e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА

19.06.2006 В.Кацнельсон. Этюды глазами гроссмейстера Джона Нанна

Мне нравится название книги Г.Надареишвили «Этюд глазами гроссмейстеров». Симпатична и идея этой книги. Ее автор в течение нескольких лет показывал гроссмейстерам специально подобранные этюды различных авторов. Просил их прокомментировать один из понравившихся, а оставшиеся комментировал сам.

К сожалению, книга не так хорошо издана, всего 200 страниц убористого текста с маленькими диаграммами. Такую книгу хотелось бы увидеть в более совершенном полиграфическом виде.

Многие ведущие гроссмейстеры большое внимание уделяют этюдам. Несколько лет назад экс-чемпион мира Б.Спасский продемонстрировал ряд этюдов для молодых читателей «64-ШО». Делал он это с удовольствием, как показалось, без специальной подготовки. По утверждению Бориса Васильевича, он помнит великое множество этюдов. Как бывшему многолетнему шахматному болельщику Б.Спасского хотелось бы увидеть изданную книгу его любимых этюдов «Этюды глазами Бориса Спасского». В благодарной памяти любителей шахмат такая книга могла бы занять достойное место, подправив несколько пошатнувшийся имидж бывшего чемпиона.

В прошлом году отмечался 50-летний юбилей гроссмейстера Джона Нанна, одного из первых гроссмейстеров Англии. Д.Нанн достиг успеха не только в шахматах – его яркий талант проявился и в других областях. Например, известно, что в 15 лет он был самым юным (за последние 400 лет) студентом Оксфордского университета. Доктор математики гроссмейстер Нанн одно время входил в узкий круг сильнейших гроссмейстеров мира, но затем оставил профессиональную шахматную карьеру.

Д.Нанн один из лучших в мире решателей задач и этюдов. Вместе с гроссмейстером Ю.Авербахом и двумя судьями-этюдистами он был арбитром матча (к сожалению, не слишком известного) по составлению этюдов «СССР–Остальной мир». Этот матч, объявленный в 1987 году, частично опубликованный в 1993 году и окончательно присужденный в 1999 году, закончился крупной победой уже несуществующей страны СССР.

В 2005 году был организован юбилейный шахматный конкурс (как говорят на Западе, турнир) по составлению этюдов в честь именитого шахматиста, который присуждал сам юбиляр, гроссмейстер Д.Нанн.

Недавно в английском журнале по этюдам EG (#163, 2006) опубликованы его итоги (EG – аббревиатура endgame, т.е. концовка, окончание). Из 59 представленных на конкурс этюдов гроссмейстер отобрал 30, которые отметил отличиями. В это число попало всего 4 этюда из России.

Очень коротко представлю авторов российских этюдов.

Олег Перваков – один из сильнейших этюдистов мира. Он известен и как видный шахматный журналист, ответственный секретарь «64 – Шахматное обозрение». В настоящее время в России всего два этюдиста являются международными гроссмейстерами по композиции. Это Н.Кралин и О.Перваков. На подходе еще двое – А.Высокосов и Н.Рябинин.

Вслед за ними идет группа этюдистов, куда без сомнения можно отнести московского этюдиста Карена Сумбатяна. В последние годы он опубликовал целый ряд прекрасных этюдов. К.Сумбатян был любимым учеником Анатолия Кузнецова, дважды мастера – по этюдам и по шахматам. Своему Учителю Карен посвятил щемящий посмертный очерк «Любовь первая и вечная» (см. сборник «Задачи и этюды», выпуск 22, 2000).

Юрий Базлов представлен здесь двумя своими работами. Международный мастер Ю.Базлов давно входит в число сильнейших этюдистов страны. Он чемпион СССР по этюдам 1984 года.

Мой брат Леонард Кацнельсон тоже международный мастер по этюдам, призер ряда чемпионатов страны и чемпион СССР 1973 года. Л.Кацнельсон автор книги «Семейный шахматный этюд».

Надеюсь, и наш многолетний с братом этюдный дуэт, достаточно известен в шахматном мире.

Ниже приводятся этюды россиян с комментариями гроссмейстера Д. Нанна в моем переводе.

Но прежде его общее впечатление о конкурсе: «Уровень конкурса был очень высоким. Я провел довольно жесткий отбор, отметив 30 этюдов. Допускаю, что некоторые этюды, не отобранные мною, в большинстве других конкурсов были бы отмечены, подобно тому, как сравнительно низко оцененные этюды этого турнира вполне могли бы оказаться призовыми в других конкурсах».

В дальнейшем слова гроссмейстера привожу курсивом и без кавычек.

1. Олег Перваков, Карен Сумбатян, ЮК John Nunn-50, 2006, I приз

=                               5+6

Мастерская работа! Начальное положение подобно позиции из партии, обе стороны должны играть точно, но «последними смеются» белые: они, либо форсируют вечный шах, либо добиваются пата. Привлекает тематическая попытка, где белые, если они ошибочно выиграют пешку h4, разрушают финальную патовую позицию. Хотя существует множество четырехладейных этюдов с идеей пата, несерьезно было бы ожидать их тождественности. Доказательные варианты в этом этюде на высоком аналитическом уровне и такие же четкие, без неясных вариантов, как и основное решение.

1.e7 ¦f1+!

1...¦e5 (или 1...¦e4) 2.¦h8+ ўd7 3.e8Ј+ ¦:e8 4.¦h:e8 b1Ј 5.¦:b1 ў:e8 6.¦b2 с последующим 7.ўg2 с ничьей. Черные не могут улучшить свою позицию, а размен ладей приводит к ничейному пешечному окончанию.

2.¦:f1 ¦a1 3.¦hf6!

3.¦h8+? – тематический ложный след: 3...ў:e7 4.¦h7+ (4.¦hf8? b1Ј? и черные выигрывают, потому что ¦f8 оказывается под ударом и белые не могут ни брать на b1, ни продолжать шаховать, т.к. черный ферзь контролирует поле f5: 5.¦8f7+ ўe6 6.¦7f6+ ўe5 7.¦6f5+ Ј:f5 с выигрышем) 4...ўe6! Черный король должен оставаться на линии «е», чтобы при сдваивании белых ладей по вертикали «f», одна из них была бы атакована. 5.¦h6+ ўe5! 6.¦h5+ ўe4! 7.¦:h4+ (7.¦hf5 b1Ј 8.¦5f4+ ўe5 9.¦:b1 ¦:b1+ 10.ўg2 ¦b2+ с выигрышем) 7...ўe3 8.¦hf4 ¦c1! (но не 8...b1Ј? 9.¦4f3 ўe2 10.¦:b1 ¦:b1+ 11.ўg2 с ничьей), достигая после 8...ўd3, сходной с главным вариантом позиции, однако, здесь белые проигрывают: нет защиты в виде пата.

3...¦c1!

Самый опасный ход. 3...b1Ј (3...ў:e7 4.ўg2 b1Ј 5.¦:b1 – также ничья)

4...¦:b1 5.¦:b1+ 5.ўg2 с ничьей, т.к. ¦f6 не атакована, а если 5...¦b2+, тогда 6.ўg1 ¦h2 7.¦e6 ¦:h3 8.¦e2 с немедленной ничьей.

4.¦f8+ ў:e7 5.¦8f7+ ўe6 6.¦7f6+ ўe5

Если черные перейдут королем на другую вертикаль 6...ўd5 7.¦6f5+ ўc4 8.¦5f4+ ўb3, тогда 9.¦f8 с ничьей.

7.¦6f5+ ўe4!

Черный король не может уйти с линии «е», но независимо от того, где он окажется в дальнейшем – на с3, d3 или е3, на следующем ходу он попадает в западню.

8.¦5f4+!

8.¦b5? ¦:f1+ 9.ўg2 ¦f2+! (но не 9...b1Ј?? 10.¦:b1 ¦:b1пат) с выигрышем у черных. Черные также выигрывают и на 8.ўg2? после 8...b1Ј 9.¦1f4+ ўe3 10.¦f3+ ўd4 11.¦3f4+ ўc3 12.¦f3+ ўb4! 13.¦3f4+ ¦c4 – шахи кончились.

8...ўd3

9.ўg2!

Наступило время этого хода. Черные не могут ему противодействовать.

9...b1Ј 10.¦1f3+!

Этот маневр стал возможен при черном короле на третьей линии на любом поле, кроме b3 (тогда имеется защита ¦c3!), когда белые делают ничью ходом ¦f8, как указано в примечаниях к 6-му ходу черных.

10...ўc2 11.¦c4+ ўd2

11...ўd1 12.¦:c1+ с ничьей.

12.¦d4+ ўe2

Только не 12...ўe1?? 13.¦e3#.

13.¦e4+ Ј:e4пат.

Становится понятным, почему белые избегали выигрыша пешки h4.

 

2. Юрий Базлов, ЮК John Nunn-50, 2006, V приз

=                               3+4

Эта позиция – поистине удивительное открытие. Белые жертвуют фигуру для достижения позиционной ничьей, когда у них против двух легких фигур и пешки остается одна пешка на втором ряду. Особенно поражает отказ от взятия черного слона на протяжении четырех ходов. Другие этюды с подобным материалом включают идею пата, но этот этюд основан на позиционной ничьей. Он показывает, что даже в простой спокойной позиции возможны поразительные находки.

1.¤h8!

Черный конь занял доминирующую позицию, затрудняя активизацию белого коня. Белые первым же своим ходом освобождают поле g6, надеясь занять его королем. Если 1.ўg7? ¤d6 2.¤e5 g3, то черные надежно защищают пешку g3 и постепенно улучшают позицию своих фигур. Конечно, можно избежать размена коней, который приводит к теоретической ничьей, когда белый король добирается до f1. Хотя (после 1.ўg7...) выигрыш не легок, но, в конечном счете, возможен, например: 3.ўg6 Ґd8!, затрудняя путь белого короля к полю е6, после чего черным очень трудно помешать централизации белых фигур. 4.ўh5 ¤e4 5.ўg4 Ґc7

6.ўf3 ¤d2+ 7.ўe3 (7.ўe2 ¤b3 8.¤g6 ўc6 9.ўf3 ¤d4+ 10.ўg4 ўd5 11.¤f4+ ўe4 с выигрышем) 7...¤f1+ 8.ўe2 ¤h2 (мешая белому королю приблизиться к пешке g3, черные выигрывают время для подтягивания своего короля) 9.¤d3 ўc6 10.ўe3 ўd5 11.¤b4+ ўe5 12.¤c6+ ўf5 13.¤d4+ ўg4 14.¤c2 Ґb6+ 15.ўe2 ўf4 с последующим 16...¤g4 с техническим выигрышем.

1...¤e5

Единственный шанс помешать белому королю немедленно пойти на g6. После 1...¤:h8 2.ў:h8 ўc6 3.ўg7 ўd5 4.ўg6 Ґe3 (черные не могут играть слоном на f4 или h4, т.к. гибнет их пешка, поэтому они вынуждены потерять темп при атаке королем пешки g3) 5.ўf5 g3 6.ўg4 Ґf2 7.ўf3 ўd4 8.ўe2! король успевает на f1 со стандартной позиционной ничьей.

2.¤f7!

Немедленно, иначе черные приближаются королем, но этот ход просто невероятен. Опять жертвуется фигура, причем белые жертвуют ее вторично! Черные должны принять жертву, т. к. обе их легкие фигуры оказываются под боем.

2...¤:f7 3.ўg6! ¤e5+!

Лучше пожертвовать слона, т. к. после 3...ўc6 4.ў:f7 ўd5 5.ўg6 – ничья, как указано в примечаниях к 1-му ходу черных.

4.ўf5!

Отказываясь от предложения 4.ў:g5? из-за проигрыша после 4...ўc6 5.ўf4 ўd6! (выигрывая оппозицию) 6.ўe4 (6.ўf5 ўd5 с выигрышем) 6...ўe6 7.ўf4 ўf6 8.g3 ўe6 9.ўg5 ўd5 10.ўf5 ўd4 11.ўf4 ўd3! и пешка g3 теряется.

4...¤f7

Вызывает изумление, но это так. Черные, имея преимущество в две чистые легкие фигуры, не могут выиграть. 4...¤f3 5.ў:g4 или 4...Ґf6 5.ў:f6 ¤f3 6.ўf5 ¤h2 7.ўf4 в обоих случаях с немедленной ничьей.

5.ўg6 ¤e5+ 6.ўf5!=. Белые повторяют позицию.

 

3. Юрий Базлов, ЮК John Nunn-50, 2006, VI почетный отзыв

+                                4+5

В этом симпатичном этюде обе стороны демонстрируют изобретательную игру. В забавном финале черные теряют фигуру после того, как все белые фигуры возвращаются на первую линию.

1.¦a1

1.Ґb2? e3 2.¦a6+ (2.¦a1 Ґd6 3.¦e1 Ґd5+ – ничья) 2...Ґd6 3.ўd3 e2 4.ўd2 ўd5 и теперь уже белым надо форсировать ничью.

1...Ґa3! 2.Ґh6 e3!

После 2...Ґd6 3.¤c6 белые выигрывают с удобствами, т.к. черная пешка позволяет им контролировать поле с6.

3.Ґ:e3 Ґd6! 4.¤a6 Ґe2+!

Или 4...c1Ј+ 5.¦:c1 Ґe2+ 6.ўd4 Ґ:a6 7.¦c6 Ґb7 (или 7...Ґb5) 8.¦b6 с последующим 9.Ґf4 и белые выигрывают фигуру.

5.ўb3 c1Ј!

Похоже на помощь, но на самом деле ограничивает белые фигуры и является лучшим шансом черных.

6.Ґ:c1!

Сейчас 6.¦:c1? Ґ:a6 7.¦c6 Ґb7 8.¦b6 приводит только к ничьей из-за 8...Ґd5+.

6...Ґd1+ 7.ўa2! Ґe2! 8.Ґa3!

8.ўb3? Ґd1+ 8.ўc4 Ґe2+ форсирует ничью.

8...Ґс4+

8...Ґ:a3 9.¦e1 или 8...Ґ:a6 9.¦e1+ Ґe5 (9...ўd7 10.¦d1) 10.Ґb2 с выигрышем фигуры.

9.ўb1 Ґd3+!

Или 9...Ґ:a6 10.Ґ:d6 Ґd3+ 11.ўb2 ў:d6 12.¦d1 с решающей связкой.

10.ўс1! Ґf4+! 11.ўd1! Ґ:a6. Наконец-то забирается конь?

12.Ґc1. Нет! Это хитрая ловушка.

12...Ґ:c1 13.¦:a6+. Белые остались с лишней ладьей.

 

4. Леонард Кацнельсон, Владимир Кацнельсон, ЮК John Nunn-50, 2006, X почетный отзыв

  =                               4+4

Тонкая борьба, в которой белые должны аккуратно маневрировать королем с тем, чтобы сохранить возможность вечного шаха своей ладьей по третьему ряду. Однако это не взаимный цугцванг, потому что белые постоянно угрожают форсировать исход, играя ¦a3.

1.¦g3!

1.¦d4? Ґh7+! 2.ўf6 ¦f8+ 3.ўg7 ¦a8 4.ў:h7 ¦:a7+ 5.ўg6 ўg2 и черные выигрывают.

1...Ґh7+ 2.ўg4!

2.ўf4? e2 3.¦e3 Ґ:d3 и черные  выигрывают, т. к. белые не могут загнать шахами черного короля на е1.

2...e2 3.¦e3 Ґ:d3 4.¦h3+! ўg2 5.¦g3+ ўf2 6.¦f3+ ўg1 7.¦g3+ ўf1 8.¦f3+ ўe1 9.¦:d3! ¦g8+

[Другой главной линией является 9...¦e8 и тогда:

1) 10.¦b3? – недостаточна дистанция для шахов, и белые проигрывают после 10...ўd2 11.¦b2+ ўd3 12.¦b1 ¦a8! 13.ўf3 ¦:a7 14.¦b3+ ўc2 15.¦e3 ўd1.

2) 10.¦e3? – надежды белых на ничью не сбываются после 10...¦:e3 11.a8Ј ўf2 12.Јf8+ ўg1.

3) 10.¦a3! ¦g8+ (10...ўd2 11.¦a2+ ўd3 12.¦a3+ сничьей) 11.ўf4! ўf2 12.¦f3+ ўg1 (12...ўg2 13.¦g3+! ¦:g3 14.a8Ј+ – ничья) 13.¦e3! ўf1 14.¦f3+ также ведет к ничьей].

10.ўf4! ¦e8!

10...¦a8 11.¦a3 ўd1 12.¦a1+ c ничьей, т.к. дистанция для шахов достаточная, а 10...ўf2 11.¦f3+= по аналогии с рассмотренным выше.

11.ўg4!

Белый король должен оставаться на 4-м ряду, чтобы не мешать шахам ладьей, если черный король направится на королевский фланг  – 11.ўg3? ўf1 12.¦f3+ ўg1; проигрывает также 11.¦a3? ўf2 12.¦f3+ ўg2 13.¦g3+ ўh2 14.a8Ј ¦:a8 15.¦e3 ¦f8+ 16.ўg5 ¦f2 с последующим 17...ўg2-ўf1.

11...¦g8+ 12.ўf4 ¦f8+! 13.ўg3!

Здесь 13.ўg4? недостаточно, после 13...ўf2 14.¦f3+ ¦:f3 15.a8Ј ¦g3+ 16.ўf4 e1Ј черные выигрывают.

13...ўf1

13...¦g8+ 14.ўf4 с повторением.

14.¦f3+ ўg1

или 14...¦:f3+ 15.ў:f3.

15.¦e3

15.¦:f8? e1Ј+ 16.ўg4 Јe4 – забирается пешка с выигрышем.

После 15.¦e3 позиция чисто ничейная.

Несколько слов по поводу комментария гроссмейстера к этому этюду.

1) Джон Нанн подошел к присуждению этюда методически четко, упростив авторские описания вариантов этюда. Отринул очевидные варианты, а некоторые другие, более слабые рассматривает, как доказательные варианты. В этом мы солидарны с судьей.

2) Но в одном месте авторы не могут согласиться с гроссмейстером. Центральный момент этюда – позиция после 9-го хода белых.

Здесь выясняется, что после 9...¦g8+ 10.ўf4!(¦g8‘ўf4) 10...¦e8! 11.ўg4! (¦e8‘ўg4) 11...¦g8+ 12.ўf4 ¦f8+! 13.ўg3!(¦f8‘ўg3), черные, избегая позиционной ничьей, играют 13...ўf1.

Д.Нанн приводит этот вариант, но вместо ссылки на позиционную ничью пишет: «13...¦g8+ 14.ўf4 с повторением». Пусть так.

Однако далее авторский замысел отличается от комментария судьи. По авторам, так как вся попытка заканчивается ничьей, черные меняют план и играют сразу 9...¦e8!, передавая ход белым. При этом выясняется, что любой ход белым королем проигрывает, а единственно возможное 10.¦a3! определяет суть другого варианта равноценного главному.

Гроссмейстер же, сохранив все авторские варианты, сместил смысловые акценты. Вариант 9...¦e8 10.¦a3! он посчитал «другой главной линией», но более слабой и привел его как бы в скобках (я их ввожу в его тексте) как доказательный вариант, не связывая предыдущую игру с новой попыткой.

Отметим также, что положение после 10...¦e8! (при ўf4) существенно отличается от положения после 9...¦e8! (при ўg4). В первом случае белые должны играть 11.ўg4! (11.¦a3?), а во втором, наоборот, правильно только 10.¦a3! (10.ў~?).

Авторы этюда надеются, что приводимые разъяснения позволят любителям шахматной композиции лучше понять этюд.

 

Итак, мы познакомились с этюдами, прокомментированными известным гроссмейстером Джоном Нанном. Идея показа этюдов «глазами гроссмейстеров» достаточно плодотворна и, без сомнения, будет использоваться и впредь. Авторитетный взгляд гроссмейстеров приковывает к этюдам особое внимание любителей шахмат, а о влиянии этюдов на шахматистов замечательно сказано у экс-чемпиона мира В.В. Смыслова в его книге «В поисках гармонии»: «Увлечение этюдным творчеством принесло большую пользу: оно способствовало развитию эстетического понимания шахмат и совершенствованию моей игры в эндшпиле».



   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки