28.09.2005
А.С.НИКИТИН: «МНЕ ВСЕ РАВНО, КТО ПОБЕДИТ»
- Как Вы оцениваете шансы участников на победу в чемпионате ФИДЕ в Аргентине?
После ухода Каспарова из шахмат мне не очень интересно знать, кто же будет первым среди равных в этом чемпионате. Хотя чемпионат, конечно, подразделяется на фаворитов и аутсайдеров, но все равно играть будут шахматисты примерно одного порядка. Безусловно, фаворитом является Ананд. Какие-то шансы есть у Леко, может быть даже у Топалова. Но у Топалова за плечами всего один успех в больших турнирах, а так это – обычный элитный гроссмейстер. А все остальные, по-моему, в борьбе за победу в турнире, как говорится, ни при чем.
Я не хочу думать о том, кто победит, и интересоваться турниром буду после того, как он начнется. Думаю, до самого последнего момента ситуация будет напряженной. Откровенно говоря, я не верю, что ФИДЕ сможет выполнить финансовые обязательства.
- Специфика борьбы в чемпионатах мира Вам известна хорошо. Кто из участников, по Вашему мнению, наиболее подготовлен к напряжению, которое им предстоит выдерживать?
Такое напряжение может выдержать Топалов – он более крепок. И Леко, с его непробиваемостью. Ананд, как мне кажется, при такой высокой ставке чувствует себя не так комфортно, как в каком-нибудь обычном турнире. Назовите соревнование в Сан Луисе просто "Турниром восьми", и он будет играть более раскрепощенно и сильно.
- Будете ли следить за турнирной борьбой?
Только с точки зрения интересных партий и новых дебютных идей партий. Сама борьба меня не волнует. Мне все равно, кто победит.
- Вы наблюдали за чемпионатом России в Казани?
Какой же это чемпионат России? Это хороший швейцарский турнир с очень плотным составом. Участники боролись не за звание чемпиона России, если далее идет так называемый Суперфинал. Так что это был самый настоящий полуфинал первенства России. Финалом станет декабрьский турнир, где действительно соберутся сильнейшие, за исключением Каспарова. Крамник играть не будет, да он и не входит сейчас в число сильнейших...
- Думаете, Крамник откажется?
Я в этом убежден. Что ему там делать? Сейчас он, по крайней мере, фигура загадочная, а сыграет в чемпионате России, наберет около "полтинника", и загадка исчезнет. Вы же видите, как он играет в командном чемпионате Европы. Так на моих глазах исчезала загадка Фишера в 1992 году.
- Вы считаете, что Крамник уже не сможет выйти на прежний уровень, или дело в психологии – для выхода их кризиса нужно кому-нибудь проиграть матч?
Если я скажу, что Крамник уже не сможет выйти на прежний уровень, то возьму на себя бремя провидца, а я не люблю эту роль. Думаю, победа над Каспаровым повлияла на него разлагающе. Он стал купаться в лучах славы и материальном достатке, который он получил. Ловить кайф в жизни. А ловить кайф в жизни и работать над шахматами на чемпионском уровне тяжело. Каспаров много и систематически работал над шахматами, и жизненного кайфа там были крохи. У него просто не было времени им пользоваться. Была напряженная жизнь в работе. Но Крамник этого делать не захотел (или не смог), посчитал, что теперь может просто пожить.
Что касается завоевания Крамником прежнего места в элите, то вскочить в последний вагон уходящего поезда – довольно сложная задача. Я даже не знаю, пытается ли он сейчас вскочить в этот вагон. Мне кажется, играя в клубном первенстве, он попросту выполняет свои обязательства перед NAO. Мадам Оже его пока поддерживает, поэтому он обязан играть за ее клуб. Больше он почти не выступает. А если и выступает, то так, что лучше бы и не играл... Доказывать, что ты играешь не хуже среднего гроссмейстера, человеку называющему себя чемпионом мира – не к лицу.
Все разговоры о том, что после матча с Леко он очень долго приходил в себя, я всерьез не воспринимаю. Из 14 партий матча несколько партий игрались с пониженным напряжением, и этот матч не идет ни в какое сравнение с любым из пяти матчей Каспарова с Карповым. Там была действительно напряженнейшая борьба, выматывавшая и умственные и физические силы соперников. Думаю, Крамник просто потерял свою форму, а как ее вновь обрести?..У него есть советчики, пусть они и советуют.
- Вы продолжаете общаться с Каспаровым? Работаете над книгой?
Да, я помогаю ему, как могу.
- Он продолжает следить за шахматными событиями?
Да, конечно, но в новой для него роли наблюдателя. То, что он ушел из шахмат (хочется верить, что на время), не значит, что он не желает больше ничего слышать о шахматах. Я уверен, что когда он в воскресенье вернется в Москву после своего политического турне по России, то будет каждый день в Интернете смотреть, кроме политических сайтов, еще и некоторые шахматные. Другое дело, что он сейчас не работает над дебютными проблемами так, как работал раньше, но у него есть помощники, которые не задвинули в дальний угол свои аналитические микроскопы и не выключили компьютеры...