e3e5.com

08.05.2007 ВМЕСТО "ПЕРЕКРЕСТКА": А.Я.МОДЕЛЬ "ГОДЫ БЛОКАДЫ"

 

Абрам Яковлевич Модель

Автограф первой страницы

 

Ростов-на-Дону. 12 часов дня 22 июня 1941 года. Я – капитан ленинградской команды, участницы полуфинального шахматного первенства страны. Идет один из последних туров. За досками Ильин-Женевский, А.Толуш, И.Рабинович и многие другие мастера.

Вдруг в турнирный зал вбегает взволнованная жена Ильина-Женевского (Т.И.ВязовскаяА.К.) и шепотом сообщает мне: «Ужасная весть, сейчас по радио известили, что немцы напали на Советский Союз...». Я попросил ее успокоиться и пока ничего не сообщать играющим. Но через 10-15 минут все участники уже были в курсе событий. Тур, однако, закончился нормально. Помнится, И.Рабинович довел до победы свою партию и, подойдя ко мне, деловито осведомился: «С кем воюем?..»

Позвонили по телефону в Москву и получили распоряжение: турнир продолжать до особых указаний. Но уже на следующий день это оказалось невозможным: часть шахматистов  должна была немедленно явиться на призывные пункты. Турнир срывался.

Припоминаю, как Ильин-Женевский обратился ко мне: «Посоветуйте, как мне быть – у меня путевки на юг – ехать туда или возвращаться в Ленинград?» - «В таких случаях не рискую давать советы, - ответил я. – Я лично бегу без оглядки домой» – «Ну, и я с вами»,- решил Женевский.

Вернуться домой оказалось не просто. Из Крыма и Кавказа ринулись тысячи отдыхающих, и получить места в поездах было невозможно. С огромным трудом удалось через Москву добраться в Ленинград.

И началась военная пора. Блокады еще не было, но немцы уже бомбили город, и появились трудности с питанием. Многие шахматисты ушли в армию – Толуш, Гольдберг, Ровнер, Шамаев, Созин и другие, остальные занялись оборонной работой.  Осенью город был осажден.

В это тяжелое время спортивная жизнь города не замирала. В конце года было решено провести XVI чемпионат Ленинграда. В нем приняли участие Новотельнов, Столяр, Лисицын, Чеховер, Равинский и я (в турнире также стартовали Рабинович и РайхерА.К.). Игра проходила в госпиталях, где было, во-первых, теплей, чем в шахматном клубе, и , во-вторых, шахматистов немного подкармливали...    А голод уже начался, трамваи не ходили, все трудней было добираться пешком до госпиталей, и закончить турнир не удалось.

Прошло несколько тяжелых месяцев блокады, и количество ленинградских шахматистов сократилось до минимума. Уехал больной и потерявший семью П.Романовский. Не выдержав голода, погибли братья Леонид и Арвид Куббели (Арвид был арестован и погиб в 1938 году, речь идет о третьем брате Евгении - А.К.), Раузер, И.Рабинович, С.Вайнштейн и многие другие. Эвакуировались из осажденного города Равинский, Новотельнов, Чеховер, позже Г.Лисицын. Шахматную работу пришлось выполнять мне. А работы было немало. Надо было сохранить инвентарь (часы, шахматы, книги) и центрального клуба, занятого в дни блокады военной организацией, и Дворца пионеров, и Дома офицеров, и Дома Ученых. Это мне удалось сделать. Кроме того, я получал (через Комитет физкультуры) множество писем с фронта. Присылали таблицы воинских турниров с просьбой провести квалификацию их участников. На основании этих таблиц я выслал более 500 квалификационных билетов. Я читал лекции и давал сеансы не только в городских госпиталях, но и выезжал и в летные части, и часто выступал в Кронштадском клубе моряков.

В 1943 году, несмотря на многочисленные варварские обстрелы города, положение стало легче. Был проведен XVII шахматный чемпионат города с участием 10 человек (стартовало 11 – А.К.). Первое место завоевал доктор Ф.Скляров, много помогавший шахматистам (в том числе автору этой статьи) в голодные дни блокады. К сожалению, в  этом чемпионате я принять участие не мог. В связи с непрекращающимся обстрелом города, последовало распоряжение Сталина вывезти детей и школьников на «большую землю».

Городской отдел народного образования назначил меня начальником эшелона. В течение 1943 гола я в этой должности вывез через Ладожское озеро пять эшелонов (в общей сложности около 15 тысяч детей и взрослых) в разные города страны (Горький, Новосибирск, Ярославль, Ченлябинск, на Алтай).

Первый набор в шахматное отделение Дворца пионеров А.Я Модель произвел в декабре 1943 года, второй - в сентябре 1944-го.

 

В следующем году я принял участие в очередном, XVIII чемпионате города, где занял первое место (второе – Ф.Скляров). Успешно выступил в этом первенстве (как и в предыдущем) блестящий шашист и способный шахматист Соков, вскоре погибший на Нарвском фронте...   Не так давно (в 1972 году) скончался Ф.Скляров.

Прошло свыше 30 лет. Снова красив и многолюден город Ленина. Но никто не забыт, и ничто не забыто. И остались навсегда в памяти и тяжелые дни блокады, и радость победы над фашистской Германией, и горечь утрат многочисленных, не только шахматных друзей.

Ленинград, Невский пр. 65 кв.22

Публикация и примечания А.Кентлера



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки