e3e5.com

29.08.2009 ВИКТОР КОРЧНОЙ. ПАМЯТИ В.В.ОСНОСА

 

Имена прославленных гроссмейстеров, особенно тех, кто побывал на вершине шахматного мира - Таля, Спасского, Карпова, Каспарова - у всех на слуху. Куда менее известны неприметные люди, которые ковали их победы, люди, которые малозаметной домашней работой, в одиночку или вдвоём с растущим гроссмейстером развивают шахматную теорию, заодно помогая молодому человеку, будущему чемпиону мира овладеть новым тактическим, стратегическим, техническим оружием для достижения побед в важнейших поединках. Об этих людях - Александре Кобленце, Игоре Бондаревском, Семёне Фурмане, Игоре Зайцеве, Александре Никитине - пишут не много. Они ведь не выигрывают, нет. Они только готовят своего протеже к удачам. Например, если тренер после бессонных ночей нашёл ценную новинку, а гроссмейстер её удачно применил, про бессонные ночи тренера не вспомнит никто - весь почёт за развитие теории, иногда и часто с денежным вознаграждением, ложится на плечи гроссмейстера.

Вот и мне - гроссмейстеру Виктору Корчному, повезло. Шахматный мастер с отличным  пониманием игры, творец интереснейших идей, честный, добросовестный работник Вячеслав Вульфович Оснос выразил желание работать со мной, помогать мне. Всё не просто. По-видимому, мы оказались близки во взглядах на окружающий мир или, по меньшей мере, взгляды одного были симпатичны другому. Забегая вперёд, тем сильнее оказался шок, полученный Славой, когда мне пришлось бежать из страны, а он к этому поступку не созрел.

Как тренер Слава не имел равных. Он был хорош в анализе дебютных позиций, безукоризнен  в анализе отложенных положений, тонко чувствовал преимущества и недостатки моих ожидаемых противников.

Я сыграл в жизни много матчей с достойными противниками. Думается, встречи с Талем (1968), Геллером (1971), Мекингом (1974) сложились бы для меня не столь благоприятно, не имей я  колоссальной поддержки Осноса. И наоборот: много лучше получилось  бы у меня в матче с Каспаровым (1983), будь Оснос рядом. В некотором роде, не в смысле денег, а, так сказать, более человеческом, я оказался должником Осноса.

Я чуть-чуть отквитался, приняв участие в написании им книги по теории сицилианской защиты, но все равно чувствую себя его должником. Надеюсь, когда придёт моё время, найду его в том, другом мире. Что ещё сказать на прощание? Спи спокойно, благородный человек!

 



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки