посмотрел на своего соперника и понял, что пешку h4 он все-таки возьмет. И многое поменяно, и ладью я с линии «h» увел... Нет, думаю, будем играть на лучший эндшпиль.
16...¤e5
...С предложением ничьей. Конечно, если бы черные все успевали, позиция у них была бы сказочная. Но в развитии они подотстали; я отказался и продолжал:
17.b3!? d5
На 17...0-0 18.ўb1 d5 отвечаю19.Јe2!, и непонятно, что черным делать со своими фигурами; к примеру, на 19...d:e4 находится 20.¤:e6! Если играть d6-d5, то сразу.
18.e:d5 Ј:d5 19.ўb1 b5
На эту позицию я ориентировался; она казалась мне здорово лучшей у белых. Плохо 19...0-0 20.¤f5, а после 19...¤c6 20.c4 Јd7 21.Јf2 0-0 я выигрываю ферзя ходом 22.¤b5. Ой, не выигрываю, есть поле е8! Обычное дело, поле е8 у меня выпало... В любом случае, ход 19...b5 сильнее, и черные его исполнили довольно уверенно.
20.g4 ¤c6?!
20...0-0?! 21.¤f5, но основной ход, как мне казалось – 20...Јb7! Коротенько посмотрел 21.f4 ¤:g4 22.¦g1 ¤f6 23.¦:g7 ¤e4 и 24...¤c3+; ничего не дает также 21.g5 h:g5 22.Ґ:g5 ¦:h5. Что бы я делал – не могу точно сказать. Наверное, 21.Јe2, потом f4.
21.Јc1
Сперва я думал, что у меня вообще выиграно, и смотрел в связи с этим ход 21.Јh2. Но в ответ на него находится 21...¦d8!, привязывая коня. Смотрим дальше, 22.¤:c6 Ј:c6 23.¦:d8+ Ґ:d8 – как я могу воспрепятствовать рокировке? Никак, правильно. Еще смотрел странный вариант 22.¦d2 Ґb4 23.¦d3 ¤e5 24.¦dd1, загоняя слона и коня на какие-то чудовищные позиции. Но опять-таки, что делать после 22...0-0!? Я решил, что все это слишком тонко, и начал искать другие клетки для ферзя.
21...0-0
На 21...Ґf6, мне казалось, я выигрываю путем 22.¤f5 Јe5 23.¤d6+ ўe7 24.c3, и грожу поймать ферзя ходом f3-f4... Ой, я же опять не грожу поймать ферзя, он ведь побьет на с3! Вы не удивляйтесь, я его много раз в этой партии так ловил.
Ну, тогда хочу на 24...¦cd8 пойти 25.¤e4. Позиция-то хорошая.
22.¤f5 Јe5 23.Ґf4
Очередной зевок: смотрю 23.Ґd4 ¤:d4 24.¤:e7+ ўh7 25.¤:c8 ¦:c8? 26.Јb2, и вроде защитился я от ¤d4-е2-с3. Потом дошло, что шахматы – не шашки, и сильнее сразу 25...¤e2! 26.Јb2 ¤c3+ 27.ўa1 ¦:c8. Эту позицию с лишним качеством мне играть совсем не хотелось.
23...Јc3 24.¦d3 Јa5?!
Как же все-таки черным получить равенство? Я считал 24...Јf6 25.¤:e7+ ¤:e7 26.g5 Јf5 27.g:h6, и тут такая странная деталь появляется: 27...Ј:d3!? Я думаю, что компенсация за пешку будет потрясающая.
То, что Леша сделал (имею в виду 24-й и 26-й ходы), это совсем нехорошо.
25.¤:e7+ ¤:e7 26.g5 ¤d5?!
Я не знаю, как объяснить этот ход. После 26...h:g5 у меня не так много: 27.Ґd6 ¤d5! 28.Ґ:f8 ў:f8 29.¦:d5 e:d5 30.Ј:g5 Јc3 31.Јf5 a5, потом а5-а4-а3. Может быть, у меня вообще хуже. Поэтому на 26...h:g5 я собирался все-таки пойти 27.Ґ:g5 ¤d5 28.Ґd2. То же самое, что и в партии, но без конструкции лишних пешек на королевском фланге. Позиция, понятно, в пользу белых, но не такая уж замечательная.
После 26...¤d5 партия близка к завершению.
27.Ґd2 ¤c3+ 28.¦:c3! ¦:c3 29.g:h6 b4 30.h:g7 ¦d8
Тут мы вступаем в трагикомическую зону. То, что на 30...ў:g7 последует 31.Ґh6+,я еще видел, стало быть, соображал, что на h6 может очутиться фигура диагонального типа. Но смотрим дальше:
31.Ґ:c3 b:c3
32.h6
Делаю этот ход, поднимаю глаза – на меня смотрят Бареев и Морозевич, причем смотрят так... То ли у меня внезапно выросла вторая голова, то ли... (смех в зале) Странно так смотрят, с интересом. Ну, думаю, ладно; может, они удивляются, что у меня такая позиция хорошая; привыкли, что в этом турнире все время получается плохая. Выхожу в комнату отдыха, Женя Бареев спрашивает: а нельзя было мат в два хода поставить? Я спрашиваю: а как. Он мне объясняет, «а как». Тут мне поплохело, конечно...
Мата, кстати, нет: 32.Јh6 f6 33.¦g1 Јg5!, но после 33.Ј:f6 партия заканчивается мгновенно. К счастью, позиция настолько хорошая, что одним ходом ее трудно испортить.
32...Јe5 33.¦d1! ¦:d1 34.Ј:d1 Јf6 35.Јh1
Опять же, спрашивают, почему не сыграл 35.Јd6. Ну не видел я такого хода!
35...ўh7 36.Јg1 Јd8 37.g8=Ј+! Черные сдались.
Комментарий закончился, и Петр согласился на частную беседу с вашим корреспондентом.
ПЕТР СВИДЛЕР: ТУРНИР ДОИГРЫВАЛ С «ПУСТЫМ БАКОМ»
Вы на многих супертурнирах поиграли. Как вам кажется, нынешний достоин носить приставку «супер»?
Безусловно. Сейчас мало таких турниров проводится – какой, кстати, категории? 18-й? Тем более. Бывало и выше, но 18-я категория – это уже очень прилично. Все играли плотно; молодежь порадовала, Валерий Витальевич (Цешковский – И.О.) только устал и подрассыпался немного.
То есть отказы Крамника и Карпова не сильно навредили; можно сказать, что это был реальный супертурнир?
Если бы вообще ВСЕ играли, у вас вопроса бы такого не возникло. А так... с двумя отказами и одним исключением турнир, конечно, ослаб, но на приставку «супер» вполне претендует.
Прошлый раз, когда мы с вами беседовали, вы говорили, что каждую турнирную встречу с Каспаровым рассматриваете как подарок судьбы. Встреча состоялась, но ощущения, что вы целенаправленно к ней готовились, у меня не осталось.
Так чудовищно, как я провел эту партию, я в шахматы давно не играл.
Это связано прежде всего с физическим состоянием? Работа с Крамником, потом сразу Олимпиада, и практически без передышки – в Москву?
Не знаю. Я все-таки три партии выиграл на этом турнире – больше, чем многие. Но то, что в какие-то моменты «уходила» голова и происходили необъяснимые вещи – факт.
На самом деле, сам на себя я обижен только за партию с Мотылевым. Тимофеев, я считаю, очень хорошо провел поединок со мной. Конечно, люди будут удивляться и говорить: как это так, проиграл Тимофееву (причем даже не столько «проиграл Тимофееву», сколько «проиграл белыми» – все-таки белый цвет надо держать), но Артем с какого-то момента играл просто на «пять с плюсом».
По пресс-центру гуляла упорная «деза», что вы потому в партии с Тимофеевым уклонились от основных путей, что в контракте с Крамником у вас четко прописано: вы не можете применять основные варианты (того же челябинского варианта).
Люди в любом случае продолжат спекуляции на эти темы, но... Дело не в этом.
Возвращаясь к партии с Мотылевым: конечно, допускать одноходовые просмотры в любом случае не следует. Но я уже был настолько пустой... И на таком «пустом баке» я каким-то чудом доиграл турнир, не вывалился из «полтинника».
По общему мнению пресс-центра, из всех игроков, кто заходил к нам прокомментировать партию, самым остроумным были вы. Можете ли вы, Петр, назвать самую смешную прочитанную вами книжку или, может быть, самого остроумного, в вашем понимании, автора?
Ну, как это можно определить... Есть авторы, которые гарантированно дают тебе возможность посмеяться энное количество раз за книжку, но назвать их остроумными...
Есть у меня любимый автор – Терри Претчетт. Сейчас уже не такой любимый, как 10 лет назад; тогда я на него молился, сейчас же просто покупаю все его книги и читаю с удовольствием. Была у меня мечта – перевести всего Претчетта на русский язык, но, к сожалению, меня опередили... Не знаю, как в переводе, а в оригинале он изумителен – фантастически владеет английским, масса остроумных идей.
Скажите, ваше остроумие – врожденное или благоприобретенное?
Когда меня на такой серьезной ноте спрашивают об остроумии, всегда первая мысль – а может, сам вопрос – это шутка?.. Такое мнение обо мне – это мнение окружающих, сам я не считаю себя особо остроумным человеком.
Интересно, во время партии вам в голову приходит что-нибудь смешное или шахматная партия – дело сугубо серьезное?
Бывает. Но чаще во время партии крутятся обрывки произвольной музыки какой-нибудь. Сейчас появилась команда, которая играет на русском языке музыку ala Том Уэйтс. Чудные ребята, я их сегодня перед выходом на партию послушал – и помогло.
* * *
Итоги 57-го чемпионата России по шахматам подведем в заключительном репортаже. 11 участников суперфинала – и 11 суперсобытий.
Читайте в понедельник:
Кто из участников достоин титула «суперстар», а кто – «суперигрок» чемпионата?
Кто больше всех подходит под определение «супер-пупер»?
В какой партии был сделан «суперход», и какая партия достойна именоваться «суперпартией»?
Что можно считать «суперсенсацией» турнира, а что – «суперсерией»?
Что значит «суперностальгия»?
И, наконец, состоялся ли на самом деле «супертурнир»?
Не прощаюсь. Пока.
Репортаж из пресс-центра : ИТОГОВЫЙ МАТЕРИАЛ