30.03.2005
У нас в гостях гроссмейстер Валерий Логинов
В нашей редакции на следующий день после победы в 78-м чемпионате Петербурга побывал международный гроссмейстер Валерий Логинов.
Визитная карточка: Родился 13.12.1955 в Сызрани.
Образование получил в Ленинграде в ЛТИЦБП.
Чемпион Петербурга 2000, 2004, 2005 годов.
Трехкратный чемпион Узбекистана.
Серебряный призер Всемирной шахматной Олимпиады 1992 года..
Вернется ли, по Вашему мнению, Каспаров в шахматы?
Я думаю, да. Правда, это будет не сразу – через год, через два, но обязательно вернется, скучно ему будет сидеть на печке.
Какое место в ряду чемпионов мира он занимает?
В тройку сильнейших к Каспарову можно добавить Карпова и Фишера. Конечно, Каспаров обыгрывал всех. Были неудачи и у него, но то, что он проиграл Крамнику матч – зазнался в этот момент, а может, просто не подготовился... Я не знаю, как бы закончился повторный матч.
Как уход Каспарова повлияет на шахматное сообщество? Какие отрицательные или, быть может, положительные последствия можно предсказать уже сейчас?
Точно на этот вопрос я ответить не могу. Все начинания Каспарова всегда рушились. Какие бы ассоциации он ни создавал, через пару лет они прекращали свое существование. С другой стороны, хоть что-то создавалось. Мне трудно оценить, как его уход скажется на будущем шахмат.
Ваше отношение к "Матч-турниру восьми" как формуле проведения чемпионата мира?
Это не очень хорошая система, несправедливо. Почему восемь? Может быть, нужно расширить – пригласить Халифмана, может – Широва. Сейчас отбор, как я понимаю, провести невозможно, тогда нужно расширить круг – слишком много сейчас стало всяких чемпионов и претендентов.
В чем причина того, что в чемпионате города из года в год играют одни и те же, что по вашему мнению происходит в шахматной жизни нашего города?
Приток свежей крови отсутствует. Талантливых молодых ребят - студентов, может быть, надо сразу пускать в финал чемпионата города, там они получат настоящую школу.
Как же можно без отбора пускать в финал, в чем же тогда заключается спортивный подход? Занимается шахматами довольно много народу – и тренеров, и детей – чем объясняется почти полное отсутствие талантов?
Одних занятий недостаточно, должны быть соревнования, а их не хватает. На турниры на выезде у людей недостаточно денег, а в городе… Конечно, проводится мемориал Чигорина, это хорошо, что он проводится, но мемориала Петрова уже нет. Есть идеи с круговыми турнирами для молодых, может быть они неплохие. Но этого недостаточно, соревновательного процесса нет . Исчезла вторая команда города, в ней был и Витюгов, и Анисимов, и Алексеев, и Климов. Раньше Федерация обращала на это внимание, теперь, увы, и первая команда оказалась не нужна.
Какие, по Вашему мнению, надо решить организационные вопросы для исправления ситуации?
Организационные моменты всегда связаны с финансами, а финансирование слабоватое, оно полностью направлено только на выполнение календаря соревнований.
Не имеет ли смысла установить шефство ведущих гроссмейстеров над молодыми талантами? Может надо создать институт сборных команд в городе, чтобы гроссмейстеры их как-то курировали?
Я не думаю, что это поможет. Важнее было бы проведение совместных сборов. Сейчас сборы просто отсутствуют. Это, опять же, упирается в финансирование. Скажем, пришел гроссмейстер, прочитал лекцию. Лекция интересная: посидели, задали вопросы, потом ушли – что-то запомнили, что-то забыли... Сборы же – длительный процесс, допустим, недели две люди общаются, и молодые шахматисты получат гораздо больше, чем от двухчасовой лекции или беседы. Это, конечно, не противопоставление, нужно пользоваться всеми методами...
Как живет элита, мы догадываемся. А вот средний профессионал, хороший гроссмейстер, на что живет? На что можно рассчитывать обычному гроссмейстеру в Санкт-Петербурге?
Ни на что. Он должен работать. Должен переходить из профессионалов в любители.
То есть, кроме элиты, у нас нет профессионалов?
Да, потому что иначе шахматист не может существовать.
Он должен работать в шахматной сфере?
Необязательно, возможно в какой-то другой отрасли. Но в основном кого-то тренировать, что-то писать, куда-то выезжать, подрабатывать…
Вы хотите сказать, что профессиональные шахматы у нас заканчиваются на уровне Халифмана и Свидлера полностью?
Практически – да, есть еще К.Сакаев .
Но ведь сравнительно недавно Федерация давала гроссмейстерам какие-то минимальные средства?
Раньше было, но это закончилось в 2004 году. Можно сказать, что период, когда гроссмейстеры действительно что-то получали, закончился с развалом Советского Союза.
Скажите, пожалуйста, а такая ситуация везде, или это только у нас? Вы например достаточно долго, лет десять, прожили в Венгрии – есть ли там сейчас средства для существования гроссмейстера среднего уровня?
Думаю, что нет.
Сколько раз Вы играли в финалах России?
С 1996 года я пропустил, кажется, только один чемпионат.
Вам в этом году исполнится 50 лет. Как Вам удается поддерживать спортивную форму?
Сейчас я стал легче относиться к подготовке.
Вы входите в состав президиума шахматной Федерации города.
Отвечаю в ней за спортивно-техническую работу, готовлю положения к шахматным турнирам.
Известно, что Вы добились многих побед в международных турнирах.
Я сыграл в неимоверном количестве соревнований как личных, так и командных. И победил примерно в 60 из них.
Это только в международных?
Нет, я еще трехкратный чемпион Узбекистана, теперь трехкратный чемпион Петербурга, выиграл массу разных Мемориалов...
Сколько будапештских «Первых суббот» вы выиграли?
Половину! Я принимал участие в четырнадцати таких турнирах.
Если вы выиграли 60 турниров, то участвовали в гораздо большем их количестве?
За моими плечами около 300 соревнований.
То есть вы – своего рода рекордсмен?
У Корчного было больше турниров.
Но ему 74! Ваш опыт дает Вам дополнительные возможности на тренерском поприще?
Это то, чем я и занимаюсь уже почти пять лет. Причем я больше всего люблю работать с командами. Мне интересно их возить на соревнования, готовить подопечных к партиям.
Известно, что Вы – любящий отец. В каком классе учится Ваша дочь Юлия?
В десятом.
В шахматистки не пойдет?
Во-первых, она не умеет играть, чему я рад, зато неплохо разбирается в компьютерах.
Кто, по Вашему мнению, из играющих сейчас молодых шахматистов мог бы в обозримом будущем занять место Каспарова – бесспорно сильнейшего на протяжении 20 лет – в мировой шахматной иерархии?
Сказать сложно. Правда, когда Каспаров был молодым, я допускал, что он станет сильнейшим.
А Анатолий Евгеньевич?
Не знаю, я с ним не играл.
А на уровне города, как вы считаете, кто перспективный? Может быть, Н.Витюгов?
Да, если в него будут вкладывать, создавать условия, организовывать сборы, как в свое время Салову делали, человек стал третьим в мире.
Анисимов, Матлаков, Алексеев – каковы их перспективы?
У них должна быть собственная мотивация.
А по уровню одаренности?
Они все – способные ребята. Главное, чтобы человек хотел, работал, и чтобы ему немного помогали. У Каспарова было феноменальное желание, просто страшное.
А почему с девочками не хотите работать?
Не понимаю я их! Когда-то я занимался с женской сборной Узбекистана. Возил их, готовил, старался, а потом они все повыходили замуж, забросили шахматы, стали мамами чуть ли не в один день. Рождаемость повысилась, а число шахматисток, и так невеликое – сократилось.
Несколько слов о юных гениях: Карлсен, Карякин?
С Карлсеном я играл, когда ему было десять лет. В принципе, видит тактику.
Но у вас нет ощущения, что именно он взойдет на вершину?
Таких гениев я видел много. Леня Зайд, например, ставился в одно время выше Каспарова. У него был момент, когда он выигрывал все турниры, стал чемпионом СССР среди школьников, а потом стал средним мастером. Был еще на Украине Таборов, который тоже считался будущим гением.
Как вы относитесь к тому, что Фишеру предоставили убежище в Исландии?
Нормально, если они еще в 2012 году сыграют третий матч со Спасским, чтобы было как у Дюма, сначала «Двадцать лет спустя», потом еще...
Вы два года подряд становитесь чемпионом города. Какую свою партию из только что закончившегося первенства Вы могли бы выделить?
Мне понравилась партия с С.Ионовым, хотя неплохими были и некоторые другие - с Ивановым и с Евсеевым.
Расспрашивали А.Кентлер и М.Савинов