27.07.2004
Е.Г.Бишард. СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ЛЮДМИЛЫ ВЛАДИМИРОВНЫ РУДЕНКО…
(к столетию со дня рождения)
Если идти по улице Ленсовета от метро Звездная, то можно увидеть,что на доме номер 62 в укромном защищенном деревьями уголке висит памятная доска, на которой выбито: "В этом доме с 1976 по 1986 гг жила и работала выдающаяся шахматистка первая советская чемпионка мира Людмила Владимировна Руденко". Когда я бываю в этом районе, то всегда захожу сюда, смотрю на лицо, изображенное на доске, и вспоминаю многие эпизоды нашего давнего и близкого знакомства с Людмилой Владимировной. Здесь я часто бывала в последние годы ее жизни, здесь же и попрощалась с ней в последний раз.
А в первый раз я ее увидела во всем блеске славы в марте 1950 года во Дворце пионеров имени А.А.Жданова. Людмила Владимировна только что завоевала титул чемпионки мира по шахматам среди женщин и вместе с чемпионом мира М.М.Ботвинником пришла на встречу с юными шахматистами Ленинграда. Жители нашего города знают Аничков дворец на Невском проспекте, принадлежавший в былые годы К.Разумовскому. В то время шахматный кружок размещался в главном корпусе, в зале обитом фисташковым шелком; это теперь шахматисты переместились во флигель дворца. Чемпионы мира рука об руку под звуки оркестра поднимались по парадной лестнице, покрытой ковровой дорожкой. Детвора радостно их приветствовала и среди этих восторженных лиц было и мое. В огромном холле среди пальм и других экзотически растений стояли фигурки больших фарфоровых зеленых лягушек, так точно описанных Еленой Данько в книге про похождения Карабаса и Буратино в Ленинграде. Здесь же разместили и шахматные столики для сеанса одновременной игры. Сеанс давали Л.В.Руденко, М.М.Ботвинник и два ленинградских мастера М.Е.Тайманов и Л.А.Шамаев.
Людмила Руденко дает сеанс во Дворце пионеров 24 марта 1950 года.
На переднем плане - Катя Бишард.
Несколько слов о моем появлении во Дворце пионеров. В шахматы меня научил играть в пионерском лагере мальчик Саша Чалик, он же и направил меня во Дворец пионеров в сентябре 1949 года. Одним из детских тренеров в то время была удивительно красивая Ревекка Самойловна Эстеркина. Сыграв со мной тренировочную партию и посмотрев как я лихо ставлю первым ходом одного коня на h3, а другого - на а3, она произнесла окончательный вердикт: "Ты должна заниматься шахматами!".
И вот я играю в сеансе с чемпионкой мира, а лет мне одиннадцать от роду и учусь я в четвертом классе. Как ни странно, но эту партию я выиграла, и в газете "Ленинские искры" была помещена моя фотография с подписью "Катя Бишард выигрывает у чемпионессы". После чего я шахматы бросила и пришла как блудная дочь во Дворец пионеров только в восьмом классе. Так случилось, что именно в это время, летом 1954 года в городе Ленинграде впервые проводились всесоюзные соревнования по шахматам среди девушек. Главным судьей и организатором этих соревнований была Л.В.Руденко. К этому времени она стала заслуженным мастером спорта (1953 г.). Людмила Владимировна очень хотела, чтобы соревнование такого ранга проводилось в красивейшем месте Ленинграда, и она добилась, чтобы детям был отдан Аничков дворец. Турнир проводился по схеме "полуфиналы и финал". Я играла от Ленинграда в полуфинале, поделила четвертое-пятое места вместе со Светой Смекаловой из Москвы, но в финал попадали только три первые места, мне не хватило пол-очка. Кстати скажу, что победительницей этих соревнований стала грузинская школьница Манана Тогонидзе, впоследствии не раз успешно выступавшая в финалах женских первенств СССР. Отсюда с легкой руки Людмилы Владимировны в большую шахматную жизнь вылетели такие известные шахматистки как Алла Кушнир, Люся Белавенец, Наташа Колотий, Римма Антонова, с которыми у Людмилы Владимировны сложились близкие отношения на всю жизнь.
Закончив школу и поступив в институт, я начала играть в шахматы в первенствах города, в которых принимала участие и Людмила Владимировна. Наше близкое знакомство состоялось в городе Таллине, где проводился полуфинал первенства СССР по шахматам 1961 года. В нем играли сразу пять ленинградок: Р.С.Эстеркина, Л.В.Руденко, Н.Г.Карцева, О.И.Семенова и я. Несмотря на проигрыши Руденко и Семеновой, я поделила третье-четвертое места и попала в финал первенства СССР, который проходил в Ереване.
Однако по-настоящему мы подружились, несмотря на большую разницу в возрасте, в Волгограде на первенстве спортивного общества "Труд". Мы жили в одном номере, Людмила Владимировна постоянно что-нибудь читала, особенно по ночам и ужасно мешала мне спать. Но эти неудобства быстро скомпенсировались: я понимала как много мне дает общение с ней. Пожалуй, она была одной из тех, кто оказал огромное влияние на мое развитие. Помню свое раздражение при виде включенной лампы и книги в руке моей соседки глубокой ночью. "Что вы читаете?" - спросила я. "Великий Гэтсби" - ответила Людмила Владимировна. В то время мало кто слышал о Хэмингуэйе, не то что о Скотте Фицджеральде - великом американском писателе. И здесь на меня полился такой поток информации, зазвучали такие имена, такие факты из жизни известных писателей, что мое желание занять первое место в соревнованиях перешло в желание слушать, слушать и слушать ее.
Кто же такая была первая наша чемпионка мира, завоевашая это звание в 1950 году, а в 1953 году уступившая его Елизавете Быковой, чемпионка мира, ни разу не выезжавшая за пределы СССР? Об этом я узнала не сразу – на протяжении своей жизни вплоть до 1986 года она делилась со мной своими размышлениями и воспоминаниями.
Людмила Владимировна родилась в городе Лубны Полтавской области. Ее отец, Владимир Андреевич был действительным статским советником. Девочка училась в гимназии. После гражданской войны ее отец был прокурором города Николаева, боролся с беспризорностью, а потом стал священником. Революция разбросала семью по России. Людмила Владимировна оказалась в Одессе, где училась в институте, получив профессию экономиста - инженера по нормированию. Там сформировался круг ее друзей - известных писателей и литераторов, с которыми она поддерживала связь всю свою жизнь. Это Сергей Бондарин - постоянный ее партнер по шахматной игре, Николай Харджиев, который составил и подготовил текст и примечания к сборнику стихотворений великого репресированного поэта О.Мандельштама, вышедшему в большой серии Библиотеки поэта в 1974 году. У нее было много разных друзей ибо Людмила Владимировна была разноплановым человеком. В Одессе она занималась не только шахматами, но и плаванием, причем стала чемпионкой города в стиле "брасс" в открытой воде.
Жизнь ее складывалась непросто. Из Одессы она переезжает в Москву, а потом и в Ленинград. Там она выходит замуж за очень известного ученого, создателя кафедры технической кибернетики военной академии имени Можайского Льва Давидовича Гольдштейна. До сих пор в этом здании висит мемориальная доска, посвященная ему. В 1931 году у Людмилы Владимировны родился сын Владимир. Она играет в шахматы, растит сына, работает в типографии. Время было суровое. Наборщик вместо слов "купить книги Ленина и Сталина" набрал "курить…". Это стоило ему жизни, Людмила Владимировна срочно увольняется из типографии. Начинается война и она поступает на военный завод, который эвакуируется в Уфу. Однако дети многих сотрудников завода остались в Ленинграде. Директор дает Людмиле Владимировне мандат на проезд в Ленинград, чтобы она вывезла детей на большую землю. Как она это сделала - она сама не могла объяснить: нечеловеческими усилиями сформировала эшелон и успела вывезти детей до того, как кольцо блокады сжалось вокруг города, а потом свалилась с нервным истощением. Подробно об этом ее подвиге было написано в книге "Женщины-коммунисты в Великой отечественной войне". Сама Людмила Владимировна считала спасение детей самым главным делом своей жизни.
После войны Л.В.Руденко полностью отдается игре в шахматы. Ее тренерами были известнейшие шахматисты и колоритнейшие личности гроссмейстеры Левенфиш и Толуш. Я не буду останавливаться на ее блестящих шахматных достижениях - об этом много написано, а вот о человеке ярком, неординарном, неоднозначном, очень близком мне хочу рассказать еще немного. Когда родился мой сын Славка, Людмила Владимировна уже не могла по состоянию здоровья выходить из дома, но она послала на мой адрес телеграмму, которую я храню до сих пор: "Будь здоров и люби маму. Твой друг, Люда". Она очень любила людей, гостей принимала широко и хлебосольно. Когда приезжали шахматистки из других городов и им негде было жить, она на полу расстилала большой ковер и укладывала всех спать. Была очень азартна, любила и процесс игры, и результат. Очень хорошо играла не только в шахматы, но и в бридж, в преферанс.
Большое удовольствие ей доставляли беседы о книгах и живописи. У нее была прекрасная библиотека, книги для нее были живыми. Она очень любила их дарить и давать читать. Помню ее рассказ о том, как она ехала в Москву в купе с двумя попутчиками - мужчиной и женщиной. Она читала книгу историка Щеголева о Пушкине (довоенное издание). Это сейчас ее переиздали, а в то время эта книга была раритетной. Женщина посматривала в ее сторону и наконец попросила книгу почитать. Людмила Владимировна конечно же ей ее дала и приложила свой ленинградский адрес. Каково же было ее удивление, когда она получила из Москвы бандероль с этой книгой и благодарственное письмо за подписью Ариадны Эфрон. Оказывается ее попутчицей была дочь поэтессы Марины Цветаевой.
Любимым ее музеем был Русский. Последняя ее "вылазка" была со мной. Открылась выставка замечательного русского художника-эмигранта Савелия Сорина. Я ее уже посмотрела и хотела, чтобы Людмила Владимировна тоже ее увидела. Но как это сделать? Она уже плохо ходила. Мы с мужем взяли такси, спустили Людмилу Владимировну на лифте и посадили в машину. До сих пор я вижу ее грузную фигуру с разведенными руками во флигеле Бенуа и слышу ее голос: "Наконец-то я дома!". Больше она никуда не выезжала, сидела на балконе, общалась с друзьями: Любой Кристол, Флорой Дмитриевой, Хилей Вайнер и другими.
2004 год - столетие со дня рождения первой советской чемпионки мира. В ее память проводят в Питере международный шахматный женский турнир. В нем играют молодые шахматистки, играют, исповедуя новые принципы. Они не видели Людмилу Владимировну при жизни, для них она – символ, чемпионка мира. Да, она символ, символ ушедшей эпохи, олицетворение ее лучших черт.
Благодарю внука Людмилы Владимировны Сережу за предоставленные материалы.