06.05.2011
В.Файбисович ОН ПОМОГАЛ
В июле 1926 года на состязания с финским рабочим шахматным клубом в Гельсингфорс выезжали Г.Я.Левенфиш, А.Ф.Ильин-Женевский и Я.Г.Рохлин. В ноябре того же года двенадцать ленинградских шахматистов посетили Финляндию и Швецию, сыграв в Стокгольме с хозяевами поля двухкруговой матч. В феврале 1928 года группа игроков (М.М.Ботвинник, А.Я.Модель и другие) провела три дня в Латвии.
Неординарные события! Достаточно сказать, что сборная команда Москвы впервые выехала за границу в 1946 году, а следующий зарубежный вояж ленинградской сборной состоялся только в 1959 году.
Как видно из архивных документов, тем встречам в решающей степени поспособствовал Захар Абрамович Эдельсон (1896 – 1937), возглавлявший культотдел Губпрофсовета. Профсоюзами тогда финансировались многие сферы общественной жизни, в том числе шахматное движение.
Он родился в Тифлисе и до 1926 года жил в Грузии и Азербайджане, не считая периода учебы в Тартусском университете. На берега Невы прибыл вместе с С.М.Кировым, когда тот взял на новое место службы группу своих верных товарищей – бакинских большевиков.
В 1929 году был переведен с «культуры» на «промышленность» и, спустя два года, откомандирован на строительство Горьковского автозавода. В Ленинград он вернулся в 1933 году и вновь стал курировать учреждения культуры, на сей раз в должности зав. отделом Ленсовета. Попутно возглавлял оргкомитет по проведению VIII Всесоюзного чемпионата, а также существенно помог в организации матча Ботвинник – Флор и турнира мастеров с участием Эйве и Кмоха.
И, пожалуй, главное – сыграл ключевую роль в открытии Центрального шахматного клуба, первого в СССР.
Не будучи шахматистом, задачу свою представлял отчетливо и на страницах журнала «Шахматный листок» изложил ее еще пятью годами ранее: «…Все молодые силы, интересующиеся шахматами – этой полезнейшей игрой, должны чувствовать, что в центральном шахматном клубе они являются всегда желанными гостями и в нем получат необходимую квалификацию…».
Клуб, по началу располагавшийся на Литейном, 42, в короткий срок приобрел завидную репутацию. «…Лучшим из существующих клубов является, бесспорно, ленинградский шахматный клуб…» («64», 25.10.1935).
Чем объяснить высокую результативность его усилий? Прежде всего – редким сочетанием доброты и решительности. Местом во власти, разумеется, тоже. По свидетельству сына, «отец постоянно вел активную общественную деятельность, на партийной и профсоюзной работе был постоянно связан с Кировым и его ближайшими соратниками…» («Ленинградский мартиролог», том 6, стр. 593).
Он помогал. Будем помнить.
Обсудить статью в форуме