e3e5.com

13.02.2006 А.Кентлер. ПЕРЕКРЕСТОК: СРЕДНИЙ КЛАСС ШАХМАТИСТОВ

                                    

 

 

           Вчера по первой программе показывали «Времена» В.Познера. Передачу посвятили рекламе –  новому законопроекту, который после утверждения, по мнению одних гостей, сильно ударит по благосостоянию телеканалов, по мнению других – несильно, по мнению третьих – не ударит вовсе.

           Не стал бы об этом писать, если бы в какой-то момент собравшиеся не заговорили о так называемом среднем классе, который по слухам в России ширится с каждым днем. Речь шла о рекламе автомобиля «Форд», и один из гостей высказался в том плане, что большинство россиян раздражает, когда по телевидению рекламируются вещи, абсолютно недоступные большинству, получающему нищенские зарплаты. «Как?» - удивились собравшиеся, включая Познера. «Форд – одна из самых дешевых машин, на нее стоят в очереди – столько желающих ее приобрести!»

          Как вы думаете, сколько профессиональных гроссмейстеров можно отнести к российскому среднему классу? Наверное, вполне хватит пальцев ваших рук и ног, ну, может быть, придется добавить руку приятеля. Остальные, увы, если не умудряются совмещать шахматы с другим, «металлоемким» видом деятельности, обречены  сводить концы с концами. И это – в самой шахматной стране мира.

          Что может исправить ситуацию? Введение шахмат в образовательный процесс. Пусть немногие гроссы пойдут давать уроки в школы, но появятся большие возможности для занятий репетиторством. Те самые представители «среднего класса» несомненно предпочтут для своих чад гроссмейстеров, зная, что соседская мелочь занимается с мастером. И тогда произойдет более справедливое перераспределение денежных средств, нажитых непосильным трудом, в сторону бедствующих шахматистов.

           Переберемся от среднего класса к среднему звену шахматистов. Мы привыкли, что среднее звено на предприятии – это прослойка между руководящим составом и работягами, среднее звено в вузе – это либо научные сотрудники либо хоздоговорной состав. Другими словами те, кто должен работать получше других, но получать – поменьше.

           Кто нынче играет в шахматы? Вопрос только на первый взгляд кажется дурацким. Давайте посмотрим шахматное население Петербурга (хочется верить, что в других городах и весях России ситуация получше). Во всех районах города есть детские шахматные организации (три детские спортивные школы, шахматные секции в Домах детского творчества, в Центрах и т.д.). Слава Богу, ветераны города находят в себе силы и желание, вопреки недугам, собираться и играть в шахматных турнирах. Как правило, это возможно только в городских соревнованиях, поскольку почти все шахматные комнаты в различных Домах и Дворцах культуры прекратили свое существование. Помнится, раньше во всех районах города проводились квалификационные турниры. Сейчас и сыграть-то негде, только в городском клубе имени Чигорина регулярно проводятся смешанные турниры кмс и 1 разряда. Взрослые турниры второразрядников собрать не представляется возможным – нет нынче в городе такого контингента!

          Давайте взглянем на таблицы полуфиналов чемпионатов Петербурга среди мужчин трех последних лет. В них, наряду с победителями четвертьфиналов, без отбора допускались все, кто имел рейтинг выше 2250 – далекие от космических цифры! Так вот, из 46 участников полуфиналов 2005 и 2006 гг. желающих поиграть за право выхода в финал города (с участием гроссмейстеров!) было по 29 человек (в 2004 году их было побольше – 37). А теперь внимание: в списке петербургских шахматистов на 1.01.2006 рейтинг выше 2250 имеют 188 человек. Отбросим 15 шахматистов, имеющих формальное право играть в финале, еще столько же неактивных игроков и женщин. Все равно окажется, что из пяти достаточно квалифицированных шахматистов четыре в серьезных соревнованиях уже не играют. Об этом же свидетельствует наш «десант» на «Аэрофлот Опен», который с каждым годом становится меньшим – немногие могут себе позволить заплатить существенный взнос, а про командирование на подобный турнир уже никто и не вспомнит.

         Кто виноват, и что делать – на эти два вопроса запросто не ответить. Здесь комплекс проблем, о которых надо бы кричать, которыми надо бы заниматься, да некому. Замечу лишь, что при отсутствии среднего звена скоро не будет и высшего, а там, глядишь, и учиться играть в шахматы никто не захочет.

       Вот такие сейчас времена.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки