e3e5.com

02.10.2012 М.Лившиц. ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР – ЭТО ПРОФЕССИЯ

Д-р Марк Лившиц

 

 

ДЕТСКИЙ ТРЕНЕР – ЭТО ПРОФЕССИЯ

 

В 90-х годах прошлого столетия, когда на Землю обетованную приехали одновременно несколько сотен тысяч людей, даже охранником или дворником можно было устроиться исключительно по протекции. Чтобы удержаться на плаву, некоторые репатрианты, вытащив из чемоданов деревянных коней и слонов, объявили себя шахматными гуру и «сэнсэями». Имея весьма поверхностное представление о шахматной педагогике, они умудрились загубить немало талантливых ребятишек. Конечно, время расставило все по своим местам: кустари занялись другим ремеслом, а настоящие шахматные специалисты стали «выпекать» по своим фирменным рецептам чемпионов и медалистов.

Читателям «Вестей» будет интересно заглянуть в творческую кухню известного тренера Александра Михалевского, среди воспитанников которого – гроссмейстеры и мастера, победители и призеры международных соревнований, и еще несколько дюжин мальчишек и девчонок, заразившихся на всю жизнь «шахматной» бациллой.

 – Саша, вы в Израиле уже больше 20 лет. Что вы оставили в Советской Белоруссии?

 – Ничем не примечательная биография. Школа, служба в армии, затем математический факультет в гомельском университете. Высшее образование – это не более чем дань существовавшим тогда требованиям, своего рода обязательная программа. Окончив курс наук, запрятал диплом на дальней полочке в шкафу и начал трудиться в должности шахматного тренера. Вскорости мои ребята начали выигрывать республиканские чемпионаты в разных возрастных группах. Будущее выглядело абсолютно прозрачным и предсказуемым. А потом наступили другие времена, и в 1991 году я приехал в Израиль с родителями и младшим братом Виктором, с которым у нас солидная разница в 14 лет.

 

Братья Александр (слева) и Виктор Михалевские

 – Вы только тренировали или еще играли?

 – Был кандидатом в мастера, призером чемпионата Белоруссии среди мужчин, чемпионом Вооруженных сил СССР среди юношей. Стать мастером тогда было практически нереально. Первый же выезд за пределы Израиля на международный турнир позволил не только перевыполнить норму международного мастера на три очка, но и заработать гроссмейстерский бал.

 – И где был ваш первый дом на доисторической родине?

 – Мы поселились в центре страны – в Ход-ха-Шароне, где нас приняли с удивительной доброжелательностью. Особенно в этом плане отличался проживающий там шахматный арбитр международной категории Ави Дорнер. Он всегда подвозил сам или находил попутную машину добраться до места проведения соревнований. Иногда партии заканчивались поздно, например, в час ночи, но Ави всегда терпеливо ожидал меня и брата, чтобы отвезти домой.

 – О том, чтобы начать тренировать, не думали?

 – Я тогда разговаривал на иврите преимущественно с помощью пальцев, но, несмотря на коммуникационную проблему, тель-авивский клуб «Бикурей ха-Итим» предложил собрать в его стенах всех моих бывших воспитанников, чтобы я мог продолжить занятия с ними. Причем всю финансовые нагрузку брал на себя клуб: ученикам – бесплатные уроки, а тренеру – зарплату. Не знаю, как сложилась бы моя жизнь дальше, останься я в центре страны, где ко мне относились исключительно доброжелательно, но вмешались бытовые проблемы. В сентябре 1991 года нам предложили в Беэр-Шеве социальное жилье – двойной «караван», и мы всей семьей отправились в столицу Негева. Параллельно главный человек в беэр-шевских шахматах Элиягу Левант предоставил работу в возглавляемом им городском клубе. Вот так начался новый этап в моей тренерской карьере, который приходилось совмещать с изучением языка. Впрочем, дети на занятиях благодушно смеялись над исковерканным ивритом своего наставника.

 – Кто выделялся в первом наборе?

 – Помимо брата, пиком дальнейшей карьеры которого стало участие в шахматных Олимпиадах 2006 и 2010 годов в составе сборной Израиля, еще был Дима Темкин, выигравший юниорский чемпионат Европы в 1997 году, а в 2001 – ставший гроссмейстером. Высшее шахматное звание покорилось и Илье Хмельникеру, который моложе, чем Виктор и Дима. Были еще несколько хороших девочек, например, Вика Закс, которая сделала ничью с Каспаровым в сеансе по Интернету, наделав этим много шума. Еще как минимум десять человек стали национальными или международными мастерами. Я проработал в беэр-шевском клубе 9 лет, и в принципе в этот период наши дети доминировали на всех чемпионатах Израиля – личных и командных.

В какой-то момент федерация предложила мне стать капитаном юношеской сборной страны и параллельно возглавить юниорскую комиссию. В 1999 году на чемпионатах Европы в возрастных категориях от 10 до 18 лет мы сыграли настолько хорошо, что во всех номинациях израильские участники попали в первую десятку.

 – Кажется, это было в Греции?

 – Да, земля Эллады к нам явно благоволила. Максим Родштейн (ныне игрок сборной Израиля) в группе до 10 лет занял второе место, после самого Сергея Карякина. В категории до 18 лет Женя Постный – ныне тоже игрок сборной Израиля – и Саша Кундин разделили второе-третье места, пропустив вперед только по дополнительным показателям нынешнего лидера азербайджанской сборной Теймура Раджабова. Леня Гержой – сейчас игрок сборной Канады – попал в десятку до 12 лет. Девочки тоже не подвели: в первой десятке финишировали Белла Атнилов (до 10 лет), Вика Закс (до 12) и Белла Игла (до 14).

– Если все так было хорошо, почему покинули Беэр-Шеву?

– В 2000 году у меня появились расхождения с Элиягу во взглядах, как работать с детьми. Да и наши взаимоотношения, как и оплата моего труда, оставляли желать лучшего.

 К тому же я получил необычное предложение от Рами Пората из Реховота – тренировать шестерых его детей. Чтобы не тратить каждый день несколько часов на дорогу, пришлось перебраться поближе к новым подопечным.

 – Я помню, у легендарного Элиягу Леванта были строгие принципы, что за беэр-шевский клуб во всех командах играют только свои воспитанники. Никаких варягов, никаких звезд или звездочек со стороны. После вашего ухода работа с детьми в Беэр-Шеве не пошла на убыль?

 – Всегда есть талантливые дети. Просто для того, чтобы они росли, с ними надо правильно работать.

 – Каковы особенности работы «семейного» тренера? Нетерпеливый папа не вмешивался в процесс?

 – Он вмешивался во все, что только можно. Постоянно менял мнение, а излагая свои требования, говорил излишне эмоционально. Как профессиональный математик, Рами Порат сделал простой расчет, согласно которому каждый год каждый ребенок должен добавлять по сто единиц рейтинга, пока не выйдут на уровень Эло 2700-2800. Еще до переезда я ему объяснил, что эта нереальная задача. Чем выше рейтинг – тем тяжелее продвигаться дальше. И арифметика тут не подходит. Однако мои предостережения он не воспринимал, объясняя, что таких способных учеников, как его дети, земля еще не рожала. Действительно, работали мы много, и ребята продвигались достаточно быстро. Периодически работодатель успокаивался и уменьшал тренировочные нагрузки, но после короткой передышки, все возвращалось на круги своя. Несмотря на то, что папу периодически лихорадило, за пять лет ребята многому научились.

Тон в детском секстете задавал старший сын Шай, который став международным мастером начал подбираться к высшему шахматному званию. Позже его примеру последовал Идо. Дуди притормозил на звании национального мастера. Уже тогда с изюминкой проводила отдельные партии и старшая из девочек – Майя, которая на последней стамбульской Олимпиаде возглавляла женскую сборную Израиля.


Команда реховотской шахматной школы – победитель командного чемпионата Израиля 2012 года в возрастной группе до 12 лет. Во втором ряду: директор школы Алекс Фрадкин (слева) и Александр Михалевский

– Вы трудились только семейным тренером?

– Где-то в 2002 году опытный организатор Алекс Фрадкин открыл в Реховоте при поддержке муниципалитета шахматную школу. В его послужном списке значился красноярский шахматный клуб, где за один присест садились за доски 300 человек. К этому клубу имели самое прямое отношение и двукратный чемпион СССР Лев Псахис, и игрок женской сборной Советского Союза Елена Ахмыловская. Конечно, в Израиле не те масштабы, да и не все сразу получалось у Алекса в организационном плане. Ему понадобились помощники, и я начал вести отдельные занятия. А когда Рами Порат пришел к выводу, что пришло время возвращать деньги, потраченные на шахматы, и открыл свой шахматный бизнес, где стали работать его подросшие дети, я полностью сконцентрировался на работе в школе. Вместе с новыми учениками прошел все уровни: сначала детско-юношеские лиги, а затем и взрослые, вплоть до лиги Арцит (национальной). При нашей школе много лет успешно функционирует «мастер-класс», заниматься в котором приезжают дети со всего Израиля. Сейчас к тренерскому коллективу присоединился мой брат, что позволило открыть своего рода «гроссмейстерский университет».

Конечно, у школы имеется ворох проблем: ведь выживали мы до сих пор только благодаря помощи городского отдела абсорбции. К сожалению, дальнейшее существование нашего детища находится под угрозой. Первого марта 2013 года школу могут снять с довольствия – закончились деньги, которые выделяло на наш проект министерство абсорбции. Интересно, что сейчас группа родителей объединилась в инициативную группу, чтобы придать шахматной школе официальный статус амуты – некоммерческой организации с собственным банковским счетом. Пока трудно сказать, насколько успешной окажется «революция» поневоле.


Израильская делегация на чемпионате мира среди школьников. В последнем ряду: Алекс Фрадкин (слева), президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов (в центре) и Александр Михалевский

– Если нет денег, как вам удается вывозить учеников за рубеж?

– Не секрет, что вся финансовая нагрузка ложится на родителей. Мы с Алексом Фрадкиным стараемся найти более дешевые варианты участия учеников в престижных соревнованиях. После того как поездки на первенства Европы и мира в «четных» возрастах стали безумно дороги, нам пришла идея переключиться на чемпионаты мира и Европы среди школьников в нечетных возрастных группах. Первый же выезд в 2006 году оказался более чем удачным. Тогда чемпионом мира среди мальчиков не старше 11 лет стал Авиталь Бороховски, вторым до 15 лет финишировал Эйлон Накар. Не углубляясь подробно в историю, отмечу, что и этот год оказался урожайным. Саша Златин в соревнованиях мальчиков до 11 лет завоевал серебро, для чего ему пришлось в последнем туре обыграть будущего победителя из Азербайджана, который уже был чемпионом мира по четным возрастам до 8 и до 10 лет.

Воспитанники «мастер-класса» отличились в августе и на чемпионате Европы в «четных возрастах»: среди кадетов – до 16 лет– второе место занял Авиталь Бороховски, среди девочек не старше 8 лет третье место у Ронит Левитан.

Кстати, на сентябрьском конгрессе ФИДЕ Бороховскому и Накару были присвоены звания международных мастеров.


Александр Михалевский и бронзовый призер чемпионата Европы 2012 года среди девочек не старше 8 лет Ронит Левитан


 

Серебряный призер чемпионата мира 2012 года среди школьников в возрастной группе до 11 лет Алекс Златин

– Я знаю, что ваши лучшие ученики регулярно разбегаются по «богатым» клубам. Не обидно?

– Конечно, обидно и жалко. Но мы никогда не ставили перед учениками препятствий в плане перехода и отпускаем всех по-хорошему. Мы не можем предложить ничего, кроме тренировочного процесса. Как только ребята начинают показывать результаты – их начинают разбирать клубы, где есть деньги. Несколько лет назад мы предложили штатным сотрудникам федерации ознакомиться с опытом работы «мастер-класса», но получили отказ. Нам было сказано, что это – частная инициатива, которая никого не интересует.

– Но ведь в прошлом году в федерации власть полностью переменилась и у руля вроде бы стали более компетентные люди?

– Мы очень надеялись на нового председателя федерации Моше Слава, который в своей предвыборной программе много чего наобещал. После избрания он даже назначил нам встречу, на которую… не пришел.

– Может, это всего лишь недоразумение?

– Скорее, все-таки система. Меня очень беспокоит в Израиле отсутствие уважения к тренеру. Федерация с нами никогда не советуется при составлении календаря детских соревнований. Бывает, что ребят заставляют играть в турнирах, которые приносят не пользу, а вред. Или, например, федерация организовала чествование призеров чемпионата Европы, а меня на это мероприятие не пригласили. Но я все-таки приехал, потому что на этом настояли ученики. Во время небольшой пресс-конференции я пытался поделиться своими соображениями, но меня бесцеремонно перебили…

 

Вместо послесловия.

Вряд ли Александру Михалевскому суждено стать заслуженным тренером Израиля. И даже не потому, что не существует в нашей стране такого звания. Просто чтобы пробиться поближе к шахматному пирогу, от которого можно что-то отщипнуть, требуются исключительно личные связи или крепкие локти. И не более! А результаты работы, увы, особого значения не имеют...

 

Все фото из архива Александра Михалевского.




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки