e3e5.com

19.04.2011 Д.Нудельман. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

Одним из значительных событий в шахматной жизни России был выход из печати в 1824 году работы А. Д. Петрова, уже тогда признанного сильнейшим шахматистом России.

Просматривая все известные библиографические источники дореволюционного периода, находим запись, тождественную современной шахматной библиографии, отраженную в известных выпусках библиографического указателя шахматной литературы Н. И. Сахарова:

«Петров А. Д.  Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оные, изданная Александром Петровым. 5 частей. — СПб., тип. Н. И. Греча, 1824, 300 экз. Все 5 ч. в одной кн., отд. тит. л. Ч I и II. – Теория шахматов. XII, 168 c., л. портр. Ч. III, IV и V . — Практика шахматов. – 285 с. (разд. паг.), [48] л.».

 Эта книга имеется в нескольких собраниях коллекционеров, но вряд ли можно насчитать много сохранившихся раритетов: их не более трех десятков. Ниже приведена суперобложка этой книги, повторенная в факсимильном издании 1977 года.

 

 

Исследуя материалы библиотек мира на предмет наличия в них книг из личной библиотеки Петрова и его книг, вышедших в 1824 и 1827 годах, автор совершенно неожиданно нашел другие выпуски книги Александра Дмитриевича, изданные в том же 1824 году. Попытки найти какое-либо упоминание о выпуске этого издания отдельными книгами в литературе России пока не привели к положительным результатам. Более того, нет этих отдельных книг ни в одной библиотеке России или стран бывшего СССР.

И все же, по словам гроссмейстера и историка  Ю.Л.Авербаха, которому сообщил о моей находке С. Б. Воронков,  эти книги держал в руках знаменитый московский букинист Л.А.Глезер. Однако в своей книге «Записки букиниста» (М: «Книга», 1989) Глезер, рассказывая о книге Петрова, почему-то об этом не сообщает.

Выпуски 1824 года были обнаружены мною в двух библиотеках в США.

Известная шахматно-шашечная коллекция в Кливлендской Публичной библиотеке содержит две отдельные книги Петрова. Одна книга (вторая по счету) хранится в Публичной библиотеке Нью-Йорка.

Ниже приводятся суперобложки этих выпусков.

 

 

 

На титульных листах обеих книг имеется штемпель владельца книги в России.

Факт выпуска отдельных книг вполне логичен. Ведь книга первая была закончена и дозволена к печати 29 марта 1821 года, вторая – 18 января 1823 года.

Выпуск обеих книг состоялся в 1824 году, и можно теперь предположить, что тираж каждой из них был в пределах 350 экземпляров. Опыт работы типографий дореволюционного периода указывает на такой возможный сценарий работы по выпуску книг А. Д. Петрова: было переплетено и выпущено небольшое количество (примерно 20-30), а затем остальная часть тиража была объединена в одну книгу со своей суперобложкой.

Становится понятно, почему в одной книге имеются два титульных листа.

В этих условиях отдельные книги имели ценность меньшую, нежели книга, содержащая все пять частей, да и работы при выпуске отдельных книг было бы больше.

Факт выхода двух отдельных книг остался незамеченным библиографами и продавцами книг, каталоги отразили ситуацию: только этим можно объяснить наличие лишь одной книги в опубликованных справочниках.

Однако для истории и библиографии сам факт выхода из печати отдельных частей является приоткрытием истины, о которой могли знать лишь издатель, автор и некоторые любители, к которым попали отдельные экземпляры книги. Одним из них был Н. Реянский (штамп с его именем поставлен на титульных листах двух книг и был обнаружен автором в Кливленде).

Новая информация найдена и по вопросу выпуска второго издания шахматной книги.

С момента выхода учебника Петрова в 1824 году дебютная теория шагнула вперед, и естественно, что Александр Дмитриевич следил за появлением новых идей.

 Исходя из наличия двух документов по вопросу второго издания (сообщения о плане выхода книги в 1837 году и находящегося в фондах Раковского «Вступления ко второму изданию»), можно сделать заключение, что Петров работал над рукописью второго издания в разные годы, но книга так и не вышла. Первый этап работы проанализирован ниже.

В журнале «Библиотека для чтения» в 1837 году в VI разделе об изданиях, намеченных к выходу, сообщается о планируемом втором издании книги Петрова.

 

 

Как видно из сообщения, книга должна была выйти в конце 1837 года. О начале работы Петрова над новой версией можно лишь гадать, но понятно, что после окончания матча Лабурдонне и Макдоннела, Петров решил обновить книгу новыми дебютными схемами.

Необходимо отметить, что человек, писавший это сообщение, немного напутал: после матча Макдоннел умер в 1835 году, а Лабурдонне прожил до 1840 года! Тогда, исправив текст, прочитаем объявленный выход второго издания, отредактированного сообщения спустя 174 года:

«К новому году выйдет из печати второе издание книги г. Петрова «О шахматной игре»; она будет содержать в себе описаниe партий, игранных Макдоннелем, недавно умершим первым игроком Англии, с Лабурдонне, первым игроком во Франции; партий игранных клубом Лондонским с шахматным клубом Эдинбургским, и наконец знаменитых партий, игранных в последнее время самим сочинителем».

 

Сделаем предположение: раз уж «Библиотека для чтения», издаваемая Смирдиным (напечатавшим, кстати, шашечную книгу А. Д. Петрова), дает такое объявление, это означает, что по договоренности между издателем и Петровым (вероятно, устной) книга была почти закончена, однако личные обстоятельства жизни Петрова либо другие заботы отложили завершение рукописи... Петров включился в работу своего ученика Яниша, являясь неназванным соавтором его новой книги, вышедшей год спустя. Как это становится понятным, Петров попытается вернуться к своей рукописи позднее.

На отсутствие законченной рукописи указывает результат моего запроса: ни «Реестр рукописей книг, поступивших в Санкт-Петербургский цензурный комитет на рассмотрение» за 1834-1838 гг., ни «О разрешении сочинений, доложенных комитету цензорами» за 1835-1838 гг. не указывают на то, что рукопись была представлена и разрешена к печати.

О втором этапе работы свидетельствует второй документ – «Вступление» ко второму изданию, которое находится в архиве писателя Раковского.

 Вот некоторые выдержки из этого чернового наброска на шести страницах, собранного из различных источников русской литературы:

 

«Шахматная игра, бесспорно, может называться самою приятною, самою ученою и самою трудною из всех игр, которые когда-либо были изобретены. Для изучения ее, и достижения превосходства, надобно иметь привычку и способность к расчету и верный взгляд при всех многочисленных положениях игры. Все это приобретается практикою и трудом. У тех народов, где науки и искусства процветают, там мы видим и более играющих в шахматы и между ними и сильнее игроки ...»

«Андерсен считается одним из сильнейших шахматистов Европы. Он два раза приобретал первенство в Лондонских турнирах (1851 и 1862 гг) и с достоинством сражался против непобедимого гениального Морфи. Некоторые партии их могут служить превосходными образцами, как должно вести игру».

«У нас в России игра эта давно уже известна. Из истории Карамзина мы видим, что наши цари и бояре играли в шахматы в XV и XVI столетии... В последние годы царствования Александра I игра эта в С.-Петербурге значительно распространилась. Был шахматный клуб в доме Василия Васильевича Погодина, где два раза в неделю, по средам и пятницам, собирались игроки и между ними было много примечательной силы. При закрытии клоба сего, игроки собирались у меня, раз в неделю, по четвергам, Я жил тогда в Большой Коломне у Египетского цепного моста в доме Иполитовых. Собрания эти продолжались до выезда моего в Варшаву».

...«книга стала редкостью и теория шахмат во многом усовершенствовалась», «решил напечатать новую книгу». «Надеюсь, что труд мой шахматные игроки примут благосклонно».

 

Этот черновой набросок был приобретен отдельно от рукописи, хотя, понятно, что она существовала.

Ясно лишь, что Петров возвращался к ней и дополнял ее периодически. Вижу ясно эту рукопись, имея в коллекции шашечного собрания аналогичные рукописи других повторных изданий книг авторов. Авторы, готовя вторые и последующие издания своих книг, пользуются предыдущими изданиями, вставляя листы с измененным материалом и зачеркивая ненужное.

Забегая вперед, скажу, что библиотека Петрова после его смерти оставалась в доме его жены Александры, а затем все перешло к самому молодому сыну – Александру, а далее – к внуку. Внук был участником русско-японской войны 1904-1905 гг. и погиб в одном из походов по тылам японцев.

Ссылка на турниры в Лондоне (1851 и 1862 годов) ясно указывает на время возвращения А.Д.Петрова к работе над рукописью.

1862 год был годом, когда Петров ушел в отставку. Казалось бы, что у него должно было быть много времени на окончание рукописи с анализами Лондонских сражений и, несомненно, черновой набросок «Вступления» относится к откорректированному плану для внесения изменений в рукопись.

Судьба книги, в которую Петров вносил изменения, неизвестна.

Есть указания на то, что имущество Петровых после смерти жены Александры было разделено как память об отце и матери между детьми, ставших главными наследниками по законам того времени. Нашлись следы комплекта шахмат и шахматного столика, принадлежавших А. Д. Петрову, и есть гипотеза относительно того, где находится большая часть библиотеки Петрова. Но об этом – в будущей книге.




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки