27.02.2007
А.Кентлер. ПЕРЕКРЕСТОК: ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ
Если раньше на улицах изредка встречались люди, говорящие сами с собой, и прохожие жалели их, догадываясь, что они не совсем здоровы, то теперь никого не удивляет дикий хохот безо всяких причин и отчаянные споры "с самим собой" с чарующей жестикуляцией - технический прогресс позволяет обладателям мобильников общаться, не держа телефонную трубку у уха. Средство связи со всеми причиндалами может быть миниатюрно, как блоха, и спрятано как в предметах одежды, так и на теле.
Приведенный выше пассаж имеет, увы, непосредственное отношение к шахматам. На различных соревнованиях уже вылавливали весельчаков, пользующимися подсказками, полученными извне. При этом от игрока не требуется никакого ответа: получил ход - сделай его на доске, а потом жди следующего. На этом, например, попался несколько месяцев назад индийский гроссмейстер, у которого нашли "жучка" в копне волос, были другие скандалы на турнирах в различных частях света. А недавно гроссмейстеры, проиграв коллеге в Москве, усомнились в том, что тот играет самостоятельно, и организаторы "Аэрофлот - open", дабы предотвратить "обратную связь" от компьютера к участнику, перестали транслировать его партии.
В результате получилось, что до наступления жеребьевки никто, следящий за турниром за пределами стен гостиничного комплекса "Измайлово", не имел возможность узнать результат партии одного из лидеров, а подозреваемый благополучно сдал позиции и опустился на 19-е место. Пользовался ли он чужой помощью или его вывели из себя оскорбительными подозрениями - доказательств нет. Их и не может быть, если не поймали за руку: не нашли устройства - источника передач, не зафиксировали получения от кого-то информации. Да и на обыск должна быть получена санкция из нешахматной судейской коллегии, пока подобное право не будет зафиксировано за ФИДЕ (если международная организация может его ввести).
Давайте помечтаем и перенесемся немного вперед.
Мы - на международном шахматном фестивале. В одном из залов - редкая скука. Всех участников просвечивают насквозь - и так поступают каждый раз, когда они покидают турнирный зал и возвращаются вновь. За всеми партиями ведется тотальное видеонаблюдение. Нельзя говорить ни слова, поэтому бригада хирургов зашивает рты суровыми нитками, которые удаляют после партии. Туалетам - особое внимание. Сначала удостоверяют, кто зашел, по какому делу. Там же немедленно берут экспресс-анализы на прием запрещенных препаратов. Судьи, как в футболе, раздают карточки за любую провинность, желтые - за кривляния, движения руками и ногами, красные - за две желтые, а также по признанному справедливым доносу соперников. При несправедливом удаляется доносчик. Царит взаимная подозрительность и унылость.
Зато в зале напротив - радость и веселье. Можно играть, как угодно, пользоваться чьей угодно помощью, включая компьютеры. Никакого контроля! Играет музыка, и слышны слова песни: "Читер-дритер, читер-маргаритер..." В зале вывешены портреты героев-читеров и продаются их книги, повествующие о том, как изящнее обмануть соперников. Группа гроссмейстеров обступила партию коллег и с удовольствием подсказывает обоим - дело близится к ничьей. Участники курят как паровозы, включая "травку". Допинг принимается прямо в зале и в больших количествах, что превращает соревнование в настоящий праздник.Судьи периодически воруют фигуры с доски или подкручивают часы так, что цейтнот сваливается, как снег на голову. От спонсоров нет отбоя. Царит доброжелательность и взаимная любовь.
Не знаю, как вам, но хочется предпочесть радость праздника унылой правде жизни. Последние события говорят о том, что шахматы - не настолько серьезная вещь, чтобы требовать неукоснительной честности, благородности и порядочности. Я это понял только сейчас - после съезда шахматистов России. В руководящие органы шахматной власти избраны несколько деятелей, принимавших участие в выдуманных и сплавных турнирах в качестве участников и судей. Причем выбраны совершенно легитимно - их, в соответствиии с Уставом РШФ, делегировали с мест. Хорошо, если не разобравшись, куда хуже, если отлично обо всем зная.
Времена не выбирают, в них живут.