27.03.2007
ПЕРЕКРЕСТОК МНЕНИЙ
Петербургский гроссмейстер Василий Емелин прислал отзыв, который предлагаем вниманию читателей с некоторыми сокращениями:
Круговые движения и тупики (отзыв на «Перекресток» от 20.03.2007)
После прочтения «Перекрестка» от 20.03 у меня возникло неодолимое желание высказать свою точку зрения как профессионала на некоторые вопросы, поднятые в статье.
C мнением ведущего согласиться как шахматный профессионал не могу. Например, следующий пассаж мне просто непонятен: «Если "аборигенам" неудобно добираться до места проведения турнира, если им, связанным обязательствами по работе или учебе, предлагают к тому же играть по два тура в день, они его игнорируют либо проваливают. И возникает вопрос, для кого, во имя чьих успехов и интересов проводится осенью, например, в той же "Карелии" Мемориал М.И.Чигорина?» Я не вижу никакого ущемления прав аборигенов. С обязательствами по работе и учебе у приезжающих явно не меньше проблем. Добираться до гостиницы и правда не слишком удобно. Но каждый гроссмейстер мог наравне с приезжими гроссмейстерами получить условия и жить в гостинице. Я это сделал, и по поводу двух туров в день не горевал. Номера, кстати, в гостинице нормальные, а зал просто хороший. Также не могу воспринять мысль о том, что петербургские участники могли бы сыграть лучше, если бы мероприятие проводилось в «родном» клубе. Так Шлакич не набрала очков, потому что испытывала дискомфорт в гостинице Карелия? А Ланин не реализовал подавляющий перевес с будущим победителем турнира не потому, что учеба в ВУЗе была для него важнее результатов этого турнира, а оттого, что на него со стен не смотрели портреты давно забытых чемпионов? Витюгов же, на мой взгляд, сыграл хорошо. Игра не шла, он сделал что мог, стал серебряным призером. У победителя же складывалось все, что только могло, как он мог не победить?! Это же судьба, все было ясно сразу!
И, наконец, хотел бы высказать свое отношение к осмотру достопримечательностей города, и когда-то склонявшимся над доской чемпионам, думаю, любителям отношение профессионала может быть интересно: участники прошедшего «турнира двенадцати» ведь тоже потенциальные будущие профи – чемпионат страны все-таки! Так вот, я играл во многих городах и странах, но почти нигде не бывал на экскурсиях и почти ничего не видел кроме турнирного зала и аэропорта. Мне все равно, какой неземной красоты город вокруг, мне нет дела на турнире до чемпионов прошлых лет. Мне важно, чтобы меня хорошо разместили, дали хорошие финансовые условия, хорошие призы и комфортный игровой зал. Примитивно? Возможно, но, ребята, на турнире я на работе! И это тяжелая, неблагодарная и низкооплачиваемая работа, сжигающая силы, нервы и здоровье.
С уважением относясь к мнению гроссмейстера - профессионала, позволю себе более четко объяснить позицию профессионала - организатора шахматных соревнований.
Сначала о швейцарках, проводимых в гостинице "Карелия". Не согласен с тем, что у приезжих столько же проблем, сколько у местных - все свои проблемы они оставили дома, иначе бы не смогли приехать. Говоря о массовых турнирах, давайте вспомним, что в них играют не только гроссмейстеры (тут с позицией В.Емелина спорить нечего), но и те, кто гроссмейстерами стать только мечтают. Зачастую они учатся в школах и вузах, где пропуски недели учебы просто не поймут. Посмотрите: количество местных шахматистов в Мемориале Чигорина каждый год сокращается - в 2006-м и потому, что дважды надо было играть по два тура в день, и потому, что неудобно ездить в "Карелию" (только гроссмейстер имеет право попросить оплачиваемый номер).
Не могу не согласиться с Василием Владимировичем, что негоже во время турнира жизни - чемпионата страны среди юниоров не освободиться от других мирских забот. Вот только не могу поручиться за то, что в условиях игры в своем родном клубе, когда за тебя поболеют даже пришедшие на свои занятия одноклубники(цы), та же Анна Шлакич сыграла бы столь неважно. Известный знаток женских шахмат международный мастер Илья Одесский пишет в статье на сайте ChessPro.ru, посвященной первенству, что логичный ход партий петербурженки, игравшей с большинством соперниц на равных, нарушался нелогичными одноходовыми зевками. Допускаю и то, что при смене обстановки "сложиться все, что только могло" могло у кого-то другого.
В.Емелин - максималист. Он всегда, во всех турнирах, в которых играл, в любые времена и любом возрасте стремился к победам, не отвлекаясь ни на какие соблазны. Но ведь ни для кого не секрет, что к середине турнира больше половины участников любого соревнования (по любому виду спорта) уже не претендуют на успех. И тут, на мой взгляд, то, что соревнование проводится в таком городе, как Петербург, может сыграть в жизни гостей важную роль - увидели что-то прекрасное в музеях, на прогулках, появилась благодаря этому какая-то мечта ...
Помню, как мы проводили детские соревнования (чемпионаты страны, отборочные турниры к первенствам мира и Европы, в которых играл и побеждал В.Емелин) в гостинице "Россия". В программу включали лекции М.И.Дворецкого и В.Г.Зака, устраивали автобусные экскурсии, выпускали красочную атрибутику. Подробно консультировали тренеров и родителей, как провести свободное время. От гостиницы до центра Невского проспекта - 20 минут на метро.
А от чигоринского клуба дойти до Невского хватает и минуты. Конечно, смотрящие с портретов на детей чемпионы - преувеличение. Только будет скверно, если такая гипербола станет в принципе невозможна.
Передо мной - журнал "Шахматный Петербург" №1 за 1999 год. В статье "Никто не хотел побеждать" я рассказывал о чемпионатах страны до 12 лет, проводимых в феврале месяце в шахматном клубе имени М.И.Чигорина. Обратите внимание: 12-летние в 1999 году - именно те, кто ныне вступает в ряды 20-летних. Тогда среди мальчиков победил А.Ильин, вторым был Е.Томашевский, четвертым Н.Витюгов, в быстрых шахматах победил И.Лысый... Подзаголовок к ребячим играм был "Мальчики с косичками", связанный с тем, что борьба завершалась в самый неподходящий момент. Маленькая цитата: "Дошло до смешного. Во время проведения первенства по быстрым шахматам в последних пяти турах (всего их было 9) почти все претенденты были согласны "зарыбиться" и отказаться от притязаний: у четырех из пяти победителей на эти туры пришлось по три "бесконтактных" ничьи. Просто патологическая неспособность на усилие воли! И это на пороге двенадцатилетия..."
Прошли года. В первенстве 20-летних - гроссмейстеры и международные мастера. Я насчитал двадцать партий, в которых ничья была зафиксирована до 25-го хода, в основном, в неопределившихся позициях.
Вспоминается карикатура: на пляже стоит юноша с татуировкой на груди - "Года идут, а счастья нету".
А.Кентлер