e3e5.com

22.09.2011 А.Кентлер, В.Файбисович. ПЕРВЫЙ МАТЧ ДВУХ СТОЛИЦ

ПЕРВЫЙ МАТЧ ДВУХ СТОЛИЦ

(По материалам московской и петербургской прессы)

Накануне матча

В первые месяцы 1911 года жизнь Московского Шахматного Кружка (Малая Бронная, 2) была весьма насыщенной. Помимо городского чемпионата и параллельно идущих гандикап-турниров устраивались большие шахматные вечера. Один из них, состоявшийся в первую великопостную неделю, собрал около двухсот любителей – цифра и для наших дней солидная, а для тех – просто немыслимая! Главными событиями вечера стали сеанс «вслепую» на одиннадцати досках тогдашнего мирового рекордсмена по этой части В.Ф.Острогского, вернувшегося к игровой практике после шестилетнего перерыва, и альтернативный сеанс на 45 досках, который провели первокатегорник Д.Н.Павлов и молодой маэстро А.А.Алехин.

Другой вечер, проведенный  в конце марта, по мнению устроителей, был еще более успешным. Шахматная Москва переживала славный период. Так уж совпало: сильные игроки, энергичные организаторы, богатые спонсоры, еженедельный отдел в популярной газете.

Поскольку Петербургское Шахматное Собрание также функционировало весьма эффективно, а соперничество между столицами имело место всегда и во всем, товарищеская встреча шахматистов казалась естественной и своевременной.

И вот в газете «Голос Москвы» от 17 апреля (во всех цитируемых изданиях даты – по старому стилю) появилось сообщение:

«Группа московских любителей, большинство из которых принадлежит к числу членов Московского Шахматного Кружка, проектирует организовать поездку в Петербург для состязания с Петербургским Шахматным Собранием. Идея этого состязания, появившаяся в Московском Кружке лет 12-15 тому назад, до сих пор не могла быть осуществлена; теперь, по-видимому, есть шансы на ее успех».

Автор этого текста – выдающийся российский шахматный деятель, редактор – издатель журнала «Шахматное обозрение», организатор трех первых Всероссийских турниров (де-факто первых чемпионатов страны) Павел Павлович Бобров (1861 – 1911), судя по всему, и был главным инициатором матча, последнего крупного соревнования в его жизни.

П.П.Бобров

Несомненно, Боброву помогали в организации поездки и другие активисты. К примеру, Д.Н.Павлов дал сеанс одновременной игры, сборы от которого пошли на частичное покрытие расходов, связанных с путешествием.

В Петербурге откликнулись охотно и быстро. Две столичные газеты («Современное слово» и «Обозрение театров») анонсировали предстоящую встречу и даже объявили составы команд, в которые, правда, пришлось внести небольшие коррективы.

Вечером 22 апреля московская команда направилась к берегам Невы. Утром следующего дня петербургские шахматисты встречали гостей на перроне Московского вокзала. Спустя несколько часов на Невском, 55 стартовал поединок, которому суждено было стать традиционным. И за всю историю шахматных состязаний в России эта традиция не имеет себе равных по продолжительности.

 

Матч

23 апреля в «Обозрении театров» в рубрике «Спорт» было опубликовано следующее сообщение:

«Сегодня состоится в помещении СПб шахматного собрания (Невский, 55) однодневное состязание за десятью досками между московскими и петербургскими шахматистами, - по вызову москвичей. Игроки распределены сообразно их силе: в первой паре играют Бернштейн (Москва) с Е.Зноско-Боровским, далее идут (слева москвичи) Александр Алехин – Левин, Блюменфельд – фон Фрейман, Селезнев – Левенфиш, Павлов – Малютин, Выгодчиков – Розенкранц, Острогский – Лебедев, Алексей Алехин – Платц, Парфенов – Коялович и Эстрин – Омелянский. Игра будет происходить с 1 ч. до 7 ч. вечера».

Невский пр. 55, тогда и сейчас

Несколько слов об участниках, которые были включены в состав, но не сыграли в матче. Василий Леонидович Омелянский (1867 – 1928) – выдающийся микробиолог, академик, мог украсить список участников соревнования. А Карл Вильямович Розенкранц (1867 – 1942) «упустил возможность» стать первым игроком, игравших в матчах за оба города. В начале ХХ века он учился в Санкт-Петербургском университете и даже был его чемпионом, а позже перебрался в Москву и в 20-е годы играл против питерцев в трех матчах. Лазарю Эстрину удалось сыграть в матче год спустя, а потом он переселился в США (умер в Нью-Йорке в 1978 году!).

1 мая «Голос Москвы» подробно описал события матча. Даем текст с небольшими сокращениями.

«Москвичи прибыли в Петербург утром этого дня и на вокзале были радушно встречены представителями Шахматного Собрания. Во втором часу дня состязание началось в зале Финансового Собрания (при котором находится Шахматное Собрание – Невский, 55), где два года тому назад происходил международный турнир памяти Чигорина. Состязание закончилось к 7 часам вечера со следующими результатами:

(Левин)- (Бернштейн) –
Зноско-Боровский - Алехин II ½
фон Фрейман – Блюменфельд 1:0
Левенфиш – Селезнев ½
Малютин – Павлов 1:0
Лебедев – Острогский 0:1
Платц – Выгодчиков 1:0
Коялович – Парфенов 1:0
Чепурнов – Мусатов 0:1
Гельбак – Алехин I 1:0
_______________________
Всего 6         Всего 3

Сильнейший представитель Москвы г. Бернштейн не мог быть в Петербурге 23 апреля, и партия его с А.М.Левиным сначала была отложена, а потом и вовсе не была сыграна в виду того, что ее исход уже не мог изменить результата матча, выигранного Петербургом. Выигрышем этим петербуржцы весьма обязаны шахматному счастью, так как не менее трех партий москвичи (гг. Павлов, Парфенов и Алехин) проиграли, просмотрев в концах партий, доведенных ими уже до выигрышных положений.

По окончании состязания Шахматное Собрание чествовало своих гостей обедом, прошедшим с большим оживлением: присутствовало до 50 человек. Во время обеда общее сочувствие встретило высказанное со стороны петербуржцев пожелание об устройстве в ближайшем будущем матча-реванша Петербурга с Москвой. Впоследствии был даже назначен и день ответного визита петербургских любителей в Москву, а именно 8 мая. Комитет Московского Шахматного Кружка, конечно, с готовностью пошел навстречу соседнему проекту, и в воскресенье, 8 мая с 1 часа дня второе состязание Москвы и Петербурга состоится. Подробности сообщим в следующем отделе».

Обещанный матч-реванш состоялся в Москве только 13 апреля следующего года.

 

СУДЬБЫ СОПЕРНИКОВ

Представим участников первого исторического матча двух шахматных столиц России.

Заявленный на первую доску гроссмейстер Осип Самойлович Бернштейн (1882 – 1962) за два года до матча занял пятое место на Конгрессе памяти Чигорина в Петербурге, ранее был вторым на Всероссийском турнире (1903 год).  Был известным адвокатом. После революции эмигрировал во Францию, где и провел вторую половину жизни.

Его соперник – Александр Митрофанович Левин (1871 – 1929), прославившийся тем, что дважды делил первое-второе места с Чигориным в турнирах сильнейших игроков Петербурга. После революции жил в Югославии.

А.А.Алехин

Представлять четвертого чемпиона мира Александра Александровича Алехина (1892 – 1946) нет смысла. Судьба «великого чемпиона России и Франции» хорошо известна. Отметим два момента. Коренной москвич Алехин спустя четыре месяца после матча поступил в Училище правоведения и на три года перебрался в Петербург (что, впрочем, не помешало ему год спустя возглавлять команду Москвы в матче с петербуржцами). В приведенном выше протоколе матча Александр отмечен как Алехин II, что связано с тем, что в матче играл его брат Алексей, по старшинству обозначенный номером I.

Е.А.Зноско-Боровский

Соперником Алехина стал Евгений Александрович Зноско-Боровский (1884 – 1954). Маэстро успешно играл во Всероссийских шахматных турнирах (в 1907 году разделил третье место). Кроме того, он был известным писателем и драматургом (одну из его пьес поставил В.Мейерхольд),  вел отделы шахмат в «Ниве» и «Новом времени». После революции перебрался в Париж. Оба соперника в матче Петербург – Москва там и похоронены.

На третьей доске встретились москвич Бениамин Маркович Блюменфельд (1884 – 1947) и петербуржец Сергей Николаевич Фрейман (1882 – 1946).

Блюменфельд стал мастером в 1906 году, разделил 2-3 места во Всероссийском турнире 1906/1907 годов. Изучал право в Берлине и Москве, но позже увлекся психологией шахмат и защитил диссертацию в 1945 году по этой теме. Автор «гамбита Блюменфельда» и других дебютных открытий.

С.Н.Фрейман

Барон фон Фрейман был победителем турнира Санкт-Петербургского шахматного собрания в 1907 году, спустя четыре года стал мастером, обыграв в матче Е.Зноско-Боровского. В послереволюционное время «от греха подальше» жил в Средней Азии, четыре раза побеждал в чемпионатах Узбекистана, играл в шести чемпионатах СССР (в 1929 году занял второе место).

Пару на четвертой доске составили москвич Алексей Сергеевич Селезнев (1888 – 1967) и петербуржец Григорий Яковлевич Левенфиш (1889 – 1961).

А.С.Селезнев

Жизнь изрядно помотала Селезнева. После выступления на турнире в Мангейме (1914) он был интернирован. В 1924 году вернулся на родину, но в 1942 году уехал из Сталино (Донецка) в Германию, оттуда – во Францию (в Бордо), где и скончался. В 1910 и 1911  годах был вторым призером чемпионатов Москвы, спустя три года разделил 1-2 места. В 1924 голу играл в чемпионате СССР. Автор многочисленных превосходных этюдов.

Выдающийся гроссмейстер Левенфиш (чемпион СССР 1934/35, 1937 годов, сыгравший вничью в том же году матч с Ботвинником, чемпион Петрограда 1922, Ленинграда 1924 годов), автор блестящих книг («Книга начинающего шахматиста», «Ладейные окончания»), занимал ответственные посты в химической промышленности. Жизнь Григория Яковлевича протекала то в Ленинграде, то в Москве, но в матчах он выступал исключительно за северную столицу.

Пятую пару образовали москвич Дмитрий Николаевич Павлов (1870 – 1942) и петербуржец Борис Евгеньевич Малютин (1883 – 1920).

Один из организаторов московской шахматной жизни, бухгалтер по профессии Павлов лучшего результата достиг в 1913 году, заняв второе место в турнире с участием О.Дураса. В 1913 году он разделил в чемпионате Москвы первое-второе места, но проиграл матч за титул. А за два года до этого Дмитрий Николаевич лидировал в чемпионате столицы (6 из 7), но вынужден был выбыть из турнира по болезни (чемпионом стал О.Бернштейн).

Б.Е.Малютин

Если бы не Малютин, матч вряд ли бы состоялся. Борис Евгеньевич, чиновник канцелярии Государственной Думы, был наиболее активным организатором шахматной жизни Петербурга и России, чуть позднее (в 1914 – 1917 годах) стал председателем Петроградского Шахматного Собрания. Наивысшим достижением Малютина как игрока стал дележ 4-6 мест во Всероссийском турнире любителей 1909 года. Вел шахматные отделы в «Речи» и «Современном слове». В 1918 году подался на юг, где продолжал заниматься редакторской работой, выходящей за рамки шахмат. В 1920 году умер от тифа в Ростове-на-Дону.

В.Ф.Острогский

В следующей паре выделяется фигура, по странному стечению обстоятельств выпавшая из отечественной шахматной истории. Владимир Федорович Острогский (приблизительные годы жизни 1877 – 1917) – настоящий феномен. Он великолепно играл вслепую. За год до того, как Острогский  28 (15) февраля 1904 года побил мировой рекорд Гарри Нельсона Пильсбери (из 23 партий выиграл 8, проиграл 5, ничьих 7, еще три партии не были завершены после 14 часов игры), он имел третью категорию! В 1904 году Острогский разделил первый приз в Балтийском турнире.

Характерный штрих, о котором сообщило «Обозрение театров»:

«Московские любители остались в Петербурге на 24 апреля, когда в Шахматном Собрании предполагалось дать два сеанса одновременной игры по очереди маэстро А.Алехина II и В.М.Блюменфельда и игре вслепую В.Ф.Острогского. Однако публики в Собрание явилось настолько мало, что первый сеанс вовсе не мог состояться (записалось всего 9 человек), играл один В.Ф.Острогский не глядя на доску 12 партий. Играл блестяще и дал прекрасный результат, выиграв из них после 4,5 часовой игры 7 при 2 проигранных и 3 ничьих».

К сожалению, Владимир Федорович страдал алкоголизмом и добровольно расстался с жизнью.

Соперником Острогского был Сергей Федорович Лебедев (1868 – 1942), работник патронного завода, занявший четвертое место в первом Всероссийском турнире, участник чемпионата СССР (точнее, РСФСР) 1923 года.

Константин Алексеевич Выгодчиков (1892 – 1941) играл за Москву на седьмой доске. В советское время он дважды становился чемпионом Белоруссии, играл в двух чемпионатах СССР. Служил в Смоленске прокурором. В 37-м году был арестован, перед войной, уже смертельно больной, был освобожден. Его племянник – Сергей Белавенец, внучатая племянница – Людмила Белавенец.

Соперником Выгодчикова был рано ушедший Ричард Ричардович Платц (1892 – 1925), в то время студент Электротехнического института, занявший второе место в «смешанном» турнире 1909 года в Петербурге (за Левенфишем, впереди Романовского). В 1922 году Платц разделил 3-4 места в чемпионате Петрограда.

О игравших за Москву на восьмой и девятой досках первокатегорниках Е.Г.Парфенове и Владимире Николаевиче Мусатове, к сожалению, известно немного.  Парфенов, также как и Селезнев и Выгодчиков, играл за команду Московского университета (вероятно, будучи студентом). В ноябре 1911 года его имя промелькнуло в шахматной хронике в последний раз. Мусатов, разделивший 7-8 места (с Острогским) в чемпионате Москвы 1911, напротив, выступал за сборную столицы еще долгие годы.

Борис Михайлович Коялович (1867 – 1941) был известным ученым и педагогом, профессором математики Технологического и Политехнического институтов.  Одно время возглавлял Петроградское шахматное собрание. В турнире сильнейших шахматистов Петербурга в 1902 году он занял третье место.

Анатолий Алексеевич Чепурнов (1871 – 1942) родился в Финляндии, работал в правлении Финляндской железной дороги, а после революции в Финляндии жил, дважды становился чемпионом страны, выступал на первой Всемирной Олимпиаде в Лондоне в 1927 году. В чемпионате мира среди любителей в 1924 году поделил 4-6 места.

На последней доске за Москву играл Алексей Александрович Алехин (1888 – 1939), брат будущего чемпиона мира. В 1913 – 16 годах был редактором «Шахматного вестника». Позднее стал секретарем шахматной секции ВСФК Украины. Чемпион Харькова 1924 года. Во многом благодаря ему Харьков стал крупным шахматным центром.

Его соперник – Григорий Александрович Гельбак (1863 – 1930), участник Всероссийских турниров, победитель турнира первой категории (1901). Участник первого официального чемпионата Петербурга 1910 года (7 место). После революции переехал в Москву.

 




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки