07.05.2008
А.Кентлер. РЕПЛИКА: Перечитывая заново
Статья «Развенчание ревизией», опубликованная на сайте 28 апреля, получила много откликов на гостевых, в основном негативных. (Не вступая в дискуссию, замечу, что было бы логичнее прочитать рецензируемую книгу С.Б.Воронкова «Шедевры и драмы чемпионатов СССР 1920-1937», найти опровержения приведенным фактам, чем переводить стрелки на личность автора рецензии или производить разбор его текста).
Честно говоря, меня это обстоятельство очень расстроило. Вроде бы смысл статьи прост: скверно, когда рассматриваются реальные исторические события через навязчивые идеи, не суть важно, связаны ли они с национальными пристрастиями (как в двух первых приведенных в моей статье примерах) либо с негативным отношением к конкретному лицу (как в случае с книгой С.Воронкова).
Когда идет такое неприятие, сначала ищешь причины в себе. Перечитал свой «опус» – вроде написал то, что думал. Потом взял рецензируемую книгу и вновь ее внимательно просмотрел, причем, помимо изучения текста, обратил большее внимание на партии, вошедшие в книгу. После чего счел необходимым написать эту реплику, чтобы поделиться своими новыми впечатлениями.
Сразу же отмечу, что дальше пойдут только цифры. Итак, немного статистики.
М.М.Ботвинник показал в вошедших в книгу чемпионатах СССР 1927-1933 годов следующие результаты:
5-й чемпионат 1927 - набрал 12,5 из 20 (+9=7-4), дележ 5-6 мест
6-й чемпионат 1929 - предварительная группа 7 из 8 (+6=2-0), полуфинал 2,5 из 5 (+2=1-2), всего 9,5 из 13 (+8=3-2)
7-й чемпионат 1931 – 13,5 из 17 (+12=3-2) 1 место
8-й чемпионат 1933 - 14 из 19 (+11=6-2) 1 место
Подведем суммарный итог: 49,5 очков из 69, +40=19-10. Процент набранных очков весьма высок – 72.
Пройти мимо шахматного творчества одного из героев довоенных чемпионатов С.Воронков не мог – он и не прошел: приведены 12 партий Михаила Моисеевича, из которых ровно половину он проиграл! В годы завоевания двух первых чемпионских титулов Ботвинник проиграл всего четыре партии, и, конечно же, все они вошли в книгу (количество выигранных в них же партий ограничено также четырьмя)!
Справедливости ради отмечу, что в книгу С.Воронкова вошли также семь партий из матча 1937 года матча Левенфиш – Ботвинник (6,5:6,5), четыре из которых выиграл Ботвинник и три – Левенфиш. Таким образом, Михаилу Моисеевичу посчастливилось выйти из первого тома с положительным (+1) балансом. Это, впрочем, не скажешь о его комментариях – Воронков ловит Ботвинника на списывании вариантов у других авторов, неоднократно уличает в недобросовестности…
В одном из самых умеренных мнений о моей статье гроссмейстером - посетителем гостевой написано следующее:
"К политическим воззрениям Воронкова у меня, конечно, огромная симпатия, и все же думаю, что в исторической работе эмоции на заднем плане должны находиться, а на переднем – факты. Такое вот небольшое эмоциональное давление идет у Воронкова на читателя. который, в большинстве своем, на основе тех же фактов и сам пришел бы к тем же выводам, что и автор".
Наверное, целенаправленную дискредитацию М.М.Ботвинника на протяжении всего первого тома книги, распространяющуяся даже на шахматную ее часть, также можно отнести к "небольшому эмоциональному давлению". Мне-то кажется, что здесь речь идет о куда более серьезных вещах (преднамеренном искажении событий, изменении ролей, которые играли известные люди в реальной истории, к этому можно добавить и связанный с этим подбор шахматного материала), о которых и шла речь в статье "Развенчание ревизией".