17.01.2005
Эксклюзивное интервью С.Данаилова.
КАДДАФИ СЫГРАЛ f2-f4…
Президент Калмыкии, руководитель ФИДЕ Кирсан Илюмжинов посетил Ливию, где встретился с главой этой страны Муамаром Каддафи.
…«Наша встреча продолжалась больше часа, и Каддафи предложил провести в мае-июне в Ливии чемпионат мира по шахматам по нокаут-системе». «Предполагается, что призовой фонд этого турнира составит 1,6 млн. долларов, и в этом чемпионате примут участие 128 сильнейших шахматистов», – отметил президент ФИДЕ.
…Он сообщил, что сыграл с М. Каддафи партию в шахматы. «Каддафи сильный шахматист, и игра закончилась вничью», – отметил президент ФИДЕ, сообщив, что ливийский лидер начал партию ходом f2 на f4…
Агентство ИНТЕРФАКС, 10.02.2004 г.
– Ну, послушай, сыграем в шашки, выиграешь – твои все. Ведь у меня много таких, которых нужно вычеркнуть из ревизии. Эй, Порфирий, принеси-ка сюда шашечницу.
Н. Гоголь «Мертвые души»
В «New in Chess» №1/2004 голландский гроссмейстер Ханс Рее задал неожиданный вопрос: играет ли хоть иногда президент ФИДЕ в шахматы?
«Что за глупости! – захотелось воскликнуть мне. – Я своими глазами видел!..» И призадумался. Действительно, что я видел своими глазами? Видел, как на старте крупных соревнований Кирсан Николаевич подходил к столику №1, улыбался, здоровался с шахматистами и делал первый ход. Видел его сидящим за доской с Русланом Пономаревым, только что объявленным чемпионом мира, – под прицелом фотокамер партнеры передвигали фигуры и нажимали на часы. Да, а во время московского этапа Гран-при в 2002 году прошел слух, что где-то в кулуарах Илюмжинов блицует с Жуковым. Но никакие подробности в прессу вроде бы не просочились. Наверное, президент ФИДЕ не любит играть при большом скоплении зрителей, или у него просто не хватает на блиц времени.
Дотошные западные журналисты откопали-таки в старом «Шахматном бюллетене» партию Илюмжинова. Будущему президенту Калмыкии и ФИДЕ было тогда 15 или 16 лет.
А. ЗАХАРОВ – К. ИЛЮМЖИНОВ
СССР 1978
Ферзевый гамбит D53
1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nc3 Nf6 4.Bg5 Nbd7 5.e3 Be7 6.Nf3 Ne4 7.Bxe7 Qxe7 8.cxd5 Nxc3 9.bxc3 exd5 10.Bd3 0-0 11.0-0 Nf6 12.Qc2 g6 13.Rfe1 c5 14.c4 dxc4 15.Bxc4 Bf5 16.Qb3 Rab8 17.dxc5 Qxc5 18.Rac1 Qe7 19.Nd4 Bd7 20.e4 Qe5 21.Nf3 Qf4 22.g3 Qh6 23.e5 Ne8.
24.e6 fxe6 25.Bxe6+ Bxe6 26.Qxe6+ Kh8 27.Ne5 Qg7 28.Nd7 Qf7 29.Qxf7. Черные сдались.
И вот агентство ИНТЕРФАКС обнародовало новое доказательство шахматной активности президента ФИДЕ. Партия, сыгранная в аравийской пустыне неподалеку от Триполи, полна внутреннего драматизма. Шутка ли – на кону стояли 1,6 млн. долларов! Оригинальный дебют не часто встречается сейчас на высоком уровне…. Правда, ходов нам известно немного:
М. КАДДАФИ – К. ИЛЮМЖИНОВ
Ливия 2004
Дебют Берда А00
1.f4…
В интервью президента ФИДЕ, опубликованном 16 февраля в газете «Спорт-экспресс», добавлены ходы 1…e5 2.e4 (редакция).
Ничья в пользу шахмат.
Я позвонил знакомому гроссмейстеру и рассказал про грядущий нокаут в пустыне. Реакция на сенсационную новость оказалась неожиданной: «Наверно, скоро мы будем играть в сомати-пещерах!» (Кто не знает, где это, прочтите книги Э. Мулдашева.)
Социалистическая Народная Арабская страна, которую для краткости называют Ливийской Джамахирией, много лет считалась спонсором международного терроризма. То есть спонсором она считалась на Западе, а в Советском Союзе слово «спонсор» мало кто знал. Ливия особенно не дружила с Израилем; ну, и мы с ним не дружили. В 1976 году Всемирная шахматная олимпиада проходила в Хайфе, и команды соцлагеря туда не поехали. Ливия организовала для нас альтернативное соревнование. То есть эта страна имеет давние шахматные традиции, а ее президент, как нам объяснили, является сильным шахматистом. Он уже лет тридцать на посту, выигрывает все выборы, просчитывает, так сказать, все варианты. В последнее время особенно усилился, прорвал блокаду, – с Джамахирии стали потихоньку снимать международные санкции…
Ох, не ищут наши боссы простых путей, ох, не ищут! В 1996-м матч Карпов – Камский чуть не оказался в Багдаде. Чемпионат Европы провели на границе с Албанией; там где-то постреливали, но шахматистов поселили в тихом месте, под охраной автоматчиков. Так жить, конечно, интересней. А у людей, наблюдающих за неожиданными ходами Кирсана Николаевича, все время возникают неожиданные вопросы. Например, будут ли играть в чемпионате мира евреи? Или не приедут только израильские, а русские и американские приедут?..
Как тут не вспомнить солнечную, безмятежную, очаровательную Ялту, которая, да не побоимся пошловатых штампов, манила к себе шепотом волн, дурманящим ароматом цветов и сладкозвучными сентиментальными мелодиями: «Ялта, Ялта, где растет что-то там тра-та-та…» Матч Каспаров – Пономарев в Крыму в разгар бархатного сезона казался сказкой, но сказку в последний момент отменили. У журналистов, оформлявших командировки на побережье, разом вырвался вздох разочарования. Кто виноват, точней, кого винить?
В российских СМИ возобладало мнение, что матч сорвал украинский гроссмейстер. Вот фрагмент из недавнего интервью Г. Каспарова «Аргументам и фактам» (№3/2004). Главный редактор «АиФ» Н. Зятьков спрашивает экс-чемпиона мира:
– Почему 20-летний Руслан Пономарев так вызывающе повел себя по отношению к вам?
– Мне трудно отвечать за Руслана. Его спрятали от всех, и за него говорил его менеджер Сильвио Данаилов. С Пономаревым никто не мог связаться, кроме Карпова, который оказывал ему свое содействие.
Воображение сразу дорисовывает картину: неискушенного юношу сбивает с пути истинного опытный интриган-менеджер. Но захотелось узнать и точку зрения «интригана», с которым, к тому же, мы давно знакомы.
Болгарского международного мастера я застал в Софии, где он организовал шоу-матч в быстрые шахматы Топалов – Ананд (напомню, Ананд в итоге победил 1½:½). Мы договорились созвониться, когда он вернется в Испанию, где живет с семьей уже много лет. Данаилов редко выступает в турнирах, занимаясь в основном менеджерской, организаторской и тренерской работой. Он свободно владеет несколькими иностранными языками, в том числе русским.
КТО ЖЕ СОРВАЛ МАТЧ?
– Сильвио, прошло уже полгода после отмены матча и страсти вроде бы улеглись. Пономареву с Каспаровым оставалось согласовать два далеко не самых принципиальных пункта, а на кону стояло очень многое, в том числе – приезд на матч Президентов нескольких стран. Почему же не удалось договориться?
Другой любопытный момент, о котором мало кто знает. Известно, что прошлый год был объявлен на Украине годом России. В связи с этим оргкомитет матча официально обратился к 25 крупным российским фирмам за спонсорской поддержкой. И знаете, сколько долларов было собрано от российских спонсоров на российского гражданина Каспарова? НОЛЬ! Есть над чем задуматься…
Конечно, ничего невозможно доказать. Я отвечаю за команду Пономарева: у нас было очень большое желание сыграть матч. Повторюсь: весьма вероятно, что там наверху что-то случилось. ФИДЕ везде объявила, что Президент России откроет матч и сделает первый ход, но официального подтверждения нигде не было.
– Значит, даже если бы Пономарев и Каспаров согласовали пресловутые два пункта, это могло бы ни на что не повлиять?
– Да, я так думаю. Совершенно непонятно, почему ФИДЕ так ожесточенно боролась против наших предложений. Вот, например, как проходило обсуждение судейских кандидатур. Мы спросили, кого хочет видеть Каспаров в роли главного арбитра. Нам ответили: голландца Гийссена. Мы согласились, но предложили, чтобы ему ассистировал русскоязычный арбитр (и назвали Постовского). Однако услышали в ответ: «Нет, нет, нет, заместителем Гийссена будет Лионг, а если вы хотите русскоязычного арбитра, то мы можем дополнительно назначить Вереци, но украинская сторона должна будет оплатить ее работу и прием». Это было довольно наглое и абсолютно нелогичное требование: что делать господину Лионгу на Украине?! Я до сих пор всего этого не могу понять. По-моему, ФИДЕ благодаря таким глупостям тянула время, потому что были какие-то проблемы на другом уровне.
– В России практически все уверены, что Пономарев получил от украинского правительства часть призового фонда за несыгранный матч. Так ли это?
– Я не понимаю, почему такой большой интерес в России к тому, что получил и чего не получил Пономарев. Заслоняется главный вопрос: почему сорвался матч, и кто его сорвал?
ДОСТАТОЧНО ОДНОЙ ТАБЛЕТКИ
– Адвокат Пономарева Григорий Гинзбург публично обвинил Каспарова в применении допинга, ссылаясь при этом на ваши слова. Есть ли основания для столь серьезного обвинения?
– Я не могу отвечать за слова господина Гинзбурга, я никогда официально таких вещей не заявлял, потому что это очень серьезное обвинение, которое, конечно, требует доказательств. Но, безусловно, в шахматном мире подобные слухи ходят, это ни для кого не секрет; особенно это касается последних матчей Каспарова. Наиболее парадоксально для меня выглядит его интервью, которое он дал после Олимпиады в Бледе. Каспаров сказал, что, даже если его позовут на допинг-контроль, он никогда не согласится, потому что абсолютно уверен: допинг не помогает шахматистам. В любом другом виде спорта отказ от допинг-контроля означает дисквалификацию. Но Каспаров считает, что, поскольку он дружит с Кирсаном Илюмжиновым, то может не подчиняться допинговой комиссии.
Кроме того, мне очень интересно, почему Каспаров всем рассказывает, что допинг не имеет никакого отношения к шахматам и не может усилить игру шахматиста. Все мы понимаем, что это абсолютно не так. Даже абсолютные любители знают, что в длительных турнирах бывают такие дни, когда голова совершенно не работает. Но достаточно элементарной таблетки, чтобы работоспособность повысилась с 5% до 60-70%. Так что Каспаров рассказывает сказки для детей.
В противовес этому он говорит, что надо устанавливать компьютерный заслон. А я считаю такой заслон глупостью, потому что, даже если человек на каждом ходу получает рекомендацию Фрица, это может ему только помешать. Фриц отказывается от своих оценок очень быстро и через два хода может поменять свое мнение на противоположное. Поэтому ему никогда нельзя полностью доверять. Кроме того, когда постоянно ждешь помощи от компьютера, это только мешает. Так что, если хотят, пусть играют с компьютером, но допинг-контроль – это серьезно.
Раньше шахматисты могли брать на игру все, что угодно. Однако, если мы хотим включить шахматы в олимпийскую семью и рассчитываем на серьезные спонсорские деньги, то подобный контроль – обязательное условие. А Каспаров заявляет, что никогда с ним не согласится. Что это такое? Ни в одном виде спорта такого не может быть!
– Корчной обвинял Карпова в том, что тот применял допинг в 1978 году в Багио…
– Наверное, в длительных матчах без этого обойтись практически невозможно. Но, повторяю, тогда в шахматах допинг не был запрещен, каждый мог брать на игру что угодно. Сейчас ситуация другая. Если мы хотим сделать шахматы серьезным спортом и продать его телевизионным каналам, то уже нельзя рассуждать подобным образом.
– Раз уж мы вспомнили про Багио, скажите: может ли влиять на шахматистов присутствие в зале парапсихологов, экстрасенсов?..
– В принципе, думаю, может, но найти столь профессиональных людей достаточно сложно. Раньше, при коммунистической системе таким людям можно было просто приказать делать то-то и то-то, а сейчас организовать подобного рода помощь достаточно сложно.
РОМАНТИКА И БИЗНЕС
– Продолжается ли ваше сотрудничество с Русланом? Когда болельщики снова увидят его в деле?
– Конечно, мы продолжаем работать вместе. ФИДЕ и Каспаров облили Руслана в прессе грязью, и о нем в мире сложилось представление как о молодом скандалисте, который провалил такой великолепный матч. Поэтому у Пономарева сейчас проблемы с приглашениями на турниры из-за дурной репутации, созданной ему ФИДЕ и Каспаровым. Но Руслан готовился к матчу очень серьезно, и его подготовка не пропадет даром, поскольку рано или поздно он снова начнет получать приглашения.
– С кем вы еще сейчас сотрудничаете? По-прежнему с Топаловым? С Карякиным?
– Да, я работаю в основном с Веселином, Русланом и Карякиным. Помогаю и молодым талантам в Болгарии. Также стараюсь организовывать турниры.
– Как возникла идея матча Топалов – Ананд? Как он проходил?
– Топалов как один из самых популярных спортсменов Болгарии подписал рекламный контракт с телефонной компанией «Мобильный оператор», и в рамках этого контракта был запланирован показательный матч. Нам удалось продать права на телевизионную трансляцию матча. В Болгарии 13 телеканалов; мы продали права самому популярному, и он отдал 80 минут шахматам в самое лучшее время – в воскресенье после обеда. Вся Болгария смотрела матч напрямую, рейтинг передачи был очень высокий! Было и много рекламы. Так что мы показали, что благодаря шахматам можно даже заработать, и телефонная компания осталась очень довольна. Сейчас у нас новая идея – в декабре этого года проведем в Софии турнир по классическим шахматам с участием лучших гроссмейстеров мира. По подобию Лас-Пальмаса 1996 года – 6 игроков в два круга.
– Да?!
– Да. Нам удалось найти способ, как зарабатывать деньги, чтобы спонсор не терял, а оставался в выигрыше. Мы создали программу, которая позволила напрямую транслировать партии и в Интернете, и по телевидению, и по мобильной связи.
– Кто же будет у вас играть?
– Пригласим самых сильных шахматистов: Каспарова, Ананда, Крамника, Топалова, Пономарева и, вероятно, Полгар. Это самые сильные и привлекательные сейчас игроки. Конечно, возможны какие-то изменения.
– До сих пор неизвестно, когда и где состоится очередной чемпионат мира ФИДЕ, но уже известно, что его победитель должен будет играть матч с Каспаровым. Будут ли ваши подопечные на таких условиях выступать в чемпионате?
– Прежде всего, призовой фонд очень маленький: победитель получает всего сто тысяч долларов. Это вообще смешно: 20% игрок должен отдать ФИДЕ, оплатить все свои расходы, а когда заплатишь налоги, то получается ноль! Я думаю, что не будут играть ни Топалов, ни Пономарев, ни Крамник, ни Леко. Участие Ананда, насколько я знаю, тоже довольно сомнительно. Так что этот чемпионат будет абсолютно бессмысленным. На матч победителя турнира с Каспаровым никто не даст ни одного доллара. Если ФИДЕ не организует ничего более серьезного, то эта идея обречена на провал.
– Вообще, есть ли выход из нынешнего кризиса? Что делать ФИДЕ и ведущим гроссмейстерам?
– Какой выход? Просто надо работать, пытаться продавать шахматы как спектакль. Мы доказали, что это возможно, но для этого надо работать профессионально. А так, как работает ФИДЕ, – это полный хаос, подход абсолютно любительский. Ну, а шахматисты должны понять, что надо объединяться, думать не только о вариантах и об игре, но и об имидже, рекламе, одежде, общении с прессой. Все эти аспекты надо улучшать, потому что иначе мы обречены.
– Надо ли во что бы то ни стало доводить до конца пражский план, или пора искать другие пути? Например, организовать матч-турнир 6-8 сильнейших гроссмейстеров?
– Будет хорошо, если сыграют Крамник с Леко, а также Руслан с Каспаровым; я думаю, надо закончить пражский процесс. Если организовать матч-турнир, то всегда кто-то окажется недовольным, будет кричать: почему не играет тот, не играет другой?! Это слишком сложно. Надо довести цикл до конца. Но я не уверен, что Каспаров еще хочет играть.
– Каково ваше отношение к Ассоциации шахматистов-профессионалов?
– И Веселин, и Руслан, и я вступили в Ассоциацию. Мне даже предлагали выбираться в совет директоров. Я выставил свою кандидатуру, но меня не выбрали. Я поддерживаю АШП, но не могу работать в этой организации, потому что шахматисты голосовали и показали, что не доверяют мне. Я желаю успеха АШП и буду рад помочь ей в будущем.
– Ассоциация выступает за «классический» контроль времени, а вы были сторонником ускорения игры. Ваши взгляды остались прежними?
– Можно продавать два вида шахматного шоу. Одно должно быть быстрым, как у Веселина с Анандом, продолжаться не больше часа. Ну, максимум 90 минут, потом шахматы людям надоедают. Классические шахматы, конечно, будут жить, но их намного труднее продавать. Какой любитель станет 7 часов смотреть такое? Если 20 минут никто не делает ход, то для телевидения это ужасно! Если в течение одной минуты на экране ничего не происходит, люди просто переключаются на другой канал. Конечно, классические шахматы должны сохраняться, но давайте думать и о бизнесе, а не только о традициях и о романтике!
– Как я понимаю, в целом ваш взгляд на будущее шахмат достаточно оптимистичен?
– После того, как передача о матче Топалов – Ананд имела рейтинг выше, чем у всех новостных программ, крупные фирмы хотели в паузах давать свою рекламу за большие деньги, – почему я должен быть пессимистом? Конечно, прийти к этому было трудно. А сейчас наш опыт надо распространять не только в Болгарии, но и в России, и в других странах. Болгария с ее 8 миллионами жителей – относительно маленькая страна; надо прорываться и на Запад, и в Россию. Конечно, я думаю, что у шахмат хорошее будущее!
* * *
Когда интервью готовилось к печати, появилось упомянутое в начале статьи сообщение Агентства ИНТЕРФАКС. Вот как его прокомментировал наш собеседник:
– Ливия, по-моему, обречена на провал. Будут большие проблемы с участием израильских, а, очень вероятно, и американских игроков. Скорее всего, это очередной блеф ФИДЕ, чтобы выиграть время. Тот же случай, что и с Баку: ФИДЕ объявила, что столица Азербайджана хочет организовать чемпионат мира, а там никто об этом и не подозревал.
Беседу провел
Владимир БАРСКИЙ