e3e5.com

17.01.2005 ПОБЕДА ПОЛИНЫ МАЛЫШЕВОЙ.

В начале ноября этого года на чемпионате мира среди девушек до 16 лет в греческом городе Каллитея победу одержала петербурженка Полина Малышева. Предлагаем вашему вниманию партии юной чемпионки и рассказ о ее всесторонних интересах.

Лики творчества

Партии, сыгранные на первенстве мира среди девушек,комментируют мастер ФИДЕ Полина Малышева и ее наставник межд. мастер,заслуженный тренер России Андрей Михайлович Лукин.

А.Лукин. Следующая партия стала для Полины переломной и сыграла, на мой взгляд, ключевую роль в ее окончательном успехе. После не очень убедительной игры в первых двух партиях Полина разыгралась и в следующих трех турах играла легко и уверенно, но в конце очень важной партии из пятого тура с прошлогодней чемпионкой мира среди девочек до 14 лет Лаурой Рогуле допустила обиднейший сбой: добившись абсолютно выигранной позиции, стала играть небрежно и нарвалась на ничейную стойку. В результате легкость пропала – перестав доверять себе, Полина стала излишне перепроверять свои расчеты и в следующих трех крайне утомительных партиях набрала только полтора очка. Теперь, чтобы претендовать на призовые места, терять очков больше было нельзя.

П.Малышева. Предыдущую партию я проиграла, и теперь старалась не думать о реальности своих шансов. У меня был стимул: не вылететь из Интернет-зоны (прямая трансляция – первые 5 досок), и утешало, что после проигрыша я в ней удержалась (5-я доска).Далее все примечания чемпионки мира помечены П.М.

 

П.Малышева (2194) – А.Рудольф (2205) (Венгрия)  [C02]

Каллитея, 31.10.2003

 

1.e4 e6 2.d4 d5 3.e5 c5 4.c3 Nc6 5.Nf3 Bd7.

Увы, дебют угадать не удалось, а это так важно именно сейчас, когда уже подкрадывается финишная усталость и нет полной уверенности в своих силах. В единственной имевшейся у нас партии Рудольф на этот вариант она играла 5...Qb6.

6.a3 f6 7.Nh4? Неудачный ход. После очевидного ответа черных придется возвращаться назад. Основное продолжение здесь 7.Bd3.

7...Qe7 8.ef6 Qf6. Хорошо и 8...Nf6.

9.Nf3 h6 10.b4. Лучше было подождать с этим ходом до короткой рокировки черных, сыграв, например, 10.Bd3. В случае длинной рокировки белые имели бы возможность подрыва b3. Теперь король черных будет чувствовать себя на ферзевом фланге в большей безопасности.

10...c4. П.М. Почему-то я совсем не ожидала этого плана.

11.Be2 Bd6 12.0–0 0–0–0 13.a4 g5 14.b5 Nce7 15.Na3?! Сильнее 15.Ba3. В случае размена15...Ba3 16.Ra3 Ng6 белые ходом 17.Ra2 предварительно защитили бы пункт f2, а затем играли бы Re1 и Bf1, стремясь установить коня на e5. Если же черные уводят слона от размена15...Bb8, то белые проводят тот же план: 16.Bc5 Ng6 17.Ra2 N8e7 18.Re1, и как после 18...g419.Ne5Ne520.de5Qe521.g3, так и после 18... Nf519.Bf1 g4 20.Ne5 Ne5 21.de5 Be5 22.Ba7 жертва на e5 производится в более благоприятных условиях, чем в партии.

15...Ng6 16.g3. Поскольку этот ход все равно, в конце концов, не защитил белых от вторжения на f4, с ним можно было повременить. Преждевременно здесь и 16.Re1 из-за g4 17.Nd2 Rf8 18.Rf1 Nf4, следовало играть 16.Be3.

16...N8e7 17.Be3 Rdg8 18.a5

18...Kb8? В результате неуверенной игры Полина получила трудную, бесперспективную позицию: не видно, как продолжить атаку на ферзевом фланге, в то время как шансы черных на противоположном участке доски весьма реальны, уже сейчас они могли осуществить вторжение 18...Nf4. Рудольф, видимо, считала, что в такой позиции можно не торопиться, однако Полина сумела найти контригру.

19.Ne5! Жертва пешки–лучший практический шанс.

П.М. Первый раз за партию удалось на что-то напасть, и моя соперница заволновалась. Я сидела и про себя умоляла ее взять пешку. После 19...Be8 или даже 19...Kc8 я не видела, что делать, мне казалось, что просто получу мат.

19...Ne5. Хотя этот ход и не упускает перевес, неприятнее для белых было 19...Be8, не давая раскрыть позицию.

20.de5 Be5 21.a6! Не проходило сразу 21.Nc4? dc4 22.Qd7? из-за Rd8 с выигрышем ферзя.

21...Bc3 22.Rb1 b6 23.Nc4 e5!Лучший ход, не позволяющий белым развить атаку на короля.

П.М. Рудольф здесь очень долго думала и сумела найти ход, оставляющий меня и без атаки, и без пешки.

24.Rc1 Bd4 25.Bd4 ed4 26.Nd2 Bh3. Сильнее 26...Rf8! 27.Qc2 (нельзя 27.f3? из-за 27...d3)27...Rc8, препятствуя контригре на ферзевом фланге.

27.Re1 Rf8 28.f3 h5?! Атака на короля запаздывает. И здесь следовало перейти к позиционной игре путем 28...Rc8, сохраняя перевес.

29.Nb3 Nf5 30.Rc6 Qg7 31.Qd3?! Пожалуй, единственная ошибка Полины во второй части партии. Теперь черные ходом 31...Qe5! вновь перехватывали инициативу. Лучше было 31.Bd3 Ne3 (31...Ne7 32.Rc2 h4 33.g4) 32.Qa1, с достаточной контригрой.

31...g4?! 32.f4 h4 33.Rec1 hg3 34.hg3

34...Rf7?

П.М.От волнения у нас тряслись руки,фигуры упорно не хотели оставаться на полях, куда мы их ставили, они падали на пол, и т.д. Первой начала ошибаться Рудольф, и борьба быстро закончилась.

Черные останавливаются на полпути, переходя к защите. Красиво выигрывали белые после 34...Qh7 35.Rc7 Rf7 36.Rf7 Qf7 37.Nd4 Nd4 38.Qd4 Re8 39.Bd3 Qe6 40.Bf5! Qe2 (40...Qf5 41.Qg7 с неизбежным матом)41.Qe5! Qe5 42.de5, и пешка проходит в ферзи.

Полина справедливо опасалась здесь хода 34...Bg2! (на расчет времени просто не было – П.М.), похоже, он вел к ничьей. После вынужденного 35.Kg2 Qh7 36.Kf2 Qh2 37.Ke1 проигрывает37...Re8 из-за38.Kd2 (но не38.Kd1? Qf2 39.Rc7 Ne3 40.Kd2 Nc4, и выигрывают черные) 38...Ng3 (38...Qf2 39.Rf1; 38...Re4 39.Rc7 Ng3 40.Nd4 Re2 41.Ne2 Ne4 42.Qe4 de4 43.Rb7 Ka8 44.Rcc7 Rd8 45.Kc1 Qh1 46.Kb2 Qh8 47.Kb1 Qh1 48.Nc1)39.Nd4 Rh3 40.Rc8! Rc8 41.Rc8 Kc8 42.Qg6! с неизбежным матом, например, 42...Nf1 43.Kc2 Ne3 44.Kb1 Rh6 45.Qe8 Kc7 46.Qe7 Kc8 47.Nc6. Правильно37...Ng3! 38.Rc7 Re8(к мату ведет 38...Ne4? 39.Rb7 Ka8 40.Rcc7 Qg1 41.Bf1 Qf2 42.Kd1 Nc3 43.Qc3 Qf1 44.Kc2 Rh2 45.Nd2)39.Nd4 Ne2 (слабее 39...Ne4 40.Rb7 Ka8 41.Nc6 Qh1 42.Bf1 Nc5 43.Kd2 Nb7 44.ab7 Kb7 45.Ra1 с перевесом у белых) 40.Ne2 Rh3, и теперь белые могут дать вечный шах двумя способами: 41.Rc8 Rc8 42.Rc8 Kc8 43.Qf5 и 41.Rb7 Ka8 42.Ra7 Ka7 43.Rc7 Kb8 44.a7 Kc7 45.Qc2 Kd6 46.Qc6, но большего у них нет.

35.Qc2 Ne7? Просмотр. Упорнее 35...Qf8, но и здесь после 36.Bd3! (только к повторению ходов ведет 36.Qd3 Qb4 37.Qc2) удовлетворительной защиты не видно, например36...Ne3 (36...Qe8 37.Bf5 Qe3 38.Qf2 Rf5 39.Nd4 Qf2 40.Kf2 Rf7 41.R6c2+-; 36...Ng3 37.Nd4 Qe8 38.Ne6+-)37.Qd2 Bg2 38.Nd4 Rh1 39.Kf2 Rf4 40.Ke3+-.

36.Rb6 Ka8 37.Qc7

1 : 0

 

    После победы в этой сложной и небезошибочной партии к Полине вернулась уверенность в своих силах. При подготовке к следующей партии с грузинкой Н. Бациашвили она сама, чтобы получить сложную и острую позицию, захотела пойти на вариант, который не только не играла, но и никогда не смотрела раньше, и партию эту она провела с огромным вдохновением. Опять игра по домашней подготовке закончилась довольно рано, так как соперница избрала редкий вариант, но нам это оказалось только на руку. Полине удалось за доской найти блестящую тактическую идею, усиливающую ранее сыгранные партии, и добиться явного преимущества. Реализация также была практически безукоризненной.

П.М. Замечу, что все «положительные» прилагательные для получения более точной картины нужно ослабить раза в два. И вообще, это не я писала, и я так не считаю!!

Такая большая творческая удача отодвинула, на мой взгляд, для Полины борьбу за спортивные результаты на второй план. Она не вспоминала больше, что ей опять надо побеждать, и подготовку к решающей партии провела спокойно и по-деловому. А ситуация перед последним туром была такой: хотя Полина и догнала лидирующую группу, состоящую из пяти участниц, коэффициент прогресса, являющийся главным дополнительным показателем в случае равенства очков, был у нее только четвертым; выпало играть ей с шедшей на третьем месте Марией Фоминых из Красноярска, пятая – полька Карина Щепковска встречалась со второй–латышкой Рогуле, а лидер,  грузинка Саломе Мелия – с Гульмирой Даулетовой из Казахстана, имевшей на пол-очка меньше. Было ясно, что при ничьей в партии Фоминых – Малышева, соперницы, скорее всего, сохранят свои позиции: опуститься ниже они вообще не могут, так как у всех участниц из следующей очковой группы коэффициент прогресса хуже, а подняться выше могут только на одно место при проигрыше Мелия. Таким образом, положение Фоминых было явно предпочтительнее: ничья гарантировала ей призовое место. Но при этом она теряла все шансы на первое место (при любом результате в партии Щепковска – Рогуле одна из соперниц обходила ее), а после побед в этом году на чемпионатах России и Европы среди девушек до 16 лет она явно хотела сделать "хет-трик", поэтому мы предположили, что с первых ходов стремиться к ничьей она не будет. Времени на подготовку практически не было (последний тур проводился утром), но это не особенно нам было и нужно, так как соперницы в этом году встречались уже в пятый раз. Мы лишь повторили пару вариантов, в которых у Полины до этого были проблемы.

М.Фоминых (2237) – П.Малышева (2194)  [D34]

Каллитея, 02.11.2003

 

1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nf3 c5 4.cd5 ed5 5.Nc3 Nc6 6.g3.

Фоминых впервые в партиях, игранных белыми с Полиной, пытается добиться дебютного перевеса. Раньше она играла непритязательные системы, стремясь в первую очередь сбить соперницу с домашней подготовки.

6...Nf6 7.Bg2 Be7 8.0–0 0–0 9.dc5 Bc5 10.Na4.

Этот ход в настоящее время вышел из моды и применяется сравнительно редко. Поэтому при работе над защитой Тарраша мы решили не тратить на него много времени и удовольствоваться относительно старой партией Полугаевский – Лейн (Алма-Ата 1968), в которой черные уравняли игру. Хотя это было несколько месяцев назад, Полина все вспомнила и следует именно этой партии.

10...Be7 11.Be3 Re8 12.Rc1 Bg4 13.h3 Bf3 14.Bf3 Qd7 15.Bg2 Rad8 16.Nc5 Bc5 17.Bc5 Ne4

18.Bd4.

Фоминых уклоняется от вышеупомянутой партии, в которой было 18.e3 Qf5 19.Bd4 Ng5 20.Kh2 Ne6 21.Bc3 d4 22.ed4 Ned4 23.Bd4 Nd4 1/2:1/2.

18...Qf5. П.М. Кроме этой партии, я не имела вообще никакого представления о позиции. Ход 18...Qf5 сделан без особых раздумий, и после ответа Фоминых я об этом пожалела.

На 18...Ng5 Полине не понравилось 19.h4 Ne6 20.Be3 d4 21.Bd2, но возможно, что после 21...d3 22.ed3Ne5 или 22.e3 Nf8 с последующим переводом этого коня на e5 у черных достаточные контршансы.

19.h4. 19.e3 вновь сводило игру к партии Полугаевский – Лейн.

19...Nd6. П.М. Эту партию я играла очень странно (точнее, плохо, но не суть), по принципу «ну, а потом что-нибудь найдется». Забавно, что «что-нибудь» находилось, но при этом ни один вариант не был досчитан до конца.

20.Rc5. На 20.e3 Полина собиралась играть Nc4, переводя коня на e5.

20...Ne4 21.Rc1. После 21.Rb5 b6 ладья белых была бы расположена не очень-то удачно.

21...Re6. После 21...Nd6 Фоминых вряд ли пошла бы на ничью, повторяя один раз ходы, она хотела, скорее всего, заставить соперницу подумать, чтобы загнать ее в цейтнот, как уже не раз бывало в их партиях, но Полина, конечно, первая уклоняется от повторения ходов, хотя бы потому, что у нее уже не будет возможности избежать троекратного повторения позиции.

22.Kh2. П.М. Получив такой естественный ответ с конкретной угрозой Bh3 (не помню, чтобы я его считала), я поняла, что ничего, кроме как плыть по течению, мне не остается. 

Заслуживало внимания 22.e3, но, похоже, этот крепкий ход вообще не входил в планы Фоминых.

22...Red6 23.Bh3 Qh5

24.f3? По-видимому, у красноярской шахматистки в этот момент кончились силы, и она совершает решающий просчет. После 24.e3 Qd1 25.Rcd1 Nd4 26.Rd4 Rc6 27.Bg2 f5 28.g4 Rc2 29.gf5 Re8 у черных вполне приемлемый эндшпиль. Бороться за перевес можно было ходом 24.Be3.

24...Ng3! 25.Rg1. Нельзя 25.Kg3 из-за Rh6 с немедленным выигрышем.

25...Nf5 26.Bf2. Вероятно, Фоминых просмотрела, что как после 26.Bf5, так и после 26.Rg5 черные выигрывают ходом Qh4. Упорнее было 26.Rc6 Rc6 27.Bf5 (27.Rg5 Qh4 28.Rf5 Rg6–+) 27...Qf5 28.Rg7 Kf8 29.Qd2 Rdd6.

26...Nh4 27.Rg4 Nf5 28.Qg1 Rg6 29.Qd1?! Лучше 29.Rc5.

29...Rdd6. А здесь кончились силы и у Полины, иначе она легко нашла бы продолжение 29...Ne3! 30.Be3 Rg4 31.fg4 Qe5, разменивая слона и значительно упрощая задачу. К счастью, конец партии уже близок.

П.М. Да уж! Но, по-моему, сил у меня не было  уже на начало этой партии

30.Rc5. Не лучше и 30.e4 de4 31.Re4 h6.

30...Rh6. 30...Ne3!

31.Qf1 Rde6 32.e4. На 32.Rd5 выигрывает как 32...Re2, так и 32...Ng3.

32...de4 33.Rh4. Несколько лучше 33.Rf4 Re5 34.fe4 Nd6.

33...Nh4 34.Rh5 Nf3 35.Kg3 Reg6 36.Kf4 Rh5 37.Ke3 Rd6? Выигрывало фигуру 37...Nh2. Видно, что соперницы совершенно обессилены предыдущими десятью турами, игранными без выходных.

38.Bg4 Nh2 39.Qg2. Фигуру, но не партию можно было спасти путем 39.Qg1 Rg6 40.Bh5 Rg1 41.Bg1 Nf3.

39...Rg6 40.Bg3 Rg4 41.b4 Rg3

0 : 1

 

В гостях у шахматной принцессы

Предисловие редакции :

               Две Полины – героиня этого материала и его автор встретились в начале 2003 года. Тогда старшая из них заканчивала школу и мечтала поступть на факультет журналистики , а младшая готовилась к первенству страны в Дагомысе. Потом их дороги пересеклись на награждении победителей городской Олимпиады по литературе : обе девочки завоевали дипломы первой степени.
               Сегодня, после победы Полины Малышевой в чемпионате мира среди девушек до 16 лет, мы сочли уместным подробнее познакомить с ней читателей, а в тексте, подготовленном почти год назад , решили ничего не менять.В нем тогда еще 14-летняя Полина – еще не чемпионка,но очень яркая, всесторонне одаренная личность.

Полина Малышева – двукратная чемпионка России по шахматам 2000 года (категория до 12 лет) и 2002 года (до 14 лет). Она – первая петербурженка, которой удалось завоевать серебро на чемпионате мира. Казалось бы, этих достижений вполне достаточно для того, чтобы заслужить авторитет, заставить говорить о себе и на этом остановиться. Или постепенно наметить себе новую цель, поднять планку выше и последовательно двигаться к ней, отбросив на второй план остальное. Но Полина не такая. Она не останавливается на успехах, пусть и выдающихся, в одной сфере. Ее интересы не ограничиваются одними шахматами: она делает немалые успехи в учебе и не только. А что еще входит в круг ее занятий, расскажет она сама.

О шахматах и поездках на турниры.

Я начала заниматься шахматами в 8 лет. В начальной школе шахматы были обязательным предметом. Затем мама совершенно случайно отвела меня в кружок, откуда я и попала в клуб Кировского ДДЮТ. Очень хорошо сложились отношения с тренером. Когда я только-только пришла, Галина Абрамовна Нейзберг буквально поймала меня в коридоре и спросила, хочу ли я стать чемпионкой мира. Я сказала, что подумаю. Родители не сразу восприняли это всерьез. Все происходило естественно – тренировки, выполнение разрядов, соревнования. Постепенно привыкла. Сейчас не представляю жизнь без шахмат.

 Для меня шахматы – это творчество. Кто-то сказал, что нельзя выиграть партию, ничего не пережив. Ты переживаешь, принимаешь решения. Это маленькая модель жизни. С практической стороны, соревнования по шахматам – лишний повод съездить куда-нибудь. Я не могу долго сидеть дома. Я была в Ленинградской области, в Москве, в Нижнем Новгороде, в Казани, в Дагомысе, в Орске, в Орле, в Серпухове, в Череповце и т.д. Также я дважды была в Испании и Греции, один раз была в Дании.

В игре у каждого – свой стиль. Есть стили сухие, осторожные, существует так называемая «романтическая школа» старых мастеров. Кто-то играет более рискованно, кто-то менее. Один из чемпионов мира сказал, что стиль – это человек. Я с ним согласна. Шахматы отражают характер человека и дополняют его. В шахматах я нахожу то, что мне не хватает в жизни, например адреналин, связанный с риском, момент непредсказуемости, авантюризма. В игре мне свойственна неадекватная оценка собственных сил, позиции, склонность к безумным решениям. Иногда я не могу остановиться и согласиться на ничью, даже когда вижу, что моя игра неудачна, и я могу просто проиграть. Шахматы для меня – это борьба, большое напряжение нервов, это захватывает, увлекает.

 

П.Малышева обыгрывает гроссмейстера И.Уманскую в матче Москва – Петербург,2002г.

 

— В чем сложность игры в шахматы? Почему не все становятся профессионалами?

Мне кажется, что некоторым трудно принять шахматы всерьез. Вот для меня, например, игра в «крестики-нолики» несерьезна. Я могу это воспринимать только как частную математическую задачу. А ведь проводятся чемпионаты мира по этому виду спорта. Так же и в шахматах. Если человек не может найти красоту, удовольствие в шахматах, он не может заниматься ими. Хотя есть люди, для которых шахматы не творчество, а работа, которую они стараются делать хорошо. Я знаю одного профессионала, для которого шахматы – способ выжить, а не творчество. Я не могу себе представить, чтобы я занималась чем-либо только ради выживания.

Сейчас проводится много турниров человек – компьютер. Я считаю, что игра в шахматы с компьютером имеет смысл, компьютер может выиграть. Ведь шахматы в основе своей – математическая задача, перебор вариантов. Но таких вариантов – дикое количество, поэтому есть простор для мысли. По сути, шахматы не отличаются от «крестиков-ноликов». Люди, к счастью, не способны действовать, как калькулятор. Для человека это творчество, потому что непредсказуемо.

Для некоторых шахматы – борьба, поединок с конкретным человеком. А для некоторых – чистое искусство, игра по позициям, творчество, самореализация.

Школа.

Учусь я хорошо, по крайней мере, так принято считать – на 4 и 5. Конфликтов с учителями у меня нет. Я сейчас учусь в девятом классе и собираюсь идти в десятый. Что потом – не знаю. Я предпочитаю гуманитарные предметы и стараюсь их освоить максимально полно. Правда, не всегда получается. По литературе была большая проблема со «Словом о полку Игореве». Я прочитала, но ничего не поняла. Я очень люблю литературу, мне интересна история и немного правоведение. Очень трудны для меня биология и химия.

Театр.

У нас в школе существует исторический театр – добровольный коллектив во главе с учительницей по истории. Там есть музыкальная группа, в которой я играю на флейте.

 Задача творческого коллектива не просто расширить школьный круг знаний по истории. Вокруг нашего руководителя собрались люди, которым действительно это нравится. Мы ставим спектакли на исторические темы. Иногда сценарии спектаклей свои – у нас есть свой автор. Но иногда мы ставим чужие пьесы. Например, сейчас мы ставим «Маленькие трагедии» Пушкина. Недавно на Брянцевском фестивале мы представили свою интерпретацию Кальдерона, за которую получили диплом. (Брянцев А.А. – автор книг и статей по вопросам теории и практики театра для детей и основатель Санкт-Петербургского ТЮЗа (1922) – П.Б.) У нас нет задачи достичь каких-то определенных вершин, мы просто занимаемся творчеством – играем для себя.

Публикации по истории.

Кроме театра в нашей школе раз в квартал издается исторический журнал «Времена». Номера бывают тематические и нетематические. Моя рубрика – «музыка и власть». Пишу о ярких личностях. Пытаюсь показать, как музыка связана с властью, как она влияет на людей. Например, я писала о Фридрихе II Великом, который был высококлассным флейтистом, Первом норвежском короле Харальде Суровом, о Петре III, который хорошо владел игрой на скрипке. Для русского императора музыка была интимным миром, в котором он мог быть самим собой. Также я писала статью «Рихард Вагнер и германский фашизм». Идеи фашизма были близки Вагнеру. Он был любимым композитором Гитлера. Гитлер даже считал его своим духовным учителем. Такое знаменитое произведение, как «Полет валькирии» была гимном воздушных вооруженных сил Германии. Сейчас практически у всех эта музыка ассоциируется с фашизмом. Последняя моя работа – общая статья о власти и музыке. Я считаю, что музыка – искусство, которое требует полной искренности. Гениальная, даже просто хорошая музыка не может быть притворством. Люди, которые стояли и стоят у власти, не всегда могут оставаться с чистыми руками. Они находят в музыке путь самовыражения. В жизни много сложностей, а музыка не требует проявления характера и жизненных решений. Она самодостаточна.

— Ты увлекаешься историей?

Мне нравится история, но я не представляю, что я могу всерьез ею заниматься. Мне интереснее история недавних лет. 90-е годы – интересное время. То, что происходило тогда, сказывается на том, как мы живем сейчас. Мои родители принимали в тех событиях непосредственное участие, и это важно для меня. В современных событиях я не очень хорошо ориентируюсь. Но меня поразила позиция средств массовой информации, которые освещают все происходящее исключительно с точки зрения нашей страны. Это узкая позиция. На мой взгляд, нужно смотреть глобально – как события отразятся на мире в целом, а не с точки зрения выгоды России.

О музыке и музыкальной школе.

К современной музыке я как-то не приучилась, систематически ее не слушаю. Сейчас мне тяжело в ней разбираться. Периодически беру что-нибудь у папы.

Мои родители оба физики по образованию, но сейчас они ею не занимаются. Мамин брат – профессиональный музыкант, виолончелист. Моя старшая сестра имеет музыкальное образование. Папа очень любит музыку, иногда слушает ее как фон. А мама напротив, не может что-либо делать «в сопровождении» музыки.

Я сама играю уже шестой год. До шахмат пела в хоре в Аничковом дворце один год. Когда пошла на шахматы, бросила довольно легко. Я бы хотела сочинять музыку сама, но для этого нужно знать много теории. Когда в голову приходят мелодии – то кажется, что я их где-то слышала. А так я периодически делаю аранжировки для музыки, которую мы исполняем в историческом театре.

Мне очень нравится Чайковский и Глинка. Мне хочется играть переложения Чайковского, но пока у меня не хватает класса для качественного исполнения. Для флейты он писал немного, к сожалению.

Я оканчиваю музыкальную школу в следующем году. Мне интересна теория. Но из-за нестыковки расписания я попала в слабую группу сольфеджио, и мне там не очень нравится. Очень люблю домашние задания, связанные с пением. Музыкальную литературу у нас преподают, к сожалению, неинтересно, требуют зазубривания. Я отношусь к ней, как к должному.

Мне очень повезло с преподавателем специальности, я за ней даже в другую музыкальную школу перешла. У нас нет зачетной, оценочной системы. Это облегчает жизнь. Играть на конкурсах мне не очень удается, так как они совпадают с соревнованиями по шахматам. У нас в музыкалке ансамбль из 5 флейт. Недавно мы выступали ансамблем в Концертном зале у Финляндского вокзала.

Иногда на соревнования по шахматам я беру с собой флейту, когда мне надо подготовиться к экзамену. Очень трудно восстанавливать навыки игры на флейте после перерыва на соревнования, особенно мускулы лица. Губы начинают болеть после нескольких минут игры, поэтому приходится долго восстанавливать звук. Но я стараюсь не играть в поездках, так как очень сложно играть в гостинице, когда кто-нибудь находится в комнате. Не хочется мешать соседям.

О массовой культуре.

У меня на все довольно критический взгляд. Это, наверное, от родителей. Я далека от массовой культуры. Но мое отношение к человеку не меняется, когда я узнаю, что он фанат какой-нибудь группы. Кому что ближе. Кому-то «Фабрика звезд», кому-то Шуберт. Я думаю, что некоторые люди просто не слушали ничего другого, не могут объяснить, почему им нравится, например, «Фабрика звезд». Возможно, здесь дело в привычке. Трудно, чтобы нравилось что-то, к чему ты не привык, чего ты не понимаешь. Я предпочитаю классику, и могу объяснить, почему кто-то предпочитает «Фабрику звезд». Понятие «массовая культура» – отрицательно, потому что культура слишком индивидуальна, субъективна. Когда появляется массовость, шаблон – это уже не культура.

Алкоголь, наркотики.

Это просто вредно для здоровья. Я не понимаю моих ровесников, которые это употребляют. Если алкоголь доставляет удовольствие, то замечательно. Если употребление становится систематическим, то удовольствие превращается в привычку, а затем и в болезнь.

У наших родителей было меньше возможностей. Сейчас возможностей больше. Многие просто хотят попробовать от «нечего делать», не задумываясь о последствиях. Попробовал раз, другой – понравилось. Почему они делают такой выбор? Чтобы получить удовольствие другим способом, пойти, например, в театр, нужно совершить какую-то внутреннюю работу, попытаться понять, осмыслить. Это намного сложнее, чем просто уколоться или выпить. Я считаю, что все дело в привычке, в воспитании. Для кого- то привычно пойти в театр, для кого- то кольнуться.

— Есть ли у тебя кумиры, идеал?

Я не склонна к фанатизму. Я не вижу смысла в том, чтобы выбрать какого-то человека идеалом и стремиться на него быть похожим во всем. Есть отдельные люди, чьими отдельными чертами я восхищаюсь и беру пример. Но никого я бы не могла назвать моим кумиром.

О разнообразии интересов. О выборе. О планах.

У меня много интересов, все время приходится чем-то жертвовать. Пока я не могу остановиться на чем-то одном. Скорее всего, это будут шахматы, но пока мне трудно на это решиться, потому что тогда остальные занятия отойдут на второй план.

В будущем я вряд ли стану профессиональным музыкантом, поскольку начала заниматься музыкой после шахмат, но я стараюсь заниматься серьезно, так как хочу научиться играть как следует. Я бы хотела стать чемпионкой мира по шахматам. Что будет дальше – не знаю.

Жизнь у меня очень насыщенная. За день я успеваю побывать в школе, в музыкалке и дома – три разных места, где я – три разных человека. Дни очень длинные. Что будет через неделю – туманно. А далекое будущее очень неопределенно.

Сейчас я занимаюсь шахматами недостаточно для профессионала, у меня еще есть интересы. Одна моя знакомая из Новосибирска выбрала шахматы как профессию. Она не ходит в школу, обучается дома, и каждый день по 5 часов занимается шахматами. Я не могу себе представить такую жизнь. Я занимаюсь нерегулярно и не так много, часов 5 в неделю. Я достаточно серьезно отношусь к учебе в школе. А музыка для меня скорее отдых. Шахматы, школа – я перегружена до предела. Это кончается тем, что я делаю уроки, потом открываю ящик, в котором лежит книжка и начинаю читать. Когда я очень устаю – читаю что-либо легкое. А вот недавно у меня был период серьезного чтения, я прочитала много классики. Когда я читаю, я забываю обо всем и просто отдыхаю. К сожалению, не всегда это получается делать легально и не за счет времени на уроки. Я люблю кататься на коньках и хотела бы научиться кататься как следует. Люблю вылазки за город. Но все это упирается во время – у меня его просто нет. Хочется успеть все. Например, уже два года из-за первенства России по шахматам я пропускаю городские олимпиады по литературе и русскому языку и районную научно-практическую конференцию.

— Почему другие так не могут?

По-видимому, у других нет такого разнообразия интересов. Может, потому что нет такого «дикого оптимизма». Мои родители с ранних лет приучили меня к мысли, что в жизни надо чего-то добиться, причем исключительно своим трудом. У меня была подруга в школе, которая сейчас уже определилась со своим будущим. Она спокойно говорит, что будет кассиром в магазине. Для меня это непостижимо! Я не могу себе представить, чтобы я сказала что-либо такое всерьез.

— Есть желание заняться еще чем- то?

Я бы хотела научиться играть на другом музыкальном инструменте. Когда-то я хотела научиться рисовать, но вскоре поняла, что у меня это не получится. Еще я бы хотела заняться спортом. Но спорт я вижу как хобби, спортивная карьера меня не привлекает. Я хотела бы научиться танцевать.

Я люблю ездить с классом на экскурсии, на пикники. Очень люблю ходить в гости и сама приглашать гостей, но это получается очень редко. В прошлом году у меня была проблема с днем рождения – хотелось пригласить всех сразу. Но этот день выпал на соревнования по шахматам, и вопрос отпал сам собой.

Родители.

Они часто говорят, что если я хочу серьезно заниматься шахматами, я должна перестать тратить время на всякую ерунду, как-то: книжки, телефонные разговоры, рассматривание фотографий.

— Есть ли что- то, что ты бы хотела изменить в себе?

Мне иногда не хватает силы воли. Недавно я писала статью в школьную газету. Просидела до трех ночи – ничего не получалось. Утром встала и поняла, что не успеваю, и не пошла в школу. И в результате за последние 40 минут на меня нашло вдохновение, пальцы забегали по клавишам, и я все написала.

Место, где хотела бы побывать, мечты.

Я много где хотела бы побывать: в Лондоне, Риме. Хотелось бы лучше посмотреть Барселону. В прошлый раз получилась всего 20-минутная прогулка, но город мне очень понравился. Мне очень нравится Стокгольм, где я была 6 лет назад. Иногда возникает желание просто подольше прогуляться по центру Санкт-Петербурга, потому что давно уже не удается. Я мечтаю иметь в распоряжении целый день, чтобы была хорошая погода, и можно было бы заниматься, чем хочешь. Чтобы никого дома не было, и я была предоставлена сама себе. Но, к сожалению, этого пока не было.

Я раньше часто проводила лето на Валдайских возвышенностях. Я люблю Санкт-Петербург, хотя не все мне в нем нравится. Но это мой родной город, и мне было бы очень тяжело расстаться с ним. И я вряд ли смогла бы уехать из России навсегда.

— Было желание бросить все, сказать: «А, гори все синим пламенем»?

Да, недавно было желание обрезать волосы под мальчика, покраситься в фиолетовый цвет, изменить стиль и уехать ото всех подальше, порвать со всем и вся. Это было, когда я заняла второе место на чемпионате мира. Я не считаю это достижением, скорее проигрышем. Но я «дикий» оптимист, я верю, что могу добиться всего, что я захочу при нужном напряжении сил.

Всероссийские и международные чемпионаты по шахматам, профессиональная игра на флейте, исторический театр, исследовательско-публицистические работы по истории и музыке. Чувство юмора, разносторонние интересы. Мало кто может похвастаться таким списком.

Кажется, я столкнулась с человеком принципиальным, уверенным в себе, и, несомненно, целеустремленным. Конечно, при высоких достижениях без потерь не обойтись. Приходится чем-то жертвовать: отдыхом, друзьями, другими занятиями. Но Полина не очень расстраивается: в данном случае цель оправдывает средства. Она уверена в том, что добьется своего в любой ситуации, если приложит все силы. Поэтому она надеется только на себя и уверена, что ее труд окупится если не в ближайшем будущем, то в перспективе. Полина вряд ли собьется с выбранного ей пути, потому что ответственно и критически относится к этому выбору. И нам остается только пожелать ей успехов на этом нелегком поприще.

Полина Быховская

 



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки