28.11.2017
В.Файбисович. ПРЕДНОВОГОДНИЙ СЕАНС
В.Файбисович. ПРЕДНОВОГОДНИЙ СЕАНС
31 декабря 1938 года шахматисты Дворца пионеров в своем клубе встречали победителя АВРО-турнира. Пауль Керес, впервые приехавший в Ленинград, еще иностранец, еще не Петрович, еще не говорит по-русски. Приветственные слова и дальнейшее общение – все на немецком. Сеанс одновременной игры на тридцати досках начался в час дня.
Игравший в сеансе Фима Столяр, рассказывал, что уже после того как были сделаны первые ходы, Самуил Осипович Вайнштейн, руководитель клуба и организатор визита, негромко посоветовал гроссмейстеру всерьез отнестись к самому юному из соперников.
Этот снимок был сделан весной 1937 года и тогда же опубликован в газете "Смена". Потом, в состязаниях высокого уровня, Марик и Пауль сыграют между собой множество партий. А та, самая первая, предновогодняя завершилась вничью.
Лишь через два часа после начала сеанса появился первый результат. Выигрывает Федор Дунец, ученик 10-го класса школы № 22 Приморского района. Федор с родителями и младшим братом жил в Старой Деревне, а учился в школе, находившейся на Крестовском острове (той школы давно уже нет, но Крестовский остров хорошо знаком нынешним шахматистам). После окончания школы был призван в армию. И, волею случая, на призывном пункте попал в объектив выдающегося ленинградского фотографа В.Г.Федосеева, автора ряда замечательных работ, в частности, уникальных снимков блокадного чемпионата 1941 года.
Федор Антонович Дунец, исполняя обязанности командира взвода, в апреле 1942 года погиб в бою неподалеку от Ржева.
Здесь никуда не деться от хрестоматийных строк А.Т.Твардовского:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.
...Сеанс завершился только в восьмом часу. В числе победителей Кереса чемпион города среди школьников (1938) Кирилл Виноградов, а также Михаил Фомишкин, Анатолий Дукельский, Давид Гольдштейн, Игорь Маслов, Моисей Симуни (последние двое и Федор Дунец пополнили теперь январскую публикацию "Дворец – фронту"). Еще выиграли Прокофьев, Романов (к стыду своему, ничего не могу о них сказать, даже имен не знаю) и две школьницы – Белла Протасевич и Тамара Михайлова. Правда, по воспоминаниям их сверстницы Н.Д.Леонтьевой мальчики сурово пресекали попытки шахматисток играть самостоятельно.
"...Флор и Лилиенталь посоветовали Кересу встретить новый год у школьников. Сильное впечатление произвели на эстонского гроссмейстера прекрасные залы Дворца пионеров и внушительный подарок от юных шахматистов, преподнесших ему на память одиннадцать нулей и восемь половинок..." ("64. Шахматно-шашечная газета" за 05.01.1939 г.)
Флор и Лилиенталь, прибывшие на берега Невы для участия (так же, как Решевский и Керес) в стартовавшем через два дня "тренировочном" турнире, присутствовали на сеансе. И, скорее всего, не без удовольствия комментировали происходящее. Впрочем, совсем уж сенсационным итог сеанса назвать нельзя. Молодому претенденту на звание чемпиона мира противостоял коллектив, выигравший в тот год командное первенство города. Не детское, а среди взрослых. Важно и то, что у ребят уже был опыт игры против Р.Файна и М.Ботвинника.
Пауль Керес стремился взять реванш и нашел возможность до войны еще дважды сразиться с дворцовцами. Но об этом как-нибудь в другой раз...
Обсудить статью в форуме