23.04.2020
Вадим Файбисович. Октябрьский район
В.Файбисович. Октябрьский район
Прошу простить, что не сумел придумать самобытное название. К судьбам главных героев этого короткого рассказа Октябрьский (ныне Адмиралтейский) район имеет приблизительно такое же отношение, как Белорусский вокзал к героям одноименного кинофильма.
Состоявшийся в Ленинграде в 1933 году общегородской турнир школьников был не первым по счету, но впервые к проведению подключились знаковые персоны: «...думаю, что в результате шахматной спартакиады мы добьемся большого сдвига в шахматной работе в школе...» (П.А.Романовский), «...По мере возможности я буду принимать участие в работе штаба и жюри...» (М.М.Ботвинник).
Соревнование было многоэтапным. Первенства школ, потом районов, потом двухступенчатая финальная стадия. Среди участников были будущие мастера Лев Гульдин и Константин Кламан, но в итоге первое место досталось не им. Победил в турнире учащийся 47-й школы Октябрьского района (сейчас это школа № 235 им. Д.Д.Шостаковича) Виктор Чурковский.
Заниматься шахматами он начал двумя годами ранее в кружке ДК им. Первой пятилетки. Вскоре сам стал вести кружок в своей школе. В сеансе одновременной игры, проведенном для финалистов общегородского турнира А.Ф.Ильиным-Женевским, был единственным, кто обыграл мастера. К сожалению, больше ничего неизвестно о его шахматной карьере. Правда, известно другое...
Чурковский Виктор Иванович (1917 — 1941), лейтенант, убит в бою под Москвой...
У М.М.Ботвинника в промежутке между АВРО-турниром и финалом чемпионата страны (1939) игровой практики не было. Если не считать мартовского сеанса одновременной игры для сильнейших школьников Октябрьского района, завершившегося с результатом +23 –0 =3.
Одним из устоявших против гроссмейстера был десятиклассник школы № 20, в помещении которой прошел этот сеанс (через два года школа сменила номер, а ее здание уже в нашем веке было снесено при строительстве новой сцены Мариинского театра).
Цивлин Ионя Залманович (1920 — 1941), красноармеец, погиб при обороне Ленинграда.
Семья Цивлиных проживала в доме № 81 по набережной р.Мойки.
Если от этого дома пойти по набережной к Исаакиевской площади и перейти площадь, то окажемся у дома № 91.
Сюда в 1928 году переселилась из Москвы семья Дукельских: папа, мама, дочка и сын Анатолий, мечтавший стать врачом и увлекавшийся шахматами.
Окончив школу, он поступил в Военно-медицинскую академию им. С.М.Кирова. К тому моменту в его активе значились победы в сеансах над Г.Левенфишем и П.Кересом (1938) и участие в первенстве города среди школьников (1939). Будучи курсантом, выигрывает первенство ВМА (в газете «64» за 19.02.1941 приведена концовка партии Дукельский — Сейц из этого турнира) и возглавляет команду ВМА, победившую в первенстве Ленинградского гарнизона. Вершиной спортивной карьеры стала победа в турнире первой категории в Доме Красной Армии (1941).
Дукельский Анатолий Александрович (1922 — 1944), гвардии капитан медицинской службы, убит в деревне Завадув Львовской области.
За несколько месяцев до гибели награжден орденом Красной Звезды. (В истории этого награждения есть пронзительная деталь. Комбат Шмаков представил батальонного врача к медали «За боевые заслуги». Комбриг Липатенков рассудил иначе... Гвардии полковник Липатенков Федор Петрович погиб в январе 1945 года. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.)
Впервые имя А.Дукельского появилось в шахматной хронике, когда он в первенстве школьников Октябрьского района (1938) разделил второе место. А чемпионом района в тот год стал Илья Немировский.
Это имя можно встретить в одной из двух записных книжек маэстро И.Л.Рабиновича, хранящихся в Музее шахмат в Москве. Там есть страничка с незаполненной турнирной таблицей, в которой пять фамилий: Фурман, Щипунов, Абрамов, Коваленко, Немировский. Можно предположить, что по своему шахматному весу тезка и, вероятно, ученик Ильи Леонтьевича в какой-то степени сопоставим с остальными участниками. Притом, что Семен Фурман и Георгий Щипунов на тот момент кандидаты в мастера, а Лев Абрамов уже мастер.
Армейскую страницу его биографии прочесть не удалось. Известно лишь, что в октябре 1941 года был демобилизован.
Немировский Илья Наумович, 1922 г.р. Место проживания: Канонерская ул., д.3, кв.20. Дата смерти: апрель 1942. Место захоронения неизвестно. (Блокада, т.21)
И чуть выше на той же странице:
Немировский Алексей Наумович, 1925 г.р. Место проживания: Канонерская ул., д.3, кв.20. Дата смерти: январь 1942. Место захоронения: Волковское кладб., братская могила.
P.S.
Наше недолгое путешествие не обошлось без случайных совпадений.
На Канонерской, 3 в 1917 году проживали маэстро С.Н.Фрейман и первокатегорник В.О.Смыслов, отец чемпиона мира.
А Мойка, 91 – это предпоследний адрес классика шахматной композиции А.А.Троицкого, умершего в блокаду.
Обсудить статью в форуме