01.03.2005
Зарисовки с "Аэрофлота"
Последний тур. Судьба турнира решается в трех поединках: Акопян – Харлов, Иванчук – Бакро и Волков – Сутовский. Бессменному, а в данный момент еще и единоличному лидеру казанцу Андрею Харлову сегодня достаточно не проиграть, и можно начинать праздновать, пожалуй, крупнейший успех в своей шахматной биографии. На полшага позади Харлова грозный Иванчук и трудяга Волков. Оба должны побеждать и надеяться на первую «пробоину» лидера – в случае дележа традиционные дополнительные показатели выскажутся в пользу Харлова. Есть шансы на первое место и у Бакро с Сутовским, но всерьез они не очень-то воспринимаются.
В целом, перед пуском часов господствуют два прогноза. Скептики полагают, что на первом столике дело быстро разрешится миром, ведь Акопян на 1-е место не попадает ни при каком раскладе... Косвенные улики: игроков видели вместе после жеребьевки, праздничное настроение лидера прошлым вечером, и т. п. Романтики, в свою очередь, считают, что не такое это простое дело – устоять черными против Акопяна; в случае же поражения Харлова их безусловным фаворитом становится Иванчук, чья победа над Бакро представляется делом едва ли не решенным.
Гроссмейстеры, отдадим им должное, на нервах публики играть не стали и довольно быстро дали понять, какой из описанных сценариев наиболее вероятен.
Еще в дебюте остался без пешки Харлов. Жертва? У черных определенная компенсация? В беспочвенности подобных предположений можно было убедиться, оторвавшись от трансляции и заглянув в турнирный зал. Саму сосредоточенность олицетворял Владимир, а Андрей все сильнее краснел и все внимательнее приглядывался к позициям своих преследователей. Оптимизма они ему не прибавляли. Бакро попросту зевнул пешку Иванчуку. Василий довольно быстро ее вернул, перейдя в явно выигранное окончание.
В.Иванчук - Э.Бакро
Аэрофлот-опен, Россия, 23.02.2005
1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.Ґc4 ¤f6 4.d3 Ґe7 5.0–0 0–0 6.¦e1 d6 7.a4 ўh8 8.¤c3 Ґg4 9.h3 Ґh5 10.Ґe3 Јd7 11.¤d5 ¤a5?
12.¤xe5! Јd8 13.Јd2 b6 14.b4 ¤xc4 15.¤xc4 ¤xd5 16.exd5 f5 17.Ґd4 Ґh4 18.Јh6! (форсируя переход в окончание) 18...Ґxf2+ 19.ўxf2 Јh4+ 20.ўe3 Јxd4+ 21.ўxd4 gxh6 22.¦e7...
Во встрече Волков – Сутовский решающие события также произошли в весьма ранней стадии. Белые сначала пожертвовали пешку, потом – временно – фигуру, но сыграли чересчур азартно, зевнув естественный маневр ладьи, после чего временная жертва стала постоянной... В дальнейшем Волкову удалось получить формальный материальный эквивалент в виде трех пешек, но ценой размена ферзей. Фигуры Сутовского оккупировали командные высоты, и сдались белые за ход до мата.
Вот так, в ожидании оформления дортмундской путевки Иванчука прошли почти 4 часа до первого контроля. Один рейтинг-фаворит обыгрывает другого и становится победителем – банальное завершение традиционно непредсказуемого турнира... Но и этому сценарию не суждено было сбыться.
После партии Иванчук скажет: «Точно не знаю, но думаю, позиция до хода с4-с5 все еще выиграна для белых. Нужно было походить туда-сюда, а на 41-м ходу хорошенько задуматься и найти правильный план. А я дернулся...» После контроля на полчаса «уснул» Бакро и продемонстрировал четкий путь к ничьей.
Должен сказать, удрученным Василий Михайлович не выглядел. Охотно раздавал автографы, интервью, фотографировался с болельщиками... «Творческими итогами – удовлетворен. Спортивными – разделил 1-е место – тоже. Не отобрался в Дортмунд? Впереди еще столько турниров...» Зато Бакро ходил именинником, никак не нарадуясь счастливому спасению. Финальные +3 – не лучший ли результат 1-го номера стартового списка за всю четырехлетнюю историю московского турнира?
И тут же, в галстуке и нарядной рубашке (костюм остался дома) вынырнул счастливый победитель-2005, Эмиль Сутовский. Не разгадали ли мы тайну мотивации Акопяна – один бакинец выигрывает и открывает дорогу другому?! Настолько безнадежным казалось положение Сутовского в плане борьбы за 1-е место после тяжелого поражения от Иванчука, что ему стоило немалых трудов убедить в своей победе очаровательную супругу и (по телефону) родных. До начала церемонии закрытия энергичный Эмиль успевает раздать с десяток интервью...
А его соперник по решающей партии Сергей Волков, сидя в пресс-центре, снова и снова пересматривает ее в ICC. Решаюсь спросить, видел ли Сергей, что вместо ¤xg5 возможно было пойти Јxg5, и при правильной игре у черных лишь небольшое преимущество в окончании?
– Где?
– Вот здесь:
С.Волков - Э.Сутовский
Аэрофлот-опен, Россия, 23.02.2005
1.d4 ¤f6 2.c4 g6 3.¤c3 d5 4.¤f3 Ґg7 5.Јb3 dxc4 6.Јxc4 0–0 7.e4 ¤a6 8.Ґe2 c5 9.d5 e6 10.0–0 exd5 11.exd5 b6 12.Јh4 ¤xd5 13.Ґg5 Јd6 14.¦ad1 ¤ac7 15.¤xd5 ¤xd5 16.Ґc4 Ґb7 17.¦d2 f6 18.¦fd1 fxg5 19.Јxg5!
(в партии было 19.¤xg5? ¦f5! 20.Јxh7+ ўf8 21.¤e4 Јe6 22.¤g3 ¦e5 23.¦d3 ¦e1+ 24.¦xe1 Јxe1+ 25.¤f1 ¤f6 26.Јxg6 Јe8 27.Јg3 b5!? 28.¦e3 Јb8 29.Ґxb5 Јxg3 30.¤xg3 ¤g4 31.¦b3 Ґd5 32.¦d3 Ґd4 и т. д.)
– А на 19...¦f5 что делать? – спрашивает Волков, но, видимо, сам тотчас находит выигрывающее продолжение и переключается на анализ взятия ферзем. А ведь какая ирония судьбы – кто мог предположить, что в случае ничьей в этой партии именно Волков становился бы победителем турнира...
Закрытие прошло вполне традиционно – речи организаторов, представителей спонсоров, теплое поздравление В.В. Смыслова (и не очень теплое и какое-то сверхлаконичное Б.В. Спасского – не хочу даже гадать о причине), заключительное слово триумфатора и, конечно, шампанское. На награждении не было Харлова, но казанец нашел в себе силы присоединиться к четверке победителей по ходу церемонии. Конечно, определенный повод досадовать на судьбу у него был: любой из общепринятых методов определения победителя (кроме редко используемого «числа побед») выводил Харлова на первый приз, но на «Аэрофлоте» свои правила, пришлось довольствоваться вторым.
Трудно спорить с тем, что любой способ «разбить дележ» имеет свои недостатки. Принятый на «Аэрофлоте» «баланс цвета» придает большое значение игре черными. Критика этого пункта регламента нередко сводится к неконструктивному кличу «Руки прочь от Бухгольца!» Но ведь «балансу цвета» и в логике не откажешь, и зрелищности последнему туру он уж точно прибавляет. Если же одним из наиболее значимых аргументов противников «цветовой дифференциации» является возможность «сплава» белыми решающей партии в последнем туре, это печально для шахмат, но вряд ли претендует на обоснованную критику системы. Наверное, немного легитимности новому методу может добавить тот факт, что за все годы проведения турнира из более полутора десятков деливших первое место 5 партий черными сыграли лишь трое...
* * *
Начало турнира едва не сорвал каприз московской погоды. Сильный ветер и снегопад закрыли столицу для десятков шахматистов из Грузии, Азербайджана, Турции, Израиля... Не избежал этой участи и будущий победитель – самолет сел в Петербурге и добрался до Москвы лишь в районе двух часов ночи. К счастью, погода быстро сменила гнев на милость. Хотя как минимум одному известному мне шахматисту этот шторм стоил участия в турнире: норвежец Р., чей вылет откладывался на час, познакомился за это время с девушкой и предпочел остаться в Осло!
Прошлогодний фуршет запомнился всеобщим невниманием к алкоголю – столь нетипичное поведение для часто переживающих стресс шахматистов! На сей раз организаторы провели работу над ошибками, место водки заняли красные и белые вина, а вино, как известно, полезно для сердца...
С традиционными для «Аэрофлота» проблемами столкнулись наиболее мощные участники – Сутовский, Епишин, Ермолинский... Тесно! Левше Сутовскому в первом туре некуда было положить бланк для записи партии – место оказалось занято соседом-правшой! Итог – суховатая ничья с Бочаровым. «Эмиль, пара побед, и ты на сцене», – кто теперь скажет, что журналисты не дают дельных советов? «Только имей в виду, там свои трудности, зрители толпятся...» По любопытному стечению обстоятельств, именно в 4-м туре столики лидеров на сцене были впервые отгорожены барьером...
На старте ждали рывка от кого-то из молодых, может быть, Пономарева, Раджабова, а спуртовали опытные Харлов и Иванчук (по 3 из 3). В личной встрече игравший белыми россиянин, казалось, против ничьей не возражал (1.d4 d5 2.¤f3 c5 3.c3), но предоставленным шансом распорядился мастерски. Ко всеобщему удивлению, в группе лидеров поначалу оказался и Давид. Но уже в 4-м туре Бологан доказал ему, что для регулярных побед в таком турнире люксембуржец еще не созрел. Катастрофически – с трех нулей – начал Яковенко. Прервал, наконец, затянувшуюся безвыигрышную серию Халифман, разгромив в 3-м туре непробиваемого Галкина.
Также на старте произошла история, о которой подробно рассказали, кажется, все шахматные сайты. Один из судей ошибочно записал белым в партии Цешковский – Сашикиран просрочку времени, как-то сумев в этом убедить российского ветерана. Как рассказал мне главный арбитр Герт Гийссен, на обоих бланках проставили «0-1», в порядке были и подписи. Дело закрыли... до завтрашнего утра. Наутро Сашикиран обнаружил напротив своего имени «единичку» и приложил все усилия, чтобы результат заменили на соответствующий истине противоположный еще до начала тура...
Миттельшпиль турнира прошел под знаком Сутовского. Во встрече с Коцуром игравший черными израильтянин отдал из позиционных соображений фигуру за пешку, но даже в часовом анализе по окончании партии Коцур и Садвакасов не нашли за белых четкую ничью... В следующем туре Сутовский, пожертвовав фигуру, а после еще и качество, прямой атакой разгромил королевский фланг Филиппова, а назавтра черными перехитрил отлично выступавшего украинца Арещенко (кстати, на Арещенко это поражение, видимо, произвело настолько сильное впечатление, что назавтра он без борьбы «попал» в 17 ходов Малахову). Итогом этого рывка стал результат 4,5 из 5, дележ первого места с Харловым.
Боевая ничья между лидерами в 6 туре – Харлову в течении длительного времени пришлось сдерживать давление соперника. Пути разошлись в 7 туре – Харлов в высокопрофессиональном стиле опроверг дебютную авантюру Малахова, а Сутовский вновь завязал живую игру на 3 результата, но не в излюбленной сицилианке, а в берлинской защите! Захватывающий и сложный поединок Мотылев – Сутовский держал зрителей в напряжении около 5 часов, но завершился миром ввиду полного истребления противоборствующих армий.
В 8 туре Харлов разменял белый цвет на спокойствие в партии с Волковым, Сутовский же проиграл «неудобному» Иванчуку. Очередная жертва фигуры оказалась некорректной и была опровергнута за доской.
А потом был драматичный 9 тур...
* * *
О чем еще хочется упомянуть, говоря об «Аэрофлоте-2005»? Прежде всего, незабываемая атмосфера шахматного фестиваля! В «Макдональдсе», на Красной площади, в переходах метро «Китай-город» и бесконечных коридорах гостиницы «Россия» говорят о слабых полях, дебютных сюрпризах, промежуточных ходах и красивых атаках. В «Русском Бистро» не удивляешься пристраивающейся за тобой чисто гроссмейстерской очереди во главе, скажем, с Романишиным. Примета времени – знакомишься, наконец, лично с людьми, с которыми давно подружился в шахматном Интернете... Праздник для любителя шахмат – можно сфотографироваться и поговорить о футболе с Пономаревым, обсудить партии с Иванчуком, побеседовать о вечном с Ткачевым... Неожиданно понимаешь, что сила игры или «калибр таланта» отнюдь не обязательно соседствуют с замкнутостью, нелюдимостью, снобизмом... А какие красивые девушки играли в Москве! Именно волшебная атмосфера главного шахматного форума зимы с каждым годом привлекает все больше и больше участников. Возможность «поднять» большие призы первична, как мне показалась, для меньшинства...
Впрочем, об одном относительном недостатке хотелось бы сказать. Турнир С (рейтинг до 2200) в этом году выиграл некто Виталий Родченков с результатом 8,5 из 9. Порадуемся за молодого человека, получившего $3000 в турнире любителей, ведь ему пришлось немало потрудиться, чтобы туда попасть, сбросив 126 пунктов Эло в 23 партиях за последний обсчитываемый период. Конечно, Родченков не гроссмейстер и даже не мастер, но с рейтингом 2417 (личный рекорд молодого шахматиста) его бы и в турнир В не допустили, пришлось, чего доброго, сражаться с сорока пятью гроссмейстерами турнира А2. А с его нынешними 2196 и соперники попроще, и шансы на первый приз повыше.
Замечу, что «сплав» сотен пунктов рейтинга с целью гарантировать себе призы побочных турниров (sandbagging, в англоязычной терминологии) в России никак не осуждается и, кажется, организаторы не видят в этом для себя опасности. Наверное, дело сдвинется с мертвой точки, когда в очередной турнир С с участием десятка-другого таких «родченковых» запишутся 3-4 туриста-любителя, а остальные предпочтут либо посетить Москву летом, либо побороться за призы в более располагающей обстановке, но до этого пока еще далеко.
Думается, богатые творческие итоги «Аэрофлот-опена-2005» будут на высоком уровне прокомментированы непосредственными участниками баталий и по достоинству оценены почтеннейшей публикой, а пока позвольте поставить многоточие...
Сутовский и Волков, перед вторым туром...
(вниманию любителей теории заговоров: переговоры идут полным ходом!)
Василий Иванчук
Грандиозное сражение в партии Сакаев – Луговой завершилось победой белых на падающем флажке
Андрей Харлов
Перед закрытием
Четверка победителей и организатор турнира (не попал в кадр Андрей Харлов)
Всюду питерские...
Эмиль Сутовский
М.Савинов