17.01.2005
Мнение чемпиона мира Владимира Крамника.
Чемпион мира по классическим шахматам, безусловно, занят сейчас в первую очередь подготовкой к сентябрьскому матчу за корону с Петером Леко. А следить ли он за развитием событий вокруг чемпионата мира ФИДЕ в Ливии? Вот что рассказал Владимир Крамник по телефону нашему корреспонденту Владимиру Барскому:
– Честно говоря, ситуация с чемпионатом в Ливии какая-то нездоровая. Как бы точнее выразиться… По-английски я бы сказал, что это «confusion». (Словарь Мюллера предлагает такие варианты перевода этого слова: путаница, неразбериха; смятение, замешательство; беспорядки, волнения; смущение – В.Б.) Этим словом можно передать мои нынешние ощущения: не могу понять, что происходит, ситуация какая-то странная… И все немножко потеряны, никто не знает, что происходит.
С одной стороны, вроде бы – официальный чемпионат мира ФИДЕ, с другой – столько отказов ведущих шахматистов... Ситуация очень нестабильная, но я надеюсь, что эта нестабильность в какой-то момент закончится, и тогда можно будет что-то обсуждать. А сейчас даже не знаю, что сказать. Все как-то странно, нелепо, столько противоречий, разных проблем!..
– То есть надо сперва сыграть матч с Леко, а потом уже думать о каком-то объединении?
– Я сейчас серьезно погрузился в подготовку и отошел немножко в сторону от других проблем. Сыграем матч, а потом посмотрим, что за ситуация будет с этим как бы параллельным циклом. Есть ли контракт у ФИДЕ с Каспаровым или нет? Будет ли победитель Триполи играть матч с Каспаровым? Если да, то будет ли Каспаров играть этот матч? Если оба согласятся, то организует ли ФИДЕ этот матч? На все эти вопросы нет четкого ответа. Ситуация стала хаотичной, и очень многое теперь зависит от каких-то конкретных обстоятельств, например, оттого, кто выиграет ливийский чемпионат. Какая-то логическая нить потеряна, события развиваются хаотически, поэтому комментировать их очень трудно. Сейчас возможны около десяти примерно равновероятных сценариев развития событий. Предсказать, что произойдет, не возьмется никто – ни Илюмжинов, ни Каспа-ров, а посему надо ждать и смотреть, что будет.
– На днях стало известно, что отказался от участия в чемпионате и Александр Морозевич…
– Вот так даже? Нет, я об этом не знал. А почему?
– Его комментарий пока не появился. Можно предположить, что отчасти по тем же причинам, о которых речь шла выше.
– Этот момент, на самом деле, опять меняет ситуацию. Да, если еще и он отказался, то чемпионат вообще становится каким-то фарсом. Я даже не знаю, кто сейчас должен выиграть, чтобы… Если бы чемпионат выиграл Морозевич, он бы воспринимался всерьез, потому что он действительно здорово играет.
Я, конечно, не хочу призывать к каким-то революциям, но что-то надо делать. Ситуация совершенно тупиковая. Не знаю, как из нее выходить, и, к сожалению, сейчас нет времени этим заниматься. Кого пустят в Ливию? Как я понимаю, туда не пустят тех, у кого в паспорте стоит израильская виза. Я видел письмо голландской шахматной федерации в АШП (напомним, Вла-димир Крамник входит в Совет директоров этой организации – В.Б.). Голландцы обратились в посольство Ливии, но им не дали визу. Кто вообще доедет до Триполи? Через несколько дней надо будет посмотреть на финальный состав – может, там еще человек десяти не окажется!..