e3e5.com

22.02.2010 Марк Лившиц. ЗА КУЛИСАМИ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ШАХМАТ

С Фаиком Гасановым, очень известным в шахматном мире человеком, мне удалось побеседовать в прошлом месяце на командном чемпионате мира, проходившем в турецком городе Бурса. До окончания турнира оставалось еще четыре тура, и сборная Азербайджана, к которой мой собеседник имеет самое непосредственное отношение, сохраняла реальные шансы занять место на пьедестале почета. Да и сам Фаик Зюльфугарович, как мне показалось, абсолютно не сомневался в том, что призовое место вполне достижимо. И хотя в конечном итоге команда с берегов Каспия осталась без медалей, надеюсь, что читателям газеты будет интересно заглянуть за кулисы азербайджанских шахмат.


Фаик Гасанов

– На командном чемпионате мира по шахматам вы едины в двух лицах. С одной стороны – заместитель главного судьи, с другой – вице-президент шахматной федерации Азербайджана. Не мешает ли такое совмещение?

– Моя единственная обязанность на этом турнире – это роль арбитра, и никакие другие функции на меня не возложены. У сборной есть капитан, принимающий все текущие решения, к которым я не имею никакого отношения. Я даже не участвую в ежедневных собраниях команды.


Матч сборных Азербайджана (справа) и США

– Не скучно без «экшена»? Только судить? Ведь на турнире сплошная тишина.

– И хорошо, что никаких проблем пока не возникало. В судейской бригаде работают опытные специалисты, имеющие постоянную практику в международных соревнованиях, которые в Турции проходят, чуть ли не круглый год. Даже нельзя сравнивать с тем, что творилось раньше. Хорошо помню, как лет 10-12 назад я судил в Анкаре круговой турнир. Если не ошибаюсь, первый турецкий с гроссмейстерской нормой. Тогда пришлось покрутиться: местные кадры еще не были готовы к такому уровню, продемонстрировав чуть ли не абсолютную беспомощность. Теперь совсем другое дело. Все организовано очень добротно, и единственное неудобство, что туалет находится далековато от турнирного зала. Да еще курильщикам приходится выскакивать на улицу. Поэтому рядовые арбитры получили указание периодически присматривать и за сопрягаемыми территориями, чтобы исключить запрещенные контакты.

– Раз в Турции все так хорошо, давайте мысленно переместимся в Азербайджан. Став независимым государством, бывшая братская республика из дружной семьи советских народов, совершила колоссальный скачок, превратившись в одну из самых сильных шахматных держав. При советской власти на берегах Каспия было в наличии, кажется, три гроссмейстера? Эта цифра с тех пор сильно изменилась?

– После завоевания независимости в 1991 году у нас появилось много сильных шахматистов, и, думаю, что сейчас в Азербайджане около двадцати обладателей высшего шахматного звания. И в этом нет ничего сверхъестественного, поскольку еще в бытность Гейдара Алиевича Алиева президентом страны он лично опекал нашу детвору, которая теперь играет за сборную. Азербайджана. Есть даже такой известный снимок 1998 года, где все нынешние «сборники», на тот момент еще школьники, но уже успевшие уже стать чемпионами или призерами на чемпионатах мира или Европы в разных возрастных группах, запечатлены вместе с главой государства. Продолжил подобную политику поддержки талантов и Ильхам Гейдарович Алиев, который является к тому же председателем НОК Азербайджана. У нас существуют хорошие традиции проведения международных соревнований. Мы начинали с юниорских чемпионатов – Европы в 2002 году в Баку и мира в 2003 году в Нахичевани. В последние годы регулярно проводятся турниры на Кубок президента. Можно вспомнить матч сборных Азербайджана и сборной мира. Да простое перечисление всех страничек шахматного календаря займет несколько минут. Сейчас на территории страны действует государственная программа по развитию шахмат на 2009-2014 годы. Это вторая столь масштабная программа, первой была футбольная. В числе главных пунктов черно-белой «шестилетки» – строительство дворца шахмат в Баку.

Шахрияр Мамедьяров и Теймур Раджабов

– Почти всех игроков вашей нынешней сборной я знаю очень давно – с 1995 года, когда они дебютировали во французском Вердене на чемпионате Европы до 10 лет. А вот Шахрияр Мамедьяров примкнул к «ветеранам» намного позже.

– Действительно принято считать, что только те ребята, которые блистают в 10-12 лет, становятся элитными игроками. Но нет правил без исключений, и одно из них – это Шахрияр, чей взлет не вписывается ни в какие стандарты. Я что-то не припомню кого-либо, кто попал в мировую десятку, не засветившись в детском возрасте. Мамедьяров до 14 лет был самым обыкновенным, ничем не выделяющимся из общей массы сверстников, кандидатом в мастера. Потом его, как бы прорвало, он засверкал многообразием своего таланта, и к 20 годам успел дважды стать чемпионом мира среди юниоров.

Чемпионат Европы до 10 лет (1995 год). Под номером 2 – Гадир Гусейнов, под номером 4 – Теймур Раджабов.

– Несмотря на наличие ярких индивидуальностей, сборная Азербайджана долгое время не могла подняться на пьедестал почета на официальных соревнованиях, проводимых под эгидой ФИДЕ. Поэтому победа вашей мужской сборной на командном чемпионате Европы в октябре прошлого года была воспринята как величайшая сенсация.

– Действительно, потенциал наших шахматистов очень высок. Имена ведущей пятерки – Теймура Раджабова, Шахрияра Мамедьярова, Вугара Гашимова, Гадира Гусейнова и Рауфа Мамедова уже много лет известны во всем мире. При этом самому старшему – Мамедьярову – всего лишь 24 года. Увы, на командных соревнованиях ничего не получалось. Вроде те же люди, а результаты – неудовлетворительные. Обсуждая на заседаниях федерации вот такое несоответствие, мы пришли к выводу, что пришло время кардинальных перемен. Во-первых, требовалось подыскать нового капитана. Выбор пал на гроссмейстера Зураба Азмайпарашвили, и впоследствии оказалось, что мы не ошиблись. Во-вторых, перевести всех сборников на контрактную систему, которую требовалось разработать и оформить юридически. Теперь федерация платит стипендии, а игроки обязаны присутствовать на тренировочных сборах и, естественно, играть за сборную.


Вугар Гашимов и Гадир Гусейнов

– Совмещать свое индивидуальное «эго» с интересами главной команды страны?

Именно. Сборы оказали исключительно положительное влияние на микроклимат перед чемпионатом Европы в Нови-Саде, где мы стали чемпионами. Накануне отъезда в Бурсу мы тоже проводили сборы, не очень длительные, но очень полезные.

– Поговорили, поиграли вместе в карты, посмотрели какие-то фильмы, погоняли мячик по зеленой травке?

– Главное – научиться понимать друг друга. Понятно, что «сборников» уже не нужно учить играть в шахматы. Их квалификация не вызывает никаких сомнений. Цель сборов – объединиться общей идеей. Кстати, готовясь к поездке в Бурсу, мы уже думали и о будущей олимпиаде в Ханты-Мансийске.

– Разобравшись с сильным полом, давайте поговорим о женской сборной, которая чуть не стала призером континентального первенства, занимая при этом в стартовом рейтинг-листе всего лишь 20-е место.

– В последние годы в качестве ориентира для женской сборной Азербайджана на всех командных турнирах было десятое место. Но в Нови-Саде, видя перед собой пример мужской команды, девушки буквально заразились желанием попасть в призеры и прыгнули выше головы, заняв четвертое место. Самой малости не хватило до бронзовых медалей. Кстати, у девушек накануне турнира тоже был тренировочный сбор. Я считаю, что правильное решение организационных вопросов является одним из условий успешного выступления наших сборных команд на международных соревнованиях.

 

 

Ниджат Мамедов

– Вы уже назвали ведущий квинтет. Шестой – это Ниджат Мамедов. Кто за лидерами?

– На подступах к сборной 16-летний гроссмейстер Эльтадж Сафарли. Его рейтинг под 2600. Пожалуй, только он составляет ближайший резерв. Есть еще несколько молодых шахматистов, играющих на уровне международных мастеров, которые при правильном отношении к тренировочному процессу, смогут через несколько лет претендовать на место в сборной команде Азербайджана.

 

Фото автора




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки