e3e5.com

07.05.2007 ИНТЕРВЬЮ ГРОССМЕЙСТЕРА АЛЕКСАНДРА ПАНЧЕНКО

А.Н.Панченко, Казань, 1998 год, у доски - Артем Тимофеев

 

Александр Николаевич, несколько месяцев назад исполнилось 25 лет Школе Панченко. Расскажите, пожалуйста, как появилась Ваша школа.

Идея создания Всероссийской шахматной школы гроссмейстеров (ВШШГ) принадлежит Вере Николаевне Тихомировой.

В сентябре 1980 года я выиграл Мемориал Чигорина в Сочи и выполнил второй балл международного гроссмейстера. Настроение было прекрасным, после победы на крупнейшем международном турнире открывались самые радужные перспективы.

В один момент, когда мы с женой и Юрием Балашовым обедали, к нам подошла Тихомирова и пригласила меня на беседу. Вера Николаевна сказала, что надо подумать о молодом поколении и предложила мне поработать тренером во вновь открываемой Всероссийской шахматной школе гроссмейстеров.

Сказать, что предложение было неожиданным – это значит ничего не сказать. Мне было 27 лет, я был растущим шахматистом. У меня были вполне обоснованные планы спортивной карьеры.

А тут совсем новое дело! У меня не было ни тренерского опыта, ни знаний педагогики и возрастной психологии. Поколебавшись, я, тем не менее, дал согласие и окунулся в подготовительную работу по созданию школы.

Около года ушло на решение организационных вопросов. Зимой 1980-81 года на съезде шахматной федерации России Вера Николаевна объявила о планируемом открытии школы и приеме слушателей.

Делегаты съезда со всей России подали огромное количество заявок. Мы не могли принять столько учеников. Я попросил Тихомирову завязать мне глаза и с закрытыми глазами карандашом наугад отметил незнакомые тогда фамилии.

Так мы отобрали  30 юных шахматистов 1967 года рождения и моложе. Скомплектовали тренерский состав школы, по штату у нас было 6 тренеров и врач.

До первой сессии школы мне предстояло узнать много нового. Пришлось переработать уйму книг по педагогике - изучал труды Корчака, Макаренко, Сухомлинского, Успенского. Советовался с авторитетными тренерами, педагогами. Вспоминал свой ученический опыт.

Первая сессия ВШШГ прошла с 11 по 25 ноября 1981 года в Челябинске в помещении ранее действовавшей церкви.

Расскажите, пожалуйста, как проходили занятия в школе.

В то время в СССР успешно работали известные авторитетные школы Ботвинника-Каспарова, Геллера, Петросяна, Полугаевского, Смыслова. Многие талантливые российские юные шахматисты от уровня кмс уже занимались в этих школах.

Нашей новорожденной школе предстояло заниматься планомерной работой по поиску и развитию способных детей по всей России.

Нам очень повезло с тренерами. У нас в школе работали с полной самоотдачей А. Белетский (Кострома), Д. Воловик (Свердловск), М. Гетманчук (Челябинск), Е. Глейзеров (Брянск), Е. Тюлин (Владимир), А. Филипенко (Ижевск). Темы были разнообразными, а интенсивность шахматных занятий была очень высокой в течение всего рабочего дня.

Но шахматы и педагогика это еще не все. Огромное внимание уделялось общефизической подготовке. Вопросы ОФП очень глубоко знал и понимал Дмитрий Воловик. Физические нагрузки были рационально дозированы, чтобы ученики были мобилизованы и хорошо усваивали материал.

Мы встречались на сессиях с учениками и их тренерами 2 раза в год по 2 недели. Это накладывало определенные ограничения. Мы должны были успеть за это короткое время дать ученикам действительно самую важную информацию.

Внимание и самоотдача требовались и от учащихся - усвоить огромный поток профессиональной информации,  глубоко понять и прочувствовать ее было непросто.

Личные тренеры ребят всегда присутствовали на наших занятиях, тоже чему-то учились, брали копии лекций. Мы ничего не скрывали, рассказывали все, что знали и умели.

Основной упор делали на занятиях по эндшпилю. Мы руководствовались идеей Капабланки и Смыслова: «Чтобы постичь тайны шахмат, надо начинать с эндшпиля».

По окончании сессии мы давали ученикам обширное домашнее задание. Нам удалось установить доверительные дружеские отношения с тренерами учеников, и мы очень эффективно сотрудничали, дополняя усилия друг друга. Между сессиями мы постоянно поддерживали контакт по переписке. Ученики присылали нам свои партии, задавали вопросы, советовались по интересующим их проблемам. В результате профессионально росли и тренеры и ученики.

Атмосфера на школе была очень доброжелательная.

Когда пришли первые успехи школы?

В 1984 году семь учеников школы попали в состав команды России (из 8 человек) на Спартакиаду школьников в Ташкенте. Это был для нас первый крупный успех.

В 1985 году первым мастером из учеников школы стал Максим Сорокин. В 1987 году Алиса Галлямова в возрасте 15 лет также стала мастером, а Светлана Прудникова на чемпионатах мира среди девушек до 20 лет в 1986 году в Вильнюсе и в 1987 году на Филиппинах заняла вторые места.

В эти годы к работе школы подключились лучшие на то время знатоки дебюта в России - Александр Филипенко и Евгений Глейзеров. Широко образованные, интеллигентные люди  - они помогли вывести многих учеников школы на гроссмейстерский уровень. Чуть позже в состав тренерской группы вошел один из сильнейших шахматистов Москвы Сергей Киселев.

Первым нашим гроссмейстером стала в 1989 году Алиса Галлямова.

Работа с учениками продолжалась на турнирах. В конце восьмидесятых годов воспитанники школы пробились на всесоюзные турниры, чемпионаты Европы и мира среди юношей и девушек.

Часто Глейзерову, Филипенко и мне приходилось ломать все свои личные планы и отправляться с учениками на турниры.

После первых крупных успехов пришло признание. К нам стали проситься ученики из Азербайджана, Грузии, Украины. Так, например, к нам попала Анжелика Белаковская из Украины. Однажды приезжала позаниматься и сыграть с Галлямовой матч Елена Ахмыловская. Тогда Елена жила в Грузии и была на пике своей карьеры.

Вы, не имея педагогического и жизненного опыта, достаточно быстро стали известным тренером. Расскажите поподробнее, как Вам это удалось.

Мне повезло. Моим тренером в Челябинске был заслуженный тренер России Леонид Аронович Гратвол – педагог от бога. О нем можно говорить бесконечно. Достаточно сказать, что он воспитал Геннадия Тимощенко, Евгения Свешникова, Семена Двойриса, Татьяну Шумякину, занимался с юным Толей Карповым, воспитал многих известных мастеров.

Я просто вспоминал,  как он с нами работал, и старался следовать его советам.

На российском уровне в 60-х годах с нами работал выдающийся тренер Виктор Евгеньевич Голенищев. Голенищев создал прекрасный тренерский коллектив. Сергей Рубенович Асатурьян взял на себя работу с младшими юношами и занимался организаторскими делами. Август Семенович Лившиц готовил домашние задания, вел переписку с учениками и во многом помогал Голенищеву.

Задавал тон в работе, конечно, сам Виктор Евгеньевич. Школа Голенищева обычно проводилась во Владимире и была прекрасно организована. К занятиям нередко подключались Игорь Захарович Бондаревский и Борис Васильевич Спасский. Школу внимательно опекала Вера Николаевна Тихомирова.

Голенищев разработал очень хорошую методику подготовки юных шахматистов. Работа нашей школы базировалась на его методике. Мы стремились продолжить традиции школы В. Е. Голенищева.

Виктор Евгеньевич написал прекрасные книги – программы подготовки шахматистов от IV до I разрядов, они много раз переиздавались, сейчас их трудно найти.

Работа нашей школы и мои книги в какой-то мере продолжили труды Голенищева по подготовке шахматистов до уровня мастера спорта.

Вы сказали, что нашли взаимопонимание с постоянными тренерами учеников. Можно ли подробнее?

С самого открытия школы у нас получилась слаженная совместная работа с тренерами учеников. Мы объяснили тренерам, что все заслуги по воспитанию учеников – это их заслуги. Тренерские категории, звания, награды, почести получал постоянный тренер. Мы подключались по просьбе тренера в самых ответственных и трудных соревнованиях.

Школа также помогала профессиональному росту тренеров, многие из них повысили свои тренерские категории. Несколько человек за выдающиеся заслуги получили звание «Заслуженный тренер России».

Это было важно, так как зарплаты тренеров были очень скромными.

Мы помогали тренерам по максимуму, они нам отвечали тем же, работали с полной самоотдачей на общее дело.

Слаженная работа единомышленников приносила хорошие плоды. Ученики росли и очень радовали тренеров.

Мы делились своими наработками, передавали методику, опыт, нас приглашали в разные уголки России. Надеюсь, это способствовало развитию шахмат.

Как Вы сотрудничали с Шахматной федерацией РСФСР?

Наша школа возникла благодаря Вере Николаевне Тихомировой. Много сил, труда и таланта вложила Вера Николаевна в создание Школы.

После ухода Тихомировой из Федерации, эстафету принял гостренер России К. С. Оганджанян. Карен Сергеевич очень заботился о Школе, о ее учениках, вникал во все нужды и всегда нам помогал. Ездил с командой на турниры, заряжал своей энергией, болел всей душой за Школу.

Он делал для нас все, что мог. Без Тихомировой и Оганджаняна Школа бы не состоялась.

К сожалению, в 1992 году после развала СССР финансирование школы прекратилось, и мы провели последнюю сессию.

Давайте подведем итоги работы Школы за 11 лет.

Надеюсь, что интенсивные занятия и общение друг с другом в доброжелательной атмосфере способствовали профессиональному и личностному росту учащихся.

Около трех десятков слушателей школы стали гроссмейстерами, мастеров и кандидатов в мастера конечно еще больше.

Алиса Галлямова много лет входит в элиту мировых женских шахмат.

Крупнейших спортивных успехов добивались гроссмейстеры С. Прудникова, А. Белаковская, Е. Ковалевская, Т. Шумякина, С. Волков, С. Рублевский, М. Улыбин и другие.

Известными тренерами стали: М. Сорокин, Р. Щербаков, А. Волжин.

Над чем Вы работаете сегодня?

Опубликовал несколько книг, пишу, тренирую, занимаюсь с детьми и молодыми шахматистами в Татарстане, из которых выделил бы Тамару Чистякову, Сандугач Шайдуллину, Марата Аскарова, Артема Ильина.

Очень радует успехами и отношением к делу Артем Тимофеев. Надеюсь, что его ждет хорошее будущее.

В наше время содержать большую российскую школу очень дорого и организационно сложно.

А.Н.Панченко занимается с детьми, Казань, 1998 год

 

Моя мечта – открыть региональную школу в Татарстане.

Идея создания региональных школ принадлежит Евгению Эллиновичу Свешникову, и жизнь подтвердила его правоту. Опыт его школы на Алтае и школы Спасского в Сатке показал, что такие школы нужны и полезны. Мы могли бы охватить больше детей и не отрывать их от дома и учебы. Развитие небольших региональных школ – это разумное направление пропаганды шахмат.

Шахматы в Татарстане очень любят, они пользуются поддержкой, и мне было бы интересно поработать в региональной школе.

Расспрашивал Сергей Николаев.




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки