06.06.2005
В.Кацнельсон. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЭТЮДЫ
Знаете ли вы, сколько всего составлено шахматных этюдов? Еще в 70-х годах прошедшего века по оценке этюдных коллекционеров считалось, что их количество приближается к 30 тысячам. Сейчас же, в начале XXI века, когда при анализе позиций широко используются компьютеры, их число резко возросло, и полагают, что составлено около 60 тысяч этюдов. Конечно, они далеко не равноценны. Наряду с выдающимися этюдами, имеющими художественную ценность и теоретическое значение, есть много заурядных работ. Причем некоторые этюды можно отличить друг от друга разве что оттенками.
А как составляются этюды? Об этом часто спрашивают, но еще никто не дал на него четкого ответа. Да здесь и нет никакого рецепта. Ясно одно, в основе процесса составления этюдов лежит многочасовой анализ, о котором так точно сказано в замечательной книге Генны Сосонко «Мои показания»:
«Что значит шахматный анализ? После нескольких часов вечернего анализа позиция вроде бы поддается, но окончательное решение еще не найдено. Оно где-то рядом, но ускользает неуловимо, пробуешь и так, и этак. И наступает ночь, и накатывается усталость, и разумом понимаешь, что лучше отложить до завтра, но продолжаешь в отчаянии искать этот темп и перебираешь все ходы, приближаясь к началу варианта, а иногда и к исходной позиции фигур. Но если приходит озарение и решение наконец получено, знаешь, что радость от найденного перевесит усталость всех дней, недель, а то и месяцев, затраченных на поиски того, что интуитивно чувствовал с самого начала».
Под таким высказыванием могут подписаться не только шахматные мастера, тренеры-аналитики, но и этюдисты. Однако для составления этюдов кроме анализа нужны еще и знание этюдного наследия, и фантазия, и техника составления, и изобретательность плюс... некоторое везение. Бывает даже, что этюды составляются только за счет везения, но многого достичь одним везением невозможно. Чаще же этюды после длительной и упорной работы, перефразируя А. Вознесенского (помните, «стихи не пишутся, случаются») именно случаются.
Не секрет, что шахматные этюды широко используются в качестве учебных примеров. Как показала практика, такой учебный материал, облеченный в художественную форму, кроме всего прочего, легче запоминается. При этом, как правило, в печати приводятся классические этюды старых мастеров, увы, по большей части одни и те же. Однако уже давно наступили времена, когда следует расширить число приводимых этюдов, познакомить, наконец, читателей с этюдами других поколений.
В качестве объекта внимания я предлагаю игровые этюды. Их исходное положение предельно похоже на естественную игровую позицию, и главное, борьба сторон носит обоюдный характер. Как мне кажется, такие этюды должны быть особенно интересны шахматистам, стремящимся постичь тонкости и красоту шахмат, хотя, по моим наблюдениям, большинство шахматистов (подчас очень сильных) – в чистом виде игроки, для которых более важна не красота, но результат.
Суть игровых этюдов удачно выражена известным шахматным поэтом Евг. Ильиным в стихотворении «Этюдист»:
Так испокон веков ведется –
и, очевидно, неспроста, –
что без борьбы нам не дается
ни правота, ни красота.
Именно так: борьба, правота и красота! В трех словах передается смысл игровых этюдов, среди которых достойны внимания многие. Но даже, если ограничиться игровыми этюдами с достаточно короткими решениями, для их демонстрации необходима серия статей.
Несколько лет назад я опубликовал статью «Эстафета поколений» о преемственности традиций этюдистов с берегов Невы. В настоящей же статье я хочу познакомить читателей с игровыми этюдами последних лет ныне действующих петербургских этюдистов.
Этюды располагаются в хронологическом порядке. Наряду с пояснениями к этюдам, привожу короткие сведения об их авторах.
Альберт Михайлович Белявский – профессиональный художник и мой любимый этюдист. В прошлом году ему исполнилось 70 лет. К сожалению, он не слишком известен широким кругам шахматистов. Все знают гроссмейстера Александра Белявского. Меньше знаком любителям шахмат петербургский мастер Борис Белявский, но есть еще отличный этюдист – Альберт Белявский.
Им составлено не так уж много этюдов (может быть, один на год жизни), но большинство из них прекрасны.
В свободные часы в своей художественной мастерской А.М. прорисовывает свои этюды. Работает он, как говорится, «в стол», и лишь по прошествии лет знакомит со своими работами коллег, поражая и чаруя их.
Посмотрите, например, такой этюд.
Кажется, что борьба в материально равном окончании неизбежно должна закончиться ничьей, но задание требует выигрыша.
1. А. Белявский, «Грузия-60», 1982, 4-5 приз
+ 5+5
1.h7 ¤f4+! (1...ўc5 2.Ґa3+ ўc6 3.¤b2 ¤f4+ 4.ўg4 ¤g6 5.¤e7+±) 2.Ґ:f4 (2.ў:h4? ¤g6+ 3.ўg5 ўd5=) 2...ўe4 3.¤e7! Защищая слона в случае 3...ў:f4 4.¤d5+ и 5.¤5c3, а также препятствуя 3...Ґg6.
3...Ґd7+ 4.ў:h4 Ґf5! 5.Ґe5!! (5.¤:f5? ў:f5=) 5...Ґ:е5 6.¤f2+! ўf4 7.¤h3+! Идет борьба за +f5.
7...ўe4 8.¤g5+ ўf4, и совершенно неожиданно возникает красивый, правильный мат двумя конями в центре доски.
9.¤d5#! Интересно, что абсолютно все фигуры, участвующие в матовой картине, включая обоих королей, пришли на свои места в процессе игры. Каждый ход в этюдах Белявского, как в лучших окончаниях больших шахматных мастеров, логичен и понятен.
Виктор Алексеевич Разуменко справедливо считается учеником своего рано ушедшего талантливого друга, большого мастера этюда Леопольда Адамовича Митрофанова (1932-1992). Упорно оттачивая технику составления, В. Разуменко выполнил заветную норму мастера и по праву считается одним из ведущих этюдистов города.
Представлю его творчество этюдом, вошедшим в «Альбом ФИДЕ 1986-88 гг.» Напомню, что в эти Альбомы включаются лучшие работы составителей мира за трехлетний период.
2.В. Разуменко, «Золотое руно», 1986, 1 спец. почетный отзыв
+ 3+3
Такая позиция вполне может встретиться и в практической партии.
1.a7! Не годится 1.b8Ј? ¦e2+ 2.ўf6 (2.ўd6 ¦d3+ 3.ўc5 ¦c2+=) 2...¦c6+ 3.ўf5 ¦:a6 4.Јh8+ ўa2 5.Јg8+ ¦ae6=.
1...¦c7+ 2.ўd8. К вечному шаху ведет 2.ўd6? после 2...¦2c6+.
2...¦a2! (2...¦:b7 3.a8Ј+ и 4.Ј:b7±) 3.a8Ј (3.ў:c7? ¦:a7=) 3...¦h7! Как будет видно из последующей игры, только так черные могут продолжать борьбу.
4.Јc8! (4.b8Ј? ¦h8+ 5.ўc7 ¦:a8=) 4...¦d2+ 5.ўe8 ¦e2+ 6.ўf8 ¦h8+, итеперь последняя тонкость, так как после 7.ўg7? ¦ee8!=, но 7.ўf7!, и белые все же выигрывают.
С именем международного мастера Алексея Алексеевича Сочнева петербургские любители шахматной композиции давно связывают большие надежды. К сожалению, из-за длительного перерыва в составлении (около 10 лет) он формально еще не гроссмейстер, но верится, что это только пока. А.Сочнев, обладая поразительной фантазией и великолепной техникой составления, исключительно быстро схватывает суть позиции. Число этюдов Сочнева, завоевавших 1 приз (что является признаком очень высокого класса) превышает общее количество этюдов многих опытных композиторов. Следует отметить и его прекрасное «сотрудничество» с компьютером, что в наше время не маловажно.
3.А. Сочнев, «Schakend Nederland», 1986, 1 приз
= 5+5
1.¦b8+ с тем, чтобы на отход короля сыграть 1.¦c8. Если сразу 1.¦c8?, то 1...¤c3 2.¦:c3+ ў:c3 3.¤f4 ўd2µ, но...
1...¤b6! 2.¦:b6+ ўa3! (2...ўa2? 3.¦b2+! ў:b2 4.¤e1! ¤f6 5.a6 ¤d5 6.a7 ¤b6 7.ўg4 c1¤ 8.ўf5=) 3.¦c6! dc 4.d7 ¤g5+ 5.ўh2!! Блестящая игра обеих сторон.
5...¤f7 6.a6 c1Ј 7.d8Ј! ¤:d8 8.a7. И выясняется, что у черных, имеющих колоссальный материальный перевес, нарушена координация фигур, и они не могут препятствовать превращению белой пешки.
8...Јh6+ 9.ўg1. Сказывается тонкий отход короля на пятом ходу.
9...Јc1+ 10.ўh2=. Ничего кроме вечного шаха у черных нет.
Прекрасный игровой этюд не только завоевал 1 приз в конкурсе, но и включен в «Альбом ФИДЕ 1986-88 г.г.»
4. С. Захаров, В. Разуменко, «Шахматный вестник», 1993
+ 4+3
Сначала надо решить вопрос, какого коня спасать.
1.¤e5! Оказывается,никакого!
1...¦:h5. Слабее 1...¦:e5 2.ўd6! ± или 1...ўe7 2.¦b7+ ўe6 3.¤g7+±.
2.¤g6! ўc8 (2...ўe8 3.¦f2!±)3.¤e7+. Преждевременно 3.¦e2? ўb8 4.ўb6 ўc8 5.¦e8+ ўd7=.
3...ўd8 4.¤g8! Белый конь с темпом (угроза мата) занял важное поле.
4...ўc8. На 4...ўе8 следует вилка 5.¤f6+.
5.¦e2! Теперь это стало возможным. Тонкий ложный след: 5.¦f2? ўb8 6.ўb6 ўc8 7.¦f8+ ўd7 8.¤f6+ ўe7!=.
5...ўb8 6.ўb6 ўc8 7.¦e8+. Но не 7.¤f6? ¦h8 8.¦a2 ўb8! 9.¤d7+ ўc8 10.¦a8+ ў:d7 11.¦:h8=.
7...ўd7 8.¤f6+±. Классически ясный учебный пример!
Следующий этюд (N5) на тему пата составлен мною. Редко кто из этюдистов не составил хотя бы одного этюда на пат. Существует огромная масса патовых этюдов, причем часто в одном этюде проходят несколько патов. Правда, чаще сами паты не представляют особого интереса, но иногда встречаются этюды с редкими, неожиданными патами.
К ним относится и N5. Неожиданные паты встречаются и в практических партиях. Каждый шахматист может припомнить что-нибудь из собственной практики. Приведу пример из своей партии в быстрые шахматы, которую играл черными со значительно более сильным противником, мастерского уровня.
В этой позиции я хотел уже сдаться, как вдруг пришла в голову идея, которую решил напоследок проверить. После сделанного мною хода 1...¦c2?! неизбежно теряется черная пешка f7. 2.¦b8+ ўh7 3.¦f8, но первый ход черных связан с ловушкой: 3...¦f2+ 4.ўg3?? – и неожиданно многоопытной противник попадается в нее! 4...h4+! 5.ўg4 (не меняет дела 5.ў:h4) 5...¦f4+ 6.ў:f4 – пат.
«Честно, не видел», – признался он.
N5 и тоньше, и сложнее, но ведь это этюд, а не ловушка!
5. В. Кацнельсон, ЮК «В.Неидзе - 60», 1998, почетный отзыв
= 4+4
1.Ґg7+! Недостаточно 1.Ґf8+? ўg8 2.g7 ¤f3+µ.
1...ў:g7. Теперь на 1...ўg8 последует 2.Ґd4! ¤f3+ (2...f1Ј 3.¦h8#) 3.ў:g4 ¤:h4 4.Ґ:f2=.
2.¦h7+ ўg8 3.¦e7! Выбор единственного поля. 3.¦f7? (недоступность других полей прояснится в конце решения) 3...¤f3+ 4.ў:g4 f1Ј 5.¦:f3 Јe2! 6.ўf4 ўg7 7.¦g3 Јf2!+µ.
3...¤h3+! (3...f1Ј 4.¦e8+ ўg7 5.¦e7+ ўf8 6.¦f7+ Ј:f7 7.gfg3 8.ўg4=; 3...¤f3+ 4.ўf6! ўf8 5.g7+±; 3...g3 4.ўh6 f1Ј 5.¦e8+ Јf8+ 6.¦:f8+ ў:f8 7.ўh7±). 4.ўh6 f1Ј. Ничего не дает и 4...f1¦ после 5.¦g7+ ўf8 6.¦a7 ¦f6 7.¦a8+ ўe7 8.¦a7+ ўe8 9.ўh5 g3 10.g7=.
5.¦e8+ Јf8+. Сейчас нельзя 6.¦:f8+? ў:f8 7.ўh7 ¤g5+ 8.ўh8 ¤e6µ, но 6.g7!! Ј:e8 - с элегантным патом.
Теперь очевидно, что пат мог получиться только при 3.¦е7!
6. Л. Кацнельсон, В. Кацнельсон, «Задачи и этюды» N16, 1998, 2 приз
+ 5+3
Выигрыш возможен только при сохранении пешки d7, поэтому
1.Ґd6! Под два боя.
Тематический ложный след: 1.¦a6+? ўf7 2.¦d6!? ¦:h4+(но не 2...¦:d6 3.Ґ:d6 Ґb6 4.h5!±) 3.ўg2 Ґb6! 4.¦:b6 ўe7 5.¦d6 ¦h8 6.Ґc7 ¦d8, ставя символический крест на преждевременном ходе 1.¦a6+ - ничья; или 2.Ґd6 ¦:h4+ 3.ўg2 ¦h8! 4.Ґ:c5 ¦d8 5.¦d6 ўе7!=.
1...Ґb6 (1...¦:d6 2.¦a6!±) 2.¦a6! ¦:h4+ (2...¦d1+ 3.ўg2 Ґd8 4.Ґe7+±) 3.ўg2 (3.Ґh2? ўf7! 4.¦:b6 ўe7 5.¦d6 ¦h8 6.¦d1 ¦d8=) 3...¦h7! 4.Ґe7! ўf7! (4...¦:e7 5.d8Ј±) 5.¦:b6 ¦g7+! 6.ўh3! Обходя ловушку 6.ўf3? ў:e7 7.¦b8 ¦f7+ и 8...ў:d7.
6...ў:е7! (6...¦h7+ 7.Ґh4) 7.¦b8! ¦h7+ (7...ў:d7 8.¦b7+) 8.ўg4 ¦g7+, рассчитывая на 9.ўf5? ¦f7+ 10.ўg6 ¦f6+=.
9.ўh5!, вынуждая 9...ў:d7 10.¦b7+ и выигрывая.
Ярко выраженный игровой этюд с взаимными ловушками и с красивым тематическим ложным следом.
В процессе составления этюда N6, была и другая исходная позиция, также приятная на вид.
6а. Л. Кацнельсон, В. Кацнельсон
+ 5+3
Первый ход 1.Ґd6! здесь выглядит не менее эффектно. Хотя в основном этюде слон идет под два боя, здесь он тоже неожиданный. Тем не менее, эта позиция была соавторами отвергнута, т. к. этюд лишался симпатичного тематического ложного следа. N6а (основное решение его аналогично N6) как-то я показал одному сильному кандидату в мастера.
Он сказал, что вообще этюды не решает, однако быстро нашел первые четыре эффектных хода, каждый раз удивляясь самому себе, после чего наотрез отказался решать дальше. Но когда я ему показал окончание этюда, одобрительно о нем отозвался.
В связи с этим, хочу обратиться к шахматистам высокой квалификации. Не стесняйтесь решать этюды. Не сомневаюсь, они вам вполне «по зубам». И тренировка хорошая, и удовольствие получите!
Этюд N7 несколько выпадает из общего ряда из-за наличия довольно длинных вариантов. В этой подборке я стремился обойтись без них. Но этюд мне нравится, и, надеюсь, читателю понравится тоже.
7. Л. Кацнельсон, В. Кацнельсон,
ЮК «В.Руденко - 60», 1998, 2-3 почетный отзыв (исправление 2005)
= 5+5
1.a6! Жертвуя коня. Активная жертва коня после 1.¤c5+? ўd5! 2.¦e1 (не меняет дела 2.¦c1 ¦c4) 2...ў:c5 3.¦:e2 ўd4 4.¦a2 ўd3 5.¦a3+ ўd2! (ноне 5...ўe2 6.a6 ¦b8 7.a7 ¦a8 8.ўg5 ўf2 9.ўg4 e2 10.¦f3+!=)6.a6 ¦b8 7.a7 ¦a8 8.ўg5e2 ведет к победе черных. Не спасает белых также 1.ўg5? ¦:b3 2.¦e1 ўe5 3.¦:e2 ўe4 4.ўg4 ¦b7 5.ў:g3 ¦g7+ 6.ўh2 ўd3µ.
1...¦:b3
1...ўf6 2.ўh5 ¦:b3 3.a7! ¦a3 (после 3...¦:b1 4.a8Ј e1Ј 5.Јc6+ ничьявечнымшахом) 4.ўg4=.
2.a7! Белые последовательно проводят свой план. Слабо 2.¦a1? ¦b8! (но не 2...¦a3? 3.¦:a3 e1Ј 4.a7 с неотвратимым а8Ј=) 3.ўg5 ўe5 4.ўg4 ўe4 5.ў:g3 ¦g8+ 6.ўh2 ¦a8 или 2.¦e1? ўf5! 3.¦:e2 ¦a3 4.¦е1 ўe4 5.ўg5 ўd3µ.
2...¦a3. После 2...¦:b1 3.a8Ј e1Ј 4.Јc6 - вечный шах.
3.¦b3!! Пуанта этюда – ответная жертва ладьи на том же поле.
3...¦a6! Расставляя ловушку. Не проходит ни 3...e1Ј 4.¦:a3=, ни 3...¦:a7 4.¦:e3+=.
4.a8Ј! Белые уходят от ложного следа 4.¦:e3+!? ўf5+ 5.ўh5 ¦:a7! 6.ўh6 ¦a6+ 7.ў~ ¦e6µ.
4...¦:a8 5.¦:e3+ ўf6! 6.¦f3+ ўe5 7.¦e3+ ўf6 8.¦f3- позиционная ничья.
8. С. Матвеев, командное первенство России, 1999, 4 место
+ 4+4
1.e6 ¤e4! После 1...fe (1...¤f5 2.Ґc5+) 2.Ґ:g3 ўe4 следует 3.h4! ўf5 4.ўc5 ўg4 5.ўd4±.
2.Ґc5+! ¤:c5 3.e7 ¤e4! 4.h4!Обходя небольшую ловушку: 4.ўc6? ¤f6 5.h4 ўe5µ.
А. 4...¤d6+ 5.ўc6 ¤e8 6.h5! Еще один точный ход. 6.ўd7? ¤f6+ 7.ўd8 ўe5 8.h5 ўf5µ.
6...ўe5 7.h6 ўf6 8.ўd7. Король мешает своему коню занять поле f6, и белые выигрывают.
В. 4...¤f6 5.h5 ўe5 6.h6±. А теперь конь мешает своему королю.
Тонкий, приятный игровой этюд.
Юрий Викторович Рослов – еще один наш талантливый мастер этюда. Серьезная научная деятельность не позволяет и ему полноценно заниматься этюдами. Тем не менее, изредка он продолжает радовать нас интересными работами.
9. Ю. Рослов, ЮК «Л.Кацнельсон-64», 2000, 1-4 приз
+ 5+6
1.Ґe5+! Ложный след: 1.Ґ:c3!? а1Ј+ 2.Ґ:a1 ¦g5+ с вечным шахом.
1...ўg1! 2.Ґd4+! Опять нельзя 2.Ґ:c3 из-за вечного шаха. Сейчас в зависимости от хода черных возможны два варианта:
А. 2...ўg2 3.Ґ:c3 ¦g5+ 4.ўa4 ¦g4+ 5.ўa3 a1Ј+ 6.Ґ:a1 ¦g3+ 7.ўa2, и черный король мешает своей ладье, блокируя поле g2. Вечного шаха нет, и белые выигрывают.
В. 2...ўf1 доставляет белым наибольшие трудности.
3.Ґ:c3 ¦g5+ 4.ўa4 ¦g4+ 5.ўa3 a1Ј+ 6.Ґ:a1 ¦g3+. Белому королю мешает скрыться свой же слон, поэтому его надо расчетливо скинуть.
7.ўa4 ¦g4+ 8.ўa5 ¦g5+ 9.ўa6 ¦g6+10.Ґf6! ¦:f6+11.ўa5 ¦f5+ 12.ўa4 ¦f4+ 13.ўa3 ¦f3+15.ўa2 ¦f2+16.ўa1, и выясняется, что черный король, завлеченный на f1, блокирует это поле, избавляя белых от вечного шаха, и они побеждают. Этот этюд формально не подпадает под тему короткого игрового этюда, но думаю, порадует шахматного практика: обоюдоострая, совершенно ясная позиция на фоне блестящей логической жертвы слона.
10. Л. Кацнельсон, «Задачи и этюды», 2000 (коррекция), 2 приз
+ 4+3
1.c6! Для победы надо сохранить пешку.
A. 1...ўb5. На 1...ўc5 достаточно 2.ўf6±, но не 2.¦h5? ¦:h5 3.c7 ¦g5+!=; 1...ўb3 2.¦h3+ ўb2 3.¦c3±.
2.¦c2 ¦e7+ 3.ўf6 ¦c7 4.¤c3+ ўc5 (4...ў:c6 5.¤b5+; 4...ўc4 5.ўe5 ¦:c6 6.¤e2+±) 5.¤e2+ ўd5 (5...ўd6 6.¤d4±) 6.¤f4+ ўd6 7.¤e6 ¦:c6 8.¦d2# -идеальный мат.
B. 1...ўd5 2.¦h5! (2.¦c2? ¦e7+ 3.ўf6 ¦e6+=) 2...¦:h5 3.c7 ¦g5+ 4.ўf7 ¦f5+ 5.ўe7 ¦e5+ 6.ўd7 ¦h5 7.¤c3+ (7.c8Ј? ¦h7+=) 7...ў~ 8.c8Ј с выигрышем.
«Отличная миниатюра с двумя вариантами: один заканчивается уже знакомым, но искусно созданным матом, другой - доминацией белого ферзя» - так охарактеризовал этюд N10 международный гроссмейстер по композиции V.Nestorescu, судья конкурса.
Надеюсь, представлять международного мастера по этюдам Леонарда Ильича Кацнельсона нет особой необходимости. В начале 60-х годов на начинающего в то время этюдиста большое влияние оказали такие маститые этюдисты, как А. Гербстман, В. Чеховер и особенно гроссмейстер В. Корольков. Позже многократный чемпион Ленинграда и Санкт-Петербурга Л.И. регулярно входил в число призеров страны, а в 1973 г. был даже чемпионом СССР по разделу этюдов. Интересующихся более подробными сведениями, отошлю к его (в небольшой степени и моей) книге этюдов «Семейный шахматный этюд», изданной в 2000 году.
11. С.Захаров, «Задачи и этюды», 2002, 1-2 почетный отзыв
+ Ход черных 4+4
Достаточный для победы материал, но ход черных.
1...¦d1 2.Ґ:g7. Попытка оживить фигуры ходом 2.Ґe5? находит опровержение: 2...¦d3! 3.ўh2 (3.Ґc7 ¦h3+ 4.Ґh2 ¦d3 – позиционная ничья) 3...g5! 4.Ґc7 g4 и из-за угрозы ¦h3# – ничья.
2...¦d5! 3.ўh2! (3.Ґe5? f6! 4.Ґc7 ¦h5+5.Ґh2 ¦d5=) 3...¦h5+ 4.ўg3 ¦g5+ 5.ўf3 ¦:g7. Черные тонкой игрой добились ничейного соотношения по материалу, но за это время белые «разморозили» свои фигуры и «сковали» черного короля.
6.¤e5 ўe1 (6...ўg1 7.¤g4 и 8.¦d1#) 7.ўe3 f5! 8.¤f3+ ўf1 9.¦d1+ ўg2 10.¦g1+ (недостаточно 10.¤h4+? ўh2! 11.ўf2 f4! 12.¤f3+ ўh3 13.¦h1+ ўg4 14.¦g1+ ўh3! 15.¦:g7 с патом) 10...ўh3 11.¤g5+! (11.¦:g7? f4+!=) 11...ўh4 (11...ўh2 12.ўf2 f4 13.¦g4±) 12.ўf4! ўh5 13.ў:f5 ўh4 14.¦g4+ ўh5 15.¦g3 ўh6 16.¦h3#.
«Тонким 3.ўh2! белые сбрасывают оковы позиционной ничьей. Отмечу и удачное использование известных идей в финальной развязке» – судья конкурса С.Ткаченко.
Сергей Павлович Захаров давно выполнил норму мастера по многоходовым задачам и является в этом жанре одним из ведущих в России. Больших успехов С.Захаров достиг и в составлении этюдов. Это не удивительно, С. П. считает своим заочным Учителем знаменитого грузинского гроссмейстера Иосифа Крихели (1932-1988), в равной степени блестяще работавшего и в задачных, и в этюдных разделах.
12. С. Захаров, «Задачи и этюды», 2002, спец. приз
+ 5+3
1.d7! Ложный след: 1.Ґc7!? Ґ:f3+ 2.ўh6 ¦b6! 3.Ґ:b6 Ґg4=.
1...¦b5. После 1...¦d2 2.Ґc7+ ўg1 3.d6! (3.Ґb6+? ўh2 4.Ґd4 ¦:d4 5.d8Ј Ґ:f3+ 6.ў~ ¦:d5=) 3...¦h2+ 4.ўg5 ¦h8 5.d8Ј ¦:d8 6.Ґ:d8 Ґ:f3 7.d7 белые выигрывают.
2.Ґc7+ ўg1! 3.Ґb6+! Нельзя 3.d8Ј? ¦d5+ 4.Ј:d5 Ґ:f3+ 5.Ј:f3 - пат.
3...ўh2 4.Ґc5! Пуанта этюда. 4...¦:c5 (4...¦b8 5.Ґd6+) 5.d8Ј и выигрывают, так как патовая клетка разрушена!
13. А. Сочнев, «Задачи и этюды», 2002, 3 приз
+ 3+3
Комментирует судья конкурса, гроссмейстер Украины по композиции Сергей Ткаченко: «Трудно поверить в правильность задания, глядя на грозную пешечную пару черных. Здравым выглядит желание поиграть на мат:1.ўe3? d2 2.¦g4! Но после дуплетного превращения в скакунов – 2...d1¤+! 3.ўd3 c1¤+! белым не удается использовать уязвимость лошадок. 4.ўd4 (4.ўc2 ¤e3+!, вилка) 4...¤e2+ 5.ўe5 ¤f2=.
Но победа есть!
1.¤f2! ўd2 2.¤e4+ ўd1! 3.¤c3+ ўe1! (3...ўc1 4.ўe3 d2 5.¦b4 e1¤+ 6.ўd3 ¤:c3 7.ў:c3 ўd1 8.¦d4+±, 3...ўd2 3.¤a2±) 4.¦e4+ ўf1 5.¦h4! Матовая угроза на руку белым!
5...ўg1 6.¦c4!! Блестящая засада на исходном поле!
6...c1Ј (6...ўf1 7.¤e4±) 7.¤e2+, выигрывая ферзя и партию.
Воздушный поединок без единого взятия!»
Алексею Ивановичу Котову не так давно исполнилось 75 лет. В честь этого события ведущие композиторы города помогли ему выпустить «Избранные задачи и этюды А.И. Котова». Известно, что А.И. приверженец романтического направления, но среди его этюдов есть и игровые. Например, такой.
14.А. Котов, «Задачи и этюды», 2003 (итоги не подведены)
= 4+6
1.b8¤+! Не годится 1.b8Ј? ab+µ.
1...ўa5 (1...Ј:b8 2.¦:b8=) 2.¤c6+ ўa6 (2...ўa4? 3.¦b4#) 3.¤b8+ (3.¤:d8? ab+ 4.ў:b2 Ґd5µ) 3...ўa7 4.¤c6+ ўa8 5.¦b7!! Вот это пуанта! Блестяще!
5...ў:b7. Приходится брать, ничего другого не видно, грозит мат.
6.¤:d8+ ўb6 7.¤:e6=. Даже демонстрировать этюд cтакойпуантой приятно!
Евгений Васильевич Раков – опытный шахматист, в прошлом инженер, ныне пенсионер и детский шахматный тренер. В последние годы он активно работает в разных жанрах композиции, чаще составляет трехходовые и многоходовые задачи, но изредка составляет и неплохие этюды.
15. Е. Раков, «Задачи и этюды» , 2004, (итоги не подведены)
+ 4+3
1.c7! (1.Ґb8+? ўf3, 1.Ґb7? ¦c1+ 2.ўe2 ¦c2+ 3.ўd1 e2+! 4.ўe1 ўe5 6.Ґb8+ ўe6 7.Ґc8+ ўe7 8.c7 ўd6=) 1...¦c1+ 2.ўe2 ¦c2+ 3.ўd1 e2+ 4.ўe1 ¦c1+ с тем, чтобы поставить ладью на черную клетку (слабее сразу 4...ўe5, когда кроме основного решения, возможно 5.Ґf2! ўd6 6.Ґg3+ ўc6 7.Ґf5! ¦c1+ 8.ўd2!±).
5.ў:e2 ўe5 6.Ґd7! (6.Ґf2? ўd6 7.Ґg3+ ўc6 8.ўd2 ¦c5! 9.Ґe6 ўb7=) 6...¦:c7 7.Ґb8 ўd6 8.Ґa4!±.
«Мы живем в расколдованном мире шахмат, и я сомневаюсь, можно ли заколдовать его обратно» – написал Г. Сосонко в уже цитировавшейся мною книге. Думается, «заколдовать обратно» все же можно, если развернуть шахматы лицом к красоте. Не буду касаться всех связанных с этим проблем. Остановлюсь лишь на более знакомой мне: демонстрации этюдов. В 1982 году появилась сравнительно скромно изданная книга Г. Надареишвили с примечательным названием «Этюд глазами гроссмейстеров» и очень интересной задумкой. Ее автор в течение длительного времени показывал ведущим гроссмейстерам мира по 3 этюда известных этюдистов и просил один, наиболее понравившийся, прокомментировать, а остальные комментировал сам.
Сейчас, в век Интернета, эту идею можно продолжать практически бесконечно. Для чего можно организовать сайт, где бы этюдисты и гроссмейстеры, еженедельно меняясь, демонстрировали лучшие этюдные достижения по принципу Г. Надареишвили: этюдист готовит этюды, гроссмейстер выбирает понравившейся из них и комментирует, другие показывает сам этюдист. Оговорюсь, что под словом «гроссмейстер» я здесь понимаю шахматиста высокой квалификации, просвещенного специалиста, не обязательно имеющего это звание, но человека умеющего интересно комментировать. Поскольку в нашей стране доступ к компьютеру пока ограничен, наиболее интересные «интернетные» моменты можно опубликовать в шахматной и спортивной прессе. Такой путь может стать толчком к возрождению популярности шахмат на новом уровне.