e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА

03.11.2005 Владимир Кацнельсон, Леонард Кацнельсон, международный мастер по композиции.
ПО ЛЕСЕНКЕ ЛАСКЕРА

Как ни странно, шахматное творчество второго чемпиона мира по шахматам Эммануила Ласкера в XXI веке переживает философскую переоценку. Вот свежее высказывание чемпиона мира В.Крамника: «На мой взгляд, Ласкер – это первооткрыватель современных шахмат. Когда смотришь партии Стейница, то понимаешь, что от них веет позапрошлым веком. А у Ласкера много партий, про которые можно сказать, что их играл абсолютно современный шахматист... Ласкер – первое звено в цепочке «глобальных» шахмат, где учитываются разные элементы борьбы... Он осознал, что есть разные виды преимущества, и их можно преобразовывать одно в другое: тактическое перетекает в стратегическое и наоборот» (см. www.е3е5.com, В.Крамник, «От Стейница до Каспарова»).

Известно, что в шахматной композиции Э.Ласкер также имеет замечательное творческое достижение. Открытая им «лесенка Ласкера» (систематическое движение четырех фигур с вертикальным противостоянием королей) и по сей день поражает воображение своей геометрией, своей логикой и красотой.

#1. Э.Ласкер
«Deutsches Wochenschach», 1892

+                              3+3

Некоторые авторы приводят этюд (он посвящен первому чемпиону мира В.Стейницу) в редакции 1890 года (ўa8-ўa5). Но сам будущий чемпион мира Э.Ласкер продолжал работать над художественным оформлением идеи и опубликовал в 1892 году этюд в версии #1 (без дуали на первом ходу и с удлинением решения на три хода), которую следует считать основной.

1.ўb8 ¦b2+ 2.ўa8 ¦c2 3.¦f6+ ўa5. Вертикаль «b» нужна для атаки черной ладьи.

4.ўb7(ўb8) ¦b2+ 5.ўa7! ¦c2 6.¦f5+ ўa4 7.ўb6(ўb7) ¦b2+  8.ўa6! ¦c2 9.¦f4+ ўa3 10.ўb6 (с угрозой 11.¦:f2) 10...¦b2+ 11.ўa5! ¦c2 12.¦f3+ ўa2 13.¦:f2! ¦:f2 14.с8Ј и выигрывают.

Существуют многочисленные творческие отклики на этот шедевр, который не портят даже органические мини-дуали белого короля.

В 2002 году в журнале «Шахматный Петербург» #5 (27) (см. также www.е3е5.com) была опубликована статья В.Кацнельсона «От Ласкера до Кереса» о развитии идеи Ласкера. В ней приведено немало этюдов, развивающих и углубляющих эту тему, а особое внимание уделялось великому этюду П.Кереса (ўb7-ўg8), который оттолкнулся от лесенки Ласкера.

Настоящая статья намеренно сужает число вариаций темы Ласкера, так как посвящена синтезу конкретных идей, о которых пойдет речь ниже.

Уже отмечалось, что в лесенке Ласкера систематическое движение фигур сопровождается вертикальным противостоянием королей. Позже появились этюды, где это противостояние королей сменяется горизонтальным (используется край доски).

Наиболее интересным из них видится следующий этюд П.Кереса.

#2. П.Керес, 1972

+                           3+3

Сначала все происходит по Э.Ласкеру.

1.ўd8 ¦d3+ 2.ўc8 ¦e3 3.¦h6+ ўc5!(3...ўb5 4.ўd7 ¦d3+ 5.¦d6! ¦:d6 6.ў:d6 h2 7.e8Ј+±) 4.ўd7 ¦d3+ 5.ўc7 (5.ўe8? ¦e3 6.¦h8 ўd6=) 5...¦e3 6.¦h5+ (см. #2а).

#2а

Подошла развилка:

А. 6...ўc4 и продолжается лесенка Ласкера, укороченная на одну ступеньку. 7.ўd7 ¦d3+ 8.ўc6 ¦e3 9.¦h4+ ўb3  10.¦:h3 ¦:h3 11.e8Ј±.

В. 6...ўb4 7.ўd6 ¦d3+ 8.ўc6 ¦e3 (8...¦c3+ 9.ўb6 ¦e3 10.¦h4+±) 9.¦h4+. Маневр для перехода к горизонтальному противостоянию королей. 9...ўa5 10.ўd6 ¦d3+ (10...ўb6 11.¦h8!±, но не

11.¦:h3? ¦:h3 12.e8Ј ¦d6+=) 11.ўc5! ¦e3 12.¦:h3 ¦:e7 13.¦a3x.

Есть, правда, шероховатость в финале: выигрывает также 12.¦h8. Поэтому надо заканчивать этюд на два хода раньше.

Любопытен и этюд E.Janosi, где черный король сам выбирает поле b4 из многих других.

#3. E.Janosi, 1991

+                            3+3 

1.e7 ¦e3 2.ўf6

A. 2...h2 3.¦h5 ¦f3+ 4.ўe6 (ўg6, ўg7) ¦e3+ 5.ўf7 ¦f3+ 6.ўe8 ¦f2 7.ўd7 ¦d2+ 8.ўc6 ¦e2 9.ўd6 ¦d2+ 10.ўc5 ¦e2 11.¦h3+ ўb2 12.¦:h2 ¦:h2 13.e8Ј±. В этом варианте король должен посетить поле е8, чтобы оттеснить черную ладью на вторую горизонталь (неприятны дуали на 4-м ходу, из-за чего, видимо, вариант не указан как основной). Затем белый король упрощенной лесенкой добирается до своего черного собрата, и дело заканчивается вертикальным противостоянием.

B. 2...ўb4! 3.¦h5 (3.ўf7? h2 4.¦d1 ¦f3+ 5.ўe6 ¦e3+ 6.ўd7 ¦d3+= или 4.¦h5 ¦f3+ 4.ўe8 ¦f2=) 3...¦f3+ 4.ўe6 ¦e3+ 5.ўd7 (ўd6) ¦d3+ 6.ўc6 ¦e3 7.¦h4+ ўa5. Концовка варианта полностью совпадает с концовкой этюда Кереса. 8.ўd6 ¦d3+ 9.ўc5! ¦e3 10.¦:h3 ¦:e7 11.¦a3x.И опять в конце этюда белые могут играть 10.¦h8 (если не закончить этюд раньше) также с выигрышем.

Но беда поджидает этюд совсем с другой стороны. В главном варианте имеется побочное решение: после 2...ўb4, кроме авторского, решает 3.¦d2 ўc3 4.¦f2 с выигрышем.

В упомянутой статье «От Ласкера до Кереса» приводился этюд Н.Копаева (1914-1978), оригинального мастера и видного шахматного теоретика. Сейчас мы возвращаемся к этому этюду, чтобы рассмотреть его более подробно.

#4. Н.Копаев
«Шахматы в СССР» 1951, 2 приз

+                          3+3          

1.¦f5+!

Не достигает цели ни 1.¦h8? ¦d3 2.¦h5+ ўa4! 3.ўc6 ¦c3+ 4.ўb6 ¦b3+ 5.ўa6 ¦d3=,

ни 1.¦f1? ¦d3 2.ўc7 ¦c3+ 3.ўd8 ¦h3=.

1...ўa4! 2.¦a5+! Привлекая короля «на место». 2.¦h5? ¦b3+ 3.ўc7 ¦c3+ 4.ўb6 ¦b3+

5.ўa6 ¦d3=.

2...ўb4 3.¦h5 ¦d3 4.ўc7(ўc6) ¦c3+  (см. диаграмму #4a).

#4а

5.ўb6 ¦d3 6.¦h4+ ўa3 7.ўc7 ¦c3+ 8.ўd8 ¦c2. Вынужденное освобождение 3-й горизонтали

#4b

9.ўe7 ¦e2+ 10.ўd6 ¦d2+ 11.ўc6 ¦c2+ 12.ўb5! ¦b2+ 13.ўa5! ¦d2 14.¦h3+ ўa2 15.¦:h2 ¦:h2 16.d8Ј±.

Этюд начинается с тонкой вступительной игры, включающей красивую жертву ладьи, и только потом происходит оттеснение черного короля по Ласкеру с завлечением его на вторую горизонталь. Впечатляет усложнение лесенки Ласкера своеобразной петлей белого короля.

Этюд был высоко оценен в центральном шахматном журнале, где по традиции призами отмечались только выдающиеся работы. Он попал во многие учебники по теории ладейных окончаний, в уникальную книгу «Советский шахматный этюд».

Однако в этюде #4 Н.Копаева, кроме очевидных достоинств, оказался и недостаток. Не будем строги к мелким дуалям короля, типичным для сложных ладейных этюдов, типа 4.ўc7(ўc6). Но имеется неприятный дефект на 5-м ходу, отмеченный еще Г.Каспаряном: «Возможна перестановка ходов – 5.ўd8 ¦c2 6.ўe7 ¦e2+ 7.ўd6 ¦d2+ 8.ўc7 ¦c2+ 9.ўb6 ¦d2 10.¦h4+ ўa3 11.ўc6 и т. д.».

Фактически речь идет не о перестановке ходов, а о перестановке маневров, когда петлю короля можно выполнить или на 5-м ходу, или на 8-м.

Неудивительно, что Г.Каспарян, включив этюд Н.Копаева в ряд своих сборников, не отобрал его в книгу «Замечательные этюды», тогда как этюд Э.Ласкера в нее вошел.

Желание устранить этот недостаток #4 явилось первоначальным толчком для создания нами следующего этюда, в котором синтезированы идеи этюдов Н.Копаева (#4) и П.Кереса (#2). Однако новый этюд без добавления материала получил такое интересное и глубокое развитие, что захотелось подробнее познакомить с ним читателей.

#5. Л. Кацнельсон, В. Кацнельсон

+                          3+3  

Нельзя сразу 1.d7? ¦c4+ 2.ўd8 h2 3.¦e1 (3.¦h5 ¦c2=) 3...¦h4 4.¦h1 ўb7=.

1.¦e7+ и первая развилка:

А. 1...ўb6 (1...ўa8 2.¦e2 ¦c4+ 3.ўd8 ¦h4 4.d7 ўb7 5.¦b2+±) 2.d7 h2 3.¦h7!

В этом варианте ладья должна задерживать пешку только по вертикали. 3.¦e1? ¦c4+=; 3.¦e6+? ўa7 4.¦h6 ¦c4+=.

3...¦c4+ 4.ўb8 ¦d4 5.¦h6+ ўb5!

5...ўa5 6.ўc7 ¦с4+ 7.ўd6 ¦d4+ 8.ўc6 ¦c4+ 9.ўd5 ¦c2 10.d8Ј+ (шах)±.

6.ўc7(ўc8) ¦c4+ 7.ўb7!

7.ўd8? ¦c2 8.ўe7 ¦e2+ 9.ўd6 ¦d2+ 10.ўc7 ¦c2+ 11.ўb7 ¦d2 12.¦h5+ ўa4! 13.ўc6 ¦c2+ 14.ўb6 ¦b2+!=.

7...¦d4 8.¦h5+

#5a

Главная развилка этюда с двумя вариантами:

А1. 8...ўb4 9.ўc8(ўc7) ¦c4+ 10.ўd8! Заходя на петлю короля по Копаеву и вынуждая черную ладью занять вторую горизонталь кратчайшим путем.

10...¦c2 11.ўe7 ¦e2+ 12.ўd6 ¦d2+ 13.ўc6(ўc7) ¦c2+ 14.ўb6 ¦d2 15.¦h4+ ўa3. Оставляя вертикаль «b» для шаха ладьей. 16.ўc6 ¦c2+

#5b

17.ўb5 ¦b2+ 18.ўa5 ¦d2 19.¦h3+ ўb2 20.¦:h2 ¦:h2 21.d±. Лесенка Ласкера пройдена до конца.

A2. (см. диаграмму #5а) 8...ўa4 9.ўc6 ¦c4+ 10.ўd6! Но не 9.ўd5? ¦c2=. 10...¦d4+

#5c

11.ўe6 ¦e4+ 12.ўd5! А с этой стороны, оказывается, можно! 12...¦e2 13.ўc4! ¦d2 14.¦:h2! В отличие от этюда Кереса здесь уже не проходит 14.¦h8!? ўa5 15.ўc5 ¦c2+!= (но не 15...ўa6? 16.¦:h2!¦:d7 17.ўc6±). 14...¦:d7 15.¦a2x.

В. 1...ўa6 2.d7 ¦c4+ 3.ўb8

3.ўd8? h2 4.¦e1 ўb5 5.¦b1+ (5.ўe7 ¦e4+=) 5...ўc6 6.¦h1 ¦c2=.

3...¦b4+ 4.ўc7 ¦c4+ 5.ўd6 ¦d4+

#5d

6.ўc6!

6.ўe6? ўb6 7.¦e8 h2 8.¦h8 ўc6 9.¦c8+ ўb7 10.¦c1 ¦d2=; 6.ўc5? ¦d2! 7.¦e2! (7.¦e1? ўb7!) 7...¦:e2 8.d8Ј¦c2+! 9.ўb4 h2!=.

6...¦c4+(6...¦d2 7.¦e1 ¦c2+ 8.ўd6 ¦d2+ 9.ўe7±). 7.ўd5 h2! И теперь не 8.ў:c4? h1Ј 9.¦e6+ ўb7 10.d8Ј Јc1+=, а 8.¦e1! (8.¦h7? ¦c2=), и на естественное 8...¦c2 проще всего 9.d8Ј ¦d2+ 10.ўc6! ¦:d8 11.¦a1x.

Подведем некоторые итоги.

По сравнению с этюдом Н.Копаева у нас в варианте «А» отсутствует неожиданная жертва ладьи, завлекающая черного короля на b4, но зато проходит тонкое разделение вариантов «А1» и «А2» (см. диаграмму #5а) – результат перемещения черной ладьи на 4-ю горизонталь. При этом «блуждающая» петля белого короля у Копаева находит в нашем этюде жесткую привязку к 10-му ходу в варианте «А1», а лесенка Ласкера удлиняется на одну ступень.

В варианте «А2», как и в этюде Кереса, осуществляется переход к горизонтальному противостоянию королей, но с помощью неочевидного маневра белого короля в центре доски – своеобразного финта (см. диаграмму #5с), и устраняется дефект в финале (14.¦h8?).

Наконец, в варианте «В» маневр-финт белого короля в центре доски внезапно видоизменяется (см. диаграмму #5d) и пешка h2 задерживается ладьей уже не по вертикали, а по горизонтали.

В результате в этюде проходят три полноценных варианта, гармонично перевязанных между собой.

Мы понимали, что этюд Копаева составлен более полувека, а этюд Кереса более 30 лет назад. Однако работали над классическим наследием с большим увлечением, с немалым удивлением открывая все новые возможности позиции. Конечно, анализ вариантов осуществлялся с помощью современной компьютерной программы.

Думается, подобный путь разработки этюдов классиков никому не заказан.

***

Настоящая статья является перепечаткой (с минимальными купюрами) из известного сборника по композиции «Задачи и этюды», выпуск #36 2005 г. Как правило, cайт не перепечатывает статьи из других изданий, но на этот раз делается исключение. На то имеются две причины.

Во-первых, эта статья тематически связана с ранее напечатанной на нашем сайте статьей «От Ласкера до Кереса» и дополняет ее.

Во-вторых, в эти дни (4 ноября) исполняется 70 лет талантливому шахматному композитору, председателю городской комиссии по композиции, редактору и издателю сборника «Задачи и этюды» Я. В. Россомахо. Пользуясь случаем, сердечно поздравляем Якова Вульфовича с юбилеем и желаем ему здоровья и дальнейших творческих успехов, как в составлении шахматных задач, так и в выпуске новых сборников «Задачи и этюды».



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки