20.11.2012
М.Лившиц. Тимур и его команда
Д-р Марк Лившиц. ТИМУР И ЕГО КОМАНДА
Плавать между кораллами, парить в небесах, дремать на лежаке, пить пиво, объедаться хумусом — вот далеко не полный перечень культурно-развлекательных мероприятий, которые предлагает утомленному курортнику солнечный Эйлат. Но ехать сюда только для того, чтобы играть в шахматы, — это, извините, полнейший нонсенс. Ну, разве что в особые, «пляжные» шахматы…
Однако – факт: вопреки здравому смыслу в октябре 2012 года на берега Красного моря приехало множество людей, которых именуют шахматными профессионалами. Семь дней сильнейшие команды европейского континента боролись за награды, денежные призы и престиж, который с трудом поддается материальной оценке.
Впрочем, как оказалось, далеко не все участники соревнований отказались от прелестей «мирского бытия», зациклившись только на черно-белых клетках. В нестройных рядах любителей шахмат выделялся один из самых известных бардов современной России и русскоязычного зарубежья – Тимур Шаов.
Выпускник Ставропольского медицинского института «с легким музыкальным уклоном» двенадцать лет состоял на службе у Гиппократа, которая благополучно завершилась в эпоху позднесоветской перестройки по причине стремительного восхождения экс-эскулапа на эстрадный Олимп в качестве исполнителя собственных песен.
Уже после первых гастролей на Земле обетованной Тимур Султанович (кстати, отец которого черкес, а мама – ногайка) был зачислен благодарными зрителями в список «своих людей», несомненно, имеющих отношение к еврейству. И даже появление песни «Письмо израильскому другу», заканчивающейся словами:
«Даже если ты, милок, пойдешь в хасиды,
А я муллою стану с жидкими усами,
Мы ж при встрече треснем водки за Россию
И закусим, Мишка, салом с огурцами»,
не поколебало точку зрения всезнающего народа.
В мае нынешнего года Тимур Шаов засветился на матче за звание чемпиона мира по шахматам между обладателем короны Вишванатаном Анандом и претендентом Борисом Гельфандом в качестве тайного помощника нашего шахматиста. Оказалось, что любовь к мудрейшей игре – это давняя и неудовлетворенная страсть Тимура, о которой он не один раз вспоминал в своем творчестве:
«Так живёшь тихонечко, бережёшь эмоции,
Сам с собою в шахматы — и нервы не шалят.
Но вокруг не вакуум, но вокруг-то — социум.
Как выйдешь в этот социум — сразу нахамят».
Или более категоричное:
«Я, конечно, не Корчной,
Но если выпьем по одной,
Покажу, как защищаться
Против наглой проходной…»
Всевидящее око капитана
Интересно, что свой первый диск Тимур записал с группой "ГрассМейстер". И хотя ее название не имеет никакого отношения к шахматам, а всего лишь отражает жанровую принадлежность к одному из музыкальных направлений, появление поэта-композитора-музыканта на капитанском мостике команды «Perfect» из Молдавии оказалось вовсе не случайным.
– Тимур, откуда у вас такая к шахматам любовь?
– Это с детства, с шести лет, с тех пор, как папа научил меня в шахматы играть. Я даже сумел занять второе место на школьном чемпионате Ставропольского края, уступив верхнюю ступеньку будущему гроссмейстеру Алеше Дрееву. Правда, с тех пор шахматист Шаов особо не продвинулся, несмотря на частые рецидивы – часами блицевать в сетях Интернета.
– Моральная поддержка Гельфанда – ваша инициатива?
– Мы с Борей просто очень дружим. Накануне матча поужинали вместе, поговорили, затем я минут сорок пел.
– Как вас занесло в Молдавию?
– Случайно встретил в Москве своего старого друга Михаила Плешкова, с которым мы не виделись много лет, и он ввел меня в круг людей, с которыми заканчивал шахматное отделение института физкультуры. На 20-летие выпуска они собрались вместе, естественно, выпили водки, и вдруг вспомнили о шахматах, которыми практически никто из них не занимается. Эти ребята давно занимаются бизнесом, да и проживают в разных странах: Америке, Украине и Молдавии. Желание тряхнуть стариной привело к появлению команды «Perfect», все игроки которой, как я шучу, единственные бескорыстно любящие шахматы люди. В нашей команде все по-настоящему, даже есть президент – житель Нью-Йорка Анатолий Тобиаш. Чтобы попасть на чемпионат Европы, мы приняли участие в Кубке Молдавии. В отборе за нас играли два гроссмейстера: Виорел Бологан и Дима Светушкин – в Эйлате он сидел на первой доске. Для остальных серьезные шахматы остались в прошлом. Нынешние рейтинги наших игроков на самом деле двадцатилетней давности, с тех пор никто из них не участвовал в соревнованиях.
Мы все делаем за свои деньги – ради удовольствия вновь окунуться в турнирную атмосферу. Сначала скинулись и сыграли в Молдавии, скинулись снова и приехали в Эйлат.
Под молдавским флагом
– Как молдавский интернациональный коллектив проводит свободное время?
– Ребята в меру пьют пивко, купаются в море и наслаждаются общением.
Руководящее трио (слева – направо): идейный вдохновитель Михаил Плешков, капитан Тимур Шаов и президент Анатолий Тобиаш
– На должность капитана были другие претенденты?
– Я с командой с самого начала. Ездил на Кубок Молдавии, а теперь прикатил в Эйлат.
В бой брошены последние резервы – главный редактор российского журнала «64» Марк Глуховский.
– А у самого желания не возникало сесть за доску?
– Ну, куда мне, перворазряднику, лезть к мастерам… Это смешно. Я получаю громадное удовольствие, наблюдая за партиями.
– Может быть, курортно-пляжные шахматы вдохновят на что-то специфичное?
– В голове варится, и обязательно что-то будет.
– И последний вопрос? Когда мы снова увидим вас в наших краях с гитарой и на сцене?
– В Израиль всегда приезжаю с удовольствием. Был уже шесть или семь раз. Следующие гастроли – с 20 мая будущего года с новой программой, с новым диском. Милости просим!
«Что делать, блин, и кто, блин, виноват» (из песни «О судьбе интеллигенции»).
Фото автора.
Обсудить статью в форуме