e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА

31.07.2006 ВЫБОР ЭКСПЕРТА: комментирует Е.Глейзеров

П. Харикришна – Ш. Мамедьяров            С47

Предлагаемый вашему вниманию поединок удивителен во многих отношениях. Начнем с того, что поражение в столь разгромном стиле – огромная редкость в практике Мамедьярова. Шахрияр вообще нечасто проигрывает, а уж так...

Конечно, от дебютной катастрофы не застрахован никто. Такое случалось и с величайшими специалистами в области дебютной подготовки – вспомним хотя бы знаменитый нокаут, устроенный Иваном Соколовым в 1999 году в Вейк-ан-Зее не кому-нибудь, а самому Каспарову. Да только тут совсем другой случай: белые разыграли дебют настолько "без претензий", насколько это вообще возможно. Тогда, может быть, черные где-то грубо ошиблись? Ведь гроссмейстеры экстра-класса – живые люди, и ничто человеческое, в том числе и зевки, им не чуждо. Но достаточно хотя бы бегло просмотреть партию, чтобы убедиться: ничего подобного не было и в помине. Так что же все-таки произошло? Попробуем разобраться вместе.

1.e4 e5 2.¤f3 ¤c6 3.¤c3!? "Вспоминая молодость", как ни забавно это звучит по отношению к двадцатилетнему игроку. Но шахматное взросление нынче происходит куда как быстро...

Так Харикришна играл в 16-17 лет. В последние годы индийский гроссмейстер обычно предпочитает "по-взрослому" бороться за дебютный перевес в испанской партии.

3...¤f6 4.d4. А вот это уже полная неожиданность. Так индиец не играл никогда. Да и неудивительно: уже в начале прошлого века знали, что 4...ed 5.¤xd4 Ґb4 6.¤xc6 bc 7.Ґd3 O–O 8.O–O d5 9.ed cd 10.Ґg5 c6 ведет к скучному равенству. И за последнюю сотню лет данная оценка никак не изменилась. Любопытно, что и сам Мамедьяров, играя черными, однажды сделал так быструю ничью.

Уж не собирался ли индиец удивить соперника таким раритетом, как белградский гамбит – 5.¤d5!? А может быть, он просто не сильно возражал против мирного исхода? Впрочем, на эти вопросы мог бы ответить только сам Харикришна.

4...Ґb4!? На борьбу! Теперь игра приобретает куда более живой характер, чем после 4...ed.

5.¤xe5 O–O. Более популярные продолжения 5...¤xe4 и 5...Јe7 Шахрияр уже успел испробовать. Но на сей раз он решил чуточку уйти в сторону. Впрочем, избранная им тропка тоже не так уж плохо протоптана.

6.Ґd3! А вот теперь партия окончательно покидает исхоженные пути. Обычно белые в этой позиции выбирают между 6.Јd3 и 6.¤xc6, в обоих случаях, как правило, ничего не достигая. Так что желание индийского гроссмейстера свернуть с дороги, ведущей в тупик, вполне понятно. Ход в тексте, правда, тоже уже встречался на практике, но очень редко – я обнаружил всего лишь шесть партий-предшественников. Между тем он естественен и логичен. Лишнюю пешку все равно не удержать, а с тем, что нельзя сохранить, следует расставаться без сожалений! Зато теперь белые мгновенно ликвидируют свою отсталость в развитии, которая иначе могла бы стать опасной.

6...¤xd4 7. O–O d6. Интересно проверить 7...¦e8!?, сразу "цепляясь" за пункт e4.

8.¤c4 Ґxc3. Этого коня необходимо уничтожить, а то он, того и гляди, прыгнет на d5. Грозило и 9.Ґg5, и связка очень неприятна для черных. Попытка сохранить слона имела место в партии Макропулу – Гектор (Гераклион, 1992): 8...b5 9.¤e3 c6. Черным удалось отразить обе позиционные угрозы – ¤d5 и Ґg5. Однако простое 10.a4 ba 11.¤xa4 Ґa5 12.c3 обеспечило белым, ввиду лучшей пешечной структуры, небольшое, но стабильное преимущество.

9.bc ¤e6. Не пуская слона на g5.

10.¤e3

Пора подвести итоги дебюта. На доске – острейшая в стратегическом отношении позиция. Ферзевый фланг белых непоправимо разбит, черный конь вот-вот займет идеальную блокирующую позицию перед парой сдвоенных изолированных пешек. Почти в любом эндшпиле белые будут обречены на мучительную и бесперспективную защиту. Но пока на доске миттельшпиль, а в нем у них имеются свои сильные козыри. Во-перых, мощный, лишенный оппонента чернопольный слон. А во-вторых – возможность надвижения пешек на королевском фланге, где у белых, в противоположность ферзевому, очень хорошая, динамичная пешечная структура.

Данные соображения позволяют четко определить планы сторон. Белые должны стремиться к фигурно-пешечной атаке на короля противника, опираясь прежде всего на господствующего на большой черной диагонали слона. Черным же необходимо в первую очередь обезвредить главного врага, поставив на этой диагонали как можно более прочный заслон, а лучше всего – вообще предотвратив появление там слона. Кроме того, им надо внимательно следить за конем соперника, всегда готовым прыгнуть на f5 или d5, а также по возможности не допускать надвижения белых пешек. Но это все задачи сугубо профилактически-оборонительные. А что же должны сделать черные, чтобы приступить к реализации вышеописанных плюсов своего положения? Ответ прост – им необходимо добиваться упрощений, в идеале – эндшпиля. Проблема, однако, в том, что не видно никакого способа навязать белым эти столь желанные упрощения. Не бить же на d3, исправляя противнику пешки! Белые фигуры, особенно "цементирующий" конь e3, столь удачно расположены, что черным вообще затруднительно проявить хоть какую-то активность. А значит – несмотря на то, что черные стоят достаточно крепко, инициатива, игровое преимущество на стороне белых.

Что ж, индийский гроссмейстер, несмотря на свою молодость, уже заслужил репутацию шахматиста большого стратегического дарования. И, похоже, в этой партии он оценил сложное и нестандартное положение точнее и глубже своего грозного соперника.

10...¦e8. Идея хода – оказывая максимальное давление на пешку e4, не допустить продвижения f2-f4.

11.c4! Освобождая диагональ для главного героя этой шахматной драмы.

11...¤c5 12.f3 ¤fd7. Совершенно логичное продолжение. На f6 коню делать нечего, тем более что для борьбы с надвижением пешки "f" он не нужен – гордый скакун на c5 на пару с ладьей пока надежно приковывают ее к месту.

13.¦b1! Белые готовятся выкатить на огневой рубеж свое главное орудие. Грубой ошибкой стало бы поспешное 13.Ґb2? ввиду 13...¤a4! Силы соперников еще не вступили в соприкосновение, обе стороны внешне неторопливо маневрируют в собственном лагере. Но подспудное стратегическое напряжение все нарастает – и горе тому, кто этого не почувствует!

13...¤e5? Первый шаг по дороге, ведущей к пропасти. Здесь коню делать совершенно нечего, более того, он, как говорится, "попадает под f4". Да, осудить решение азербайджанского гроссмейстера легко, труднее предложить альтернативу. Ведь и оставаться на d7 конь не может – черный слон обязан контролировать пункт f5, на который пристально поглядывает конь соперника. У черных есть прекрасный пункт для коня – с5, но пункт-то один, а лошадок у них целых две. O подобных ситуациях шахматисты неодобрительно говорят "кони дублируют друг друга".

Так как же все-таки черным поступить со своими мешающими друг другу фигурами? Позволю себе предложить несколько парадоксальное решение проблемы: 13...¤a4!? И на любой разумный ответ белых (14.Ґd2, 14.Јd2 или 14.Јe1) – 14...¤dc5! Да, конечно, я понимаю, что конь на a4 смотрится вызывающе. Cтрашно далек он от... чуть не написал "народа". От королевского фланга, вот откуда он страшно далек! Да и вообще "по весу" кажется, что у королевской крепости черных маловато защитников. Но, с другой стороны – проблема чернопольного слона решена, по крайней мере временно. На большую диагональ в обозримой перспективе ему не попасть, а действиям по диагонали с1-h6 мешает свой же красавец-конь. И куда этого коня убрать, коли поля f5 и g4 обстреливает черный слон, а на ¤d5 всегда есть c6? Наконец, "запустить" пешку f не удается из-за ослабления ее соседки на линии "e".

В общем, мне не удалось найти за белых ясных путей развития инициативы. Но все это никак не меняет того факта, что у черных как не было, так и нет активного плана. Они по-прежнему обязаны ограничиться выжидательно-профилактической тактикой, так как любая "активность" вроде с6, a6, b5 приводит лишь к опасным ослаблениям в собственном лагере. И все же, по моему мнению, указанная расстановка давала черным определенные шансы сохранить равновесие.

14.Ґb2. Орудие к бою!

14...f6. Черные немедленно возводят противоорудийный, то бишь противослоновый щит. Но броня, похоже, тонковата...

15.Јd2! Никакой спешки! Перед тем как начинать наступление, необходимо полностью мобилизовать свои силы.

15...Ґe6 16.¦be1! Последняя белая фигура занимает идеальную позицию. Надвигать пешку "f", конечно, было бы преждевременно: 16.f4? ¤g4, и черные в полном порядке.

16...Јd7. Не особенно облегчает положение черных и попытка нарушить взаимодействие фигур соперника путем 16...¤a4!? 17.Ґa1 ¤b6. Пешку c4 нужно защищать, а это значит, что белому ферзю приходится покинуть свою отличную стоянку. Если 18.Јc3, то черные могут продолжить "приставание" к фигурам соперника: 18...¤a4!? 19.Јb4 ¤b6!?, и белый ферзь завлечен на весьма неудачную позицию.

Однако у белых имеется и другая возможность – 18.Јe2! Что и говорить, черные кое-чего добились – неприятельскому ферзю пришлось встать под "рентген" ладьи e8. Да только вот как извлечь из этого греющего душу обстоятельства реальную выгоду?

18...Јd7. Грозит 19...Јc6, и спасти пешку c4 можно будет лишь ценой размена на e5, что означало бы полный крах стратегии белых. Так что медлить нельзя: 19.f4!

Казалось бы, после 19...¤xd3? 20.cd f5 (по аналогии с партией) неудачное расположение ферзя на e2 начинает сказываться. Но конкретный анализ доказывает, что ближний бой невыгоден черным и в этой ситуации: 21.¦f3! ¦e7 (или 21...fe 22.¦g3 ed 23.Јxd3 ¦e7 24.¦f1!, и угрозы белых на королевском фланге неотразимы) 22.¦g3 ¦f8 (22...¦f7? 23.ef Ґxf5 24.¤xf5 Јxf5 25.Јe8!ќ) 23.ef Ґxf5 24.¤xf5!! ¦xe2 25.¤h6 ўh8 26.¦xe2 d5 (лучшего нет) 27.¦xg7! Јxg7 28.¤f7!! ўg8 (28...¦xf7 29.¦e8 ¦f8 30.¦xf8#) 29.Ґxg7 ўxg7 30.¤g5, и этот эндшпиль белые должны легко выиграть.

Так что приходится, скрепя сердце, отступать: 19...¤c6, и после 20.¦f3! ўh8 21.¦g3 белые сохраняют сильное давление в центре и на королевском фланге.

17.f4 ¤exd3? "Кооператив"! Черные вызывают кризис, к которому не готовы. Впрочем, Шахрияр – очень агрессивный шахматист, не любящий пассивной защиты. Легко понять его желание навязать сопернику встречный бой. Однако в данном случае это оказывается попыткой с негодными средствами.

Правда, 17...¤g4? еще хуже: 18.f5! ¤xe3 19.¦xe3 Ґf7 20.¦g3!, и ввиду крайне неудачного положения своего слона черные беззащитны: 20...¤xe4 21.Ґxe4 ¦xe4 22.Ґxf6ќ, или 20...ўh8 21.Јh6! (к победе ведет и 21.¦xg7!) 21...¦g8 (21...Ґg6 22.Јh4ќ) 22.Јxh7!ќ, или 20...ўf8 21.¦xg7! ўxg7 22.Јg5 ўf8 23.Ґxf6 Ґh5 24.Јh6 ўg8 25.Јxh5ќ.Но 17...¤c6 еще позволяло упорно сопротивляться, хотя 18.¦f3 или 18.¤d5 гарантирует белым большой и стабильный позиционный перевес.

18.cd f5?! Черные собственными руками убирают с главной диагонали барьер, и страшный белый слон получает возможность прямой наводкой обстреливать королевскую крепость. Но уж слишком непривлекательный выбор оставался у азербайджанского гроссмейстера...

Возможно, в предварительных расчетах Шахрияр планировал разбить укрепления белых в центре путем 18...b5. А тут заметил, что после 19.f5 Ґf7 20.¤g4! ужасно расположенный слон f7, как и в варианте 17...¤g4, мешает собственным фигурам наладить оборону. Спасения не видно. Сразу проигрывает 20...bc 21.¤xf6 gf 22.Ґxf6. Не помогает и 20...Јe7: после форсированного 21.¦f3! bc 22.¦g3 ¤d7 эффектное 23.Јh6!! решает. Пожалуй, упорнее всего 20...Ґh5, но несложное 21.¤xf6! gf 22.Ґxf6 h6 (единственный ход) 23.Јxh6 Јh7 24.Јg5 ўf7 25.Ґd4 ¤d7 26.cb дает белым за фигуру аж четыре пешки, при непрекращающейся атаке.Объективно говоря, следовало играть 18...Јe7, отражая непосредственные угрозы, но после 19.¦f3! (это сильнее, чем 19.f5 Ґf7 20.¦f3 ¤d7! с идеей ¤e5) позиция черных более чем бесперспективна.

19.¦f3! Просто и сильно. Ладья с огромным эффектом подключается к атаке. Вероятно, положение черных уже можно оценить как проигранное.

19...¦e7. Форсированный вариант 19...fe 20.¦g3 ¦e7 21.f5! Ґxf5 22.¤d5 Ґg6 23.¤xe7 Јxe7 24.de также не оставлял черным особых шансов на спасение.

20.¦g3 ¦f7 21.ef Ґxf5 22.¦g5! Ґxd3. Чуть более извилиста ведущая к победе тропа в случае 22...h6, хотя оценки позиции этот ход не меняет. После очевидного 23.¦xf5 ¦xf5 24.¤xf5 Јxf5 25.¦e7 ¤xd3 (25...Јxd3 26.Јe1!ќ) 26.¦xg7 ўf8 27.Јe3! черным остается выбирать лишь между безнадежным эндшпилем, возникающим после 27...¤e5 28.¦xc7 Јb1 29.Јc1 Јxc1 30.Ґxc1, и попаданием под неотразимую атаку в варианте 27...¦e8 28.¦g8 ўxg8 29.Јxe8 ўh7 30.Јh8 ўg6 31.Јg8 ўh5 32.Јe8 ўg4 (32...Јg6 33.g4ќ) 33.Јe3! Удовлетворительной защиты от матовых угроз нет: 33...ўh5 34.h3!ќ, или 33...¤xb2 34.Јf3 ўh4 35.g3 ўh3 36.g4 ўh4 37.Јg3#, или 33...¤xf4 34.h3 ўh4 35.Јe1! ўg5 36.Јe7 ўh5 37.g4ќ.

23.¤g4. Белые фигуры, как по расписанию, прибывают на передовую.

23...Ґg6. Не помогает ни 23...¤e4 24.¦xe4 Ґxe4 25.Ґxg7ќ,ни 23...ўf8 24.¤h6! ¤e4 (24...gh 25.Јc3) 25.¦xg7 ¦xg7 26.Јxd3 ¦g6 27.Јxe4 ¦xh6 28.Јd4 ¦g6 29.f5ќ.

24.f5! Тут уже в Рим ведет не одна дорога. Достаточно для выигрыша и 24.Ґxg7! ¤e6 (24...ўxg7 25.Јc3 ўg8 26.¤h6 ўf8 27.Јh8#) 25.Ґb2. Харикришна предпочитает уничтожить последнюю преграду на большой диагонали другим способом.

24...¦xf5 25.¤h6! Пли!

25...gh 26.Јd4 ¤e6 (единственный ход) 27.Јh8 ўf7 28.¦xf5 Ґxf5 29.Јf6! Это гораздо четче, чем 29.Јxa8.

29...ўg8 30.Јxf5 ¤f8. Или 30...¦e8 31.Јg4 ўf8 32.¦f1 ўe7 33.Јh4.

31.Јd5 Јf7 32.¦e7! Черные сдались. А жаль! Картинная позиция, возникающая после32...Јxd5 33.¦g7 ўh8 34.cd, стала бы достойным финалом этого бенефиса чернопольного слона.

Партия проведена индийским гроссмейстером в лучшем смысловском стиле – каждый отдельный ход естественен и вроде бы прост, а все вместе составляют безупречно гармоническое шахматное произведение.



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки