e3e5.com
ВСЕ СТАТЬИ АВТОРА

21.06.2007 В.Кацнельсон. Тренировка этюдами

Известно, как шахматистам полезно тренировать различные эндшпильные позиции на игровых этюдах. Нужно только подобрать соответствующие этюды. У знаменитого шахматного тренера Марка Дворецкого для этой цели составлена специальная картотека, состоящая из тысячи этюдов. В прошлом году на сайте www.e3e5.com сообщалось о юбилейном конкурсе М.Дворецкого по составлению этюдов для практиков в 2007 году, после которого картотека должна существенно пополниться.

Но этюдистам, постоянно ищущим в эндшпилях «золотые зернышки», иногда самим хочется поделиться с читателями сомнениями, огорчениями, находками. Ниже привожу уже опубликованные этюды, но представленные здесь впервые в исправленном виде. Игрокам-практикам, их тренерам рекомендую обратить внимание в них не только на основную игру, но и на всевозможные попытки, ловушки, доказательные варианты, на основании которых можно освежить и потренировать различные окончания.

#1. Леонард Кацнельсон, Владимир Кацнельсон

«Задачи и этюды», 2004, похвальный отзыв, исправление 2007 г.

Ничья

На доске вполне ясная, на вид не очень сложная позиция, такая могла случиться в практической партии. Полное материальное равенство, но посмотрите на задание: при ходе белых надо добиться ничьей. Значит, преимущество, по крайней мере, визуальное должно быть на стороне черных. Оно заключается в том, что черные превращают пешку в ферзя с шахом, после чего к атаке подключается их ладья, и они легко матуют противника.

Не поможет белым и ранний отскок короля: 1.ўa6? g1Ј 2.h8Ј  Јf1+! с быстрым матом.

1.¦h3+. Брать ладью, конечно, нельзя, а при 1...ўf2 2.¦h2 нейтрализуется опасная пешка g2.

3...ўg4 2.¦h4+ ўg5 3.¦h5+

А нельзя ли сейчас сыграть 3.h8Ј? g1Ј+ 4.Јd4 Ј:d4 5.¦:d4 ў:g6 ? Нет, этот ладейник (не без тонкостей!) выигрывается черными. После 5.¦e4 e5 6.ўb6 следует единственное 6...ўf6! (все другое ведет к ничьей). Например: 6...¦g5? 7.ўc6 ўf6 8.ўd6 ¦h5 9.¦e1 и черные в цугцванге, их позиция не подлежит усилению.

Теперь (после 3.¦h5+) королю назад ходу нет, там белых поджидает не только повторение позиции, но и другие пути к ничьей.

Но можно двигаться вверх: 3...ў:g6.

Закончилась первая небольшая прогулка – систематическое движение короля и ладьи. Кажется черные, уходя от назойливых шахов ладьи, достигли желаемого. Для победы им остался небольшой шажок королем на f7.

 Проверим любопытную ложную попытку: 4.¦h6+!? ўf7 5.h8¤+! ўe7 6.¦g6 ¦f8 7.¦:g2 ¦:h8 8.ўb6 ¦h5! 9.ўc6 ўf6! 10.¦f2+ ¦f5 11.¦h2 ¦f4! 12.¦h6+ ўf5!, и черные выигрывают, например: 13.¦h5+ ўg6 14.¦h1 ¦d4 15.ўc5 e5 16.¦f1 ўg5 17.¦g1+ ўf5 18.¦f1+ ¦f4 19.¦h1 ¦f3 20.¦h5+ ўf4 21.¦h8 e4 22.ўc4 ¦a3 23.¦h4+ ўf5 24.¦h8 e3 25.¦e8 ўf4µ. Красивая ловушка с превращением в коня, увы, не проходит!

Правильно же именно сейчас – долгожданное превращение в ферзя!

4.h8Ј! Белые пользуются тем, что черная ладья на мгновенье оказалась на одной горизонтали с белой. Это спасает их от матовой атаки.

4...g1Ј+ 5.ўa8! Выясняется, что поле «a1» черным недоступно и шаховать можно только по диагонали, при этом черный ферзь остается на неприятной, «убойной» вертикали «g».

5...Јg2+! 6.ўb8! Теперь черным недоступно поле b2.

6...Јg3+! 7.ўc8! (см. диаграмму #2).

#2

 Интересная геометрия связана со вторым систематическим движением: белый король двигался строго по горизонтали, а черный ферзь на дальнем от него расстоянии строго по вертикали. Сейчас ферзю уже недоступно поле «с3».

7...¦f8+. Точный маршрут белого короля избавил его от дальнейших шахов ферзем. На 7...Јf4 последует 8.Јh7+ ўf6 9.Јh8+ ўg6 10.Јh7+=.

7.Ј:f8 ў:h5 с полным равенством после 8.Јh8+ ўg4 9.Јg8+. Ничья.

 Этюд #1 получился после исправления позиции #3, которая была опубликована в сборнике «Задачи и этюды» #34/ 2004 в таком виде:

 #3 

Ничья

С решением: 1.h7 g2 2.¦h3+ и далее по #1, но только король в #3 идет на g6 без взятия пешки.

Что же заставило нас пойти на изменение этюда? В XXI веке этюды повсеместно проходят компьютерную проверку на современных шахматных программах, например, типа Fritz. Хотя, по остроумному выражению гроссмейстера В.Корчного, шахматные программы «безответственны» (уж больно неожиданно меняют свою оценку), они оказывают неоценимую помощь этюдистам.

А совсем недавно появились эндшпильные таблицы Налимова (Nalimov Endgame Tablebases или Nalimov EGTB). Эти таблицы (иногда их называют еще «матрицей»), где рассчитаны все 3-6-фигурные эндшпили, заменяют известную базу американского ученого Кена Томпсона (там были позиции до 5 фигур и встречались ошибки).

Евгений Налимов – талантливый ученый из Красноярска, в настоящее время живет и работает в США. Таблицы Налимова было бы несправедливо обвинить в безответственности, ошибок в них пока не нашли.

Проверяя отдельные фрагменты #3 по таблице Налимова (где число фигур, напомню, не должно быть больше 6), мы обнаружили, что позиция #4 после 1.h7 g2 2.¦h3+ ўe4 3.¦h4+ ўd3 4.h8Ј g1Ј+ 5.ўa6 Јf1! 6.¦h1! Јe2 7.¦h2 Јe4 8.¦h3+ ¦f3 9.Јd8+ ўe2 10.¦:f3 ў:f3 11.Јf6+ ўe3 не ничейная, как мы полагали, а выигрывается черными в 55 ходов(!)

 #4

При 9.¦:f3 Ј:f3 ферзевое окончание выигрывается в 57 ходов.

Нет нужды демонстрировать эти варианты, читатель сам может их найти в таблице Налимова. Этюд оказался дефектным.

На примере этого этюда хочу показать читателям, как исправляются этюды, введя их как бы в нашу творческую лабораторию.

Этюд #3 был составлен три года назад. Для начала надо было вспомнить и уточнить все нюансы позиции. Проверив варианты, мы убедились, что необходимо чуть усилить белых, добавив материал (пешку). Делать это следует аккуратно, избегая дисгармонии, ведь одно из достоинств этюда как раз и состоит в ажурной позиции. Факт, что этюд перестает быть миниатюрой, нас не очень смущал. Мы оба придерживаемся мнения, что 7-фигурные этюды (миниатюры) не намного лучше 8-фигурных. В большинстве случаях это чистая арифметика, не более. Куда же поставить белую пешку?

Она не должна мешать основной игре, пробуем установить ее на а2. Основная игра в этом случае проходит. Казалось бы, этюд, легко исправляется, но вот беда, хитрый ложный след, связанный с превращением в коня, оборачивается побочным решением: получающийся ладейный эндшпиль черным не выиграть. Поэтому надо поставить пешку так, чтобы она в процессе игры уничтожалась. Пробовали ставить ее на f7 – не получилось. Оказалось, что единственно возможное поле – g6. Кроме того, пришлось убрать первый ход, но что интересно: основная игра полностью сохранилась, включая симпатичный ложный след.

К дефектам в этюдах, так огорчительным для авторов, надо относиться как к неизбежному злу. Нет составителей, у которых не было бы «дырок». Так называют различные дефекты в этюдах (побочные решения, нерешаемости, дуали). В докомпьютерную пору в ходу была даже присказка (ее приписывали В.Чеховеру – сильному международному мастеру и одновременно известному мастеру этюдов): «Нет этюдов правильных – есть еще не опровергнутые!» Несмотря на мощную компьютерную проверку, «дырки» встречаются и в современных этюдах. Исправление этюдов не всегда приятная, но часто полезная вещь. Во-первых, несомненно, улучшается техника составления, во-вторых, иногда после исправления этюд становится даже лучше прежней версии, будь та правильной. Когда этюд после исправления остается на прежнем уровне - тоже неплохо. Но, к сожалению, некоторые этюды не поддаются исправлению вообще.

Рассмотрим некоторые другие этюдные примеры.

#5. Индржих Фриц, 1953

  Выигрыш

1.b7 ¦a7 2.¦e1+ ўd8 3.¦e7!! ў:e7 4.b8Ј, и белые выигрывают.

Замечательный комбинационный удар чехословацкого гроссмейстера по этюдам И.Фрица, но как этюд он уж слишком короток.

В #6 осуществляется попытка его развить.

#6. Владимир Кацнельсон (после И.Фрица)

МК К.Сухарева, 2006, специальный почетный отзыв, исправление 2007 г.

Выигрыш

1.с5! Вертикаль «с» следует немедленно закрыть!

Ложно было бы изменить порядок ходов: 1.hg? fg 2.c5 ¦c4=;1.ўg6? ¦:c4 2.h5 ¦:c6 4.¦a1 ¦c8 5.h6 6.ўg8=; 1.¦c1? gh 2.c7 ¦a7µ.

1...dc. 1...¦c4 2.cd ¦:c6 3.¦d1! ўe8 4.h5 g4 5.h6 g3 6.ўg7 ¦c4 7.h7±. Другой доказательный вариант 1...ўe7 требует более подробного пояснения. Доказательные варианты в отличие от главного не требуют единственности ходов белых. В этом варианте белые демонстрируют, на мой взгляд, поучительный план игры: не отвлекаясь, они упрямо надвигают пешку h: 2.h5 cd 3.h6 ўf7 и только когда черные сами уходят королем, следует точное 4.¦b1! ¦a8 5.¦b7+ ўe6 6.c7 g4 (6...¦c8 7.ўg6 g4 8.¦b6+ ўd7 9.¦b8±) 7.ўg6 (7.¦b8? ¦a7!) 7...¦g8+ 8.ўh5 ўd7 9.h7 ¦h8 10.ў:g4±.

2.hg. А вертикаль «f» надо открыть!2.ўg6? ¦a6 3.c7 f5+=.

2...fg 3.c7 3.¦a7. На 3...¦a8 последует 4.¦b1 с неизбежным 5.¦b8±.

4.¦f1+! ўe8 5.¦f7! ¦a8. Если 5...ў:f7, то 6.c8Ј±, а сейчас игра еще продолжается.

6.ўg7! Только так, не годится 6.ўg6? ¦a6+ 7.ўf5 ¦c6 8.¦h7 c4  9.ўe5 c3 10.ўd5 c2µ или 6.¦g7? ¦c8! 7.ўg6 c4 8.ўf6 c3 9.¦e7+ ўf8 10.¦d7 ўe8=.

6...¦c8 7.ўf6 с легким выигрышем, например: 7...c4  8.¦h7 c3 9.ўe6 ўf8 10.¦h8+ ўg7 11.¦:c8 c2 12.¦g8+±.

В #6 комбинационный удар И.Фрица (J.Fritz), связанный с неожиданной жертвой ладьи, осуществляется после замаскированного вступления, когда в определенном порядке одна вертикаль закрывается, другая вскрывается. Кроме того, игра здесь продолжается и после жертвы ладьи.

И в этом этюде не обошлось без исправлений. В конкурсе К.Сухарева этюд участвовал в виде

#7

Выигрыш

Нет сомнения, эта позиция более приятная, но, увы, она оказалась некорректной. По авторскому замыслу этюд решался так: 1.с5! dc 2.g5! fg и далее по #6. Однако, уже после публикации, я обнаружил довольно тонкое побочное решение: 1.¦c1! ¦a6 2.¦f1! (этот неожиданный ход ранее ускользнул от моего внимания, я рассматривая лишь 2.с7) 2...ўe7 (2...ўf7 3.g5!) 3.ўg7 ¦:c6 4.¦e1+ ўd7 5.¦e4 ўc7 6.¦f4 ўb6 7.¦:f6! ¦:c4 8.¦:d6+ ўc5 9.¦g6, и белые выигрывают.

 И в заключение приведу еще один пример. Надеюсь, читатель не посетует, что я опять демонстрирую свой этюд, но чужие «дыры» – слезы невидимые, другим не заметить...

#8. Владимир Кацнельсон

«Уральские сказы», 1991, 2 похвальный отзыв, исправление 2007 г.

Выигрыш

1.¦e1! Жертва коня мнимая: 1...ў:b8? ўg5 и пешки задерживаются.

1...f3. Не меняет дела 1...g2.

2.¦b1+. Рано 2.ўf5? g2 3.¦b1+ ўa7! 4.¤c6+ ўa6 5.¤b4+ ўa5=.

2...ўc7! Теперь на 2...ўa7 3.¤c6+ ўa6 4.¤e5 f2 5.¤g4!±.

3.ўf5. Черные из-за угрозы 4.ўg4 не успевают сыграть 3...ўd6.

3...g2 4.ўe6! Меняя направление. Как и на предыдущем ходу, рано 4.¤a6+? ўd6=.

4...f2 5.¤a6+. Но не 5.d4? f8Ј, и поле а6 недоступно коню.

5...ўc6 6.d4! (6.¤b4+ ўc5!=) 6...f1Ј 7.d5#.

Или2...ўc8 3.ўf5 g2 4.ўe6 f2 5.¤a6 f1Ј 6.¦b8#.

Этот давнишний этюд неоднократно приводился в печати, только с белой пешкой на d2. Лишь совсем недавно я обратил внимание, что в этом случае этюд имеет существенный дефект. После 5...ўc6 выигрыш достигается и другим (кроме 6.d4) путем: 6.¤b4+ ўc7 (6...ўc5 7.¤d3+) 7.¤d5+! ўc6 8.d4! с неизбежным матом или 7...ўc8 8.ўd6 f1Ј 9.¤e7+ ўd8 10.¦b8#.

Довольно красиво, но для этюда не нужно!

Автор благодарит читателей, особенно тех, кто неторопливо и внимательно ознакомился с этой статьей. Надеюсь, вы извлекли для себя пользу.




   Главная  О компании  Статьи по разделам  Лучшие партии месяца  Творческие обзоры  Портрет шахматиста  Интервью  Закрытый мир  Архив Новостей  Гостевая книга  Ссылки