08.01.2007
И.Смыковский. ПОРТРЕТ ШАХМАТИСТА - ВЛАДИМИР КРАМНИК(первая часть)
Получив предложение написать о творчестве Владимира Крамника, я недолго раздумывал, прежде чем дать согласие. Пришлось лишь побороть в себе некоторые интеллигентские сомнения – мол, достоин ли международный мастер (пусть и не самый слабый) рассуждать о достоинствах и недостатках нынешнего чемпиона мира? Сама же работа представлялась интересной и захватывающей. Надеюсь, что и читателю она добавит положительных эмоций.
Владимир Крамник – один из самых глубоких шахматистов современности в самом широком понимании этого слова. Его игра почти лишена "спецэффектов" и внешней мишуры – того, что иногда путают с понятием "зрелищность". Крамник играет так, как требует позиция, то есть в соответствии с законами шахматной стратегии и в гармонии с окружающим миром.
С другой стороны, уникальность Крамника заключается в том, что лишь ему одному удалось найти ахиллесову пяту Гарри Каспарова. Многим элитным шахматистам проблематично было устоять против "великого и могучего" 13-го чемпиона мира даже в одной отдельно взятой партии – Владимиру же удалось подобрать ключи к Каспарову, что позволило одержать победу в матче, не потерпев в нем ни единого поражения. Возможно, в этом и содержится главная загадка Крамника, ответа на которую не нашли другие замечательные игроки, также мечтающие о шахматном троне...
Но стоп. Больше ни слова о Каспарове. Эта вершина требует отдельного разговора, а в этой части мы поговорим только о подступах к ней.
Биография Владимира Крамника достаточно хорошо известна. Не вижу смысла ее пересказывать, но думаю, что стоит отметить те факты, которые ключевым образом повлияли на становление шахматиста.
Выполнив к 11 годам кандидата в мастера и добившись успехов в юношеских соревнованиях (победа в первенстве СССР среди мальчиков в Баку в 1987 г.), Владимир попал на заметку к "патриарху отечественных шахмат" и вскоре был приглашен на сессию школы Ботвинника-Каспарова, где занимался в течение нескольких лет. Общение с великими чемпионами трудно переоценить. Оно придало новый импульс и явилось толчком к дальнейшему совершенствованию.
Уже в ранних партиях Крамника заметна склонность к ясной позиционной игре, не перегруженной тактикой. Фигуры Владимира взаимодействовали легко и гармонично – было видно, что их вдохновляет "рука мастера". Вспомним хотя бы такой эпизод из раннего творчества.
Крамник – Рене
Гаусдаль 1992
Картинная позиция. Черным практически нечем ходить. Плохо 17...¦e8? из-за 18.¤c7, а 17...¦d8 наталкивается на 18.¤xa7!. В партии последовало
17...ўh8 18.a4! ¦b8. Если 18...¤xa4, то 19.¤c7 ¦b8 20.Ґxa7.
19.¤xa7 1-0
Печальной участи фигур соперника можно лишь посочувствовать. Не удержусь, чтобы провести параллели. Вот еще два примера, показывающие насколько игра на ограничение подвижности присуща стилю Владимира.
Крамник – Лпутян
Дортмунд 1992
19.Ґb5! Теперь черным не суждено закончить развитие ферзевого фланга без материальных потерь.
19...a6 20.Ґa4! Угроза Ґe7 сильнее исполнения: 20.Ґe7? axb5 21.Ґxd8 ¤c6.
20...a5 21.Ґe7 ¤a6 22.Ґxd8 ¦xd8 23.¦a7 Ґc4 24.¤xf7 Ґxd4 25.¤xd8 Ґxa7 26.¦c1 Ґxa2 27.¦c8 Ґb6 28.¤b7+, и черные сдались ввиду 29.¦с6.1-0
Крамник – Карпов
Дос Эрманас 1997
23.Ґd1! После 23.¦a1 ¦xa1 24.Ґxa1 Ґa6 черным было бы значительно легче.
23...¦a2 24.¤d3 ўf8 25.Ґb3 ¦a8 26.e4 ¤b8 27.c5 bxc5 28.dxc5 dxc5 29.¤xc5 Ґc8 30.e5! ¤e8? Решающая ошибка. Следовало соглашаться на худший эндшпиль после 30...¤d5 31.Ґxd5 exd5.
31.Ґa4! И снова мы видим, что соперник Крамника прижат к канатам. Высвободиться из таких тисков невозможно. Угрожает как 32.Ґa3, так и перевод ладьи на d8.
31...¤c7 32.Ґa3 ўg8 33.¤e4! ¦xa4. Или 33...¤ba6 34.Ґd6 ¦a7 35.Ґb5 с последующим 36.Ґxa6.
34.¦xc7 Ґa6. Не помогает 34...Ґd7 35.Ґd6 ¦a1+ 36.ўf2 ¦b1 37.¤c5 с выигрышем фигуры.
35.¤c5! Черные сдались, так как материальные потери неизбежны.1-0
В осложнениях Крамник тоже не тушевался и чувствовал себя уверенно. Следующая партия, проведенная в остроатакующем стиле, когда-то произвела на меня очень сильное впечатление. Именно после нее фамилия "Крамник" стала ассоциироваться с "большими" шахматами.
Бродский – Крамник B33
Херсон 1991
1.e4 c5 2.¤f3 ¤c6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 ¤f6 5.¤c3 e5. Челябинский вариант служит Владимиру верой и правдой и по сей день.
6.¤db5 d6 7.Ґg5 a6 8.¤a3 b5 9.Ґxf6 gxf6 10.¤d5 f5 11.Ґd3 Ґe6 12.Јh5 ¦g8 13.O-O-O Редкое продолжение по сравнению с 13.g3 и 13.c3.
13...¦xg2 14.f4? Белые настроены решительно, но такая игра в данной позиции неоправданна, и Крамник приступает к решающему контрнаступлению. Надежнее 14.Јf3!
14...¤d4!15.¤e3. Если 15.c3 , то 15...Ґxd5 16.exd5 b4!µ.
15...¦f2 16.exf5. Попытка разменять активную ладью путем 16.¦hf1!? не избавляла от хлопот ввиду 16...¦xf1 17.¦xf1 ¦c8µ.
16...Ґxa2 17.fxe5. После 17.¤g4 ¦c8! угрожает 18...¤b3#.
17...dxe5 18.¤xb5. Кажется, что у белых тоже есть козыри, но Владимир все предусмотрел.
18...Ґh6!! Ключевой ход. К неясной игре вело 18...axb5 19.Ґxb5+ ¤xb5 20.¦xd8+ ¦xd8 21.f6!›.
19.¦he1. Симпатичная концовка возникает в случае 19.Јxh6 ¦xc2+! 20.Ґxc2 (20.¤xc2 ¤b3#) 20...¤e2#.
19...axb5 20.Ґxb5+. Безнадежно 20.Јxh6 Ґc4 21.b4 ¦a1+ 22.ўb2 ¦a2+ 23.ўb1 Јa8°.
20...ўe7 21.Јh4+. 21.Јxh6 ¦xc2+!°;21.f6+ ¦xf6 22.Јxe5+ ¦e6 23.Јc5+ Јd6°.
21...f6 22.Јxf2 Ґf7. Теперь атака черных неотразима.
23.Ґd3. Или 23.b3 Јa5 24.Ґa4 Јc3! 25.¦d3 ¤xb3+ 26.ўd1 Ґh5+!
23...Јb6 24.Ґe4 ¦a2 25.c4 Ґxc4 26.ўb1 Јa5 27.¤d5+. Если 27.¤c2, то 27...¦a1+, и мат следующим ходом.
27...Ґxd5 28.Јxd4 ¦a1+ 29.ўc2 ¦xd1 30.Јxd1 Јa4+ 31.ўc3, и белые сдались, не дожидаясь 31...Јc4#. 0-1
Так где же настоящий Крамник? Тот ли это беспощадный удав, затягивающий петлю на шее соперника и создающий позиционные шедевры, напоминающие о "бессмертной партии цугцванга" Земиш – Нимцович, или разрушительной силы ураган, сметающий в атакующем порыве все на своем пути в результате какой-то вроде бы незначительной ошибки? В том-то и фокус, что везде. Тонкое чувство позиции и прирожденная интуиция подсказывали Владимиру, в какие шахматы надо играть. В раннем периоде творчества Крамник с удовольствием разыгрывал позиции любого типа. Именно универсализм – то важнейшее качество, которое впоследствии позволило ему достичь крупнейших успехов.
Предложение Каспарова включить молодого и необстрелянного шахматиста в состав сборной для участия на олимпиаде в Маниле в 1992 году для многих было неожиданным, но показанный результат (8,5 из 9!) посрамил скептиков. Блестящее выступление Владимира по сути дела оказалось пропуском в элиту. Среди партий этого знакового для Владимира турнира наиболее типичной для его творчества в целом представляется следующая.
Крамник – Ланка E81
Манила 1992
1.d4 ¤f6 2.c4 g6 3.¤c3 Ґg7 4.e4 d6 5.f3 O-O 6.Ґe3 ¤bd7 7.Јd2 c5 8.d5 ¤e5 9.Ґg5 ¤fd7 10.Ґh6N Ґxh6 11.Јxh6 a6?! Необходимо было стремиться к контригре путем 11...f5!
12.h4! f6. Иначе последует h4-h5.
13.Јd2 Јa5 14.f4 ¤f7 15.¤f3 ¦b8 16.a4. Вроде бы не допустив грубых ошибок, черные уже стоят плачевно. Крамник провел привычную для себя профилактическую работу и вскоре приступит к реализации превосходства в центре.
16...¤b6 17.Ґd3 Ґg4. На 17...Јb4 белые просто сыграют 18.b3, и пешка неприкосновенна.
18.¤h2 Ґd7 19.b3 ўh8 20.O-O ¤a8 21.Јb2 ¦g8 22.¤f3 Ґg4
23.e5! Поистине все гениальное просто. Для победы от белых требуется лишь аккуратность при расчете не самых сложных вариантов.
23...Ґxf3. Предварительное взятие на e5 мало что меняло.
24.exf6! Ґg4 25.fxe7 ¦g7 26.¤e4 ¤c7 27.¤f6 Ґh5. Если 27...¤h6, то 28.¦ae1 ¤e8 29.¤xg4 ¤xg4 30.f5! ¤e5 (30...gxf5 31.Ґxf5 ¤e5 32.¦xe5 dxe5 33.Ґe6ќ) 31.¦xe5! (но не 31.fxg6? Јxe1! 32.¦xe1 ¤xd3) 31...dxe5 32.Јxe5 Јc7 33.Јxc7 ¤xc7 34.f6 ¦f7 35.d6, и пешки прорываются в ферзи.
28.¦ae1 ¤e8
29.¤d7! ¦a8 30.f5 g5 31.hxg5 ¤xg5 32.f6 ¦f7. Ничего не дает 32...¤f3+ 33.ўh1 ¤xf6 34.¤xf6 ¤xe1 35.¤xh5.
33.Ґf5 ¤c7 34.¤f8! Не пуская ладью на g8 и лишая соперника последних шансов.
34...h6 35.¦e3 b5 36.g4 bxc4 37.gxh5 c3 38.¦xc3 ¤xd5 39.¦d3 c4 40.bxc4 Јc5+ 41.Јd4 Јxd4+ 42.¦xd4 ¤e3 43.Ґg6 ўg8 44.¦xd6 1-0
Манильский триумф был закреплен отличной игрой на командном чемпионате Европы.
Квейнис – Крамник B66
Дебрецен 1992
1.e4 c5 2.¤f3 d6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 ¤f6 5.¤c3 ¤c6. Эта схема, наравне с челябинским вариантом, прочно входила в дебютный арсенал Крамника.
6.Ґg5 e6 7.Јd2 a6 8.O-O-O h6 9.Ґf4 Ґd7 10.Ґg3 ¦c8 11.f3 ¤xd4 12.Јxd4 e5 13.Јe3 Ґe7 14.ўb1 O-O 15.h4 Јc7 16.Ґd3 Ґe6 17.Ґh2 Јa5 18.Јe1
18...¦xc3! Жертва качества, конечно, напрашивается, но предусмотреть дальнейшее развитие событий было совсем не просто. Думаю, что Владимир в этот момент в значительной степени полагался на интуицию.
19.Јxc3 Јxa2+ 20.ўc1 d5! Многоплановый ход. Вскрывая игру, черные подключают к атаке все легкие фигуры, а также берут под контроль поле a3, не пуская туда белого ферзя. Ради этого Крамник готов расстаться с центральной пешкой.
21.Ґxe5. На 21.Јxe5 сильнее всего 21...Ґb4! 22.c3 ¦c8 23.Ґb1 Јa1 с опасными угрозами.
21...dxe4 22.Ґxe4 ¤xe4 23.fxe4 ¦c8 24.Јg3!? Ускоряет развязку. Впрочем, и после 24.Јd3 Ґg4! 25.Јg3 Јa1+ 26.ўd2 ¦d8+ 27.ўe3 (27.ўc3? ¦xd1 28.Јxg4 Јa5+ 29.ўb3 Јb4+ 30.ўa2 Јa4#) 27...¦xd1 28.Јxg4 Јc1+ 29.ўf3 Ґf8 дела белых плохи.
24...f6 25.Ґd4
25...Ґb3! Черные форсированно получают ферзя против двух ладей и выигранную позицию.
26.Ґc3 Јa1+ 27.ўd2 ¦d8+ 28.Јd3 ¦xd3+ 29.ўxd3 Ґxc2+ 30.ўxc2 Јa4+ 31.ўd3 b5 32.ўe3 Ґc5+ 33.ўf4 Јc4 34.¦d8+ ўh7 35.¦hd1 Јe2 36.ўf5 b4 37.Ґe1 Јxg2 38.e5 Јg6+ 39.ўe6 Јg4+ 40.ўf7 Јh5+ 0-1
С 1993 года началась череда элитных турниров. Линарес, конечно, стоит среди них особняком. В своем дебютном турнире, Владимир еще не готов был бороться за самые высокие места, но уже показал, что является опасным для любого соперника.
Иванчук – Крамник B57
Линарес 1993
1.e4 c5 2.¤f3 ¤c6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 ¤f6 5.¤c3 d6 6.Ґc4 Јb6 7.¤b3 e6 8.Ґf4 ¤e5 9.Ґe2 a6 10.Ґg3
10...h5! "Интуитивный, можно сказать, "истинно сицилианский" и очень сильный ход, которым я остался доволен" (Крамник). Черный король остается в центре, но Владимир сделал ставку на динамические особенности позиции и оказался прав.
11.h3. Невыгодно для белых 11.f4? ¤eg4, но заслуживало внимания 11.f3!?
11...Јc7 12.f4 ¤c4 13.Ґxc4. Не проходило 13.e5? dxe5 14.fxe5 ¤xe5 15.Јd4 ¤f3+. К сложной игре вело13.Јd4 b5 14.e5 dxe5 15.fxe5 Ґb7 16.O-O ¦d8›.
13...Јxc4 14.Јf3 h4! 15.Ґh2 Ґd7 16.O-O-O ¦c8 17.¦he1 b5 18.Јf2? Иванчук уже находится в цейтноте и начинает допускать ошибки. Сильнее 18.a3.
18...Јc7! Неожиданный ресурс. Теперь поздно играть 19.a3 из-за 19...a5.
19.e5. Белые вынуждены форсировать события, но черные лучше готовы к обострениям.
19...b4 20.¦d3. В пользу черных 20.exf6 bxc3 21.f5 cxb2+ 22.ўb1 e5 23.fxg7 Ґxg7.
20...dxe5 21.fxe5 bxc3 22.¦xc3. На 22.exf6 Јxh2 23.¦xd7 есть четкая реплика 23...Јg3! с преимуществом у черных.
22...Јxc3. За ферзя черные получают могучую компенсацию. Возможно было и 22...Јb8, но в этом случае после 23.¦xc8+ Ґxc8 24.¦f1 нелегко было увидеть компьютерное 24...¦h7!
23.bxc3 Ґa3+ 24.ўd2? Решающая ошибка. Защищаться можно было лишь путем 24.ўb1! ¤d5 25.Ґf4! (указано Анандом).
24...¤d5 25.¦e4 ¦xc3 26.¦g4 O-O! Подключение королевской ладьи решает исход встречи.
27.Јxh4 ¦fc8 28.¤d4 Ґb4 29.ўe2 Ґb5+ 30.¤xb5. Лишая черных удовольствия эффектно завершить партию в варианте 30.ўf2 ¦xc2+ 31.¤xc2 ¦xc2+ 32.ўf3 (32.ўg1 ¦c1+ 33.ўf2 ¦f1+ 34.ўg3 Ґe1#) 32...Ґe2+ 33.ўe4 ¦c4#.
30...¦xc2+ 31.ўf3 axb5 32.¦xb4 ¤xb4 33.Јxb4 ¦8c3+ 0-1
А вскоре были успешно преодолены отборочные этапы розыгрыша первенства мира сразу по обеим линиям (FIDE и PCA), и Владимир Крамник получил право участия в матчах претендентов. Запомнилось нетривиальное окончание партии против сильного английского гроссмейстера.
Крамник – Спилмен
Биль 1993
34.¦xc5!? Объективно, у белых ничего нет, но они пробуют лучший шанс.
34...¤xc5 35.¤xc7 ¦xa5 36.ўb4
36...¦xa4+?! После правильного 36...¤a6+ 37.ўxa5 ¤xc7 38.ўb6 ¤e6 39.c7 ¦c8 40.¦c1 ўe7 41.ўb7 ўd7 42.¦d1+ ¤d4 43.¦c1 ¤e6 партия закончилась бы вничью.
37.ўxc5 ¦a2 38.¤d5+ ўe6 39.¤c7+ ўf6 40.¤d5+ ўe6 41.¦c1. Мощный конь в центре и проходная пешка обеспечивают белым более чем достаточную компенсацию за качество.
41...¦c8? Соперник Владимира допускает роковую ошибку. На 41...¦xg2? было заготовлено 42.f4! f6 (42...g6 43.f5+) 43.f5+ ўf7 44.c7± , но шансы на спасение сохраняло 41...g6!
42.c7 ¦xg2 43.ўc6 ¦xh2 44.ўb7 ¦xc7+ 45.¦xc7 f5 46.¦c6+ ўf7 47.exf5. При реализации лишней фигуры Крамник точен.
47...¦f2 48.¦c7+ ўg8 49.ўc6 ¦xf3 50.ўd6 e4 51.f6 e3. Взятие последней пешки 51...gxf6 вело к мату после 52.ўe6.
52.¦xg7+ ўf8 53.¦e7 h5 54.¦xe3 1-0
Претендентские матчи 1994 года оказались неудачными для Владимира, и это явилось неожиданностью для многих. Впрочем, начиналось все не так уж плохо. Матч против Леонида Юдасина, хотя и не без приключений, был выигран.
Юдасин – Крамник
Вейк-ан-Зее 1994
21...Јf4?! Рискованное решение. После 21...¤f3 22.gxf3 Јxf3+ 23.¦g2 e3 возникали осложнения, в которых черные могут претендовать только на вечный шах. Был еще ход 21...¦ae8!?. Крамник рассчитывал на большее, но его замысел был основан на просчете.
22.Јxd6?! Ответный промах. После 22.¤xd6! черные планировали 22...¦h5? 23.¦xe4 ¤f3 , но упустили несложное 24.¦e8+. Пришлось бы избрать 22...a5 23.¦xe4 ¦xe4 24.Јxe4 Јxd6 25.Јxh4 Јxd5 и бороться за ничью.
22...¤f5 23.Јc7?! А здесь уже стоило сыграть 23.Јb4.
23...e3! Теперь черные развивают неотразимую атаку.
24.¦xe3 Јxe3! 25.¤d6. Конечно, на 25.fxe3 последует 25...¤g3+! 26.hxg3 ¦h5#.
25...¦e7 26.¤xf5 gxf5 27.Јd6 Јe5 28.Јb4 ¦ae8 29.Јh4 f6 30.h3 Јxd5 0-1
Уже в победном матче были заметны некоторые отрицательные моменты психологического свойства. Быстро получив преимущество в счете и имея безусловное превосходство в классе, Крамник не старался уйти в отрыв, а наоборот отказывался от полнокровной борьбы, особенно имея белые фигуры. В итоге до последнего момента все висело на волоске, и итоговая победа не смотрелась убедительной. Почему это произошло? Может быть потому, что соперник не был для Крамника настоящим раздражителем, и в такой ситуации Владимир стремился победить малой кровью? Так или иначе, но последующие неудачи в матчах с Борисом Гельфандом и Гатой Камским не были случайными. Они показали, что к соревнованиям столь высокого уровня требуется соответствующая подготовка, в том числе и психологическая.
Как это часто бывает, поражения сыграли свою благотворную роль. Они оказались тем самым разбегом, который позволил Владимиру преодолеть новую высоту. С 1995 года Крамник не просто шахматист первой десятки, а один из основных претендентов на победу в любом турнире, в том числе при участии Каспарова. 1 января 1996 года Владимир Крамник занял первую строчку в очередном рейтинг-листе ФИДЕ.
Вообще период с 1995 по 2000 год в шахматной карьере Крамника можно считать предтечей к главному событию, речь о котором еще впереди. За это время Владимир принял участие во многих крупнейших соревнованиях и сыграл немало прекрасных партий. Расскажу о тех, которые запомнились мне чуть больше остальных, и в то же время отражают различные грани творчества Владимира Крамника.
Постановка партии за черный цвет была у него в то время весьма агрессивной. Чувствовалась готовность в любой момент перехватить инициативу, наказав соперника за неточную игру. Конечно, такому подходу соответствовал и дебютный репертуар Владимира.
Жертвами его стремительных атак не раз становились очень сильные гроссмейстеры. Следующая партия была сыграна на турнире в Белграде, где Крамник праздновал победу вместе с Гельфандом. В чем-то она перекликается с вышеупомянутой партией с Бродским.
Любоевич – Крамник B33
Белград 1995
1.e4 c5 2.¤f3 ¤c6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 ¤f6 5.¤c3 e5 6.¤db5 d6 7.Ґg5 a6 8.¤a3 b5 9.Ґxf6 gxf6 10.¤d5 Ґg7 11.g3 f5 12.exf5 e4 13.f6?! Заманчивая идея, оказывающаяся не вполне корректной.
13...Ґxf6 14.¤xf6+ Јxf6 15.Јd5
15...O-O! Наказание не заставило себя ждать.
16.c3? Белые плывут по течению, но нелегко было разобраться, что нет лучшего, чем 16.Јxc6 Јxb2 17.¦b1 Јxa3 18.Ґg2 Ґf5 19.O-O ¦ac8µ.
16...b4! 17.¤c4. На 17.Јxc6 последовало бы 17...bxa3 18.Јxa8 axb2 19.¦b1 Јxc3+ и 20...Ґg4+.
17...bxc3 18.Јxd6. Или 18.Јxc6 cxb2 19.¦b1 Јc3+ 20.¤d2 e3!°.
18...Ґe6! Черные ввели в бой все фигуры, и белым можно сдаваться. Рокировка в длинную сторону по сути дела агония.
19.Јf4 Јg7 20.O-O-O ¤b4 21.Јe5 ¤xa2+ 22.ўb1 Јxe5 23.¤xe5 Ґb3! 0-1
Запомнилась еще одна красивая "черная сицилианка". Разносторонние рокировки, сложная позиция и ... наличие почвы для ошибок соперника. Кстати, партия была сыграна в Дортмунде – особенно счастливом городе для Владимира, где он уверенно раз за разом брал первые места.
Хюбнер – Крамник B66
Дортмунд 1996
1.e4 c5 2.¤f3 d6 3.d4 cxd4 4.¤xd4 ¤f6 5.¤c3 ¤c6 6.Ґg5 e6 7.Јd2 a6 8.O-O-O h6 9.Ґe3 Ґe7 10.f4 ¤xd4 11.Ґxd4 b5 12.Ґd3 b4 13.¤e2 Јa5 14.ўb1 e5 15.Ґe3 O-O. Возникла довольно стандартная ситуация, и тут белые стали понемногу терять нить игры.
16.¦he1?! Предпочтительнее 16.¦hf1 или 16.¤g3.
16...¦b8!? 17.¤c1 ¦d8. На повестке дня продвижение d6-d5.
18.Ґa7. Попытка внести дисгармонию в ряды черных.
18...¦b7 19.Ґg1 Ґg4 20.¤b3 Јa4 21.¦c1 exf4. Преждевременно 21...¦b5?! из-за 22.h3 Ґe6 23.f5 ¦a5 24.a3.
22.Јxf4 Ґe6 23.Ґd4? "Правильная идея в неверном оформлении. Динамическое равновесие сохранялось при 23.¦cd1 ¤g4 24.Ґd4. Ответ соперника оказался для Хюбнера очень неприятным сюрпризом, и он начал совершать ошибку за ошибкой" (Крамник).
23...¦b5! 24.Јd2? Конечно, в случае 24.Ґxb5 axb5 белым не защитить пешку a2, но следовало играть 24.¦cd1!, освобождая поле для коня.
24...¤g4! На 24...¦a5 Хюбнер заготовил 25.a3.
25.c4? Какие-то шансы на ничью оставались только в варианте 25.Ґxb5 axb5 26.a3 bxa3 27.bxa3 (27.Јa5? axb2 28.Ґxb2 Ґxb3) 27...Ґg5 28.Јb4 Јxb4 29.axb4 Ґxc1 30.¦xc1 ¤xh2.
25...bxc3 26.bxc3. Другие ответы также не спасали: 26.Ґxb5 Јxb3!;26.Јxc3 ¦xb3 27.axb3 Ґxb326.¦xc3 Ґxb3 27.axb3 Јxd4.
26...¦xb3+ 27.axb3 Ґxb3. Белые сдались, не дожидаясь пока другая черная ладья встанет на линию "b". 0-1
Соперничество с Веселином Топаловым началось еще в середине 90-х годов, причем оно складывалось явно в пользу Крамника. В следующей встрече Владимир пошел на принципиальный вариант, что привело к сложной запутанной позиции. Такой характер борьбы вполне устраивал Топалова, всегда стремившегося именно к такой игре, но в данном случае Крамнику удалось лучше разобраться в возникших осложнениях.
Топалов – Крамник E07
Линарес 1997
1.d4 d5 2.c4 c6 3.¤f3 ¤f6 4.¤c3 e6 5.g3 ¤bd7 6.Ґg2 dxc4 7.a4 Ґe7 8.O-O O-O 9.e4 e5 10.dxe5 ¤g4 11.Ґf4 Јa5 12.e6 fxe6 13.Јe2 ¤ge5 14.¤d4
14...¤d3! Принципиальное усиление, до этого играли 14... ¤b6 Черные не теряют времени на защиту пешки e6, чем инициируют последующие осложнения.
15.¤xe6 ¦f6 16.Ґc7.При 16.¤c7 ¤xf4 17.Јxc4+ ўh8 18.¤xa8 ¤e5 19.Јb3 ¤xg2 20.ўxg2 ¤f3 у черных сильнейшая инициатива.
16...Јb4 17.¤d4 Ґc5! 18.¤c2 Јxb2 19.¤d1 Јb3 20.¤de3. Пожертвовав пешку b2, Топалов планирует привести в движение пешки королевского фланга, но сыграть f2-f4 белым так и не удастся.
20...¤7e5 21.h3. Преждевременно 21.f4 ввиду 21...Ґg4.
21...Ґe6 22.ўh2. А теперь на 22.f4 очень сильно 22...¤b4! 23.ўh2 Јd3.
22...¦h6!? 23.¦ab1?! В пользу черных 23.f4 ¤g4+ 24.¤xg4 Ґxg4 25.Јxg4 Јxc2, однако именно так и стоило играть.
23...Ґg4! Красивый контрудар, не предусмотренный белыми.
24.¤xg4. Если 24.f3, то 24...¤xf3+ 25.Ґxf3 Ґxh3 с решающими угрозами.
24...¤xg4+ 25.Јxg4 Јxc2 26.Јg5
26...¤xf2! 27.¦xf2. Выясняется, что в случае 27.Јxc5 последует 27...¦xh3+! 28.ўg1 (28.Ґxh3 ¤g4+ 29.ўg1 Јh2#) 28...¦h1+! 29.Ґxh1 ¤h3#.
27...Јxf2 28.¦f1 Јd4. У черных большой материальный перевес, и следующие ходы были не обязательны.
29.Ґe5 Јd7 30.Јc1 Јe6 31.Ґxg7 ўxg7 32.Јg5+ ¦g6 33.Јxc5 Јd6 0-1
Знаковым для Владимира было и противоборство с Виши Анандом. Достойным друг друга соперникам не удалось достичь заметного перевеса в личных встречах, большинство из которых завершилось миром. Чтобы одолеть грозного "мадрасского тигра", необходимо было создать шедевр.
Крамник – Ананд A15
Лас-Пальмас 1996
1.¤f3 ¤f6 2.c4 b6 3.g3 Ґb7 4.Ґg2 e6 5.O-O Ґe7 6.¤c3 O-O 7.¦e1 d5 8.cxd5 ¤xd5 9.e4 ¤xc3 10.bxc3 c5 11.d4 ¤d7 12.Ґf4 cxd4 13.cxd4 ¤f6 14.¤e5 Ґb4 15.¦e3 ¦c8
16.d5! Ключевое решение. Белые делают ставку на центральную проходную пешку. Кажется, именно после этой партии такую пешку стали называть "крамниковской".
16...exd5. Другие ответы также не обещали черным полноправной игры, например 16...Ґc3 17.¤c6 Ґxc6 (17...¦xc6? 18.dxc6 Ґxa1 19.Јxd8 ¦xd8 20.cxb7ќ) 18.¦xc3 exd5 19.exd5 , и в случае 19...Ґxd5? 20.¦xc8 Јxc8 21.Ґxd5 ¦d8 22.¦c1! черные не успевают отыграть фигуру.
17.exd5 Ґd6. Важно, что на 17...¤xd5 18.¦d3 ¤xf4!? следует 19.gxf4! Ґxg2 (19...Јc7 20.¦d7 ¦fd8 21.¦xc7 ¦xd1+ 22.¦xd1 ¦xc7 23.¦d8+ Ґf8 24.Ґxb7 ¦xb7 25.¤d7ќ) 20.¦xd8 ¦fxd8 21.Јb3 Ґc3 22.ўxg2! Ґxa1 23.¤xf7 ўf8 24.¤g5 ¦d7 25.Јe6 с выигрышем ввиду угроз 26.¤xh7# и 26.Јxd7.
18.¤c6 Ґxc6 19.Ґxd6 Ґa4!? Лучший шанс. Грустно для черных 19...Јxd6 20.dxc6 Јxd1+ 21.¦xd1 ¦c7 22.f4±.
20.Ґxf8! Самый четкий путь. 20.Јxa4 Јxd6 21.Јxa7 ¤xd5 22.Ґxd5 Јxd5 23.Јxb6 усложняло задачу белых.
20...Ґxd1 21.Ґe7 Јc7. Плохо 21...¤xd5? 22.Ґxd8 ¤xe3 23.Ґg5! ¤xg2 24.¦xd1ќ.
22.¦xd1 ¤d7. Очень опасно играть 22...Јc2 23.¦ed3 Јxa2 24.Ґxf6 gxf6 25.d6 ¦d8 26.d7, и белые постепенно подготовят перевод ладьи на c8 или e8.
23.Ґh3 h6 24.Ґf5 b5 25.Ґb4! ¦d8 26.¦e7 Јc4. На 26...g6 проходит 27.Ґe6! fxe6 28.dxe6 ¤f8 (28...Јc2 29.¦dxd7 ¦xd7 30.exd7 Јd1+ 31.ўg2 Јd5+ 32.f3 Јxa2+ 33.ўh3) 29.¦xc7 ¦xd1+ 30.ўg2 ¤xe6 31.¦xa7 с легко выигранным эндшпилем.
27.¦xd7! ¦xd7 28.Ґxd7 Јxb4 29.d6. Черные не способны удержать проходную.
29...Јa4 30.¦d3 Јe4 31.Ґxb5 Јe1+ 32.ўg2 Јe4+ 33.ўg1 Јe1+ 34.ўg2 Јe4+ 35.ўf1 Јh1+ 36.ўe2 Јe4+ 37.ўf1 Јh1+ 38.ўe2 Јe4+ 39.ўd1 Јg4+. Не спасает ни 39...Јb4 40.d7 Јb1+ 41.ўe2 Јxa2+ 42.ўf3, ни 39...Јh1+ 40.ўc2 Јa1 41.d7 Јxa2+ 42.ўd1 Јb1+ 43.ўe2.
40.f3 Јh3 41.d7. После 41...Јf1+ 42.ўc2 Јe2+ 43.¦d2! шахи заканчиваются, поэтому черные сдались. 1-0
Запомнилась и победа Крамника в Дос-Эрманасе. Она убедительна и закономерна, хотя иллюстрирует не только сильные, но и слабые стороны Владимира.
Крамник – Ананд D27
Дос-Эрманас 1999
1.d4 d5 2.c4 dxc4 3.¤f3 e6 4.e3 ¤f6 5.Ґxc4 c5 6.O-O a6 7.Ґb3 cxd4 8.exd4 ¤c6 9.¤c3 Ґe7 10.¦e1 O-O 11.a3 ¤a5 12.Ґc2 b5
13.d5!? Идея Гарри Каспарова.
13...¦e8. Безусловно, к принципиальным продолжениям 13... ¤xd5 и 13...exd5 Крамник был хорошо готов.
14.Ґg5 h6 15.Ґh4 ¤xd5 16.¤xd5 exd5. Плохо 16...Ґxh4? 17.Јd3! g6 (17...f5 18.¤xh4 Ґb7 19.¤xf5!) 18.¤xh4 exd5 (18...Јxh4 19.Јc3) 19.¤xg6ќ.
17.Јd3 g6 18.Јe3 Ґe6. При 18...¤c6 19.Ґxe7 ¦xe7 20.Јxh6± у белых комфортное преимущество.
19.Јxh6!? Крамника не устраивает 19.Ґxe7 Јxe7 20.Јxh6 с небольшим перевесом, и он выбирает самый амбициозный путь.
19...Ґxh4 20.Ґxg6! Јf6.Единственный ход. Другие продолжения вели к быстрому поражению: 20...Ґxf2+ 21.ўxf2 Јb6+ 22.ўf1 fxg6 23.Јxg6+ ўf8 24.¤g5 или 20...fxg6 21.Јxg6+ ўf8 22.Јh6+ ўf7 23.Јh7+ ўf6 (23...ўf8 24.¤xh4 Ґf7 25.Јh6+ ўg8 26.¤f5) 24.¤xh4 с неотразимой атакой.
21.Ґh7+ ўh8 22.Ґg6+ ўg8 23.Јh7+ ўf8 24.¤xh4
24...Јg7? Черные добровольно переходят в тяжелый эндшпиль. После 24...Јxb2! 25.Ґd3 (25.¤f5 fxg6 26.Јh6+ ўf7 ведет лишь к ничьей) 25...Јg7 26.Јh5 ¤c4! инициатива у белых, но, объективно, позиция неясна.
25.Јxg7+ ўxg7 26.Ґd3 ¤c4 27.b4 ¤b2?!Не лучшее решение. Стоило предпочесть 27...d4.
28.Ґf1 d4 29.¤f3 ¦ad8 30.¦eb1 ¤c4 31.¦d1 Ґg4 32.¦d3! Ананд рассчитывал на 32.¦xd4 Ґxf3 33.¦xd8 ¦xd8 34.gxf3 ¤d2! с реальными шансами на ничью.
32...¤b2 33.¦xd4 Ґxf3 34.¦xd8 ¦xd8 35.gxf3 ¦c8
36.¦a2! Владимир использует неудачное положение коня на b2.
36...¤a4. Если 36...¦c2, то 37.a4!
37.¦d2 ¦c6 38.f4 ¤b6 39.ўg2 ¤c4 40.¦d3 ¤b2. 40...¦g6+ 41.¦g3 ¤xa3 42.Ґd3 ¦xg3+ 43.fxg3 ¤c4 44.Ґxc4 bxc4 45.ўf3 ведет к проигранному пешечному окончанию.
41.¦g3+ ўh8 42.Ґe2 ¦c2 43.Ґh5 ¦c7
44.f5? До этого момента белые действовали безупречно, но теперь наступает стадия расслабления и потери концентрации. Отсюда – неизбежные ошибки, по крайней мере, при игре против такого цепкого и изворотливого шахматиста, как Виши Ананд. Сейчас следовало централизовать короля путем 44.ўf3.
44...ўh7 45.Ґe2. После 45.f6!? ўh6 46.Ґf3 ¤d3 47.h4 ¤f4+ 48.ўh2 ¤h5 49.¦g5 ¤xf6 50.¦c5 у белых есть все шансы на победу. Теперь же партия почти форсированно приходит к эндшпилю слон + две пешки против коня и одной пешки, который оказывается все же выигранным для белых.
45...ўh6 46.h4 ¦c2 47.Ґf3 ¤c4 48.Ґd5. Уже взявшись за слона, Владимир заметил, что на 48.Ґb7 последует 48...¤d6!, после чего нельзя играть 49.Ґxa6? ¦c6.
48...¤d6 49.¦d3 ўg7 50.Ґf3! ¤xf5 51.Ґb7 ¤xh4+ 52.ўg1 ¦e2 53.Ґxa6 ¦e5 54.¦c3 ¤f5 55.¦c5 ¦xc5 56.bxc5 ¤d4 57.c6 ¤xc6 58.Ґxb5 ¤a5
59.ўg2. На заключительном этапе Крамник демонстрирует высокую технику и уверенно доводит партию до победы.
59...ўf6 60.ўf3 ўe5 61.ўe3 ¤b7 62.Ґc4 f6. Конечно, нельзя ставить пешку на белое поле: 62...f5? 63.f4+ ўd6 64.Ґd3 ўe6 65.ўd4.
63.a4 ¤a5 64.Ґf7! Чтобы иметь возможность защищать пешку a4 с поля e8, например: 64...ўd6 65.ўe4 ўc5 66.ўf5 ўb4 67.Ґe8.
64...¤c6 65.ўd3! ўd6. После 65...¤a5 66.ўc3 ўf4 67.Ґe8! ўf3 68.ўb4 черные теряют коня.
66.ўe4 ¤e7. Не помогало и 66...¤a5 67.Ґd5! ўc5 68.f3! ўb4 (68...ўd6 69.ўd4 f5 70.f4) 69.ўf5 ўxa4 70.ўxf6 ўb5 71.f4 ўc5 72.ўe6, и пешка беспрепятственно проходит в ферзи.
67.a5 ўc5 68.a6 ¤c8. В случае 68...ўb6 69.Ґc4 ўa7 белый король идет по маршруту f4-g4-h5-h6-g7.
69.Ґh5! ўd6. Или 69...¤d6+ 70.ўf4 ўb6 71.Ґe2 ўa7 72.Ґd3 ўb6 73.ўg4 ўa7 74.ўh5.
70.Ґf3! Черные сдались, так как они не в силах помешать прорыву короля соперника: 70...ўc6 71.ўf5+ ўb6 72.Ґb7 или 70...¤a7 71.ўd4 ¤b5+ 72.ўc4 ¤a7 73.Ґb7 ўc7 74.ўc5 f5 75.f4 ўb8 76.ўb6. 1-0
Интересно, что при всей своей шахматной мощи Крамнику все-таки не хватало стабильности. Складывалось такое впечатление, что он всегда может прибавить, но как будто не видит в этом особой необходимости. Эта неровность в игре была заметна даже в пределах одной отдельно взятой партии.
Крамник – Шорт
Хорген 1995
22.f4! Типичная для Крамника играна позиционный зажим по всей доске.
22...b5?! Относительно лучше 22...¤xe5, но тогда 23.dxe5, и белые вправе проводить g3-g4.
23.b4. Продолжение той же стратегии.
23...a5 24.a3 axb4 25.axb4 f6 26.¤xg6?! При пространственном перевесе логичнее смотрелось 26.¤d3.
26...hxg6
27.d5. Прорыв в центре – фирменный знак Владимира.
27...exd5 28.exd5 ¤f5? Следовало срочно снять с доски ферзей путем 28...Јb6!
29.Јf2 c5. Шорт пытается откупиться пешкой, но это оказывается недостаточным.
30.¤xb5 ¤d6
31.bxc5! Тактика на службе стратегии.
31...¤xb5 32.c6. Очевидно, что черные не в силах сохранить фигуру.
32...¤d6 33.cxd7 ¦xc1 34.¦xc1 ¦xd7 35.Ґd3 ўf7 36.¦c6 Јb3 37.Јf3 Јb7
38.Јe3?! Переход в окончание с лишней пешкой – естественное решение для Крамника, тем более, что он испытывал дефицит времени. Значительно быстрее вело к цели 38.Јe2! ¦e7 39.Јg4! f5 40.Ґxf5! и т.д.
38...¦e7 39.Јb6 Јxb6+ 40.¦xb6 ¦d7 41.ўf2 ¤c8 42.¦b8 ¤d6 43.¦b6 ¤c8 44.¦c6 ¤e7 45.Ґc4! ўf8 46.¦c5 ¦d8 47.¦a5 ¤f5 48.Ґd3 ¤e7 49.Ґe4 ўf7 50.ўe3 ¦d7
51.¦c5? После этого хода шансы черных на спасение становятся реальными. Надо было ограничить коня e7 ходом 51.g4!
51...¤f5+! 52.ўf2 ¦a7 53.g4 ¤d6 54.Ґc2 f5 55.¦c6 ўe7 56.gxf5 gxf5 57.ўe3 ¦a3+ 58.Ґd3 ўd7 59.ўd4 ¦a1?! 60.Ґc2 ¦f1?! Соперник вовремя приходит на помощь, предпринимая неудачный маневр ладьи. Упорнее 60...g6.
61.¦a6. Пешка f4 неприкосновенна, и белые захватывают важную линию "a".
61...¦f2 62.¦a7+ ўe8 63.Ґa4+ ўf8 64.g3 ¦f3 65.¦d7 ¤f7 66.¦c7
66...¦xg3? Проигрывает мгновенно. Необходимо было играть 66...¤d6.
67.¦c8+ 1-0
Вот так вот зачастую и забавлялся Владимир со своими соперниками, играя с ними, словно кошка с мышкой, давая шансы в уже почти выигранных позициях, а затем переигрывая вновь. Нередко проходило, но бывало, что и стоило потерянных очков.
После столь затяжной партии (каких немало в творчестве Крамника) для контраста приведу искрометную миниатюру, исполненную против многоопытного Александра Белявского. Здесь мы опять столкнемся с прорывом в центре, но произойдет он в самый неожиданный момент.
Крамник – Белявский A07
Белград 1995
1.¤f3 d5 2.g3 c6 3.Ґg2 Ґg4 4.O-O ¤d7 5.d4 e6 6.¤bd2 f5 7.c4 Ґd6 8.Јb3 ¦b8 9.¦e1 ¤h6 10.cxd5 cxd5 11.h3! Ґh5
12.e4!! Удар в самом защищенном пункте не может не вызвать восхищения. Черным не хватило всего одного темпа для рокировки.
12...fxe4 13.¤g5! Ґf7. Если 13...Јe7, то 14.¤xe6! Ґf7 (14...Јxe6 15.¦xe4!ќ) 15.¤xg7+ ўf8 16.¤xe4 ўxg7 (16...dxe4 17.Ґxh6 Ґxb3 18.¤f5+ќ) 17.Ґg5 Јf8 18.Ґxh6+ ўxh6 19.Јe3+ ўg7 20.Јg5+ Ґg6 21.¤xd6 Јxd6 22.¦e7+ ўf8 23.¦ae1ќ, а на13...Јxg5 последует 14.¤xe4 Јe7 15.Ґg5! ¤f6 (15...Јf8 16.Јxd5! exd5 17.¤xd6#) 16.¤xf6+ gxf6 17.Ґxh6±.
14.¤dxe4! dxe4 15.¤xe6 Ґxe6. Не помогает и 15...Јf6 16.¦xe4 с неотразимыми угрозами.
16.Јxe6+ Јe7 17.¦xe4! ўd8. В случае 17...Јxe6 18.¦xe6+ Ґe7 19.Ґg5 белые отыгрывают фигуру и получают выигранную позицию.
18.Јd5. Черные сдались, так как после 18...¤f6 19.¦xe7 ¤xd5 20.¦e6 дальнейшее сопротивление бессмысленно.1-0
А теперь перейдем к "чистым" позиционным победам. В творчестве Владимира немало партий, в которых он действовал настолько просто и понятно, что они почти не требуют комментариев. Похожие чувства легкости и непринужденности возникают при изучении партий Хосе Рауля Капабланки, Василия Смыслова и Анатолия Карпова. Крамник является продолжателем традиций этих великих интуитивных чемпионов, хотя в современных компьютерных шахматах, до предела насыщенных динамикой и счетной игрой, играть так очень непросто.
Следующая встреча – триумф белопольной стратегии белых.
Крамник – Полгар E97
Вена 1996
1.¤f3 ¤f6 2.c4 g6 3.¤c3 Ґg7 4.e4 d6 5.d4 O-O 6.Ґe2 e5 7.O-O ¤c6 8.d5 ¤e7 9.b4. Излюбленное оружие Крамника, проверенное на многих "староиндийцах".
9...¤h5 10.¦e1 f5 11.¤g5 ¤f6 12.Ґf3 ўh8 13.Ґb2 a5
14.b5. Белопольная стратегия в действии. Начиная с этого момента, можно наблюдать планомерное лишение черных всяческой контригры.
14...¦b8!? 15.¤e6 Ґxe6 16.dxe6 ¤e8 17.Јb3 c5. При 17...Јc8?! 18.c5 dxc5 19.¦ad1 ¤d6 20.b6! позиция черных сразу же становилась критической.
18.exf5 gxf5 19.Ґh5 ¤c7 20.Ґf7 Јc8 21.¤d5 ¤cxd5 22.cxd5
22...f4? Черным уже заметно трудно дышать. Сейчас обязательным было 22...¦xf7 23.exf7 Јf8 с надеждами на построение обороны.
23.Ґh5! b6 24.¦ad1 ¦f5 25.Ґf3 Јg8 26.Ґe4 ¦g5 27.¦d3! Тяжелые фигуры устремляются на крайнюю вертикаль.
27...Ґf6 28.¦h3 ¤g6
29.Јf3! Очень сильное решение. "Как ни странно, белым нужно разменять свою активную ладью, чтобы строение тяжелых черных фигур по вертикали "g" не дало им хоть какую-то контригру. После этого исход партии предрешен" (Крамник).
29...¦b7 30.¦h5 ¦xh5 31.Јxh5 ¦g7 32.g3 ¤e7 33.ўh1 Јf8 34.¦g1 ¤g8 35.Јf3 Ґg5 36.h4 Ґf6. Если 36...Ґe7, то 37.gxf4, а на 36...Ґh6 последует 37.g4.
37.¦g2 Јe7. Или 37...¤e7 38.gxf4 ¦xg2 39.fxe5!
38.Јh5! fxg3?! Ускоряет развязку, хотя и при 38...Јf8 39.g4 Јd8 40.g5 черным не удержать позицию.
39.fxg3 Јf8 40.¦f2 Јd8 41.g4! Ґe7 42.g5 c4 43.¦f7 Јe8 44.Јxh7+! Черные сдались.1-0
Одна из сильнейших сторон Крамника – высокая эндшпильная техника. Владимир почти никогда не возражает против перехода в окончание с перевесом, пусть даже предстоит долгая и кропотливая реализация. Возможно, определенную роль здесь сыграло общение с Михаилом Ботвинником, который всегда придерживался подобной стратегии.
Адамс – Крамник B70
Вейк-ан-Зее 1998
1.e4 c5 2.¤f3 ¤c6 3.¤c3 d6 4.d4 cxd4 5.¤xd4 ¤f6 6.g3 g6 7.Ґg2 ¤xd4 8.Јxd4 Ґg7 9.O-OO-O 10.Јb4 a5 11.Јb3 Ґe6
12.¤d5. То, что при 12.Јxb7?! Ґc4 или 12...¤d7 у черных хорошая компенсация за пешку было известно. Майкл Адамс пробует другой, вроде бы более надежный путь, не возражая в душе против мирного исхода.
12...a4! 13.Јxb7 ¤xd5 14.exd5 Ґf5 15.Ґg5
15...Јb8!? У черных был выбор (15...a3!?, 15...Јa5!?), но Владимир стремится прояснить ситуацию.
16.Јxb8 ¦fxb8 17.Ґxe7 ¦xb2 18.a3. Если 18.Ґxd6, то черные забирают на c2, а затем и на a2.
18...¦xc2 19.¦ae1 ¦a6. Простенькое на вид окончание таит серьезные опасности для белых.
20.Ґe4 Ґxe4 21.¦xe4 Ґb2 22.¦fe1? Роковая ошибка. Еще можно было рассчитывать на ничью после 22.¦e3.
22...¦c1! Размен пары ладей лишает белых иллюзий какой-либо контригры, и проходная "a" приносит черным победу.
23.¦xc1 Ґxc1 24.Ґf6 ¦a8 25.¦c4 Ґxa3 26.Ґd4 Ґc5! 27.Ґxc5 dxc5 28.¦xc5 a3 29.¦c1 a2 0-1
Лотье – Крамник E58
Тилбург 1997
1.d4 ¤f6 2.c4 e6 3.¤c3 Ґb4 4.e3 O-O 5.Ґd3 c5 6.¤f3 d5 7.O-O ¤c6 8.a3 Ґxc3 9.bxc3 Јc7 10.cxd5 exd5 11.¤h4 Јa5 12.Ґb2 ¦e8 13.¦e1 c4 14.Ґc2 ¤e4 15.¦c1 Јd8 16.g3
16...g5! Борьба за инициативу требует решительных действий, хотя, на самом деле, это профилактика. Если допустить f2-f3, преимущество будет у белых.
17.¤g2 g4 18.f3?! Возможно, Лотье не почувствовал опасностей, грозящих при вскрытии игры.
18...¤g5! 19.fxg4 ¤h3+ 20.ўf1 Јg5 21.¤f4 Ґxg4 22.Јd2 Ґf5! Крамник осуществляет выгодный размен белопольных слонов, после чего позиционный перевес черных очевиден.
23.Јg2?! Меньшим из зол было 23.Ґd1.
23...¤xf4 24.gxf4. А этот ход позволяет Владимиру еще раз продемонстрировать свой излюбленный прием – переход в выгодное окончание. Впрочем, не лучше и 24.exf4 Јg6µ.
24...Јxg2+ 25.ўxg2 Ґxc2 26.¦xc2 f5. Дальнейшие действия черных почти не требуют пояснений – король выходит в центр, а затем готовится вторжение по открытой линии "g".
27.ўf3 ўf7 28.a4 ¦g8 29.Ґa3 ўe6 30.¦b1 b6 31.Ґb4 ¦ab8 32.¦cb2 ¦b7 33.¦g2 ¦xg2 34.ўxg2 ¦g7+ 35.ўf3 ¦g8 36.¦a1 h5 37.¦b1 h4 38.a5. Соперник стремится к активной контригре, но это уже ничего не меняет.
38...bxa5 39.Ґc5 ¦g7 40.Ґa3 h3 41.¦b5
41...a4! Последний нюанс. Поспешное 41...¦g2? 42.¦c5 ¤b8 43.¦c8 выпускало перевес.
42.¦c5 ¤b8 43.¦a5 a6 44.¦xa4 ¦g2. Теперь белые беззащитны.
45.Ґb4 ¦xh2 46.ўg3 ¦e2 47.ўxh3 ¦xe3+ 48.ўg2 ¤c6 49.¦xa6 ўd7 50.ўf2 ¦d3 51.Ґc5 ¦xc3 52.¦b6 ¦b3 53.¦a6 ¦d3. Пешка d4 обречена, поэтому белые сдались. 0-1
В чем Владимир Крамник превосходит, пожалуй, всех остальных представителей элиты, так это в умении (и желании!) выжимать минимальное преимущество в сухих, скучных и, на первый взгляд, бесперспективных окончаниях.
Посмотрим, как ювелирно исполнил Владимир легкофигурный эндшпиль против опытного испанского гроссмейстера, ставшего впоследствии секундантом Крамника во многих ответственных соревнованиях.
Крамник – Ильескас A17
Дос-Эрманас 1997
1.¤f3 ¤f6 2.c4 e6 3.¤c3 Ґb4 4.Јc2 O-O 5.a3 Ґxc3 6.Јxc3 b6 7.g3 Ґb7 8.Ґg2 c5 9.b4 d6 10.O-O ¤bd7 11.Ґb2 Јe7 12.d3 ¦fc8 13.b5 a6 14.a4 axb5 15.axb5 Јf8 16.e4 ¦xa1 17.¦xa1 ¦a8 18.Јc1 ¦xa1 19.Јxa1 Јa8 20.Јxa8+ Ґxa8.
Вроде бы черные не должны проиграть. Использовать силу двух слонов в подобной позиции очень трудно. Остается лишь наслаждаться искусством Владимира Крамника использовать едва уловимые нюансы положения.
21.¤d2! Конь направляется на a4, чтобы привязать соперника к защите пешки b6.
21...¤e8 22.¤b1! Ґb7 23.f4 f6 24.¤c3 ўf7 25.¤a4 ўe7
26.d4! Важное звено в плане. Белые максимально зажимают противника на ферзевом фланге, а затем переносят тяжесть борьбы на другой фланг. Важно, что при коне на a4 черные не могут играть 26...cxd4 с последующим захватом пункта c5.
26...ўd8 27.d5! exd5. Плохо 27...e5? из-за 28.Ґh3.
28.exd5 ¤c7 29.Ґh3 ¤a8. А что еще делать?
30.Ґe6 ¤f8 31.f5. Достижения белых видны невооруженным взглядом.
31...Ґc8 32.ўf2 Ґd7 33.g4 ўe7 34.g5. Возникновение слабости на королевском фланге неминуемо.
34...¤xe6 35.fxe6 Ґe8
36.gxf6+?! Находясь в цейтноте, Владимир допускает неточность и осложняет свою задачу. Сильнее 36.ўe3ќ.
36...gxf6 37.ўe3 Ґg6 38.ўd2 Ґe4 39.Ґc1. Начиная с этого момента, фигуры белых плавно перетекают на правую половину доски.
39...Ґg2 40.ўc3 Ґf1 41.Ґh6 Ґg2 42.Ґf4 Ґf1 43.¤b2 ¤c7 44.¤d1 Ґg2 45.¤e3 Ґe4 46.Ґh6 ¤e8 47.ўd2 ¤c7 48.ўe2 ¤e8 49.ўf2 ¤c7 50.ўg3 Ґd3 51.ўg4 ¤e8
52.ўf4! На помощь приходит цугцванг.
52...Ґb1 53.¤f5+ ўd8 54.Ґf8 Ґd3 55.Ґe7+ ўc7 56.¤e3 ўc8 57.ўg4 ўc7? Предварительное 57...Ґe2+ затруднило бы белым проведение плана.
58.ўh5 ¤g7+ 59.ўh6 ¤e8 60.h4 ўc8 61.h5 ўc7 62.¤g2 ўc8 63.¤f4 Ґc2. Кажется, что черные построили неприступную крепость, но ресурсы белых отнюдь не исчерпаны.
64.Ґxf6?! Как указал Крамник, намного проще выигрывало 64.¤g6! hxg6 65.hxg6 Ґd3 66.g7 ¤xg7 67.ўxg7 Ґxc4 68.Ґxd6 Ґxb5 69.ўf8ќ.
64...¤xf6 65.ўg7 ¤e8+ 66.ўf7 ¤c7. Если 66...ўd8 , то белым пришлось бы поднимать этюдное 67.e7+ ўd7 68.¤e6 Ґd1 69.¤f8+ ўc8 70.h6! Ґh5+ 71.ўg8 ¤f6+ 72.ўg7 ¤e8+ 73.ўxh7 Ґf7 74.ўh8 ўc7 75.¤e6+! ўd7 76.¤g7 ¤f6 77.¤f5 ¤e8 78.h7! Ґg6 79.ўg8 ¤f6+ 80.ўg7 Ґxh7 81.ўxf6ќ.
67.e7 h6 68.¤e6 Ґd1 69.ўg6. Хладнокровные действия при отсутствии фигуры впечатляют.
69...¤e8 70.¤f8 Ґe2 71.ўxh6 Ґxc4 72.ўg6
72...Ґxd5? Не удивительно, что черные не выдерживают длительной обороны. После 72...Ґd3+! 73.ўf7 c4 74.ўxe8 c3 75.ўf7 Ґxb5 76.h6 c2 77.h7 c1Ј 78.h8Ј Јf4+ 79.Јf6 Ґe8+ оставались реальные шансы на спасение.
73.h6. После этого черные не в силах справиться с проходными.
73...c4 74.h7 Ґe4+ 75.ўf7 Ґxh7 76.ўxe8 Ґg8 77.¤d7! 1-0
Вот таким представляется мне Владимир Крамник в конце прошлого столетия – сверхтехничным универсалом классического направления, посвященным во все без исключения тайны шахматного искусства, знающий и умеющий в шахматах практически все. Чего не хватало Владимиру? Пожалуй, только неимоверной жажды борьбы в каждом эпизоде, того самого "инстинкта убийцы", желания во что бы то ни стало превзойти своего оппонента в каждой партии, выжать из себя все ради победы. "Играю против фигур" – так назвал сборник своих избранных партий замечательный югославский гроссмейстер Светозар Глигорич. Такое же отношение к шахматам исповедует и Владимир Крамник.
В его творчестве можно найти отличные примеры по самым разным разделам тактики и стратегии шахмат, но это уже тема для следующей части. И конечно, впереди у нас разговор о противоборстве с Гарри Каспаровым и о том, в какие шахматы играет Владимир Крамник в XXI веке. Ну а пока следует немного перевести дух...