e3e5.com

30.01.2007 А.Кентлер. ПЕРЕКРЕСТОК: ДАТЫ КАК ПОВОД К НОСТАЛЬГИИ

Мое шахматное детство пришлось на конец пятидесятых - начало шестидесятых годов. И первое, что приходит на память: каждые выходные можно было найти точку на шахматной карте города, где выступали лучшие шахматисты. Лекций они читать не любили (хотя "наряд", как правило, получали и на них - о лекторском бюро прекрасно написано у Г.Сосонко) и обычно сразу же приступали к сеансам. Никакой толчеи, чтобы пробиться к доске, не было - детей пропускали играть, и недавно делая уборку, обнаружил бланки с партиями против Спасского и Корчного, Фурмана и Толуша, со многими мастерами, причем с некоторыми удалось сыграть несколько партий. Здесь было бы самое время удивить результатами, но увы, кроме нескольких ничьих, хвастаться нечем.

Ежедневно прогуливаясь после уроков, заглядывал на четвертые полосы газет, развешанных на улицах, и почти в каждой из них ("Ленинградской правде", "Смене", "Вечернем Ленинграде","Строительном рабочем", не говоря о центральных), был шахматный раздел. Их вели М.Тайманов и Б.Спасский, А.Толуш и Б.Владимиров, Е.Столяр и А.Геллер, появлялись публикации В.Корчного, И.Бондаревского, П.Кондратьева... Во время первенств города не только ежедневно передавались результаты (в том числе и по радио), но и публиковались обзоры. В это трудно поверить, но Б.Спасский несколько раз во время чемпионата Ленинграда 1961 года, который выиграл, давал в своем разделе подробные комментарии к партиям соревнования, причем не к своим!

Чигоринский клуб был храмом. Воспоминания детства: величавые старики, одни-почему-то в валенках, другие - со сталинскими премиями на лацкане пиджака, третьи - с планочками наград. Прокуренный запах в коридоре. Воспоминания взрослые - почти те же. Те и другие можно объединить фигурой Г.Чепукайтиса - он, с неизменной папироской во рту, блицующий в вестибюле или на балконе, где-угодно...

Перенесусь в девяностые. Ежегодные блокадные турниры с выдачей небольших стартовых каждому пришедшему. 96-летняя шахматистка Исаева, с трудом, держась за стену, пробирающаяся на второй этаж. Светлые лица ветеранов. Теперь уже многих нет. В этом году в турнире, стартовавшем вчера, принимают участие только 56 мужчин и 6 женщин - те, кто готов сначала доехать до метро на Московском проспекте, далее на автобусе до Пушкина, не забудем об обратной дороге - все-таки, весьма пожилые люди.

Почему-то турнир проходит в Пушкине. Очень странно, что стариков, привыкших к чигоринскому клубу, решили увезти из города, бывшего в блокаде. (Отступление: когда началась война, директором клуба был назначен П.Романовский, а позже - А.Модель, две легенды питерских шахмат.) Ветераны проводили блокадные турниры в нем каждый год...

Вроде бы, можно было провести турнир в клубе "На Петроградской стороне" и начать его, как всегда - в День снятия блокады, 27 января. Но там именно в этот (всем известный) день начинались трехдневные детские сборы - не до ветеранов.

Конечно, хорошо, что в Пушкине есть отличный организатор (С.Румянцев), нашедший спонсоров и обеспечивший выдачу каждому блокаднику небольшой суммы (этого при прежней федерации не было). Неплохо и то, что традиции проведения блокадных турниров продолжаются.

Ну, а то, что турнир вывезли за город - конечно, преувеличение. Теперь и Ломоносов с Мартышкино считаются в его черте. И то, что день блокады шахматисты не отмечают в день блокады - какая разница! И то, что объявление о турнире как-то быстро ушло с новостной страницы федерации, а новая информация не появилась - конечно, случайность.

Главное - ничто не забыто.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки