e3e5.com

11.09.2003 А.А. Шашин. Алгоритмы поиска хода.

Алгоритм Таля – это алгоритм атаки материальных мишеней, то есть полей шахматных доски, занятых фигурами противника.

 

Алгоритм Капабланки или стратегический алгоритм поиска хода – это алгоритм атаки пустых полей шахматной доски.

 

Алгоритмы Таля и Капабланки «пересекаются», поскольку шахматный вес пустых полей весьма часто сравним с шахматным весом поля, занятого пешкой или даже фигурой противника.

 

Иерархический ряд при атаке: король, ферзь, ладья, легкая фигура (слон или конь), пешка, пустое поле (пустые поля). Соответствующие шахматные веса – среднестатистические величины. Они суть бесконечность, 9, 5, 3, 1 и …? Шахматные веса пустых полей сильно флуктуируют!

 

Ещё одно: алгоритм Капабланки хорошо работает не только в лучших, но и в равных позициях. Отсюда (из принципа зеркальной симметрии), алгоритм Капабланки обязан хорошо работать и в худших позициях, то есть при защите.

 

Алгоритм Петросяна – это алгоритм защиты.«Петросян» двулик: он защищает позицию слабейшей стороны как от «Таля», так и от атаки её позиции – по «Капабланке».

 

«Капабланка» и «Петросян» «пересекаются».

 

…Перехожу к определяющим алгоритмы примерам. Их три: три фрагмента партий трех чемпионов мира. Предположим, что Вы, уважаемый читатель, уже познакомились со статьей «Факторы шахматной позиции». Иначе говоря, предполагается, что Вы знакомы с:

 

1. М1, М2 и ∆М=М1 - М2,

 

2. П1 и П2,

 

3. ∆ (…),

 

4. ∆К=К1 - К2.

 

Таль – Толуш.

 

Первенство СССР, 1956

 

1.e4 c5 2. Nf3 d6 3. d4 cd4 4. Nd4 Nf6 5. Nc3 a6 6. Bg5 e6 7. f4 Qb6 8. Qd2 Qb2 9. Rb1 Qa1 10. e5 de5 11. fe5 Nfd7 12. Ne4 Qa2 13. Rb3 Qa1 14. Kf2 Qa4

 

Диаграмма №1.

 

15. Bb5 ab5 16. Nb5 f6 17. ef6 gf6 18. Re1 Ra1 19. Bf6 Nf6 20. Nf6 Kf7 21. Rf3 Qh4 22. Kf1 e5 23. Qd5 Be6 24. Nd7 Kg6 25. Ne5 Kg7 26. Rg3 Qg3 27. Qb7 Nd7 28. hg3 Rb6 29. Qc7 Bc5 30. Nd7 Bc4 31. Re2 …

 

Чёрные просрочили время: 1 : 0

 

Что у нас (мы играем белыми)?

 

В позиции на диаграмме:

 

1. ∆М < 0,

 

2. П1 > П2 (формально пять лишних темпов),

 

3. ∆ (14. … Qa4) > 0,

 

4. ∆K < 0.

 

Важно то, что у белых очевидный перевес по фактору шахматного времени. Поэтому приговор очевиден: белые обязаны атаковать!

 

15. Bb5. Первый и страшный по силе и последствиям выстрел. Пробита брешь в обороне противника. Ход в партии – открытое нападение на ферзя, которое белые удачно сочетают с развитием бездействующей фигуры и её же жертвой.

 

16. Nb5. А это «только-то» прямое нападение (грозит 17. Nf6#). Этим же ходом Таль «вбрасывает» коня в зону конфликта, а также, хоть и формально, но жертвует другого коня (на e4) и неформально отыгрывает часть пожертвованного им шахматного материала (пешка b5).

 

17. ef6. Открытое (или прямое?) нападение + жертва (Ne4) + выигрыш пешки.

 

18. Re1. Развитие + новая жертва (Bg5).

 

19. Bf6. Открытое нападение + выигрыш материала.

 

20. Nf6. Открытое нападение + выигрыш материала.

 

21. Rf3. «Вбрасывание». Впредь чаще буду использовать другой термин: оптимальная расстановка. Ход в партии к тому же новая жертва (Nb5).

 

22. Kf1. Вне атаки (профилактика).

 

23. Qd5. Наимощнейшее нападение из всех открытых нападений в шахматах.

 

24. Nd7. Открытое нападение.

 

25. Ne5. Открытое нападение + выигрыш материала.

 

26. Rg3. Открытое нападение.

 

27. Qb7. Открытое нападение. + выигрыш материала.

 

28. hg3. Решающий исход борьбы выигрыш материала.

 

Атака завершена.

 

Подведём итоги. Бесстрастная (и слегка лукавая!) статистика фиксирует (15-28 ходы партии):

 

1. всего ходов;

 

2. из них открытых и прямых нападений – 10, в том числе 6 нападений на короля;

 

3. оптимальных расстановок – 3;

 

4. жертв – 5;

 

5. 7 раз белые что-то «ели» (выигрыш материала);

 

6. один ход (22. Kf1) – вне атаки.

 

Отсюда вердикт: элементами атаки в партии (элементами алгоритма Таля) являются:

 

1. Открытое (прямое) нападение;

 

2. Оптимальная расстановка фигур (развитие);

 

3. Жертва;

 

4. Выигрыш материала.

 

Первые два определяют динамическую и потенциальную составляющие атаки. Последние – неэквивалентный обмен, с его разновидностью – разменом.

 

… К игре Таля в этой партии можно придраться: программа «Fritz» считает, что сильнее 21. Ne4 (вместо 21. Rf3 в партии).

 

Нас, в этой статье, истина, то есть сильнейший ход, интересует меньше, чем алгоритм. К счастью для нас, 21. Ne4 вполне «сохраняет лицо», поскольку появляется большое количество новых, по сравнению с 21. Rf3, опасных угроз: шахи на d6, f4 и f3. «Fritz» играет по «Талю»: в острых позициях «мышление» компьютера коррелирует с мышлением белкового шахматиста.

 

Повторяю: нас не интересует истина, но … соблазн донести до Вас хотя бы крупицы анализа очень велик! Поэтому приглашаю Вас к дискуссии (кстати, анализ острых позиций с помощью компьютера поможет Вам, вне сомнений, в «священном» деле освоения алгоритма Таля). Два тезиса:

 

1. 17… Qe4 (вместо 17… gf6 в партии)

 

2. Ke7 (вместо 24… Kf6 в партии) спасает.

 

Да или нет?

 

Мне пора переходить к алгоритму поиска хода по Капабланке: фрагмент одной из партий третьего чемпиона мира.

 

Капабланка – Бланко.

 

Гавана, 1913.

 

Диаграмма №2.

 

После 24 … Bc8.

 

Что у нас (мы играем белыми)?

 

В позиции на диаграмме:

 

1. ∆ M > 0,что подталкивает нас (будь у нас свобода выбора!) к спокойной игре, а не к атаке материальных мишеней.

 

2. П1 > П2 (формально два лишних темпа: очередь хода + неразвитый, «плохой» слон на c8). Наш случай – сложный: «Таль» или «Капабланка». Сложный потому, что по фактору времени мы преуспели незначительно!

 

Что делать?

 

«Включить» третий и четвёртый факторы шахматной позиции.

 

3. ∆ (24 … Bc8) > 0. Подталкивает к «Капабланке»

 

4. ∆ K= K1 – K2 = 8/487/21 < 0. Компактность позиций белых и чёрных не «подталкивает» к «Капабланке», а «настойчиво требует»!

 

Три элемента стратегической атаки (три элемента алгоритма Капабланки):

 

1. Оптимальная расстановка фигур.

 

2. Движение пешек.

 

3. Размен.

 

Первый и второй элементы определяют потенциальную компоненту стратегической атаки.

 

Сильнейшая сторона атакует не материальные мишени, а пустые, то есть не занятые фигурами противника поля шахматной доски. Энергия атаки при этом не рассеивается, а, напротив, запасается. Во-первых, в виде потенциальной энергии благоустраиваемых фигур. Во-вторых, при перемещениях пешек к полям их шахматных превращений.

 

Третий элемент – размен. Как разновидность неэквивалентного обмена, с его разделением во времени жертвой и выигрышем материала, размен есть динамический фактор атаки.

 

При размене с доски мгновенно исчезают эквивалентные по шахматной силе фигуры соперников.

 

… Вернемся к партии: как сыграл Капабланка?

 

25. Be2

 

Белые перемещают пассивно стоящую фигуру в самое пекло - на поле d5

 

25 … Be6

 

Отдав пешку, Капабланка существенно увеличил собственную компактность.

 

26. Bf3 Kf7 27. Bd5 Qd6

 

Что теперь?

 

28. Qe3

 

Атакуем новоиспечённую мишень – вражеского слона

 

28 … Re7

 

А теперь?

 

29. Qh6

 

Мишень на h7!

 

29 … Kg8

 

Важное достижение: по компактности у нас полный паритет (белые и чёрные короли и пешки расположены на четырёх горизонталях).

 

30. h4

 

Почему?

 

По той простой причине, что ходом в партии белые:

 

1. благоустраивают своего короля (у короля появляется возможность «приподняться»);

 

2. двигают пешку, поскольку все их фигуры расставлены ими оптимально!

 

Кстати, спешу отметить (будем педантами, чтобы быть убедительными в своих рассуждениях), что после 29 … Kg8 П1=41 и П2=23. П1 > П2 при очереди хода за белыми. Если грянет «Таль» - не удивляйтесь!

 

30 … a6 31. h5 f4

 

Негоже, подвергаясь атаке, сознательно уменьшать свою компактность: «Петросян» недоволен!

 

32. hxg6

 

Пункт 3 стратегического алгоритма (алгоритма Капабланки)

 

32 … hxg6 33. Re6

 

Молниеносный «Таль». После 33 … Ree6 34. Re6 Re6 35. Qe6 черные остаются без фигуры. 1 : 0

 

Перехожу к примеру № 3: алгоритм защиты. Защищается сам Петросян!

 

Помар – Петросян

 

Зиген (олимпиада), 1970

 

Диаграмма № 3

 

После 8 … f6

 

Эту часть статьи я намеренно превращу… в комментарии к комментариям победителя. Нам, надеюсь, любопытно будет узнать, как соотносятся оценки позиции Петросяном с нашей нехитрой «алгеброй». Не буду мешкать.

 

«Сделано лишь 8 ходов, но кое- какие итоги уже можно подвести. Черные стоят плохо. Белые без хлопот захватили пешками центр, лучшим образом развернули свои силы и без всяких помех могут приступить к активным действиям. Единственная трудность белых состоит в том, что подавляющая позиция может настроить их на благодушный лад, внушить надежды, что, делая и дальше очевидные ходы, они могут дождаться, пока созревший плод сам упадет к их ногам»

 

Теперь – наша «алгебра»:

 

1. ∆М = 0

 

2. П1 = 32 (мы играем черными), П2 = 40, то есть П1 < П2. Отсюда – вердикт: алгоритм защиты (алгоритм Петросяна).

 

3. ∆ (…f6) < 0

 

4. ∆K > 0

 

Поскольку перевес по фактору времени у противника не слишком велик и поскольку мы компактнее (П1 < П2 и ∆K= K1 – K2 < 0), постольку особых опасений (в смысле немедленного разгрома по «Талю») за нашу позицию у нас не должно быть.

 

Вердикт: «Петросян» с элементами «Капабланке».

 

9. Be3 Nf7 10. Qd2

 

«Наверное, пора было сыграть d4-d5, что ещё больше усугубляло недостатки положения чёрных»

 

Вне сомнений!

 

Белые должны играть по «Капабланке» с элементами «Таля», так как вердикт для них полярен вердикту чёрных («Таль» полярен «Петросяну» при защите материальных мишеней). Поэтому белым надо было ограничить свои амбиции (см. также 11. dxc5 в партии) захватом пространства: 10. d5 или 11. d5!

 

Добавляю вариант: 10. d5 Ne5 11. Nd2. Белым при превосходстве по ∆ (…) выгодно уклоняться от разменов!

 

10 … c5 11. dxc5

 

«И здесь возможно 11. d5. Белые играют весьма последовательно. Имея перевес в развитии, они пытаются вскрыть игру, рассчитывая использовать лучшую отмобилизованность своих сил.

 

С точки зрения шахматных канонов все выглядит весьма разумно, но в построении чёрных нет легкоуязвимых мест, в то же время следует обратить внимание на живучесть их позиции. В таких случаях путь к успеху лежит в тесном контакте стратегии с тактикой («Капабланка» + «Таль»; отмечу также, что после 8 … f6 p=П1 / П2 = 40 / 32 =1,25 (с точки зрения белых) – см. также «Схему дрейфа алгоритмов поиска хода» - А. Шашин).

 

Проще говоря, нужна большая тактическая зоркость. В этой партии Помар не продемонстрировал этого качества».

 

11 … dxc5 12. 0-0-0 Nc6

 

«Более естественной кажется рокировка, чтобы ввести в бой хотя бы одну ладью и увести короля в безопасное место. Но после этого непросто было бы сыграть Nc6. Выигрывал в силе естественный выпад коня на d5 (с темпом!), в то время как, оставаясь в центре, король пока защищает и пешку e7, и слона d7. Главная проблема, которая занимала меня во время партии, - это возможность взятия пешки c5. Правда, взамен чёрные после отскока коня c6 заберут пешку c4, но весь вопрос в том, куда отойти конем…»

 

Далее девятый чемпион мира приводит конкретные варианты после 13. Bc5 Na5 и 13. Bc5 Nce5. Я опускаю этот анализ (у нас другие задачи!). Для нас важно то, что Петросян словом и делом требуют от нас игры … по «Петросяну» + «Капабланке»!

 

13. Kb1

 

«Потеря времени. Правда, у белых его достаточно, поэтому они не особенно дорожат им».

 

13. … b6 14. g4 Rb8 15. Rhe1

 

«Белые все готовятся и готовятся».

 

15 … Rb7

 

Диаграмма № 4.

 

«Сравнив позиции двух диаграмм, увидим, что за относительно короткий отрезок времени чёрные значительно преуспели. Белым так и не удалось добиться чего-либо осязаемого, и каждый из трёх их последних ходов вызывает, по меньшей мере, недоумение. Прямо придраться к ним трудно, но не потому, что они хороши, а потому, что любой ход, не являющийся ошибкой в сложившейся ситуации, был бы неплох».

 

Наша «алгебра»:

 

1. ∆ М = 0.

 

2. П1 = 36, П2 = 40 (сравните с подвижностью позиций после 8 … f6).

 

3. ∆ (15 … Rb7) = 0 (замечательно!).

 

4. ∆ К = 0.

 

Вердикт: «Капабланка». Для чёрных и, как следствие зеркальной симметрии, также и для белых!

 

16. e5

 

Ход, находящийся в очевидном противоречии с требованиями позиции. Помар играет по «Талю». Это будет очень дорого стоить!

 

16 … fe5 17. Ng5 0-0 18. Nd5?

 

«Я бы сыграл 18. Bd5 e6 19. Nf7 Rf7 20. Be4 с дальнейшим движением пешки «h» и угрозой Nc3-b5-d6».

 

18… Ng5 19. Bg5 Be8 20. Bh6 e6!

 

«Вероятно, можно было защититься после 20 … Bh6 21. Qh6 Rf2 22. Rf1 Rf7, но ход в партии – сигнал к контратаке».

 

21. Bg7 Rg7 22. Nc3 Nd4!

 

Знак комментатора – девятого чемпиона мира. У чёрных лучше, и они, используя слабую игру соперника, одержали победу через восемь ходов (0 : 1).

 

Комментарии завершены, поскольку не без помощи белых «исчерпан» алгоритм Петросяна. В этой весьма поучительной партии!



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки